Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов
Подготовлено учениками Березин Дмитрий Скибин Роман «9» класса:
(1711-1763)
Слайд 2Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765 гг.)
Слайд 3Биография
М. В. Ломоносова
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии
в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Сын государственного
крестьянина, Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.
Слайд 4Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»
В 19 лет
тайком от отца
М.В.Ломоносов
отправляется из деревни
Холмогоры в Москву и
поступает в Славяно
–
греко – латинскую
академию и становится одним из
лучших учеников.
Слайд 5В 1736 году
Михаила Васильевича
посылают в Германию
для изучения горного дела.
Вернувшись в Россию, он становится академиком,
профессором химии.
Слайд 6Круг интересов
Ломоносова
был очень широк: физика,
химия, астрономия,
математика, техника,
горное дело,
геология,
металлургия,
производство стекла,
мозаичное производство,
география физическая и
экономическая, история,
филология, - и
в каждой из
этих научных или
практических областей
Ломоносов оставил
значительный след.
Слайд 7В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был
основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам»,
а не только для дворян.
Слайд 9«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым
нашим университетом». А. С. Пушкин
Слайд 10Занимаясь лингвистикой, он разработал
первую научную грамматику русского языка-
«Российскую грамматику».
Слайд 11Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно занимался русской
поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской литературы, Ломоносов создал
стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Слайд 12Теория трех стилей
Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной речи (деловой,
научной, художественной) разделил язык на "три рода речений".
Теория "трех штилей"
имела демократический характер:
она ограничила употребление старославянских слов,
приблизила литературный язык к разговорному.
Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд 13Изображение грандиозных исторических событий и героических судеб (трагедии, оды)
Высокий стиль
Слайд 14Изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики (светские повести, сонеты,
стихотворения)
Средний стиль
Слайд 15Изображение обыденной жизни с использованием живой разговорной речи (комедии, басни,
сатирические
стихотворения)
Низкий стиль
Слайд 16Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая риторика в
русском языке, курс общей теории литературы. Трактат «О пользе книг
церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы
Слайд 17Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова.
«
Стихотворство - моя утеха...»,- писал он в «Российской грамматике».
Я
знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
Слайд 18Реформа стихосложения
Мы и не замечаем, что многие из научных выражений,
применяемых нами всеми сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось,
законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.
Слайд 19В итоге Ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу
заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий ученый земли русской
положил начало нашему точному научному
языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Слайд 20До Ломоносова в Русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( силлаби
по-гречески – слог ): в каждой строке было определённое количество
слов, место ударений строго не регламентировалось.
М.В.Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Слайд 21Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими
произведениями.
Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.
Слайд 23Личность Ломоносова, его
научная и литературная
деятельность сыграли
первостепенную роль в
развитии сознания
русского
общества и оставили
глубокий след в истории
русской культуры.
Слайд 24 Памятник Ломоносову
Могила М.В.Ломоносова
Слайд 25Награды имени Ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в
государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности,
в области науки, литературы и искусства.
Слайд 26Государственный музей-заповедник г. Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова - ценнейший уникальный
памятник русской культуры и искусства 18-го века