Слайд 1Методы системного анализа
Лекция 2
Слайд 2Методы системного анализа
Методы системного анализа обеспечивают научно обоснованное решение проблем,
как при совершенствовании систем, так и при их проектировании. Они
позволяют грамотно сформулировать проблему, поставить цели исследования и проектирования, определить альтернативы решения проблем, масштабы неопределенности в каждом из рассматриваемых вариантов, выбрать критерии их оценки, сравнить альтернативы, выбрать наиболее подходящий вариант и принять решение.
Слайд 3Общие методы системного анализа
Системный подход к решению проблемной ситуации
Слайд 4Общие методы системного анализа
Основные методы системного анализа
Слайд 5Декомпозиция
Уровень декомпозиции определяется исходя из поставленных целей исследования.
При этом
требуется обеспечить выполнение двух противоречивых требований:
1) максимально подробно, всесторонне и
полно рассмотреть систему, что приводит к росту глубины декомпозиции.;
2) простота рассмотрения, приводящая к необходимости уменьшения числа уровней декомпозиции.
Слайд 6Декомпозиция
Разрешение требований декомпозиции осуществляется за счет:
включения в процесс декомпозиции только
тех компонентов, которые оказывают существенное влияние на цели исследования;
доведения
декомпозиции до простых, понятных, реализуемых уровней;
осуществления поэтапной детализации;
обеспечения возможности введения новых элементов и продолжение декомпозиции с их учетом.
Слайд 7Декомпозиция
Наиболее часто применяемые стратегии декомпозиции:
- Функциональная декомпозиция. Составляется перечень всех
функций системы, а затем выделяются так называемые функциональные подсистемы, т.е.
группы элементов системы, реализующих одну конкретную функцию. Если функции системы имеют иерархический характер, то составляется дерево функций.
- Декомпозиция по жизненному циклу. Признак выделения подсистем — изменение законов функционирования подсистем на разных этапах цикла существования системы — от замысла до гибели и утилизации. Рекомендуется применять декомпозицию по жизненному циклу, когда целью системы является оптимизация процессов и когда возможно достаточно точно определить последовательность преобразования входов в выходы
Слайд 8Декомпозиция
- Декомпозиция по физическому процессу. Данная стратегия позволяет описывать протекающие
в системе процессы, но имеет недостаток — при этом не
всегда учитываются взаимные ограничения процессов. Поэтому данную стратегию рекомендуется применять в том случае, если целью исследования является описание физического процесса как такового.
- Структурная декомпозиция. Суть этого вида декомпозиции заключается в группировке элементов системы в относительно автономные части (подсистемы различных рангов) с учетом их связей. Основным признаком структурной декомпозиции является сила связи между элементами системы
Слайд 9Декомпозиция
- Декомпозиция по входам. Осуществляется в соответствии с типом и
характером входных воздействий на систему с целью изучения особенностей ее
поведения в зависимости от этих воздействий.
- Декомпозиция по типам ресурсов. Цель этого вида декомпозиции — изучение влияния входной информации, энергии, материальных, финансовых, кадровых и других видов ресурсов на качество функционирования системы.
- Декомпозиция по выходам системы. Признаком декомпозиции служат конкретные результаты функционирования системы.
- Декомпозиция деятельности человека. Проводится с целью оценки роли человеческой деятельности в системе.
Слайд 10Общие методы системного анализа
Основные методы системного анализа
Слайд 11Анализ
Когнитивный анализ (от лат. cognition — знание) направлен на углубление
познания предметной области, связанной с рассматриваемой системой, на обеспечение четкой
формулировки целей и задач исследования, выяснение и изучение причинно-следственных связей и их количественную оценку.
Слайд 12Анализ
Этапы проведения когнитивного анализа:
формулировка целей и задач исследования;
сбор,
обработка и анализ существующей информации по предметной области, связанной с
создаваемой или совершенствуемой системой;
определение основных тенденций и законов, характеризующих процесс проводимых исследований;
определение ограничений и условий реализации исследований;
определение круга лиц, связанных с исследуемой системой, и выявление их интересов;
выработка механизма действий и путей реализации поставленной цели.
Слайд 13Анализ
Функционально-структурный анализ. В процессе функционально-структурного анализа изучаются алгоритмы функционирования и
состав, как самой исследуемой системы, так и ее подсистем и
элементов.
Слайд 14Анализ
Цель функционально-структурного анализа заключается в определении и уточнении следующих факторов:
- закономерностей и алгоритмов функционирования системы в целом, ее подсистем
и элементов;
- взаимодействий и взаимовлияний подсистем и элементов;
- пространства состояний системы;
- совокупности управляемых и неуправляемых параметров системы;
- состава системы;
- связей между подсистемами и элементами системы;
- структурных свойств системы и ее подсистем.
Слайд 15Анализ
Результатом функционально-структурного анализа является разработка заключения об оптимальности алгоритмов функционирования
и структуры системы и выработка рекомендаций и путей совершенствования системы.
Слайд 16Анализ
Структурные схемы представляют в виде графа.
В соответствии с характером
отношений между блоками системы различают иерархические, многосвязные и смешанные структуры.
По степени определенности связей между частями (блоками) системы обычно различают детерминированные, вероятностные и хаотические структуры.
Слайд 17Анализ
Граф строгой иерархической структуры
Слайд 18Анализ
Граф нестрогой иерархической структуры
Слайд 19Анализ
Граф многосвязной структуры Граф сотовой структуры
Слайд 20Анализ
Морфологический анализ. Основная идея морфологического анализа заключается в нахождении возможных
вариантов решения проблем путем комбинирования выделенных в анализируемой системе элементов,
их признаков или функций (так называемых морфологических признаков).
Морфологические исследования строятся по иерархическому принципу путем последовательной декомпозиции функций и структуры системы.
Слайд 21Анализ
Основные этапы морфологического анализа :
максимально точная формулировка проблемы для
рассматриваемой системы;
выяснение цели задачи — поиск вариантов функциональных и
структурных схем разрабатываемой системы, определение перечня ее свойств и характеристик;
выделение морфологических признаков (отдельных частей задачи), характеризующих разрабатываемую систему с позиций поставленной цели;
разработка вариантов решений для каждого морфологического признака;
Слайд 22Анализ
Этапы морфологического анализа
полный перебор всех комбинаций вариантов по всем морфологическим
признакам с проверкой каждой комбинации на соответствие условиям задачи, на
их совместимость и реализуемость;
отбор из рассмотренных комбинаций тех вариантов, которые подходят для дальнейшего рассмотрения;
выбор одного наиболее эффективного варианта в соответствии с критериями, определенными исследователем.
Слайд 24Анализ
Информационный анализ. Информационный анализ имеет очень большое значение, поскольку любая
техническая, экономическая или социальная система немыслима без информации.
При информационном
анализе исследуемая система представляется иерархической структурой.
Слайд 25Анализ
Как правило, рассматривают следующие виды информации:
осведомляющая, движущаяся от
нижних уровней иерархии к верхним;
управляющая, содержащая директивы, указания, планы
действий и т.д., движущаяся от верхних уровней иерархии к нижним;
преобразующая, определяемая алгоритмом функционирования элементов системы.
Слайд 26Анализ
Цель информационного анализа - изучение состава информации, циркулирующей в системе,
ее объема и форм представления, порядка ввода, хранения, обработки, передачи
и вывода.
Объектом исследования в данном случае выступают информационные процессы, протекающие в системе.
Слайд 27Анализ
При информационном анализе определяются:
состав информационных элементов системы;
потребности в
информации в каждом элементе системы, на каждом уровне ее иерархии;
форма, состав и структура входной и выходной информации;
источники информации;
форма, средства и структура, передачи информации;
форма, состав и структура выходной информации;
Слайд 28Анализ
состав, структура и направление информационных потоков в системе;
алгоритмы преобразования информации,
методы ее обработки в каждом информационном элементе системы;
количественные и
качественные характеристики информации и информационных процессов в системе
Слайд 29Анализ
Основные информационные характеристики:
объем информации, скорость ее обработки, ввода и вывода;
объем
и скорость (производительность) передачи информации по каждому направлению обмена;
достоверность информации;
вероятность искажения и трансформации информации;
избыточность информации;
степень дублирования информации и т.д
Слайд 30Анализ
Генетический анализ. В процессе генетического анализа исследуемые системы оцениваются
с точки зрения их происхождения и предыдущей истории развития.
Анализ
аналогов. Аналогом какой-либо системы можно назвать другую систему, созданную наподобие рассматриваемой системы, похожую на нее и могущую в определенной степени ее заменить. Метод анализа аналогов позволяет провести сравнительную оценку исследуемой системы и других существующих или разрабатываемых систем.
Слайд 31Анализ
Анализ эффективности. Позволяет оценить конечные результаты, получаемые при совершенствовании или
создании системы, т.е. ее результативность, ресурсоемкость, оперативность, надежность и другие
важные системные характеристики. Процесс оценки эффективности включает в себя выбор шкал измерений, выбор и обоснование системы показателей и критериев оценки эффективности, осуществление непосредственного оценивания, а также анализ полученных результатов и выработку рекомендаций по совершенствованию или разработке системы.
Слайд 32Анализ
Формирование требований к системе. Этот этап является заключительным этапом процесса
анализа системы. На этом этапе формулируются требования к системе и,
как правило, оформляются в виде технического задания на совершенствование или разработку системы.
Слайд 33Анализ
Методика проведения анализа систем
анализ проблемы;
определение системы;
анализ структуры системы;
формирование общей цели и основного критерия;
декомпозиция цели, выявление потребности
в ресурсах, процессах;
выявление ресурсов и процессов, композиция цели;
прогноз и анализ будущих условий;
оценка целей и средств;
отбор варианта;
диагноз существующей системы;
построение комплексной программы развития;
проектирование организации для достижения цели.
Слайд 34Синтез
Стадию синтеза можно разбить на следующие этапы:
Анализ исходной проблемы синтеза,
оценка имеющихся и формирование недостающих исходных данных.
Четкое выделение синтезируемой
системы, а также всех вышестоящих систем (надсистем), в которые входит исследуемая система. На этом этапе оцениваются и исследуются внешние воздействия на систему, их тип, характеристика и степень влияния.
Установление основных функций системы и ее элементов, учет их вклада в реализацию целей системы в целом, разработка алгоритмов их реализации. На этом этапе в первую очередь определяются основные выходы системы, их тип и характер.
Слайд 35Синтез
4) Определение альтернативных структур системы. На этом этапе изучаются состав
и возможные структуры системы, выявляются причины, объединяющие отдельные части в
некую целостность — систему. Полученная на этом этапе информация о структуре системы, роли каждого элемента позволяет оценить характер соединения элементов системы, направленность воздействий между ними, оценить степень их взаимного влияния и взаимообусловленности.
5) Определение основных процессов в системе, условий их реализации, а также состояний системы и порядка их изменений в процессе функционирования системы. Система должна рассматриваться в динамике, в развитии. На данном этапе исследуется степень управляемости каждого из процессов, его причастности к реализации функций системы. Определяются основные управляющие воздействия на систему, их тип, источники и степень влияния на систему.
Слайд 36Синтез
6) Определение и обоснование необходимого объема и форм представления информации,
методов и средств ее ввода, хранения, обработки, вывода и передачи
с учетом разработанной структуры системы и процессов функционирования. Информационный синтез осуществляется с целью оценки требуемых качественных и количественных характеристик информации, используемой в системе.
7) Определение параметров системы. Основной целью данного этапа является оценка количественных характеристик системы и ее элементов, позволяющих оценить структуру системы, процессы ее функционирования и степень реализации внешних системных задач и функций.
Слайд 37Синтез
8) Разработка модели системы. На этом этапе производится выбор типа
модели и оценивается его пригодность по критериям адекватности, реализуемости, точности,
многовариантности, сложности и другим, учитывающим специфику исследуемой системы. Осуществляется само моделирование и производится анализ полученных результатов.
9) Оценивание альтернативных вариантов систем. Разрабатывается и обосновывается схема оценивания предлагаемых вариантов, а затем реализуется сама оценка.
Слайд 38Виды проблем, решаемых с помощью системного анализа
Любое исследование начинается с
постановки проблемы и заканчивается выводами.
Проблема — это ситуация несоответствия
желаемого и существующего.
Слайд 39Виды проблем, решаемых с помощью системного анализа
Классификация проблем по назначению
:
проблемы стабилизации. Решение этого вида проблем обеспечивает компенсацию
нежелательных воздействий, их предотвращение или устранение;
проблемы развития и совершенствования. Целью решения этих проблем является повышение эффективности функционирования объектов и систем.
Слайд 40Виды проблем, решаемых с помощью системного анализа
Классификация проблем по степени
формализации:
- хорошо структурированные (или количественно сформулированные). Для их решения
обычно используются методы исследования операций. Особенности таких проблем — достоверность, строгость, точность и надежность решения;
- слабо структурированные, содержащие количественные и качественные оценки. Для их решения используются методы системного анализа;
- неструктурированные (или качественные). При решении этих проблем используются эвристические методы, а также методы экспертных оценок.
Слайд 41Виды проблем, решаемых с помощью системного анализа
Классификация проблем по степени
связанности:
- автономные и
- комплексные.
Слайд 42Виды проблем, решаемых с помощью системного анализа
Классификация проблем по характеру
проявления и уровню решения выделяют проблемы:
- рутинные, повторяющиеся. Решение
такого рода проблем осуществляется имеющимися методами, программами действий в соответствии со сложившейся обстановкой;
- селективные, аналогичные проблемы. Для решения этих проблем, как правило, имеется достаточно широкий круг методов и возможностей;
- новые, адаптационные проблемы. Эти проблемы требуют выработки новых, творческих методов их решения;
- инновационные, уникальные проблемы. Они обязательно требуют выработки новых идей, творческого, эвристического подхода, интуиции, разработки и внедрения новых технологий.
Слайд 43Этапы постановки проблемы
Постановка любой проблемы включает несколько этапов:
исследование пути
обнаружения проблемы;
оценка и рассмотрение самой проблемы;
выделение ее из
смежных проблем;
рассмотрение и оценка результатов, получаемых в результате решения проблемы.
Слайд 44Особенности научных исследований
мнимые проблемы (лежащие вне науки и лежащие внутри
науки);
отличие научной проблемы от технической задачи.
Слайд 45Способы обращения с проблемой
игнорировать проблему, не решать ее, сохранить существующее
положение дел;
частично решить проблему, выделив и решив наиболее существенные
ее части;
полностью решить проблему и оценить полученные результаты;
устранить проблему путем устранения причин, вызвавших появление проблемы.
Слайд 46Проблемная ситуация
Проблемная ситуация — это совокупность противоречий между необходимыми действиями
и незнанием способов их выполнения, между потребностями в новых знаниях
и их недостаточностью, между поставленными целями и возможностями их реализации.
Цель определения проблемной ситуации и четкой формулировки проблемы заключается в установлении ее сущности и формулировании в известных, установленных терминах.
Слайд 47Проблемная ситуация
Типичными проблемными ситуациями являются:
фактические результаты деятельности не
соответствуют их требуемому или желаемому состоянию;
существующие методы решения
проблем и задач оказываются неэффективными или непригодными для использования;
в процессе практической или научной деятельности обнаруживаются новые факты, которые не укладываются в рамки ранее существующих теорий;
одна или несколько частных теорий вступают в противоречие с более общей теорией в определенной области знаний.
Слайд 48Цели системного анализа и их реализация
Цель в общем смысле —
это мысленное предвосхищение результата деятельности.
Цель направляет и регулирует деятельность
человека
С позиций системного анализа цель означает достижение требуемого или желаемого состояния системы, способное удовлетворить исходные потребности при реальных ограничениях.
Слайд 49Цели системного анализа и их реализация
Варианты задания целей:
- жесткое
определение целей и порядка их реализации;
- определение конечной цели
без ограничений условий ее достижения;
- свобода выбора целей и порядка их достижения.
ИЛИ
- задание конечного состояния системы;
- определение порядка смены состояний;
- указание только требуемого направления движения системы без определения конечного состояния.
Слайд 50Цели системного анализа и их реализация
Свойства целей:
- зависимость от потребностей;
- субъективность;
- конкретность;
- наличие элемента неопределенности.
Цель является средством
оценки будущего результата.
Слайд 51Постановка целей системного анализа
При определении целей исходят из следующих положений:
- единая главная цель системы может и должна быть выражена
совокупностью частных целей (подцелей) системы. Главная цель, формализованная в виде целевой функции, служит критерием сравнения альтернатив решения проблемы;
- достижение главной цели, обеспечивающее наиболее эффективный вариант построения системы, является компромиссом между степенью достижения подцелей, определяемым конечным результатом и затратами ресурсов на его достижение;
- главная цель системы формируется с учетом условий существования системы, задаваемых совокупностью ограничений;
- цели решения отдельных подпроблем являются частным выражением главной цели
Слайд 52Дерево целей
Постановка целей системного анализа осуществляется в виде дерева целей.
Для построения дерева целей необходимо:
определить и систематизировать все подцели системы,
выбрать показатели, количественно характеризующие степень достижения подцелей;
определить целевую функцию, т.е. некоторые математические зависимости, количественно отражающие степень достижения как главной цели, так и подцелей системы;
определить ограничения, условия решения проблемы, аргументы целевой функции и возможные пределы их изменения;
исследовать полученные совокупности подцелей для их уточнения, расширения или замены.
Слайд 53Дерево целей
Дерево целей обычно отображается графически следующим образом:
Главная цель
1.1. Первая подцель главной цели
1.1.1. Первая подцель подцели 1.1
1.1
.2. Вторая подцель подцели 1.1
…
1.2. Вторая подцель главной цели
1.2.1. Первая подцель подцели 1.2
1.2.2. Вторая подцель подцели 1.2 ... и т.д.
Слайд 54Построение и выбор критериев
Критерий - это признак/показатель, на основании которого
производятся оценка качества системы, ее процесса функционирования, а также сравнение
альтернатив, классификации объектов и систем.
Критерии должны удовлетворять условиям измеримости, сопоставимости и существования на всем протяжении жизненного цикла исследуемой системы.
Слайд 55Построение и выбор критериев
В реальных условиях определяют не один, а
совокупность критериев, описывающих цели по-разному и дополняющих друг друга.
Слайд 56Построение и выбор критериев
При выборе критериев необходимо учитывать ограничения по
человеческим, материальным, финансовым, временным и другим ресурсам, выделяемым для проведения
системного анализа, а также интересы окружающей среды.
Слайд 57Построение и выбор критериев
Группы критериев наиболее часто встречающиеся при анализе
систем:
- экономические — прибыль, рентабельность, себестоимость и т.д.;
- технико-экономические
— производительность, надежность (безотказность, долговечность, ремонтопригодность), энергоемкость и т.д.;
- технологические — тип и объем выпускаемого продукта, характеристики его качества и пр.
Слайд 58Построение и выбор критериев
Для оценки технических систем используются следующие группы
показателей:
- функциональные — производительность, точность, надежность и т.д.;
-
технологические — трудоемкость, показатели унификации и стандартизации, экономия живого труда и т.д.;
- экономические — расход материалов и энергии, затраты на информационное обеспечение и т.д.;
- антропологические — экологичность, эргонометричность, безопасность и т.д.
Слайд 59Построение и выбор критериев
Операционные свойства технических систем определяются
1) исходом (результатом)
операции и
2) алгоритмом получения результатов.
Любая операция может быть
охарактеризована
- результативностью (Э),
- ресурсоемкостью (Р) и
- оперативностью (О).
Слайд 61Построение и выбор критериев
Показатель Yисх характеризует степень приспособленности системы
для достижения цели, т.е. характеризует комплексное свойство системы — ее
эффективность.
Понятие эффективность связано с целенаправленным процессом функционирования некоторой системы, которая создается и используется для достижения определенной цели, т.е. для получения определенного результата.
Слайд 62Показатели эффективности
Эффективность - соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами.
Эффективность системы (Э) - мера ее целесообразности, связанная с назначением
системы, выгодностью, способностью решать поставленные задачи.
Эффективность всегда связана с получением некоторого полезного результата (G).
Выигрыш приобретается ценой энергетических, информационных, денежных и прочих затрат, обеспечивающих функционирование системы, и называется платой за выигрыш (C).
Слайд 64Показатели эффективности
Если предельно допустимая плата равна С*, то
Э
= G при С < С*.
Если X - множество
параметров системы, характеризующих как элементы системы, так и связи между ними, а У - множество параметров внешней среды, тогда
Э = Э(Х, Y).
Практическую ценность представляют только те системы, для которых
Э>Э*
где Э* - некоторый пороговый уровень.
Слайд 66Общий вид показателя эффективности
Слайд 67Категории критериев эффективности
1)запаздывающие, т.е. отражающие окончательный результат функционирования системы;
2)
оперативные, позволяющие оценивать текущее состояние системы, следовательно, управлять складывающейся ситуацией.
Выбор критериев эффективности — один из самых важных этапов исследования систем.
Правильный выбор критериев эффективности эквивалентен не только правильной формулировке задач, но и определению основных направлений действий по реализации системы.
Слайд 68Требования формирования критериев оценки их эффективности
1. Представительность. Это требование означает,
что критерий эффективности должен отражать главную цель системы. При наличии
в системе нескольких целей каждая из них должна отражаться соответствующим локальным критерием эффективности, а главная цель — некоторым комплексным критерием.
2. Полнота. Критерий эффективности должен отражать по возможности все желательные и нежелательные последствия функционирования системы.
Слайд 69Требования формирования критериев оценки их эффективности
3. Измеримость, т.е. возможность представления
критерия и его составляющих в виде количественных мер. Если возможность
непосредственного измерения какого-либо свойства системы отсутствует, вводятся некоторые искусственные шкалы измерения. Другим способом решения этой задачи является переход к косвенным показателям, характеризующим рассматриваемое свойство.
4. Ясность физического смысла. Подразумевается возможность измерения критерия эффективности в количественных мерах, доступных для восприятия человеком. Данное требование ограничивает возможности объединения локальных критериев эффективности в один комплексный критерий.
Слайд 70Требования формирования критериев оценки их эффективности
5. Неизбыточность, т.е. минимизация набора
составляющих, входящих в критерий эффективности.
6. Чувствительность. Это требование определяет
необходимость достаточно существенного изменения значения критерия эффективности при изменении величин управляемых параметров.
Слайд 71Группы критериев эффективности
1) определенности, если функционирование системы происходит в строго
определенных условиях, при детерминированных параметрах системы и внешней среды;
2)
риска, если параметры системы и внешней среды являются дискретными или непрерывными случайными величинами с известными законами распределения вероятности. Основная проблема оценки эффективности в этих условиях — неясность способа определения законов распределения вероятностей параметров системы и внешней среды вследствие отсутствия, как правило, достаточного статистического материала, необходимого для исследования системы;
3) неопределенности, если показатели системы являются случайными величинами, законы распределения которых неизвестны. В этом случае для оценки эффективности используются эвристические методы, методы экспертных оценок.
Слайд 72Выработка альтернатив достижения целей
Противоречивые требования формирования альтернатив:
1) множество должно быть
достаточно полным, включая даже самые нереальные на первый взгляд альтернативы;
2)
формирование неоправданно широкого множества альтернатив потребует весьма больших затрат на исследование этого множества.
Слайд 73Выработка альтернатив достижения целей
При выработке альтернатив необходимо соблюдать следующие требования:
- альтернативы должны взаимно исключать друг друга;
- альтернативы должны
предполагать максимальное различие по выделенным признакам;
- альтернативы должны быть примерно одинаково вероятны;
- сформированное множество альтернатив должно отображать весь спектр возможностей исследования.
Слайд 74Способы формирования альтернатив
1) использование прошлого опыта;
2) рассмотрение аналогов исследуемой
системы;
3) использование знаний компетентных специалистов (экспертов, заинтересованных лиц, результатов
советов, совещаний, комиссий и т.д.);
4) увеличение числа альтернатив за счет их комбинации или модификации имеющихся альтернатив (приспособить, усилить, ослабить, заменить, переделать, объединить, использовать по-другому и т.д.);
5) инверсия — включение альтернатив, противоположных предложенным, в том числе и «нулевой» альтернативы (ничего не делать);
6) использование для генерирования альтернатив эвристических и экспертных методов — мозговой атаки, Дельфи, генерации ассоциаций, морфологических методов и т.д.
Слайд 75Реализация выбора и принятие решений
Цель системного анализа – это выбор
рационального варианта исследуемой системы.
Процедура выбора альтернатив, т.е. принятия решения, представляет
собой ряд действий над сформированным множеством альтернатив.
Слайд 76Классификации выбора альтернатив
- по условиям выбора — в условиях определенности
или риска или неопределенности;
- по числу учитываемых критериев — однокритериальные
или многокритериальные;
- по числу лиц, участвующих в выборе, — индивидуальный выбор или групповое решение.
Слайд 77Методы выбора альтернатив
1) При решении задач в условиях определенности
значение критериев эффективности и условия выбора задаются неслучайными числовыми значениями.
Для решения используются детерминированные модели и методы поиска рациональных или оптимальных решений.
При решении однокритериальных задач в этих условиях применяются классические методы оптимизации математического анализа.
Для решения многокритериальных задач в условиях определенности обычно прибегают к следующим методам: множества Парето, выделения главного критерия, лексикографической оптимизации, свертывания векторного критерия в скалярный и т.д
Слайд 78Методы выбора альтернатив
2) При решении задач в условиях риска параметры
и условия выбора являются случайными величинами и описываются законами распределения
или их числовыми характеристиками.
Задачи этого вида решаются с использованием методов теории вероятностей и математической статистики.
Слайд 79Методы выбора альтернатив
3) Задачи в условиях неопределенности характеризуются случайными условиями
и параметрами выбора, нозаконы распределения этих величин неизвестны.
Для решения используются
специальные методы выработки решений в условиях неопределенности. К ним относятся:
- метод максимина (или гарантированного результата);
- минимакса: оптимальными считаются параметры выбора, обеспечивающие минимум потерь при наихудших условиях выбора, максимизирующих потери;
- минимаксного риска (принцип Сэвиджа): оптимальными являются параметры выбора, которые при неблагоприятных условиях выбора обеспечивают минимальный риск;
- пессимизма — оптимизма (или принцип Гурвица): оптимальными считаются параметры выбора, которые обеспечивают максимальное значение взвешенного среднего эффекта при наихудших условиях выбора;
- недостаточного основания (или принцип Бернулли): если множество несовместимых альтернатив конечно, то следует считать, что все альтернативы равновероятны.
Слайд 80Внедрение результатов анализа
Процесс выполнения системного анализа должен завершаться практическим внедрением
его результатов.
При внедрении результатов системного анализа используются методы планирования,
организации и контроля выполнения принятых решений.
При планировании определяются весь необходимый перечень работ, сроки, отводимые для выполнения каждой работы, ответственные лица, схема взаимодействия иерархических уровней в организации при решении поставленных задач, механизмы контроля исполнения, мотивация исполнителей и многое другое.
Как правило, этапы исследований и практического внедрения в сложных системах сливаются и носят итеративный характер.