Слайд 1
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
Понятие и источники международного гуманитарного права.
Международное гуманитарное право
в условиях вооруженных конфликтов.
Международные стандарты прав и свобод человека.
Международные
механизмы обеспечения и защиты прав человека.
Международная правовая помощь.
Слайд 2 совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества стандарты прав
и свобод человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и
охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод (представители сибирской школы МП);
совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов (другие ученые)
Понятие международного гуманитарного права
Слайд 3Данная отрасль состоит из трех видов норм:
нормы, действующие в нормальных
ситуациях мирного времени;
нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью
их максимально возможной гуманизации;
нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях.
Понятие международного гуманитарного права согласно «сибирской концепции»
Слайд 4КОНВЕНЦИИ МОТ ПО ВАЖНЫМ
СОЦИАЛЬНЫМ АСПЕКТАМ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДА И КОЛЛЕКТИВА
(Конвенция об охране
заработной платы 1949 г.)
ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО
ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
АКТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
(Пакты 1966 г.
и протоколы к ним)
АКТЫ о статусе определенных групп людей (Конвенция о статусе беженцев 1951 г., о сокращении безгражданства 1961 г.)
Слайд 5АКТЫ по охране прав индивидов и групп людей в условиях
вооруженных конфликтов (Протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия
детей в вооруж. конфликтах 2000 г.)
ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО
ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
АКТЫ о предотвращении и пресечении действий, посягающих на права и интересы коллективов или индивидов(Конвенция относительно рабства 1953 г., против пыток 1984 г.)
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АКТЫ об основных правах и свободах (Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Хартия основных прав ЕС 2000 г.)
Слайд 6Международное гуманитарное право
в условиях вооруженных конфликтов
является инструментом
защиты прав человека в экстремальных условиях военных конфликтов;
направлено на
то, чтобы ограничить причиняемые конфликтами страдания и бедствия путем установления недопустимых методов и средств ведения военных действий, для обеспечения защиты жертв войны и гражданского населения, а также для установления ответственности и неотвратимости наказания за серьезные нарушения гуманитарного права;
состоит из двух разделов, именуемых «правом Гааги» и «правом Женевы»
Слайд 7Международное гуманитарное право
в условиях вооруженных конфликтов
Исторически первичным
является «право Гааги» или «право войны», устанавливающее права и обязанности
воюющих сторон при проведении боевых операций и ограничивающее методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних человеческих жертв и разрушений;
Нормы международного права, регламентирующие ведение военных действий, были в значительной степени кодифицированы в результате работы двух Гаагских конференций мира в 1899 г. и 1907 г. («право Гааги» - например, Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., о неупотреблении определенных видов пуль и снарядов и др.).
Слайд 8Международное гуманитарное право
в условиях вооруженных конфликтов
Новый этап
в развитии международного гуманитарного права наступил после принятия Устава ООН
1945 г.
Интенсивно развивается женевское право, принципы и нормы которого были сориентированы на защиту жертв войны (начало связывают с Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях во время сухопутной войны 1864 г. (в послед. ред. 1906, 1929 гг.)).
Основу женевского права составляют четыре Женевских конвенции 1949 г. (об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны) и два дополнительных протокола к ним 1977 г.
Слайд 9Международные стандарты прав и свобод человека
представляют собой нормативный
минимум с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в
форме его превышения либо конкретизации;
к примеру , согласно ст. 19 Устава МОТ конвенции не затрагивают какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают трудящимся более благоприятные условия, чем те, которые предусматриваются конвенцией.
Слайд 10Международные стандарты призваны выполнять следующие функции:
определение перечня прав и
свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств-участников
пактов и других конвенций;
формулирование главных черт содержания каждого из этих прав, которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;
установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне необходимых гарантий;
фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и запретами.
Слайд 11Международные стандарты:
определение перечня прав и свобод, относящихся к категории
основных и обязательных для всех государств-участников пактов и других конвенций;
формулирование
главных черт содержания каждого из этих прав, которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;
установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне необходимых гарантий;
фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями и запретами.
Слайд 12
Международные механизмы обеспечения и
защиты прав человека
В
соответствии с международными договорами сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных
функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека.
Так, в рамках ООН учреждены должность Верховного комиссара ООН по правам человека и Совет по правам человека, компетентные вносить рекомендации по ситуациям нарушения прав в мире.
Отдельными конвенциями предусмотрено создание специальных органов, таких как Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка, Комитет против пыток, Комиссия по правам человека и т. д. Эти органы наделены полномочиями по рассмотрению индивидуальных обращений и вынесению
рекомендаций.
Слайд 13
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМИТЕТЫ
Органы по защите прав и свобод
человека в рамках
Совета Европы
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ
ЧЕЛОВЕКА (ЕСПЧ)
КОМИССАР
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 14
Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ)
Правовая основа
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950
г. (раздел II); Протоколы к Конвенции, в том числе Протокол 14 ; Регламент (Правила процедуры) Суда.
Состав ЕСПЧ: число судей, входящих в состав Суда, равно числу государств-участников Конвенции; Председатель и его заместители; для рассмотрения переданных ему дел Суд заседает в составе единоличного судьи, комитетов из трех судей, Палат из семи судей и Большой палаты из семнадцати судей; Секретариат (Секретарь-канцлер Суда).
Компетенция: в ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней.
Слайд 15ПРАВА И СВОБОДЫ, ЗАЩИЩАЕМЫЕ
В РАМКАХ ЕСПЧ
Право на жизнь;
Право на
свободу и личную неприкосновенность;
Право на справедливое судебное разбирательство;
Право на уважение
частной и семейной жизни;
Свобода мысли, совести и религии;
Свобода выражения мнения;
Свобода собраний и объединений;
Право на эффективное средство правовой защиты;
Защита собственности;
Право на образование;
Право на свободные выборы;
Свобода передвижения;
Право не быть судимым или наказанным дважды;
Равноправие супругов и др.
Слайд 16УСЛОВИЯ ПРИЕМЛЕМОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЖАЛОБ В ЕСПЧ
Исчерпание внутренних средств правовой
защиты;
Соблюдение шести месяцев с даты вынесения
национальными органами окончательного
решения по делу;
Жалоба не должна являться анонимной;
или по существу аналогичной той, которая
уже была рассмотрена Судом, или уже
является предметом другой процедуры
международного разбирательства, и если
она не содержит новых относящихся к делу фактов;
Жалоба является несовместимой с положениями
Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной
или злоупотреблением правом подачи жалоб;
Заявитель не понес значительный ущерб, если только принцип уважения прав человека, как они определены в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении никакого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом (ст. 35 Конвенции).
Слайд 17Юридические последствия
постановлений ЕСПЧ на территории РФ
Пересмотр дел национальными судами
в связи
с постановлениями ЕСПЧ (например, ст. 311 АПК РФ);
Выплата справедливой компенсации потерпевшей стороне
(ст. 41 ЕКПЧ; ст. 3 Протокола № 7 ЕКПЧ);
Внесение изменений в законодательство (например,
принятие ФЗ «О компенсации за нарушение права на
судопроизводство в разумный срок…» 2010 г.)
и судебную практику (прецеденты ЕСПЧ)
Слайд 18Международная правовая помощь
Понятие «международная правовая помощь»
тесно связано с таким
явлением как
сотрудничество или «общение» государств
между собой.
Слайд 19Международная правовая помощь
«Если кто-либо убежит из Египта и уйдет
в страну
хеттов,
царь хеттов не будет его задерживать,
но вернет в
страну Рамсеса»
- первый древнейший договор о правовой помощи,
заключенный в 1296 г. до н.э. между
царем хеттов Хеттушилем III и
египетским фараоном Рамсесом II.
Слайд 20Международная правовая помощь
Традиционно, это - содействие, оказываемое
судами и другими
учреждениями юстиции
одного государства судам и
иным учреждениям другого государства
в
связи с рассмотрением
гражданских и уголовных дел.
Слайд 21Международная правовая помощь
Традиционно, это - содействие, оказываемое
судами и другими
учреждениями юстиции
одного государства судам и
иным учреждениям другого государства
в
связи с рассмотрением
гражданских и уголовных дел.
Слайд 22Международная правовая помощь
1) правовое содействие может осуществляться
также в связи
с рассмотрением
административных
(в том числе таможенных и налоговых) дел;
2)
в процесс взаимного правового сотрудничества
могут быть вовлечены не только судебные,
но и иные государственные органы;
3) включение в данный процесс вопросов
о взаимодействии органов различных
государств и международных организаций,
реализующих функции
в области защиты прав и свобод.
Слайд 23
Взаимность
Правовые основания оказания МПП
Законодательство
Международные договоры
Слайд 24МД, регулирующие другие вопросы, но содержащие
отдельные нормы о правовой
помощи
Источники регулирования
МД,
охватывающие
комплекс вопросов
правовой помощи
МД, регламентирующие
отдельные виды (формы) правовой помощи
Слайд 25
ГПК РФ: ст. 417.6. Направление и вручение
иностранному государству извещений
и
иных процессуальных документов
Направление иностранному государству извещения о
возбуждении против него
дела в суде Российской Федерации,
а также иного процессуального документа, подлежащего
вручению
иностранному государству (далее - судебное извещение),
осуществляется судом в соответствии
с применимым международным договором
Российской Федерации.
Слайд 26
АПК РФ: ст. 256. Поручения о выполнении
отдельных процессуальных действий
Арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке,
установленном международным договором
Российской Федерации или федеральным законом,
поручения иностранных судов
и компетентных органов иностранных государств
о выполнении отдельных процессуальных действий
(вручение повесток и других документов,
получение письменных
доказательств, производство экспертизы, осмотр на
месте и другие)..
Слайд 27
КАС РФ: ст. 96. Вручение судебной повестки
Иностранные лица извещаются
по правилам,
установленным настоящей статьей,
если иной порядок не установлен
международным договором Российской Федерации.
Слайд 28Установление презумпции взаимности, если стороной, против которой направлено дело, не
будет доказано иное
ВЗАИМНОСТЬ
Должна быть доказана стороной, которая испрашивает
оказание МПП
о
Устанавливается судом путем обращения в Министерство юстиции
Слайд 29Виды международной правовой помощи:
По характеру дел, рассматриваемых судами и
иными правоохранительными органами, различают: 1) правовую помощь по гражданским (в
т. ч. семейным и трудовым) делам; 2) правовую помощь по торговым (коммерческим) делам; 3) правовую помощь по административным (в т. ч. таможенным и налоговым) делам; 4) правовую помощь по уголовным делам.
Слайд 30Виды международной правовой помощи:
По виду учреждений, оказывающих международную правовую
помощь, выделяют: 1) судебные органы; 2) органы прокуратуры; 3) таможенные органы; 4)
налоговые органы; 5) органы записи актов гражданского состояния и т.д.
Слайд 31Формы международной правовой помощи:
выполнение поручений о совершении отдельных процессуальных
действий (допрос сторон, третьих лиц и свидетелей, производство экспертизы, осмотр
на месте, вручение документов, исследование и передача доказательств);
вызов участников процесса (истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, иных) в иностранное государство;
предоставление информации о праве (означает предоставление по просьбе сведений о действующем или действовавшем праве, необходимых в связи с рассмотрением гражданских или иных категорий дел), а также иной информации;
осуществление уголовного преследования;
выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления;
признание и исполнение решений и приговоров иностранных судов и др.
Слайд 32
Непосредственный
Порядок обращения суда одного
государства к суду
другого государства
Дипломатический
Традиционный
Слайд 33
СУДЕБНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ
Поручения судов о совершении отдельных
процессуальных действий
Слайд 34
СУДЕБНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ
Поручения реализуются методами процессуальных
процедур страны места исполнения
Слайд 35
СУДЕБНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ
Согласно ст. 407 ГПК РФ российские суды
исполняют...поручения иностранных
судов, а также
могут обращаться с поручениями к иностранному
суду
Слайд 36
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ФОРМЕ
Наименование запрашиваемого учреждения
Наименование запрашивающего учреждения
Наименование
дела, по которому запрашивается
помощь;
Имена и фамилии сторон, свидетелей, их место-
жительство,
гражданство, занятие;
Имена, фамилии и адреса представителей;
Содержание поручения;
Точный адрес получателя и наименование вручае-
мого документа
Слайд 37Признание и исполнение иностранных
судебных решений
В науке под признанием понимают
полное
приравнивание решения
иностранного суда к вступившему
в законную силу решению
российского суда,
то есть придание ему свойства обязательности,
неизменяемости,
исключительности,
и одновременно введение его в действие
на территории России.
Слайд 38Законодательство о признании и исполнении
иностранных судебных решений:
1) глава 31 АПК
РФ «Производство по делам
о признании и приведении в исполнение
решений
иностранных судов и иностранных
арбитражных решений» и
2) глава 45 ГПК РФ «Признание и исполнение
решений
иностранных судов и иностранных
третейских судов (арбитражей)».
Слайд 39Статья 241 АПК РФ «Признание и приведение
в исполнение решений
иностранных судов
и иностранных арбитражных решений:
Решения судов иностранных государств,
принятые
ими по спорам и иным делам,
возникающим при осуществлении
предпринимательской и иной экономической
деятельности, признаются и приводятся
в исполнение в РФ арбитражными судами,
если признание и приведение в исполнение
таких решений предусмотрено
международным договором РФ
и федеральным законом.
Слайд 40Статья 409 ГПК РФ «Признание и исполнение
решений иностранных судов»:
Решения иностранных
судов, в том числе решения
об утверждении мировых соглашений,
признаются
и исполняются
в Российской Федерации,
если это предусмотрено международным договором
Российской Федерации.
Слайд 41Признание решений иностранных судов
1) относительно статуса гражданина государства,
суд которого принял
решение;
2) о расторжении или признании недействительным
брака между российскими и иностранными
гражданами,
если в момент рассмотрения дела
хотя бы один из супругов проживал вне пределов РФ;
3) о расторжении или признании недействительным
брака между российскими гражданами,
если оба супруга в момент рассмотрения дела
проживали вне пределов РФ;
4) в других предусмотренных ФЗ случаях (например,
ст. 165 СК РФ, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).
Слайд 42Процедура признания иностранных
судебных решений
«Решения иностранных судов, которые не требуют
принудительного исполнения,
признаются без
какого-либо дальнейшего производства, если с
стороны заинтересованного лица не поступят
возражения
относительно этого»
(Ч. 1 ст. 413 ГПК РФ)
Слайд 43Процедура признания иностранных
судебных решений
«Заинтересованное лицо по месту его жительства
или
месту нахождения в течение месяца
после того, как ему стало
известно
о поступлении решения иностранного суда,
может заявить в верховный суд республики,
краевой, областной суд,
суд города федерального значения,
суд автономной области
или суд автономного округа
возражения относительно признания
этого решения. »
(Ч. 2 ст. 413 ГПК РФ)
Слайд 44Процедура признания иностранных
судебных решений
Механизм реализации иностранных
судебных решений, не подлежащих
принудительному
исполнению, не урегулирован законодательством.
Исключением является ФЗ «Об актах гражданского
состояния»
1997 г., в котором находим отдельные
элементы такого механизма.
В качестве одного из оснований для государственной
регистрации расторжения брака, усыновления
(удочерения), установления отцовства названо
соответствующее решение суда, вступившее в законную
силу.
При реализации таких судебных решений отсутствует
исполнительное производство и
нет принудительных действий против должника.