Слайд 1
МГТУ им Н.Э. Баумана.
Учебный военный центр
отдел №2 Военно-воздушных сил
Управление
подразделениями
в мирное время
Слайд 2Занятие №1
Психология личности военнослужащего
Тема№2
Психолого-педагогические аспекты
профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил Российской Федерации.
Слайд 3
Учебные вопросы:
1 Понятие личности
2 Структура психологии личности
3 Личность и воинская
деятельность
4 Влияние особенностей военной службы на личность
Слайд 4
Вступление
«Чужая душа - потемки», гласит русская пословица, подчеркивая трудности проникновения
в сложный неповторимый внутренний мир человека. Какова психология личности? Какие
методы изучения необходимо применить для ее познания? Эти вопросы всегда должны находиться в центре внимания командиров при работе с личным составом.
Слайд 6
1 Понятие личности
Под личностью в психологии понимается конкретный человек -
представитель определенного общественного класса, коллектива, занимающийся конкретным видом деятельности, сознающий
свое отношение к окружающему миру и имеющий свои индивидуальные способности.
Личность есть продукт общественного развития человека, являющийся непосредственно природным существом. Формирование личности возможно только в обществе, вне его это невозможно.
Слайд 7
1 Понятие личности
Три важнейшие психологические характеристики личности.
Во-первых - устойчивость свойств
личности.
При всей пластичности, изменчивости психических проявлений
личности все-таки отчетливо
выступает относительное
постоянство ее психологического склада, что в частности позволяет
предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.
В-третьих - активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).
Во-вторых - единство личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость - как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиваться личного благополучия при пренебрежении интересами коллектива, других людей.
Слайд 8
Личность - очень сложное целое, но в этом сложном целом
можно выделить три составляющие или как говорят психологи, три блока:
1
Понятие личности
первый –
направленность личности,
т.е. система ее отношений к
окружающему миру. Сюда
включаются мотивы
поведения личности
(мотивами называются
причины, побуждающие
личность к тому или
иному поведению, к той
или иной деятельности
в частности потребности
чувства, интересы);
второй блок –
это возможности личности
- психологические
предпосылки,
успешность ее
деятельности
(в частности способности);
третий блок –
стиль, психические
особенности
поведения личности
(темперамент
и характер).
Слайд 9
1 Понятие личности
Психика составляет духовный мир личности, который находит внешнее
выражение в поступках, в содержании высказываемых мыслей человека, в его
жестах, мимики, или же выступает только внутренне, как движение мыслей, переживания, намерения и др.
Человеческая психика является продуктом общественно-исторического развития. Психика отдельного человека развивается и нормируется под влиянием социальных условий и той деятельности, которой он занимается.
Слайд 10
1 Понятие личности
Структура психики личности воина:
Слайд 11
1 Понятие личности
Фундаментом психики человека являются психические процессы – познавательные,
эмоциональные и волевые. На их основе возникают и переживаются различные
состояния, осуществляются: формирование знаний, навыков и умений; приобретается жизненный опыт.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека.
Слайд 12
1 Понятие личности
Психические состояния представляют собой временный функциональный настрой психики,
на фоне которого протекают психические процессы и проявляются свойства личности.
Психические состояния отличается от психических процессов многообразием, сложностью, своеобразной динамичностью. Они возникают под воздействием социальных условий, результата деятельности физиологических факторов и, в свою очередь, оказывают большое влияние на деятельность и поведение воина.
Слайд 13
1 Понятие личности
Психические свойства являются высшими и более устойчивыми в
отличие от психических процессов и состояний регуляторами деятельности и поведения,
типичными для данного человека. К ним относятся направленность, темперамент, характер и способности, они формируются на основе психических процессов, состояний и образований и в свою очередь оказывают существенное влияние на них. Психические свойства определяют качественный уровень психики, её внутренние и внешние проявления.
Слайд 14
1 Понятие личности
К психическим образованиям относятся знания, навыки, умения, мнения,
убеждения, привычки, они формируются в результате взаимодействия психических процессов состояний
и свойств личности.
Слайд 15
Вопрос №2
Структура
психологии личности
Слайд 16
2 Структура психологии личности
Слайд 17
2 Структура психологии личности
В работе с подчиненными необходимо также учитывать
их темперамент, характеризующий интенсивность протекания психологических процессов. Он выражает ее
особенности, соотношение процессов возбуждения и торможения. Это соотношение порождает три основных свойства нервной системы - силу, уравновешенность, подвижность. Сочетание этих свойств называется типом нервной системы, которую различают по четырем основным типам (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Холерик - быстрый, порывистый, страстный, но неуравновешенный. Склонен к быстрому истощению, быстрой смене настроения.
Сангвиник - стремится к частой смене обстановки и впечатлений. Легко переживает неудачи. Отзывчив, активен и адаптивен.
Флегматик - невозмутим и медлителен. Всегда спокоен и выдержан, упорен и способен к длительному напряжению. Нетороплив, обычно медленно переключается на другую деятельность.
Меланхолик - имеет повышенную чувствительность, легко раним и глубоко переживает самые малозначительные события. Обладает повышенной впечатлительностью. У него может легко возникнуть резкое снижение настроения, неуверенность и подавленность.
Слайд 18
Вопрос №3
Личность
и воинская деятельность
Слайд 19
3 Личность и воинская деятельность
Понятие и психологическая структура личности военнослужащего
Структуры
человеческой психики формируются благодаря механизму интериоризации на основе усвоения структур
внешней деятельности.
(Интериориза́ция (фр. Interiorisation — переход извне внутрь, от лат. Interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим).
Слайд 20
3 Личность и воинская деятельность
Понятие и психологическая структура личности военнослужащего
В
то же время внутренние действия с помощью механизма экстериоризации предвосхищают
(подготавливают) внешние.
Экстериоризация (фр. Exteriorisation — обнаружение, проявление, от лат. Exterior — наружный, внешний), — означает переход действия из внутреннего во внешний план. Так при составлении профессиограммы, инструкции, раскрытии технологии, рефлексии. Термин происходит от латинского «exterior» — наружный, внешний и означает процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека. Противоположное действие — интериоризация
Слайд 21
3 Личность и воинская деятельность
Понятие личности в военной психологии и
педагогике
Индивид - это человек, как единичное природное существо, особь, принадлежащая
к человеческому роду. Он выступает продуктом, прежде всего, филогенетического развития, носителем врожденных качеств.
(Филогенетическое дерево (эволюционное дерево, дерево жизни) — дерево, отражающее эволюционные взаимосвязи между различными видами или другими сущностями, имеющими общего предка.
Вершины филогенетического дерева делятся на три класса: листья, узлы и (максимум один) корень. Листья — это конечные вершины, то есть те, в которые входят ровно по одному ребру; каждый лист отображает некоторый вид живых организмов (или иной объект, подверженный эволюции, например, домен белка). Каждый узел представляет эволюционное событие: разделение предкового вида на два или более, которые в дальнейшем эволюционировали независимо. Корень представляет общего предка всех рассматриваемых объектов. Ребра филогенетического дерева принято называть «ветвями».
Идея «дерева» появилась в ранних взглядах на жизнь, как на процесс развития от простых форм к сложным. Современные эволюционные биологи продолжают использовать деревья для иллюстрации эволюции, так как они наглядно показывают развитие и происхождение видов).
Слайд 22
Вопрос №4
Влияние
особенностей военной службы
на развитие
личности военнослужащего
Слайд 23
4 Влияние особенностей военной службы на развитие личности военнослужащего
Специфической особенностью
воинской деятельности является то, что ее субъекты находятся в постоянном
взаимодействии не только с различными условиями службы, используемым вооружением и оборудованием, но и друг с другом, что порождает их взаимную обусловленность и межличностную связь. При этом сам процесс взаимодействия представляется необходимым условием эффективности деятельности. Военнослужащий взаимодействует с другими людьми и окружающей реальностью в интересах поддержания равновесного состояния со средой обитания, гармонии с ней, тождества и непротиворечивости своего существования. Это непременное условие его жизни в армейских (флотских) условиях.
Слайд 24
Контрольные вопросы:
1 Понятие личности;
2 Понятие личности военнослужащего;
3 Структура личности
военнослужащего;
4 Характеристика темпераментов.
Литература:
1 «А педагогом быть обязан» учебное пособие. М.,1990;
2
Барабанщиков А.В. Основы военной психологии и педагогики. М.,1986.