Разделы презентаций


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Содержание

1.Сущность понятия метод и прием обучения2Классификация методов обучения, их характеристика, условия и критерии выбора.3.Сущность методов обучения по организации и стимулированию познавательной деятельности учащихся4.Методы контроля и диагностики результатов процесса обучения План:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Выполнила ст. гр. Ф-34п
Вистунова Ирина
Дополнил уч.гр. Ф-12
Трейтьяк Денис
МЕТОДЫ ОБУЧЕНЯ

Выполнила ст. гр. Ф-34пВистунова ИринаДополнил уч.гр. Ф-12Трейтьяк ДенисМЕТОДЫ ОБУЧЕНЯ

Слайд 2

1.Сущность понятия метод и прием обучения
2Классификация методов обучения, их характеристика,

условия и критерии выбора.
3.Сущность методов обучения по организации и стимулированию

познавательной деятельности учащихся
4.Методы контроля и диагностики результатов процесса обучения

План:

1.Сущность понятия метод и прием обучения2Классификация методов обучения, их характеристика, условия и критерии выбора.3.Сущность методов обучения по

Слайд 3 Сущность понятия метод и прием обучения
№ 1

Сущность понятия метод и прием обучения№ 1

Слайд 4История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги,

наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное

разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал - он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - это метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание - метод инструктажа; учитель использует на уроке наглядный материал - метод иллюстрации и т.д., и т.п.
История развития и становления методов обучения  весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили

Слайд 5
Отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной

деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во

взаимодействии.
Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:
1.Способы обучающей работы учителя и способы Учебной работы учащихся в их взаимосвязи;
2.Специфику их работы по достижению различных Целей обучения.

Термин "метод" происходит от греческого слова "methodos", что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату.
Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой

Слайд 6И несмотря на долгую историю развития этого понятия и на

многообразие самих методов, пока еще не сложилось единой, общепризнанной теории

методов обучения.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.


Методы реализуются в педагогической действительности в различных формах:
в конкретных действиях,
приемах,
организационных формах и т.п.
При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания.

И несмотря на долгую историю развития этого понятия и на многообразие самих методов, пока еще не сложилось

Слайд 7В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и

приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым относятся как материальные,

так и идеальные объекты, помещаемые между учителем и учащимся и используемые для эффективной организации учебной деятельности школьников.

Этими средствами являются различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.
Каждый отдельно взятый метод обучения, о чем свидетельствуют результаты фундаментальных исследований И.Я. Лернера в этой области, имеет определенную логическую структуру- индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную. Логическая структура метода обучения зависит от построения содержания учебного материала и учебной деятельности учащихся.

В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различными средствами обучения, к которым

Слайд 8Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью

обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в

содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения.

Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения : Метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта.

Философы отмечают, что в общественной и материальной действительности нет никаких методов и имеются лишь объективные законы (Тодор Павлов). То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда - в сознательной деятельности человека.

Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального

Слайд 9№2
Классификация методов обучения,
их характеристика,
условия и критерии выбора.

№2 Классификация методов обучения, их характеристика, условия и критерии выбора.

Слайд 10Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их

можно классифицировать по нескольким основаниям:

1)По источникам передачи и характеру восприятия

информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И.Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические ( лабораторные работы, сочинения и пр.).
2)По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения Лернера И.Я. - Скаткина М.Н.: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
3)По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К.Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные,самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя ); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
4)По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И.Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).
Поскольку методы обучения многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:1)По источникам передачи

Слайд 11а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);



б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные

пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

По источнику получения знаний:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые

Слайд 12Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были

периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные

педагоги - Я.А. Коменский. К.Д. Ушинский и др.- выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, "неактивными".

К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с учебником и книгой

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом

Слайд 13РАССКАЗ – метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного

материала.
ОБЪЯСНЕНИЕ- под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных

свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

БЕСЕДА - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного
УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ - значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения - стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции.

РАССКАЗ – метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. ОБЪЯСНЕНИЕ- под объяснением следует понимать словесное

Слайд 14ЛЕКЦИЯ - монологический способ изложения объемного материала используется, как правило,

в старших классах и занимает весь или почти весь урок.

Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.


РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И КНИГОЙ- важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством Учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно

ЛЕКЦИЯ - монологический способ изложения объемного материала используется, как правило, в старших классах и занимает весь или

Слайд 15Выбор методов обучения зависит:

— от общих целей образования, воспитания и

развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;
— от особенностей содержания

и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

— от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;
от цели, задач и содержания материала конкретного урока;
— от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— от возрастных особенностей учащихся; от уровня их реальных познавательных возможностей;
— от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);
— от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Выбор методов обучения зависит:— от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;—

Слайд 16 Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный метод;
Проблемный метод;
Частично-поисковый метод, или

эвристический метод;
Исследовательский метод.
Классификация методов обучения в зависимости

от характера познавательной деятельности учащихся
Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный метод; Проблемный метод; Частично-поисковый метод, или   эвристический метод; Исследовательский метод.Классификация методов обучения

Слайд 17Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации

обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного

восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества

Репродуктивный метод
Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний

Проблемный метод (проблемное изложение)
Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения

Частично-поисковый метод, или эвристический метод
Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем

Исследовательский метод.
Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем

Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и

Слайд 18Сущность методов обучения по организации и стимулированию познавательной деятельности учащихся
№3

Сущность методов обучения по организации и стимулированию познавательной деятельности учащихся№3

Слайд 19Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя

(изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной

Слайд 20Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов

являются задачи и творческие задания.
В педагогическом процессе задача является одним

из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний.

В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.

Однако роль и значение задач не следует переоценивать. Решение задач дает положительные результаты только тогда, когда оно применяется в сочетании с другими способами и средствами и когда преподаватель методически правильна и определит место задачи в учебном процессе

Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания.В педагогическом процессе

Слайд 21В обучении задачи могут выполнять различную роль. Они применяются с

целью:
1) более доказательного разъяснения на занятиях отдельных теоретических положений;


2) эффективной организации применения знаний на практике и показа практического значения теоретических положений;
3) повторения, воспроизведения и закрепления знаний;
4) контроля и самоконтроля знаний, умений;
5) формирования умений творческого использования знаний в новых условиях; 6) организации целенаправленной подготовки студентов к очередной лекции, семинарским, практическим и другим занятиям

Задачи могут быть использованы на:
лекциях,
семинарских, практических занятиях,
консультациях,
во время учебной и
производственной практик
и т. д.

В обучении задачи могут выполнять различную роль. Они применяются с целью: 1) более доказательного разъяснения на занятиях

Слайд 22Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной

деятельности обучающихся.
Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала,

выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и часто примёняются на семинарских, лабораторных занятиях, зачетах, экзаменах.

Общеизвестно, что вопросы, направленные на актуализацию ранее усвоенных знаний и их

воспроизведение лишь частично активизируют мыслительную деятельность обучающихся.

В основном применяются вопросы, требующие:
1) восстановления ранее усвоенных знаний и их воспроизведения;
2) поиска новых знаний, глубокого анализа фактов, их сравнения, сопоставления.

Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся.Преподаватели широко используют вопросы направленные на

Слайд 23Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к

продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Определяется 3 типа отношения

к учению – положительное, безразличное и отрицательное.

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя.

Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.Определяется

Слайд 24Методы контроля и диагностики результатов процесса обучения
№4

Методы контроля и диагностики результатов процесса обучения№4

Слайд 25Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в

той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Первым звеном

в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания учащихся. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года.

Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки – обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемого, уровень и цели обучения, конкретные условия.
Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала обучаемые повторяют изученный ранее..

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их

Слайд 26Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний, умений учащихся

по целому разделу или значительной теме курса.
Пятым звеном системы

является итоговая проверка и учет знаний, умений учащихся, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса.

Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность студентов применять полученные при изучении различных учебных предметов знания и умения для решения практических задач.
Главная функция комплексной проверки – диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность студентов объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.

Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний, умений учащихся по целому разделу или значительной теме курса.

Слайд 27Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями

и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль – операция сопоставления,

сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Необходимо отметить, что в педагогической и методической литературе термин «контроль» часто используется в трактовке, включающей все перечисленные выше виды диагностики.
Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения. Контроль

Слайд 28Список литературы:
Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие.

– СПб.: Питер, 2006. – 304 с: ил. – (Серия

«Учебное пособие»).

Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: просвещение, 1984. – 496 с.

Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. – 432 с.

eusi/lib/pidkasistyj_pedagogika/7.shtml

math.bspu.unibel/mathinform/2kurs/htm/4Th.htm

studsovetnic/lekcii/lekcia_5.html

http://xreferat.ru

Список литературы:Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика