Слайд 1Презентация на тему: «Методы обучения глухих устной речи»
Подготовили студентки
4
курса, 411 группы
Борисенкова Е.Г.
Лазутина Ю.С.
Проверила
Казанская В.Л
Слайд 2Первые попытки обучения глухих приходятся на период 15 века.
Слайд 3 В Испании Педро Понсо де Леон создал оригинальный индивидуальный
метод обучения глухих детей из аристократических семей. Использовал в методике
различные виды речи: устную, письменную, дактильную, жестовую.
Слайд 4 Э.Р. Каррион в своей практике опирался в обучении глухих
на тактильно-вибрационные ощущения и остатки слуха.
Слайд 5 К концу 18 века определились два противостоящих друг другу
метода:
Мимический
Устный
Слайд 6 В 1770 г. во Франции открыта первая в мире
частная школа – Парижский институт глухонемых, организатором которой был Шарль
Мишель де Эппе, который стал создателем мимического метода
Слайд 7 Мимический метод, при котором обучение словесной речи строилось на
основе специально созданной системы жестов. Словесная речь формировалась в дактильном
и письменном видах. Устной речи отводилось скромное место.
Слайд 8 В 1778 г. Самуил Гейнике основал первый в Германии
Институт для глухонемых. Разработал свою систему обучения, получившую название устный
метод.
Слайд 9 Устный метод признавал устную речь главным средством и целью
обучения. В основе обучения лежали механические упражнения в технике произнесения
звуков, слогов, слов, фраз; упор делался на формирование произносительных навыков.
Слайд 10 Метод Жана Жака Валада-Габеля названный интуитивный (материнский) который исключал
использование жестовой речи, в дополнение к устной (звучащей) добавлял письменную
речь с применением наглядностей в виде табличек, большое значение придавалось дактильной речи.
Слайд 11 К последней четверти 19 века И. Фаттер доработав устный
метод Гейнике преобразовал его в «чистый устный метод» (звуковой)
Слайд 12 Основные признаки «чистого устного метода»:
полное исключение из обучения
мимико-жестикуляторных средств и дактилологии
письменная речь служит лишь для закрепления
материала, усвоенного в устном виде
Слайд 13 В зависимости от способа формирования произношения различаются несколько вариантов
чистого устного метода:
аналитический
синтетический
аналитико-синтетический
Слайд 14 При аналитическом обучение произношению строится исходя из отдельных звуков
или слогов и в зависимости от этого данный метод разделяется
на
звуковой
слоговой
Слайд 15 При синтетическом обучение строится исходя из слов и фраз
Слайд 16 При аналитико–синтетическом обучение строится исходя из слов, но отрабатывая
и их элементы (звуки, слоги), выделяя их из слов и
вновь сливая в единое целое.
Слайд 17 Основой обучения речи согласно этому методу была работа над
произношением. Добившись воспроизведения учащимися фонемы, переходят к ее сочетанию с
другими, ранее усвоенными фонемами, образуя при этом слова.
Слайд 18 Отработанную фонему, слог, произнесенное слово дети учатся читать с
губ, опознавать и воспроизводить в процессе чтения и письма.
Слайд 19 Применительно к русскому языку такой вариант чистого устного метода
был разработан А.Ф. Остроградским (1889), Н.М. Лаговским (1911) и Ф.А
Рау (1903).
Слайд 20 Особенность метода заключается в том, что исходным и преобладающим
материалом в работе над произношением сложат отдельные фонемы и бессмысленные
слоги.
Слайд 21 Данный метод отрицательно сказывается на речевом и умственном развитии
ребенка, не позволяет создать у него требуемого отношения к речи,
обеспечить необходимую сознательность и активность.
Слайд 22 В 1907 году в России П.Д. Енько, а
на Западе В.Пауль (1908) и П.Шуман (1905) предложили заменить звуковой
метод слоговым.
Основные положения чистого устного метода оставались прежними, подобная реформа лишь несколько нейтрализовала тенденцию к злоупотреблению работой над отдельными фонемами, содействовала достижению у глухих более слитного произношения слов.
Слайд 23 Представителем синтетического варианта чистого устного метода был метод К.
Малиша, для которого характерен отказ от работы над фонемами и
слогами.
Обучение речи, включая произношение, чтение с губ, чтение и письмо Малиш строил на материале целых слов и фраз на базе лепетной речи
Слайд 24 В результате полного отказа от работы над отдельными звуками
и словами, речь глухих страдала в отношении качества произношения фонем
и потому, несмотря на ее слитность и ритмичность, оказывалась недостаточно внятной.
Слайд 25 Одним из вариантов синтетического метода является метод Э. и
М. Гаррет, основанный на принципах «материнской школы».
Слайд 26 Для данного метода характерно полное копирование хода развития
речи слышащих детей, пренебрегая при этом спецификой дефекта глухого ребенка.
В связи с этим рекомендовалось как можно больше говорить с ребенком, так, как если бы он был слышащим.
Характерен полный отказ от работы над отдельными звуками и слогами, а так же полное игнорирование произносительных трудностей при сообщении учащимися речевого материала.
Слайд 27 Метод Гаррет, как вариант чистого устного метода не оправдался.
К тому же он полностью пренебрегал специфическими закономерностями усвоения глухими
детьми фонетической стороны речи.
Слайд 28 Методы первоначального обучение словесной речи, которые осуществляются на базе
более доступных глухими письменной и дактильной видов речи.
Слайд 29 Выдающийся русской сурдопедагог 19 века В.И. Флери предложил «смешанный»
или симультативный» метод при котором наряду с письменной, дактильной и
устной речью применялась жестовая речь.
Слайд 30 Гейдзик предложил метод «мануально-алфавитный» или «рочестерский» при котором жестовая
речь исключалась.
Слайд 31 Метод «письменных образов» предложенный Р. Линдером использовавший письменную речь
в качестве основы первоначального ее формирования.
Слайд 32 С предложением строить первоначальное обучение глухих на базе дактилологии
выступали в начале 20 века
Е. Журомский и
В. Штерн.
Слайд 33 Использование письма, дактилологии в качестве исходных форм словесной речи
обеспечивает надежную физиологическую базу для ее формирования, позволяет ускорить процесс
речевого развития учащихся, открывает возможность для отбора речевого материала, интересного детям, их потребностям в общении.
Слайд 34 Благодаря предложениям И.И. Дюшевского, Р.М. Боскис, Ф.А. Рау, С.А.
Зыкова после 40х годов и в России появился усовершенствованный метод
обучения глухих «метод первоначального образования»
Слайд 35 Обучение согласно данному методу велось в двух направлениях
Детям предлагался определенный речевой материал в письменном виде. Дети
глобально воспринимали слова и фразы написанные на карточках или доске.
Велось обучение произношению, которое строилось на материале, отобранном в порядке, отвечающем постепенному нарастанию фонетических трудностей.
Слайд 36Недостатки метода первоначального обучения:
длительный отрыв устной речи от письменной
Вплоть до конца первого полугодия второго года обучения материал устной
речи отличался от материала письменный как по объему так и по содержанию.
жесткие фонетические рамки, ограничивавшие выбор материала для устной речи, приводили к тому что необходимые слова длительное время заменялись другими, неадекватными по значению
Слайд 37 речь приобретаемая детьми не связывалась в необходимой мере с
их деятельностью, дети лишались важного условия для закрепления речевых навыков
путем их практического применения
при обучении произношению детям предлагался только тот материал, который включал уже усвоенные фонемы, переход к словам, включающим новые фонемы, осуществлялся лишь после того, как дети были в состоянии правильно произносить слова с фонемами усвоенными ранее.
Слайд 38 чтение с губ непроизносимого детьми материала письменной речи оказывалось
ненадежным, т.к не находило опоры в отраженном проговаривании учащимися слов,
которые произносит учитель.
Слайд 39 метод
С.А. Зыкова, А.Ф.Понгильской и Б.Д. Корсунской
Слайд 40 Основная идея: с первых шагов обучения предоставить глухому возможность
усваивать словесную речь в процессе непосредственного общения, связанного с различными
видами его деятельности (учебной игровой, трудовой)
В качестве исходного вида словесной речи была избрана дактилология.
Слайд 41 Данный метод позволяет детям быстро накопить обширный речевой
материал, богатый по словарю и разнообразный по синтаксическим конструкциям, пробуждает
речевую активность детей, дает им возможность уже на ранних этапах обучения пользоваться словесной речью в ее устно-дактильном виде в процессе общения.
Слайд 42 Произношение изобиловало грубыми отклонениями в звучании фонем, и затрудняло
понимание окружающими.
Слайд 43 Учитывая ошибки предыдущих методов Ф.Ф.Рау и Н.Ф.Слезиной был
разработан новый метод первоначального обучения глухих словесной речи, связанного с
применением «сокращенной системы фонем»
Слайд 44 Концентрический аналитико-синтетический полисенсорный метод обучения глухих устной речи
Слайд 45 Учитывая трудности усвоения глухими детьми дифференцированного произношения всех
фонем русского языка, на первых этапах обучения в речи должно
быть обеспечено дифференцированное произношение ограниченного числа фонем наиболее резко отличающихся друг от друга по артикуляции.
Слайд 47 В экспрессивной речи выбор речевого материала ориентирован на
то насколько этот материал по своему словарю и грамматическим формам
отвечал потребностям детей, мог быть использован в общении.
Слайд 48 В обучении грамоте дети получали возможность читать и
писать не только те буквы и слова, которые соответствовали точно
произносимым ими фонемам, но и те, которые отвечали лишь приближенному произношению фонем.
Слайд 49 Концентрический метод позволил планомерно осуществлять постановку фонем с
последовательным преодолением нарастающих произносительных трудностей. Уделяется достаточно внимания работе над
словами и словосочетаниями, постепенность метода предупреждает возникновение у учащихся негативного отношения к артикуляционным упражнениям.
Слайд 50 Возможность раннего применения материала устной речи в повседневной жизни
способствует пробуждению у детей большой речевой активности, стремлению пользоваться устным
словом.