Разделы презентаций


Методы исследования Исследование СЭ и П процессов

Содержание

Что такое МЕТОД?МЕТОДЫ - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.МЕТОД - способ организации процесса познания. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — это способы, приемы, при

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методы исследования
Исследование СЭ и П процессов

Методы исследованияИсследование СЭ и П процессов

Слайд 2Что такое МЕТОД?
МЕТОДЫ - совокупность приемов, операций овладения определенной областью

практического или теоретического знания, той или иной деятельности.

МЕТОД - способ

организации процесса познания.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование.

Исследование СЭ и П процессов

Что такое МЕТОД?МЕТОДЫ - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной

Слайд 3МЕТОД - это способ достижения цели исследования. Правильно выбранные методы

играют решающую роль в успехе той или иной исследовательской работы.

От выбора метода зависит возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата.

Исследование СЭ и П процессов

МЕТОД - это способ достижения цели исследования.   Правильно выбранные методы играют решающую роль в успехе

Слайд 4Классификация методов исследования
Исследование СЭ и П процессов

Классификация методов исследованияИсследование СЭ и П процессов

Слайд 5Методы исследования:
Накопление научного материала:
изучение литературы и источников; ознакомление с

историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.
2.

Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.
3. Проверка и уточнение фактов:
критика; уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент, проверка на практике.

Исследование СЭ и П процессов

Методы исследования:Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных

Слайд 6Общенаучные методы исследования

Общенаучные методы исследования

Слайд 8Общетеоретические методы
Исследование СЭ и П процессов

Общетеоретические методы Исследование СЭ и П процессов

Слайд 9АБСТРАКЦИЯ
(от лат. abstractio – удаление, отвлечение)

Исследователь мысленно выделяет в исследуемом

объекте только определенные свойства, признаки, характеристики и как бы «забывает»,

отвлекается от других свойств, признаков и характеристик.

Результаты абстрагирования:
обобщения, переходящие в понятия
чувственно-наглядные образы (чертежи, схемы, диаграммы, модели, графики, таблицы, карты, формулы).

Исследование СЭ и П процессов

АБСТРАКЦИЯ(от лат. abstractio – удаление, отвлечение)Исследователь мысленно выделяет в исследуемом объекте только определенные свойства, признаки, характеристики и

Слайд 10Мужчина – человек – живое существо – материальный объект


Магазин –

субъект финансово-хозяйственной деятельности – элемент рынка –
экономический субъект

Мужчина – человек – живое существо – материальный объектМагазин – субъект финансово-хозяйственной деятельности – элемент рынка –

Слайд 11КОНКРЕТИЗАЦИЯ
(от лат. concretus – сгущенный, уплотненный, сложившийся)

В процессе конкретизации

изучаемый объект включается в многообразие различных связей и отношений.
Благодаря этому

удается воссоздать возможно более полное знание о реальном явлении.
Результат конкретизации:
наглядные примеры,
частные случаи с их полным анализом и описанием.

Исследование СЭ и П процессов

КОНКРЕТИЗАЦИЯ(от лат. concretus – сгущенный, уплотненный, сложившийся) В процессе конкретизации изучаемый объект включается в многообразие различных связей

Слайд 12АНАЛИЗ
(от греч. analysis – разложение, расчленение) –

метод исследования, при котором

целое явление мысленно расчленяется на составные части, но при этом

выделенная «часть» осознается именно как часть целого.

с помощью анализа можно выявить строение исследуемого объекта, его структуру.
анализ позволяет отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного;
анализ позволяет свести сложное к простому;
если применять анализ к какому-либо развивающемуся процессу, можно выделить в этом процессе этапы, а также противоречивые тенденции.

Результат анализа:
классификации, типологии явлений;

Исследование СЭ и П процессов

АНАЛИЗ(от греч. analysis – разложение, расчленение) –метод исследования, при котором целое явление мысленно расчленяется на составные части,

Слайд 13Под анализом систем и явлений понимается процесс исследования, основанный на

декомпозиции системы и явления, с последующим определением ее статических и

динамических характеристик составляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами системы и окружающей средой

Исследование СЭ и П процессов

Под анализом систем и явлений понимается процесс исследования, основанный на декомпозиции системы и явления, с последующим определением

Слайд 14СИНТЕЗ
Синтeз - oбъeдинeниe вcex дaнныx, пoлyчeнныx в peзyльтaтe aнaлизa.
Синтeз

нe пpocтoe cyммиpoвaниe peзyльтaтoв aнaлизa.
Егo зaдaчa cocтoит в мыcлeннoм

вocпpoизвeдeнии ocнoвныx cвязeй мeждy элeмeнтaми aнaлизиpyeмoгo цeлoгo.
Под синтезом систем управления понимается процесс
создания совершенствования создания проектирования

исследуемых объектов.

Исследование СЭ и П процессов

СИНТЕЗСинтeз - oбъeдинeниe вcex дaнныx, пoлyчeнныx в peзyльтaтe aнaлизa. Синтeз нe пpocтoe cyммиpoвaниe peзyльтaтoв aнaлизa. Егo зaдaчa

Слайд 15ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ
Индyкция - пpoцecc движeния мыcли oт чacтнoгo к

oбщeмy, oт pядa фaктopoв к зaкoнy. Индyктивный пpиeм oбычнo иcпoльзyeтcя

в тex cлyчaяx, кoгдa нa ocнoвe чacтнoгo фaктa мoжнo cдeлaть вывoд, ycтaнoвить взaимocвязь мeждy oтдeльными явлeниями и кaким-либo зaкoнoм.
Дeдyкция - этo пpoцecc движeния мыcли oт oбщeгo к eдиничнoмy, от закона к факторам.

Исследование СЭ и П процессов

ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯИндyкция - пpoцecc движeния мыcли oт чacтнoгo к oбщeмy, oт pядa фaктopoв к зaкoнy. Индyктивный

Слайд 16Дедукция: На основе прогноза развития экономики России разрабатывается
стратегия развития

АПК

Индукция: На основе предпочтений потребителей по продуктовой корзине в
разных регионах

разрабатывается план поддержки сельхозпроизводителей России

Исследование СЭ и П процессов

Дедукция: На основе прогноза развития экономики России разрабатывается стратегия развития АПКИндукция: На основе предпочтений потребителей по продуктовой

Слайд 18АНАЛОГИЯ
пpиeм, в кoтopoм из cxoдcтвa двyx явлeний в oдниx ycлoвияx

дeлaeтcя вывoд o cxoдcтвe этиx явлeний в дpyгиx ycлoвияx

Мeтoд aнaлoгии

шиpoкo иcпoльзyeтcя в мoдeлиpoвaнии, тaк кaк мoдeль - aнaлoг oбъeктa, изyчaeмoгo пocpeдcтвoм мoдeлиpoвaния.

Исследование СЭ и П процессов

АНАЛОГИЯпpиeм, в кoтopoм из cxoдcтвa двyx явлeний в oдниx ycлoвияx дeлaeтcя вывoд o cxoдcтвe этиx явлeний в

Слайд 19МОДЕЛИРОВАНИЕ
Моделирование – метод, предполагающий исследование объектов познания на их заместителях

- реальных или идеальных моделях.
Моделирование способствует развитию образного и абстрактного

(теоретического) мышления.
Под моделью понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала, прототипа модели.

Исследование СЭ и П процессов

МОДЕЛИРОВАНИЕМоделирование – метод, предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях.Моделирование способствует развитию

Слайд 20логистическая модель движения товара ЗАО «СПК»,
модель бизнес процесса службы

главного энергетика ОАО «Газпром»,
структурная модель системы управления Администрации г.Екатеринбурга,


функциональная модель Администрации Губернатора Свердловской области.

Исследование СЭ и П процессов

логистическая модель движения товара ЗАО «СПК», модель бизнес процесса службы главного энергетика ОАО «Газпром», структурная модель системы

Слайд 22СРАВНЕНИЕ
Сpaвнeниe - ycтaнoвлeниe cxoдcтвa или paзличия явлeний, пpoцeccoв и oбъeктoв

в цeлoм или в кaкиx-либo пpизнaкax.

Сpaвнeниe - мeтoд, пoзвoляющий

oбнapyжить тeндeнции oбщeгo xoдa пpoцecca paзвития, вcкpыть измeнeния, пpoиcxoдящиe в paзвитии явлeния.

Исследование СЭ и П процессов

СРАВНЕНИЕСpaвнeниe - ycтaнoвлeниe cxoдcтвa или paзличия явлeний, пpoцeccoв и oбъeктoв в цeлoм или в кaкиx-либo пpизнaкax. Сpaвнeниe

Слайд 23Сравнение В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и

явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присущее

двум или нескольким объектам.
Сравнение В исследовании сравнением называется установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается

Слайд 24 Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно

должно удовлетворять двум основным требованиям:
Сравниваться должны лишь такие явления, между

которыми может существовать определенная объективная общность.
Сравнение должно осуществляться по наиболее важным признакам.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям:Сравниваться должны лишь

Слайд 25Измерение
совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с

целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.


Измерение  совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в

Слайд 26Исторический и логический метод
Областью применения исторического метода является

прежде всего, исследование человеческой истории. В экономической науке – исторических

аспектов становления экономической теории и практики.

Пример: исследование истории развития рыночной экономики, исследование становления теории финансового анализа, исследование исторических аспектов становления инноватики.

Логический метод исследования – это метод воспроизведения в мышлении сложного развивавшегося (или развившегося) объекта в форме исторической теории.

Исторический и логический метод  Областью применения исторического метода является прежде всего, исследование человеческой истории. В экономической

Слайд 27Идеализация
Это мысленное конструирование объектов которые не существуют в действительности и

вообще практически неосуществимы : точка, линия, абсолютно твердое тело, безвоздушное

пространство и т.п.

Например: идеальный начальник, идеальный преподаватель,
идеальный работник, идеальный студент

Идеализация Это мысленное конструирование объектов которые не существуют в действительности и вообще практически неосуществимы : точка, линия,

Слайд 28 Формализация

Совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от

значение понятий и смысла выражений научной теории с целью исследования

ее логических особенностей, дедуктивных и выразительных способностей.
Предпочтение отдаваемое форме перед содержанием
Формализация  Совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значение понятий и смысла выражений научной теории

Слайд 29Аксиоматический метод
Это метод, когда ряд утверждений принимается без

доказательства, а все остальные знания выводятся из них по определенным

логическим правилам. Принимаемые без доказательства положения называются аксиомами, а выводное знание фиксируется в виде теорий, законов и т.д.
Аксиоматический метод  Это метод, когда ряд утверждений принимается без доказательства, а все остальные знания выводятся из

Слайд 30Классификация и типология
Классификация – это разделение явления, а

следовательно и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть

специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого вникнуть в их сущность.

Разновидностями классификации являются декомпозиция и стратификация
Классификация и типология  Классификация – это разделение явления, а следовательно и понятий, характеризующих их, на определенные

Слайд 31 Декомпозиция – это особый вид классификации, не допускающий

произвольного критерия. Она предназначена для установления связанных между собой содержательных

элементов некоторой объективной целостности.

Стратификация – это определение слоев (страт) в многослойном явлении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления.
Декомпозиция – это особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия. Она предназначена для установления связанных

Слайд 33 Обобщение – это логическая операция, заключающаяся в том,

что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по

объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.

Типология – это группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном или идеальным образом. Отличие топологии от классификации в том, что топология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных типов.
Обобщение – это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое,

Слайд 35Методы доказательства.
Доказательство - привидение любых аргументов,
подтверждающих некоторое положение.
Корректность доказательства

определяется его строением.
В каждом доказательстве существует три элемента:
тезис
аргументы (основание)
демонстрация

Методы доказательства.Доказательство - привидение любых аргументов, подтверждающих некоторое положение.Корректность доказательства определяется его строением. В каждом доказательстве существует

Слайд 36тезис-это суждение, истинность и приятие которого устанавливается в доказательстве;
аргументы –

суждения, из которых выводится тезис;
демонстрация – логическая форма связи

названных двух элементов, обуславливающая необходимость выведения одного из другого, тезиса из аргумента.
тезис-это суждение, истинность и приятие которого устанавливается в доказательстве;аргументы – суждения, из которых выводится тезис; демонстрация –

Слайд 40Общенаучные методы
Социологические
Исследование СЭ и П процессов

Общенаучные методыСоциологическиеИсследование СЭ и П процессов

Слайд 411. Наблюдение
Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем.
В

отличие от обычного, научное наблюдение отличается тем, что:
а) оно подчинено

ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам;
б) наблюдение осуществляется по заранее обдуманной процедуре;
в) все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе;
г) предусматриваются приемы контроля получаемых данных на обоснованность и устойчивость.
Виды методов наблюдения:
по степени формализованности контролируемое (стандартизованное) и неконтролируемое (нестандартизованное).
в зависимости от положения наблюдателя различают: соучаствующее (включенное) и простое наблюдение (невключенное).
по условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации).
1. Наблюдение Под наблюдением в социологии подразумевают прямую регистрацию событий очевидцем.В отличие от обычного, научное наблюдение отличается

Слайд 422. Анализ документов
Документальной в социологии считают любую информацию, зафиксированную в

печатном или рукописном листе, на магнитной ленте, на фото- или

кинопленке.
Документы можно классифицировать по ряду оснований:
по степени персонификации они подразделяются на личные и безличные;
в зависимости от статуса - официальные и неофициальные;
по источнику информации - первичные и вторичные;
по роли социологов в происхождении документа - целевые и наличные;
особую группу материала образуют многочисленные материалы СМИ.

Основные методы анализа документов:
- традиционный (классический);
- количественный, получивший наименование контент-анализа.

Традиционный анализ документов в отличие от простого ознакомления с ними предполагает тщательное изучение существа анализируемого материала, обоснованности и достоверности приводимых в нем сведений.

Контент-анализ - это перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статической ее обработкой. Контент-анализ обычно начинается с выявления смысловых единиц, каковыми обычно выступает:
а) понятие, выраженное в словах и отдельных терминах;
б) тема, выраженная в целых смысловых фрагментах, в статьях, теле- и радио передачах;
в) имена выдающихся личностей, наименование общественных институтов организаций и учреждений;
г) целостное общественное событие, официальный документ, факт, произведение, случай, несущие смысловую общественную нагрузку.
2. Анализ документов Документальной в социологии считают любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном листе, на магнитной

Слайд 433. Опрос
Опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанный

на непосредственной связи между исследователем и респондентом с целью получения

от последнего интересующих данных в форме ответов на поставленные вопросы. Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Анкетирование

Интервьюирование

Экспертный
опрос

Социометрический
опрос

Социологическое
тестирование

Виды опросов

Классификация опросов

По форме
проведения

- контактный
- почтовый
- телефонный
- прессовый

По месту
проведения

- опросы по
месту работы
- опросы по
месту
жительства
- опрос
целевых
аудиторий

По содержанию
вопросов

- о событиях
и фактах
- о мотивах,
оценках,
мнениях

По характеру
вопросов

- прямые
- косвенные

По структуре
вопросов

- открытые
- закрытые

По функциям

- основные
- фильтрующие
- контрольные

3. Опрос Опрос - это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной связи между исследователем и

Слайд 44СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
Специфика опроса состоит прежде всего в том, что при

его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) -

непосредственный участник исследуемых социальных явлений.

Исследование СЭ и П процессов

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОССпецифика опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является

Слайд 45ИНТЕРВЬЮ
Интервью - проводимое по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт

интервьюера с респондентом.
Запись ответов фиксируется либо интервьюером, либо на плёнку.
Функции

интервью как исследовательского метода:
а) получение информации о событиях, фактах;
б) воздействие на респондента с целью изменения структуры его мотивации, ориентации.

Исследование СЭ и П процессов

ИНТЕРВЬЮИнтервью - проводимое по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом.Запись ответов фиксируется либо интервьюером,

Слайд 46ИНТЕРВЬЮ
Достоинства:

Возможность получить глубинную информацию о мнениях, мотивах, представлениях человека.

2. Сам

процесс близок к обычной беседе, что способствует возникновению непринужденного общения

и, следовательно, более искренних ответов.

З. Дает возможность увидеть эмоциональную реакцию и, в случае необходимости, провести корректировку.

4. Вербальное общение устраняет проблему «непонятного вопроса».

Недостатки:

1. Большие временные затраты (по сравнению с анкетным опросом);

2. Трудоемкость процесса подготовки нужного числа интервьюеров.

Исследование СЭ и П процессов

ИНТЕРВЬЮДостоинства:Возможность получить глубинную информацию о мнениях, мотивах, представлениях человека.2. Сам процесс близок к обычной беседе, что способствует

Слайд 47ИНТЕРВЬЮ
По содержанию интервью можно разделить на:
а) документальные - изучение событии прошлого,

уточнение фактов;
б) интервью мнений - выявление суждений, оценок, взглядов;
в) с экспертами -

т.е. со специалистами по данной проблеме.

По технике проведения интервью могут быть:
а) свободные - длительная беседа по общей программе, но без детализации вопросов. Уместно на стадии разведки;
б) стандартизированные - т.е. по полной процедуре
в) ненаправленные («терапевтические») - инициатива беседы принадлежит респонденту (дается возможность высказаться).

Исследование СЭ и П процессов

ИНТЕРВЬЮПо содержанию интервью можно разделить на:а)	документальные - изучение событии прошлого, уточнение фактов;б)	интервью мнений - выявление суждений, оценок,

Слайд 48ИНТЕРВЬЮ
По способу организации выделяют:
а) групповое - цель - вызвать дискуссию в

группе;
б) индивидуальное;
в) по телефону;
г) фокусированное интервью (фокус - группа).

Фокусированное интервью - относительно новый

вид исследования, гибрид нестандартного с панельным опросом. По сути - интервьюер выступает инициатором и ведущим групповой дискуссии по заданной теме.

Обычно предваряет проведение опроса, интервью составление анкеты.

Исследование СЭ и П процессов

ИНТЕРВЬЮПо способу организации выделяют:а)	групповое - цель - вызвать дискуссию в группе;б)	индивидуальное;в)	по телефону;г)	фокусированное интервью (фокус - группа).Фокусированное интервью

Слайд 49АНКЕТА
Анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных

на выявление количественных и качественных характеристик объекта.
Исследование СЭ и П

процессов
АНКЕТААнкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта.Исследование

Слайд 50АНКЕТА
Классификация по форме:

открытые вопросы,

рассчитанные на индивидуальные ответы в письменном

виде без предложенных социологами вариаций

закрытые вопросы

(с набором вариантов ответов), в

свою очередь, подразделяющиеся на:
альтернативные (с возможным выбором одного варианта)
неальтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа)

прямые вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений

косвенные,
проверяющие информацию прямых вопросов, дополняющие ее

Исследование СЭ и П процессов

АНКЕТАКлассификация по форме:открытые вопросы, рассчитанные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариацийзакрытые вопросы(с набором

Слайд 51АНКЕТА
Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов,

ясное указание способов ответа, которые фиксируются либо респондентом (заочный опрос),

либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Экспресс-анкета состоит из вопросов, на которые можно дать лишь один из 3-х альтернативных ответов.

Под групповым опросом понимается метод единовременного, но индивидуального анкетирования опрашиваемых, собранным в определённом месте в одном помещении.

Почтовый опрос подразумевает рассылку анкет по почте с последующим её возвратом.

Экспертным опросом называют метод получения первичной социологической информации путём опроса экспертов -высококвалифицированных специалистов по исследуемой проблеме.

Исследование СЭ и П процессов

АНКЕТААнкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, которые фиксируются либо

Слайд 52РЕЙТИНГ
Рейтинг — это такой метод опроса, когда полученные данные определяют

место того или иного явления в сравнении с другим.
Например, методом

рейтинга можно определять победителей конкурсов и соревнований не только по решению жюри, куда чаще всего входят взрослые, но и согласуясь с мнением большинства присутствующих.

Исследование СЭ и П процессов

РЕЙТИНГРейтинг — это такой метод опроса, когда полученные данные определяют место того или иного явления в сравнении

Слайд 53Общенаучные методы
Социально-психологические
Исследование СЭ и П процессов

Общенаучные методыСоциально-психологическиеИсследование СЭ и П процессов

Слайд 54СОЦИОМЕТРИЯ
Для изучения взаимоотношений в коллективах применяют социометрический метод. Вот два

его варианта: традиционный и игровой.

Традиционное применение социометрического метода. Всем

членам коллектива, входящим в какую-либо достаточно устойчивую группу задается вопрос о предпочтительных партнерах для совместных дел. По ответам и определяется группа лидеров сообщества и группа отверженных, делается вывод о степени сформированности коллектива.
Результаты могут быть представлены графически в виде социограммы.

Исследование СЭ и П процессов

СОЦИОМЕТРИЯДля изучения взаимоотношений в коллективах применяют социометрический метод. Вот два его варианта: традиционный и игровой. Традиционное применение

Слайд 55СОЦИОМЕТРИЯ
2) Игровой вариант.
Во втором случае ребятам предлагается сыграть в

импровизированную игру "Мир животных". Ведущий предлагает всем превратиться в разных

животных и прожить отведенное для игры время (например, полдня) в "шкуре этого животного". Дети могут выбирать зверей, птиц, рыб, насекомых по своему усмотрению, но при этом объяснить, почему, по какому качеству, свойству они ассоциируют себя именно с этими животными. В ходе игры наблюдатель следит, как часто и кто с кем общается, кто кем пренебрегает, чьи мнения и линия игры совпадают и чьи расходятся. По результатам игры также может быть составлена особая актосоциограмма, которая покажет формы взаимоотношений в детском коллективе.

Исследование СЭ и П процессов

СОЦИОМЕТРИЯ2) Игровой вариант. Во втором случае ребятам предлагается сыграть в импровизированную игру

Слайд 56АКВАРИУМ
«Аквариум» - метод исследования, направленный на освоение разноаспектного анализа

исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей. Предполагает одновременную работу двух

групп - внутренней и внешней. Внутренняя группа участвует в обсуждении какой-либо темы/проблемы, при этом члены внешней группы выступают в роли наблюдателей за происходящим во внутренней.

Исследование СЭ и П процессов

АКВАРИУМ «Аквариум» - метод исследования, направленный на освоение разноаспектного анализа исследуемой проблемы и развитие рефлексивных способностей. Предполагает

Слайд 57МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Мозговой штурм - метод исследования на этапе поиска новых

идей, а также их анализа и синтеза.
Мозговой штурм предполагает

запрет на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество.
После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы.

Исследование СЭ и П процессов

МОЗГОВОЙ ШТУРММозговой штурм - метод исследования на этапе поиска новых идей, а также их анализа и синтеза.

Слайд 58ТЕСТИРОВАНИЕ
Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики,

применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и

оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Исследование СЭ и П процессов

ТЕСТИРОВАНИЕТестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также

Слайд 59ТЕСТИРОВАНИЕ
Функции тестов:
Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной

целью исследования;
обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных

параметров личности и удобство математической обработки;
являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц;
способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование;
обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Исследование СЭ и П процессов

ТЕСТИРОВАНИЕФункции тестов:Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;обеспечивают возможность получения количественной оценки на

Слайд 60Общенаучные методы
Математические
Исследование СЭ и П процессов

Общенаучные методыМатематическиеИсследование СЭ и П процессов

Слайд 61Специфические
статистические
Метод сводки и группировки; Метод абсолютных, относительных и средних величин; Метод

показателей вариации; Метод корреляционно- регрессионного анализа; Метод выборочного наблюдения; Метод массового

наблюдения; Метод анализа рядов динамики; Индексный метод; Метод приведения параллельных данных; Метод построения корреляционных таблиц; Графический метод

Исследование СЭ и П процессов

СпецифическиестатистическиеМетод сводки и группировки; Метод абсолютных, относительных и средних величин;  Метод показателей вариации;  Метод корреляционно-

Слайд 62ШКАЛИРОВАНИЕ
 Шкалирование [< англ. scaling – определение масштаба, единицы измерения] –

метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем.
В социальных

науках (педагогике, психологии, социологии и др.) шкалирование является одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых с помощью наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, экспериментов, тестирования.
Большинство социальных объектов не могут быть строго фиксированы и не поддаются прямому измерению.

Исследование СЭ и П процессов

ШКАЛИРОВАНИЕ Шкалирование [< англ. scaling – определение масштаба, единицы измерения] – метод моделирования реальных процессов с помощью числовых

Слайд 63Конкретно-научные методы
Теоретические
Исследование СЭ и П процессов

Конкретно-научные методыТеоретическиеИсследование СЭ и П процессов

Слайд 64Анализ литературы, документов и продуктов деятельности человека
является одним из методов

получения первичной информации на ранних стадиях исследования для предварительного знакомства

с объектом.

Литературные источники служат основанием для анализа истории и современного состояния проблемы, дают возможность рассматривать мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создавать первичное представление о проблеме и путях ее решения.

Исследование СЭ и П процессов

Анализ литературы, документов и продуктов деятельности человекаявляется одним из методов получения первичной информации на ранних стадиях исследования

Слайд 65- письменные (печатные и рукописные: книги, журналы, газеты, мемуары, документы

личные и общественные и др.),
- изобразительные (фотографии, рисунки, плакаты, географические

карты и др.),
- вещественные (предметы быта, изделия народных промыслов, семейно-вещевые реликвии и др.),
- - технотронные (аудиовизуальные, видеовизуальные, мультимедийные или компьютерные),
- комплексные (предметы, содержащие элементы источников разных видов).

Источники
исследования:

Исследование СЭ и П процессов

- письменные (печатные и рукописные: книги, журналы, газеты, мемуары, документы личные и общественные и др.),- изобразительные (фотографии,

Слайд 66Анализ продуктов
деятельности
вспомогательный метод исследования, позволяющий судить о психических

процессах, уровне развития личности, способностях по продуктам труда — например,

рисункам, сочинениям и т. п.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач, о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества, о сдвигах в развитии личности.

Исследование СЭ и П процессов

Анализ продуктов деятельности вспомогательный метод исследования, позволяющий судить о психических процессах, уровне развития личности, способностях по продуктам

Слайд 67ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗ
Слово «гипотеза» (от лат. hypothesis) – основание, предположение, суждение

о закономерной связи явлений.

Логические
рассуждения
Интуитивное
мышление
ГИПОТЕЗА
Исследование СЭ и П процессов

ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗСлово «гипотеза» (от лат. hypothesis) – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.Логические рассужденияИнтуитивноемышлениеГИПОТЕЗАИсследование СЭ и

Слайд 68ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗ
Гипотеза – это предположительное знание, не доказанное логически и

не подтвержденное опытом.
ГИПОТЕЗА
ТЕОРИЯ
ЛОЖНОЕ
ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ
подтверждена
опровергнута
Требование к гипотезе:
Согласованность с фактическим материалом.
Исследование СЭ

и П процессов
ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗГипотеза – это предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом. ГИПОТЕЗАТЕОРИЯЛОЖНОЕПРЕДПОЛОЖЕНИЕподтвержденаопровергнутаТребование к гипотезе:Согласованность с

Слайд 69Понятийно-
терминологическая
система
Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы

или явления действительности, а также связи между ними.

Понятие образуется путем

операций обобщения и абстрагирования.
Поэтому в понятии находят свое отражение лишь основные и существенные признаки определяемых предметов.

Исследование СЭ и П процессов

Понятийно-терминологическая системаПонятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы или явления действительности, а также связи между

Слайд 70Понятийно-
терминологическая
система
Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить

признаки, входящие в его содержание.
Определение понятия – это процесс придания

термину, обозначающему то или иной предмет, смысла и значения.

Задачи определения:
Отличить и ограничить предмет от всех иных.
Раскрыть сущность предмета.

Исследование СЭ и П процессов

Понятийно-терминологическая системаОпределить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.Определение понятия –

Слайд 71Понятийно-
терминологическая
система
Требования к определению:

Должно быть соразмерным.
Не должно содержать «порочного круга».
Должно

быть ясным и четким.
Свободно от двусмысленности.
Недопусима подмена метафорами и сравнениями.
Исследование

СЭ и П процессов
Понятийно-терминологическая системаТребования к определению:Должно быть соразмерным.Не должно содержать «порочного круга».Должно быть ясным и четким.Свободно от двусмысленности.Недопусима подмена

Слайд 72Мысленный эксперимент

В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый

шаг своего воображаемого действия с объектом и яснее может увидеть

результаты этих действий.

Примеры заданий:
Что можно сделать из песка?
Что будет, если люди научатся читать мысли других?
Что нужно сделать, чтобы прекратились войны?
Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?

Исследование СЭ и П процессов

Мысленный экспериментВ ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет себе каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и

Слайд 73Конкретно-научные методы
Эмпирические
Исследование СЭ и П процессов

Конкретно-научные методыЭмпирическиеИсследование СЭ и П процессов

Слайд 74Построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о

сути и особенностях событий и ситуаций.
Методы эмпирического исследования

Построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. Методы

Слайд 75БЕСЕДА
Беседа как метод исследования отличается целенаправленными попыткам и исследователя проникнуть

во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его

поступков.

Исследование СЭ и П процессов

БЕСЕДАБеседа как метод исследования отличается целенаправленными попыткам и исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех

Слайд 76ДИАЛОГ
Диалог - метод исследования, предполагающий попеременный обмен мнениями (включая мимику

и жесты) по поводу единого предмета обсуждения с целью развития

представлений по теме.
В основе диалога лежит проблема: в диалоге сопоставляются, дополняются, уточняются различные точки зрения, аспекты рассмотрения данной проблемы.
Виды диалога: внутренний (напр., исповедь), критический (выявление проблем, анализ породивших их причин и пр.), сократический (эвристическая беседа).

Исследование СЭ и П процессов

ДИАЛОГДиалог - метод исследования, предполагающий попеременный обмен мнениями (включая мимику и жесты) по поводу единого предмета обсуждения

Слайд 77ДИСКУССИЯ
Дискуссия - метод исследования, предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями,

направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему

основанию.
В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения.

Исследование СЭ и П процессов

ДИСКУССИЯДискуссия - метод исследования, предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и

Слайд 78ДИСКУССИЯ
Этапы проведения дискуссии:
1 – явное полагание тезиса и антитезиса (как

результат критики в сложной коммуникации)
2 – предъявление каждой стороной аргументов,

подтверждающих и усиливающих точку зрения
3 – предъявление каждой стороной оснований
4 – фиксация затруднения и постановка проблемы
5 – поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет
6 – синтез.

Исследование СЭ и П процессов

ДИСКУССИЯЭтапы проведения дискуссии:1 – явное полагание тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной коммуникации)2 – предъявление

Слайд 79НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод изучения.

Под научным наблюдением

понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в

естественных условиях.

Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.

Исследование СЭ и П процессов

НАБЛЮДЕНИЕНаблюдение – наиболее распространенный и доступный метод изучения.Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса

Слайд 80Методы наблюдений характеризуют исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события

и ситуации.
прямое наблюдение – это наблюдение в реальном масштабе времени

и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций.
косвенное наблюдение – это наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации временного режима наблюдений (выбор специальных отрезков времени)
Методы наблюдений характеризуют исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации.прямое наблюдение – это наблюдение в

Слайд 81Изучение опыта
В современном, несколько более суженном смысле этот метод

понимают как изучение опыта коллективов и личностей.
В процессе научных

исследований изучают различную документацию, характеризующую процесс.
В ней содержится масса объективных данных, помогающих устанавливать причинно–следственные зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями.
Изучение документации дает, например, ценные статистические данные для установления связи между различными объектами.

Исследование СЭ и П процессов

Изучение опыта В современном, несколько более суженном смысле этот метод понимают как изучение опыта коллективов и личностей.

Слайд 82ЭКСПЕРИМЕНТ
Эксперимент проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.
Надежность экспериментальных

выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме

проверяемых, должны быть тщательно уравнены.

Исследование СЭ и П процессов

ЭКСПЕРИМЕНТ Эксперимент проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу.Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

Слайд 83 Методы эксперимента предполагают искусственное создание эксперимента, для изучения

особенностей поведения системы. Эти особенности в обычных условиях могут быть

незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и в экстремальных, они проявляются в полной мере.

Эксперимент – это изучение предметов или
явлений посредством создания искусственных,
но близких к реальности условий их проявления.
М/б модельным, мысленным,
реальным

Методы эксперимента предполагают искусственное создание эксперимента, для изучения особенностей поведения системы. Эти особенности в обычных

Слайд 85Специфические
Биология
Биоиндикация — метод, который позволяет судить о состоянии окружающей среды

по факту встречи, отсутствия, особенностям развития организмов-биоиндикаторов.
Биоиндикаторы — организмы,

присутствие, количество или особенности развития которых служат показателями естественных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания.

Лихеноиндикация – оценка состояния окружающей среды по лишайникам

Исследование СЭ и П процессов

СпецифическиеБиологияБиоиндикация — метод, который позволяет судить о состоянии окружающей среды по факту встречи, отсутствия, особенностям развития организмов-биоиндикаторов.

Слайд 86Список источников
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное

пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.
Савенков А.И. Одаренные

дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
http://portfolio.1september.ru/ (исследовательские работы)
www.it-n.ru (Интернет-портал «Сеть творческих учителей»)
http://www.researcher.ru/ (Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»)
http://www.trening.montessoricity.ru/curs/9/13.html








Исследование СЭ и П процессов

Список источниковСавенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика