Слайд 1Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
Слайд 2Этапы развития международной специализации
Мануфактурный период: двух и трехсторонние внешнеторговые соглашения;
В
кон.XIX – пер.пол. XX века: монокультурная специализация (главным образом, сырьевых
и энергетических товаров);
Сегодня: различные формы внутриотраслевой специализации в промышленности, вывоз капитала, трансализация, межфирменная кооперация
Слайд 3Теория сравнительных издержек Д. Рикардо
Суть проблемы: 2 страны обладают определенным
количеством богатств, товаров производственного назначения, рабочей силы и т.д. В
результате разных условий производства возникает международная специализация и выигрывают обе страны.
Слайд 4Теория сравнительных издержек и кривая производственных возможностей
Без внешней торговли
Зерно
Сталь
Зерно
Сталь
С учетом
внешней торговли
Слайд 5Теория сравнительных издержек
Если возможности страны «А» позволяют произвести либо 240
т. зерна, либо 80 т. стали (соотношение издержек 1:3), (выгодно
отдать менее 3 т. зерна за 1 т. стали)
А возможности страны «Б» позволяют произвести либо 100 т. зерна, либо 100 т. стали (соотношение издержек 1:1), (выгодно получить более 1 т. зерна за 1 т. стали)
тогда участие будет выгодно для обеих стран при пропорции обмена 1т. стали:2 т. зерна
Слайд 6Выгоды от внешней торговли (денежное выражение)
Если 1 т. стали в
стране «А» стоит 300 £ и 1 т. пшеница 100
£, а в стране «Б» 1 т. стали стоит $ 400 и 1 т. пшеница $ 400, а валютный курс 1£= 2$, то
стране «А» чужая сталь обойдется в 200 £ ( своя – 300 £), а чужое зерно - 200 £ ( свое – 200 £);
стране «Б» чужая сталь обойдется в 600 $ ( своя – 400 $), а чужое зерно - 200 $ ( свое – 400 $);
Торговля будет выгодна для обеих стран
Слайд 7Принцип сравнительных преимуществ
Совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим, тогда, когда
каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже издержки
на его производство
«Основное правило каждого здравомыслящего главы семьи – никогда не пытаться сделать дома то, что дешевле купить, нежели произвести самому» А. Смит.
Слайд 8Теорема Э. Хекшера-Б. Олина
Основные причины различий в международных ценах:
Неодинаковая относительная
обеспеченность факторами производства;
Разная внутренняя потребность в тех или иных товарах
Слайд 9Теорема Э. Хекшера-Б. Олина
Страны будут стремиться экспортировать товары, требующие значительных
затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном избытке. Товары,
требующие затрат дефицитных для страны факторов производства, будут импортироваться в страну.
Слайд 10Поправки П. Самуэльсона
Имеются 2 страны, 2 товара и 2 фактора
производства
Предложение факторов в каждой стране фиксировано, они мобильны между секторами
внутри страны, но совершенно неподвижны между странами
Страны различаются между собой лишь относительной обеспеченностью факторами производства
Технология в обеих странах обеспечивает неизменный эффект от масштабов производства
Совершенная конкуренция всех ранков и свобода международной торговли
Слайд 11Предпосылка к теореме
Т.М. Рыбчинского
Следствие теоремы Хекшера-Олина: Если при неизменных
ценах и наличии только двух факторов производства происходит рост одного
из факторов производства, то это неизбежно ведет к непропорциональному увеличению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору производства, и, соответственно, сокращается производство в отрасли, менее емкой к данному фактору.
Слайд 12Теорема Рыбчинского
Рост факторов производства в одной отрасли ведет к депрессии
или даже падению производства в других.
Следствие:
Расширение производства на экспорт с
помощью относительно избыточного фактора приведет к падению производства в других отраслях, для которых данный фактор малозначим (в этих отраслях вырастет потребность в импортных товарах);
Расширение относительно недостаточного фактора приведет к росту производства в импортозамещающих отраслях (снижение потребности в импорте).
Слайд 13Парадокс В. Леонтьева
В США, где сравнительно более дешевый капитал,чем рабочая
сила, преобладает капиталоемкий импорт (а не экспорт), и трудоемкий экспорт
( а не импорт)
Объяснение: ошибочное допущение об однородности факторов производства; большие финансовые затраты на покупку сырья для производства в т.ч. американских товаров; разная эффективность использования факторов производства.
Слайд 14Модель «квалификации рабочей силы»
В производстве участвуют не три фактора производства,
а четыре: квалифицированный труд, неквалифицированный труд, капитал и земля. Относительное
изобилие профессионального персонала и высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, требующих большого количества квалифицированного труда, изобилие неквалифицированной рабочей силы способствует экспорту товаров для производства которых высокая квалификация не требуется.
Слайд 15Теория ЖЦТ(жизненный цикл товара)
Некоторые виды изделий в своем развитии проходят
цикл, состоящий из 4 этапов:
Внедрение;
Рост;
Зрелость;
Упадок,
- в результате производство будет перемещаться
в международном плане в зависимости от этапа цикла.
Слайд 16Этап внедрения
Характеристика:
Разработка нововведений в ответ на выявленную потребность;
Производство и сбыт
новых товаров внутри страны;
Незначительный экспорт из страны нововведений.
Конкурентные факторы
Почти монопольное
положение;
Сбыт основывается на уникальности, а не на цене;
Расширение характеристик товара
Слайд 17Технология производства на этапе внедрения
Мелкосерийное производство;
Внедрение методов улучшения товара;
Высокая трудоемкость
и квалификация
Слайд 18Этап роста
Увеличение экспорта из страны нововведения;
Усиление конкуренции (начинается ценовая конкуренция);
Повышение
капиталоемкости товара;
Начало расширения зарубежного производства (уменьшение экспорта, но расширение рынка)
Стандартизация
товара
Слайд 19Этап зрелости
Снижение экспорта из страны нововведения (производство размещается во многих
странах, в т.ч. в развивающихся);
Высокая стандартизация продукции;
Большая капиталоемкость;
Усиление ценовой конкуренции;
Спад
сбыта в развитых странах и рост во развивающихся.
Слайд 20Этап спада
Концентрация производства в развивающихся странах;
Превращение страны нововведения в чистого
импортера.
Слайд 21Особенности теории ЖЦТ
Соответствует производству некоторых товаров длительного пользования, потребительских, электроники;
Не
действует, если:
У товара очень короткий жизненный цикл (моральный износ), его
производство в международных масштабах не успевает развиваться;
Товар - предмет роскоши (цена малозначима);
Товары с высокими транспортными расходами (неторгуемые);
Фирма использует стратегию дифференциации.