Слайд 1Мини-музей
«Мир камня»
Подготовительная группа № 5
Воспитатель Саетгалиева Л.В.
Слайд 2Цели:
Формирование у детей первичных представлений о музеях;
Формирование интереса к коллекционированию;
Познакомить
с разнообразием камней в природе, их значением в жизни человека,
с природными и искусственными камнями.
•Создание условий для экологического образования дошкольников.
•Повышение экологического сознания родителей и воспитанников.
Привлечение родителей к общественной жизни группы, посредством создания музея, пополнения экспонатов музея;
Формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения;
Развитие у детей навыков познавательной активности, обогащение словаря, навыков общения, сотрудничества, инициативности, ответственности.
Слайд 3Задачи
Н.А Рыжова «Наш дом природа»:
Знакомство с коллекцией камней, их отличительные
признаки, почему они разные. Камни – орудие труда древних людей.
Как человек использует камни (строительство, памятники, укрепления, альпинарии и т п) драгоценные камни и украшения.
Николаева С.Н:
Дети знакомятся с природными камнями: речными, морскими, куска угля, мела, гранита. Узнают их свойства: речные и морские камни твердые, крепкие, разной формы, цвета и величины, морские камни всегда гладкие и округлой формы - такими их сделало море, постоянное движение волн.
Слайд 4Хозяйка Медной Горы считалась покровительницей уральских рудокопов. Она же была
хранительницей малахита. Так и называли ее иногда Малахитница. Перед людьми
она выступала в образе сказочно богатой женщины с зелеными глазами, одетой в роскошное малахитовое платье, с изящной диадемой-кокошником, изукрашенной малахитом и драгоценными камнями. Ее чертоги украшали малахит, алмазы и цветы самородной меди.
Это во владения Хозяйки Медной Горы опускались шахты. Это в ее царстве ветвились коридоры штолен и штреков, в темных лабиринтах которых при свете сальных свечей сновала армия изможденных людей.
Слайд 5Разделы:
Камни и минералы
Камни нам строить и жить помогают
Камни украшают
Камни пишут
и рисуют
Камни помогают по хозяйству
Слайд 6Нам камни строить и жить помогают
Кирпич - древнейший строительный материал,
известный человечеству, производится и применяется не одно тысячелетие, но и
сегодня он по-прежнему находит широкое применение для сооружения различных конструкций - от простых заборов до роскошных особняков. В середине XIX века была построена кольцевая обжиговая печь а также ленточный пресс, обусловившие переворот в технике производства. В конце XIX века стали строить сушилки. В это же время появились глинообрабатывающие машины бегуны, вальцы, глиномялки.
Слайд 7Из всех строительных материалов созданных руками человека, кирпич является наиболее
древним. Многие монументальные шедевры архитектуры и зодчества прошлых тысячелетий были
построены именно с использованием кирпича. Свое применение кирпич находит не только в качестве конструкционного
материала, но и служит ярким декоративным материалом для фигурной, узорной, глазурованной и
лекальной кладки.
Слайд 8Камни украшают
О лечебных и магических свойствах камней люди знают издревле.
С их помощью не только исцелялись от различных недугов. Но
камни прекрасно выполняли роль талисманов и оберегов.
Бусы из камня как и тысячи лет назад способны принести покой и гармонию своему владельцу. Вселить уверенность, придать оптимизм, разогнать мрачные мысли, все это под силу бусам из камня.
Слайд 9Камни пишут и рисуют
Мел
Добыча и переработка мела не вызывает
серьезных экологических нарушений. Запасы мела практически неограниченны во многих странах,
Мел используется в быту. Каждый в своей жизни хоть раз, но использовал мел. Мел широко используют для побелки стен и потолков, покраски бордюров, заборов. Кроме того, мел помогает защитить стволы деревьев от ожогов солнцем. Мел широко применяют в промышленности – лакокрасочной, бумажной, стекольной, в сахарной и для изготовления спичек. Одно из самых известных примеров использования мела, является его использование для письма на досках и асфальте.
Слайд 10Уголь
Каменный уголь является неотъемлемой частью
нашей жизнедеятельности. Разнообразнейшее
применение практически во всех
отраслях народного
хозяйства каменного угля предполагает и дальнейшее
его добычу и переработку.
Каменные
угли имеют высокую теплоту сгорания,
содержат в себе до 32 % летучих веществ, поэтому
неплохо воспламеняются.
Слайд 11Каменный уголь служит для сжигания в отопительных системах различных типов.
Уголь каменный используют как энергетическое и бытовое топливо, а так
же применяется как сырье для металлургической промышленности.
Слайд 12Камни помогают по хозяйству
Пемза
Обыкновенно пемза белого, серого, желтоватого цвета и
так густо пронизана порами и пустотами; что представляет губчатую стекловатую
массу, состоящую из пересекающихся и переплетающихся по разным направлениям тонких пленок стекла. В настоящее время термин пемза имеет исключительно структурное значение. Условия для образования пемза - быстрое остывание лавы, обилие в ней водяных паров и более или менее порывистое бурное их выделение,
вследствие чего застывающая в виде стекла лава вспучивается в виде
пенистой или губчатой массы.
Слайд 13Дидактический материал
Сказки и легенды
Стихи
Пословицы и поговорки
Загадки
Интересные факты
Слайд 14Перспективный план для детей подготовительной группы
Слайд 28Образовательные ситуации
1. У Нуф-нуфа случилась беда, его дом из кирпичей
сломался. Нуф-нуф просит совета у ребят чем же ему можно
заменить кирпичи, что бы построить прочный дом?
Слайд 292. У ребенка на столе лежат разные предметы ему необходимо
найти среди них камни.
Слайд 303. Какими бывают камни?
4. Чем отличаются камни?
Слайд 318. Может ли камешек плавать?
9. Какого цвета мокрые камешки по
сравнению с сухими?
Слайд 3310. Какими камешками можно рисовать?
11.Нагреваются ли камешки?
Слайд 34Игровое задание:
разложи камни по величине, по однородности их составов.
Цель: учить
детей определять размер камней и их фактуру.
Слайд 35Художественные игры с камешками ( раковинами, палочками):
«Что напоминает?»
«Как меняется
образ при рассматривании в разных ракурсах?»
«Соедини камешки и ракушки так,
чтобы получилась бабочка или жук»
«Выложи портрет».
Слайд 40Камень - всякая горная порода, твердая, нековкая и не распускающаяся
в воде, в виде отдельного куска или массы.
Вулкан - гора
конической формы с кратером на вершине, через который из недр земли происходит извержение огня, расплавленной лавы, раскаленного пепла и камней одновременно с землетрясением; огнедышащая гора.
Мел - белая горная порода, мягкая и рассыпчатая. Мел не растворяется в воде.
Галька - самый круглый морской камень.
Слайд 41Кораллы - скелеты некоторых видов кораллов, вот именно из них
изготавливают бусы, колье и другие различные украшения.
Янтарь - это окаменевшая
смола деревьев, которые росли миллионы лет назад.
Уголь - осадочная порода, представляющая собой продукт глубокого разложения остатков растений.
Слайд 42Литература
1. Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ
« Учитель» 2004;
2. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002;
3. Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
4. Николаева С.Н Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005;
5. Мини –музей в детском саду/ Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И.-М.: Линка –Пресс, 2008;
6. Рыжова Н.Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н.Рыжова Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - М.,2003.;
7. Н.А Рыжова «Наш дом природа» Учеб.-метод. комплект по эколог, образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996;
8. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: учебно-методическое пособие.-СПб.
9. Юнный эколог: программа экологического воспитания
дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез,2004.