Слайд 1Методы и средства квалиметрии
Слайд 3Инструментальный метод основан на использовании технических средств измерений; с его
помощью определяются, например, габариты, скорость движения, напряжение.
Расчетный метод заключается в
вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами; применяется на стадии проектирования продукции; служит для определения, например, производительности, прочности и т. д.
Статистический метод использует правила прикладной математической статистики и основан на подсчете числа событий и объектов или затрат; им определяются, например, патентно-правовые показатели.
Органолептический метод основан на анализе восприятия продукции органами чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) без применения технических измерительных средств; показатели качества при этом выражаются в баллах.
Экспертный метод учитывает мнение группы специалистов-экспертов.
Социологический метод основан на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции; сбор информации проводится путем устных или письменных опросов.
Слайд 4Показатели качества услуги
услуги — весьма специфический вид продуктов труда, отличающийся
большой разновидностью и неоднородностью.
К основным отличиям относятся:
• качество услуг трудно
оценить численно;
• клиент, потребитель услуги сам является участником технологии ее выполнения;
• мала достоверность предварительной аттестации качества услуги;
• услуги не складируются, оперативно реализуются, сразу получаются клиентом;
• услуги не могут иметь чисто материальный вид;
• применительно к конкретному клиенту нельзя сначала попробовать качество услуги (испытать), а потом вновь ее правильнее оказать;
• качество услуги, как правило, комплексно, т.е. важно качество каждой ее составляющей.
Слайд 5Показатели качества услуги
1. Качество материальных элементов, используемых при оказании услуги.
2.
Надежность оказываемой услуги (например, при оказании банковской услуги — гарантированность
получения вклада клиентом).
3. Своевременность — обеспечение предоставления услуги строго в нужное клиенту время.
4. Полнота — предоставление клиенту услуги в полном объеме.
5. Социально-психологический показатель, определяющий вежливость по отношению к клиенту, его комфортность, т.е. гибкость и предусмотрительность сотрудников, степень гармоничной увязки с оперативными запросами и пожеланиями клиентов.
6. Доступность — возможность клиентов без дополнительных проблем воспользоваться предлагаемой ему фирмой услугой.
7. Коммуникабельность — обеспечиваемая фирмой, предоставляющей услугу, возможность простых и оперативных информационных и материальных обменов.
8. Безопасность, т.е. гарантирование того, что предлагаемая услуга не причинит вреда жизни и здоровью клиента, будет безвредна для окружающей среды.
Слайд 6Процесс оценки качества услуги
Слайд 7Методология оценки уровня качества
методы оценки уровня качества делятся на
дифференциальной
оценки
комплексной оценки
Выделяют также методы оценки
смешанный
интегральный
Слайд 8Дифференциальная оценка
— простейший вид оценки уровня качества. Она применима
в трех случаях.
1. Если все показатели, характеризующие существенные свойства оцениваемого
объекта, больше (некоторые из них могут быть равны) соответствующих показателей базового объекта. В этом случае уровень качества оцениваемого объекта выше, чем базового.
2. Если все показатели, характеризующие существенные свойства оцениваемого объекта, меньше (некоторые из них могут быть равны) соответствующих показателей базового объекта. В этом случае уровень качества оцениваемого объекта ниже, чем базового.
3. Если все показатели, характеризующие существенные свойства оцениваемого объекта, равны соответствующим показателям базового объекта. В этом случае уровень качества оцениваемого объекта равен уровню качества базового объекта.
Слайд 9парное сравнение аналогичных показателей качества объектов
«Паутина качества»
1. Выбираются основные показатели
качества изделия, которые представляются в виде лучей (1-8).
2. На лучах
циклограммы откладываются значения показателей качества для оцениваемого изделия (точка а) и базового изделия (точка б).
3. На основе соединения точек образуют многоугольники и рассчитывают их площадь.
1 — производительность; 2 — удельная масса; 3 — коэффициент автоматизации; 4 — надежность; 5 — выход годового продукта; 6 — удельная занимаемая площадь; 7 — эстетические показатели; 8 — удельная установленная электрическая мощность.
Слайд 11комплексная оценка
Комплексный показатель рассчитывается как сводный параметрический индекс но формуле
где
ах - вес 1-го параметра.
При расчете сводного параметрического индекса сложной
задачей представляется определение веса параметров (коэффициентов). Наиболее распространен экспертный метод определения весовых коэффициентов. Кроме того, используются статистические и математические методы.
Слайд 12Смешанный метод
основывается на совместном применении единичных и комплексных показателей.
При этом:
- наиболее важные показатели используются как единичные;
остальные единичные показатели
объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели;
- на основе полученной совокупности групповых и единичных показателей качества оценивается уровень качества дифференциальным методом.
Слайд 13Интегральный метод
базируется на соотношении интегральных показателей уровня качества оцениваемого
изделия и базового изделия.
Интегральный показатель уровня качества определяется по формуле:
где
Q- интегральный показатель уровня качества; Еи -полезный эффект, т.е. количество единиц произведенной продукции или выполненной изделием работы за весь срок эксплуатации изделия; Рс - цена потребления продукции.
Слайд 14методы сравнения на основе экспертных оценок
шкалы уровня;
шкалы порядка (ранжирование);
шкалы отношений
Слайд 15Классификация методов оценки качества
Слайд 16Алгоритм комплексной оценки уровня качества объекта
Слайд 17Пример. Для оценки технического уровня качества часов используется оценочное число
Q, которое вычисляется по формуле:
Q = a1q1 + a2q2
+ a3q3,
где
q1 – относительный показатель изохронной погрешности P1 (определение точности хода при различной величине завода часов);
q2 – относительный показатель позиционной погрешности Р2 (определение точности хода при различном пространственном положении часов);
q3 – относительный показатель температурной погрешности;
а1, а2, а3 – весовые коэффициенты, определенные экспертным методом и равные 0,12; 0,08 и 0,8 соответственно;
Пусть у оцениваемого изделия: Р1 = 0,12 с/сут.; Р2 = 0,15 с/сут.; Р3 = 0,3 с/сут., а у базового образца: Р1б = 0,18 с/сут.; Р2б = 0,17 с/сут.; Р3б = 0,28 с/сут.
Тогда:
q1 = Р1/Р1б = 0,12/0,18 = 0, 66;
q2 = Р2 /Р2б = 0,15/0,17 = 0, 88;
q3 = Р3/ Р3б = 0,3/0,28= 1,07.
Определим комплексный показатель, характеризующий технический уровень оцениваемых часов: Q = а1q1 + a2q2 + a3q3 = 0,12 x 0, 66 + 0,08 x 0,88 + 0,8 x 1,07 = 0,08 + 0,07 + 0,9 = 1,05, т.е. технический уровень оцениваемых часов выше технического уровня базового образца.