Слайд 2Религия - способ жизни и мировосприятия, основанный на поклонении кумиру
или кумирам,чаще всего именуемых богами.
Слайд 3Вплоть до начала ХХ века среди мордвы были распространены ранние
формы религиозных воззрений.
Они включали культ предков (почитание умерших родственников)
и веру в божеств, олицетворяющих различные природные явления.
Слайд 5Тюштя - глава племен мокши и эрзи.
Мифологический персонаж. Он
наделен магической силой: может пахать сразу на 12, 24 лошадях,
управлять 30 сохами, 40 боронами. На лбу у него солнце, на затылке – светлый месяц, на концах волос – светящиеся звездочки. Рождается с железными пятками, с каменным теменем, с завернутыми проволокой коленями. Он красив, строен, обут и одет нарядно.
На земле он самый богатый. Одним взглядом может построить город, другим – создать людей; способен управлять явлениями природы.
Слайд 6Нишкепаз - верховный бог крестьян.
Прародитель, создатель всего сущего. Его
считали также богом огня и любви, владыкой семейной жизни.
Нишкепаз
– человек высокого роста с длинными, густыми ниспадающими волосами и белой бородой до земли. Он может превращаться в голубя, лебедя, орла, ласточку, волка, быка, коня, зайца, медведя.
Слайд 7Паксява - божество покровительница поля.
Паксява предстает в образе куропатки
или женщины с длинными ниспадающими волосами.
Во время цветения ржи в
глухую полночь божество поля издает звуки, похожие на свист или плач (к неурожаю). Также, по поверьям, она не разрешала приносить с поля домой камешки и хлеб.
Слайд 8Кудатя - божество покровитель дома.
В каждом доме было свое
божество. Наряду с добром Кудатя мог совершить зло. При переезде
в новый дом домового обычно звали домой, в противном случае оно могло прийти и навлечь на семью неприятности.
Слайд 9Персонаж, получивший в народе неоднозначную оценку. По преданиям мордвы, обитает
в крестьянском доме, и видеть его может только владелец жилища.
Рождается Куйгорож необычным способом : из петушиного или совиного яйца, высиживается хозяевами. Наделён фантастической силой, исполняет любое желание своего владельца. Постоянно требует работы и выполняет её очень быстро. При отсутствии занятия может уничтожить всё сделанное и даже убить хозяина. Чтобы такое не случилось, нужно дать ему невыполнимое задание : свить верёвку из песка, вычерпать воду из реки и т. п. Чаще всего происхождение слова связывают с понятием «куй» («змея»), откуда наличие змеиного хвоста.
Куйгорож - гном- покровитель богатства.
Слайд 10Банява - покровительница бани, здоровья, родов.
Она живет под полком
вместе со своими детьми. Обычно невидима, но иногда появляется в
образе маленькой юной голой женщины, сидящей на полке, расчесывающей длинные светлые волосы.
Кроме добра Банява способна причинить зло. Она может испугать входящего, запарить его. По традиции, входя в баню, крестились, чтобы защитить себя от гнева божества. По поверью, она моется после всех, поэтому люди оставляли воду, мыло, веник.
Также считается, что Банява помогала роженицам. После родов в ее честь готовили ритуальную кашу.
Слайд 12Варда
Полумифическое существо, хитрая, злая, завистливая девочка-оборвыш или старое злое
существо. Метка на спине Варды указывает на необычность ее происхождения,
связь с потусторонними силами.
Варда может заставить работать птиц, узнавать новости от месяца. От ее злодеяний матери оберегали детей с помощью плевка под мышки или на вышивку подола рубашки.
Слайд 13Вирява - божество покровительница леса.
По представлениям мордвы в каждом
лесу есть свое божество Вирява. Людям показывается редко, обычно в
полдень или перед заходом солнца. Внешнее описание неодинаково. В лесу – высокая тонкая женщина (как дерево), в поле – ростом со жниво. У нее длинные, ниже пояса, темные волосы. Ее кожа покрыта рыбьей чешуей; один глаз на макушке, рот как у человека, зубы большие. Может превращаться в зайца. Иногда ее видели в белой рубахе или в национальном мордовском костюме.
Видеть Виряву не к добру, но божество считается добрым: следит за порядком в лесу.
Слайд 14Каштомава – покровительница печи.
Слайд 15Ковава - богиня покровительница Луны
Ковава контролирует время, видит все,
что происходит на земле; от нее зависит здоровье людей. Поэтому
в ее честь произносились молитвы.
У Ковавы есть муж – бог покровитель Луны – Коватя.
Слайд 16Кельме Атя - старик Мороз. Божество покровитель холода.
Это божество
может быть и жестоким, и добрым. Живет в ледяном доме,
любимое место – за трубой. В сказочных сюжетах за содеянное зло Кельме Атя старается отплатить добром.
Чтобы расположить божество к себе, ему предлагают мучной кисель, который в каждом доме ставят на край подоконника, просят не дать погибнуть урожаю, не заморозить человека.
Слайд 17Нишкеава - божество покровительница пасеки.
Каждая пасека имела собственное божество,
обитающее в одном из самых больших ульев.
К ней обращались с
молянами при болезни, если она, как предполагалось, была связана с пасекой, пчелами, медом. В таких случаях молились непосредственно на пасеке. Считалось, что хорошего человека пчела не укусит (Нишкеава не позволит).
Слайд 18Свои божества были и у природных стихий:
Слайд 19Ведь Ава - божество воды и покровительница деторождения
По религиозным
воззрения мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява.
Ведява
– молодая высокая женщина с длинными, до колен, светлыми волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами.
Ведява предстает перед людьми в обнаженном виде ночью или поздно вечером; реже – с ведром в руке или в мордовской рубахе. Обычно она плещет водой или расчесывает волосы.
По поверью, у Ведявы есть муж – Ведь Атя.
Слайд 20Ведь Атя - божество воды, муж Ведь Авы.
У него
длинная седая борода, живет глубоко в воде вместе с Ведявой.
Его функции ограничены (тянет в воду утопленников). Имя Ведяти упоминается в просьбах о помощи вылечить какие-либо болезни (особенно глазные).
Слайд 21Толпаз - божество огня.
Представляется в красной рубашке, штанах, танцующим,
играющим без ветра. Толпаз сильный, приносит пользу людям, но если
рассердится – может навредить. Кроме божества воды – Ведявы, никого не боится.
В качестве жертвы божеству огня приносили красного петуха.
Слайд 22Мордва полагали, что их божества могли быть как добрыми, так
и злыми. Чтобы привлечь к себе их благоволение им приносились
жертвы. В связи с этим возникли различные религиозные обряды, семейные и общественные моления – «озксы» По мере их усложнения постепенно выделялись избранные люди, исполнявшие роль жрецов.
Моление на Троицу
Слайд 23Значительную роль отводила мордва и умершим предкам. Они считались покровителями
своих сородичей. К ним обращались с молитвами во время различных
бедствий: мора скота, болезней людей и т.п. До сих пор во многих мордовских селениях во время засухи старые люди ходят молиться на кладбище, прося предков посодействовать в этой беде. С ними "советовались" перед каждым важным делом: перед свадьбой, куплей или продажей дома, скота и т.п. Верили, что разгневавшись предки могли наслать болезни, неурожай и другие несчастья. Поэтому им, как и божествам, приносили жертвы, устраивали в их честь специальные поминальные дни.
Слайд 24
Примерно с XIV века
в среду мордвы стало проникать православие.. Несмотря на сопротивление мордвы,
русское правительство продолжало настойчиво проводить христианизацию, которая формально была завершена к концу XVIII века. Но православию не удалось полностью вытеснить дохристианские воззрения мордвы, т.к. они были тесно связаны с ее повседневным бытом. Сами православные священники, чтобы не терять верующих нередко принимали участие в общественных молениях мордвы. Наиболее дальновидные деятели русской церкви, видя негативные стороны насильственной христианизации, стали использовать для более глубокого внедрения христианства в быт мордвы и других народов Поволжского региона их родные языки.
Слайд 25Все это способствовало проникновению в народное сознание мордвы православного учения.
Постепенно место древних мордовских божеств стали занимать христианские святые, которые
смешались в народном представлении с прежними богами. Например, христианского бога мордва и сейчас называет именем своего дохристианского верховного покровителя: мокшанского Шкая или эрзянского Нишке паза.