Слайд 1Межпредметные связи и их реализация в процессе обучения физике
Лекция 6-9
Слайд 2Сущность понятия МПС
М.Планк писал: «Наука представляет собой внутреннее единое
целое. Её разделение на отдельные области обусловлено не столько природой
вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу».
Слайд 3Методологическая основа МПС учебных дисциплин
Каждая наука направлена на изучение
определенной стороны действительности. В силу единства материального мира все стороны
действительности неразрывно связаны между собой.
Слайд 4Взаимная связь отдельных наук
Ф.Энгельс «Называя физику механикой молекул, химию –
физикой атомов и, далее, биологию химией белков, я желаю этим
выразить переход одной из этих наук в другую, - следовательно, как существующую между ними связь, непрерывность, так и различие, дискретность обеих».
Слайд 5Вывод
Таким образом, между различными науками, в основе которых лежат накопленные
человеческие знания о различных сторонах деятельности, устанавливаются и складываются взаимосвязи.
Их раскрытие происходит в результате все более полного проникновения человека в диалектику природы.
Слайд 6МПС реализуются в содержании учебных дисциплин, в т.ч. физики
Так как
формирование целостного представления об окружающей действительности может быть достигнуто, если
вскрыты те связи, которые существуют между явлениями в реальной жизни, если эти связи надлежащим образом освещены, если учащимся показали, как они возникают и развиваются.
Слайд 7История МПС
Проблема МПС была поставлена в первых законах о перестройке
народного собрания – выдвигались идея целостного изучения явлений общественно -
политической жизни.
Появились комплексные программы, которые, по мнению их составителей, обеспечивали формирование целостного представления о явлениях окружающей действительности.
Слайд 8Дидактические функции МПС
1.Способствуют координации учебной функции и придают ей
межпредметную направленность.
2.Обеспечивают учащимся познание диалектики природы.
2.Стимулируют познавательную активность учащихся.
4.Способствуют систематизации
и обобщению знаний.
Слайд 9 Значение МПС
1.Повышение научного уровня знаний учащихся благодаря всестороннему
и глубокому изучению свойств тел, явлений и процессов, благодаря систематизации
и обобщению знаний при изучении различных учебных дисциплин.
2.Обеспечение системности, осознанности и прочности знаний.
3.Выработка у учащихся умений устанавливать всестороннюю связь с понятиями, законами и теориями, изучаемыми в различных дисциплинах, что ведет к повышению уровня усвоения таких общих естественнонаучных понятий как «материя», «движение», «вещество», «поле», «энергия» и т.д., фундаментальных законов (закон сохранения энергии, заряда, импульса).
Слайд 104.Формирование политехнических знаний.
5.Формирование умений и навыков, общих для разных учебных
дисциплин.
6.Форпмрование мировоззрения учащихся (при реальном МПС распространяется единство материального мира,
взаимосвязь и взаимообусловленность явлений).
7.Способствует развитию мышления и творческих способностей учащихся.
Слайд 11 Актуальность проблемы МПС
Причины:
1.Социальные – необходимо дальнейшее
ускорение научно-технического прогресса, что дает возможность осуществить лишь с помощью
образованных, всесторонне развитых людей. 2.Общенаучные - с одной стороны науки прогрессируют как единый комплекс, взаимно обогащаясь как научными идеями, так и методами познания. С другой стороны научные объяснения химических процессов невозможно без глубокого знания физики и специфических методов физической науки. Взаимопроникновение наук отражает объективную диалектику природы и общества.
3. Дидактические: диктуется дидактическими принципами и задачами формирования научного мировоззрения.
Слайд 12МПС на основе четырех уровней систематизации знаний:
1. Простые ассоциации –
факты и явления связывающееся относительно к системе данных явлений.
2. Ограниченно – системные ассоциации – в пределах учебной темы.
3. Внутри – системные ассоциации в пределах учебного предмета.
4. Межсистемные ассоциации – связи между знаниями, принадлежащими к разделам науки (МПС).
Слайд 13Классификация МПС
Информационные: Временные:
Фактические
Предшествующие
Понятийные Сопутствующие
Теоретические Перспективные
Слайд 14Примеры
Предшествующие: Давление жидкости и газов опирается на содержание природоведения, географии,
математики.
Сопутствующие: Строение атомов.
Перспективные: Молекулярно- кинетическая теория (Физика 6 класс)
– Атомы, молекулы, электрон, атом (Химия 8 класс).
Тема «Ковалентная связь» предшествует знаниям о крисстализованной решетке.
Слайд 15 Направления реализации МПС
1. Согласование по времени.
2. Преемственность
в формировании понятий и выработка обобщенных умений и навыков.
3. Единство
интерпретенции содержания понятий.
4. Единство подхода в формировании умений познавательного и практического характера.
5. Показ общности методов пояснения.
6. Устранение дублирования.
7. Формирование мировоззрения путем раскрытия общности и взаимосвязи явлений.
Слайд 16Пути реализации МПС
1. Опора на знания и умения, полученные при
изучении других предметов. Показ взаимосвязанных изучений явлений.
2. Проведение комплексных
учебных семинаров, конференций.
3. Решение задач с содержанием межпредметного характера.
4. Выполнение лабораторной работы межпредметного характера
5. Обзорная лекция обобщающего характера.
6. Привлечение учащихся к экспериментальным исследованиям, требующим применение знаний из разных предметов.
7. Проведение интегрированных уроков.
Слайд 17Способы реализации МПС
1. Показ взаимосвязанных изучений явлений
2. Опора на
знание других предметов
3. Решение задач межпредметного характера
4. Выполнение лабораторной работы
межпредметного характера
5. Проведение интегрированных уроков.