Слайд 1Выполнил:
Ефимов М.Н
Министерство науки
и высшего образования
Российская Федерация
ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет Ишимский педагогический
институт им. П.П Ершова (филиал) ТЮМГУ
Возрастная периодизация в педагогике
Слайд 2Разрабатывал вопросы:
Периодизации и динамики развития психики ребенка.
2. Соотношение обучение и
развития
3. Развитие житейских и научных понятий
4. Развитие речи и мышления
Публикации:
«Проблемы
психического развития ребенка», «История развития ВПФ»,»Мышление и речь», «Собрание сочинений « в 6 томах.
Лев Семенович Выготский
(1896 -1934)
Слайд 3Периодизация по Выготскому
Процесс развития ребенка является стадиальным и состоит из
последовательно сменяющих друг друга возрастов. Определённый возраст (период) в жизни
ребёнка – это относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития (каждый возрастной этап неповторим и своеобразен).
Каждый возраст характеризуется определённой социальной ситуацией развития или той конкретной формой отношений, в которые вступает ребёнок со взрослыми в данный период; основным или ведущим типом деятельности, а также основными психическими новообразованиями.
Слайд 4Периодизация по Л.С. Выготскому
Слайд 5Младенчество
Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению Л.С. Выготского, состоит
в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым
либо реализуются в сотрудничестве с ним.
Ситуацию назвал «Мы».
Слайд 6Ранний возраст
Социальная ситуация: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей
действительности начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром.
Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы»)
Слайд 7Кризис 3 лет
Негативизм
Строптивость
Упрямство
Своеволие, своенравие.
Обесценивание требований взрослого.
Новообразование - «Я сам»,
эмоциональная
завышенная самооценка, осознание себя как активного отдельного субъекта.
Слайд 8Дошкольный возраст
Изменяется место ребенка в системе отношений.(не является центром своей
семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных
произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать что он индивидуальность.
Центральное новообразование: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений
Слайд 9Кризис 7 лет
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке
потребностей и побуждений. Кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что
имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, то , что связано с игрой, - менее важным.
Слайд 10Ведущая деятельность – учебная деятельность.
Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.
Младший школьный
возраст
Слайд 11Советский психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной
на понятии „ведущая деятельность“. Разрабатывал психологические проблемы игры, формирования личности
ребенка.
Эльконин Даниил Борисович
(1904 – 1984)
Слайд 12Периодизация по Эльконину
Идеи Л. С. Выготского о социально-культурной обусловленности возрастного
развития развил Эльконин Д. Б. Он предложил другое понимание детского
психического развития. Согласно его концепции смена стадий развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества. По мысли Эльконина, личность ребёнка формируется внутри систем «ребёнок - общественный предмет» и «ребёнок – общественный взрослый». Ребёнок, знакомясь с окружающим миром, реализует свои определённые потребности, мотивы и задачи (ребёнок-взрослый) и овладевает культурными способами действия с предметным миром (ребёнок – предмет). Рассматривая своеобразие социальной ситуации развития и ведущей деятельности в каждый возрастной период, Д.Б.Эльконин выявил следующую закономерность – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности, и только потом осваивает общественно выработанные способы действия с предметами.
Слайд 13Периодизация по Эльконину
Первый период – младенчество (0-1 год). Ведущая деятельность
– непосредственно-эмоциональное общение, личностное общение с взрослым внутри которого ребёнок
учится предметным действиям. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.
Второй период – раннее детство (1 – 3 года).Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребёнок сотрудничает с взрослым в освоении новых видов деятельности. Преобладает операционно-техническая сфера.
Третий период – дошкольное детство (3 – 6 лет). Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребёнок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.
Слайд 14Периодизация по Эльконину
Четвёртый период – младший школьный возраст (7 –
10 лет). Ведущая деятельность – учёба, дети осваивают правила и
способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются также и мотивы познавательной деятельности. Но преобладает операционно-техническая сфера.
Пятый период – подростковый возраст (10 –15 лет). Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Мотивационно-потребностная сфера доминирует.
Шестой период – ранняя юность (15 – 17 лет). Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает.
Слайд 15Швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период
своей деятельности описал особенности представлений детей о мире. В дальнейшем
Ж. Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и выдвинул концепцию стадиального развития психики.
Пиаже (Piaget) Жан
(1896 – 1980)
Слайд 16Стадии когнитивного развития
по Пиаже
Примерный возраст
С рождения до 2
лет
Основные новообразования
Младенцы приобретают
примитивное чувство «себя» и «других»,
узнают, что объекты продолжают существовать
вне поля зрения (постоянство объекта),
и начинают воспроизведение поведенческих схем, ведущих к появлению образов, или ментальных схем
Стадия
Сенсомоторная
Слайд 17Стадии когнитивного развития
по Пиаже
Примерный возраст
2 – 7 лет
Стадия
Дооперациональный
Основные новообразования
В процессе игровой деятельности
дети становятся
воображающими существами.
Они постепенно начинают осознавать,
что другие люди не всегда воспринимают мир идентичным с ними образом
Слайд 18Стадии когнитивного развития
по Пиаже
Примерный возраст
7 – 11 лет
Стадия
Стадия конкретных операций
Основные новообразования
Дети более не вводятся
в заблуждение внешностью. Опираясь на конкретные операции,
они вникают в суть основных свойств
каждодневных объектов и событий и связей между ними. Дети становятся гораздо более искусными
в умозаключениях по поводу мотивов
доступных наблюдению действий других людей
и обстоятельств, при которых эти действия происходят
Слайд 19Стадии когнитивного развития
по Пиаже
Примерный возраст
11 лет и старше
Стадия
Стадия формальных операций
Основные новообразования
Логическое мышление более не
ограничено
чем-то конкретным или доступным наблюдению.
Подростки получают удовольствие
от обдумывания гипотетических вопросов.
Они обладают способностью
к систематическому, дедуктивному мышлению,
позволяющему рассмотреть несколько возможных решений проблемы и выбрать правильный ответ.
Слайд 20Американский психолог и психотерапевт, один из основателей эго-психологии, автор одной
из первых психологических теорий жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального
познания.
Эриксон, Эрик Гомбургер
(1902-1994)
Слайд 21Периодизация по Эриксону
Он выделил 8 основных этапов в развитии идентичности, в
течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к
другой.
Эти стадии являются серией критических периодов, которые должны быть преодолены в течение всей жизни. При этом конкретный этап не только формирует новое, необходимое для социальной жизни качество, но и подготавливает ребенка к следующему жизненному этапу.
Каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать.
Слайд 22Периодизация по Эриксону
Первый этап —младенчество.
от рождения до года, конфликт
между доверием и недоверием.
Второй этап — раннее детство.
от года до
трёх, конфликт между автономией и сомнением.
Слайд 23Периодизация по Эриксону
Третий этап — игровой возраст.
от трёх до шести лет, инициативность-вина.
Четвёртый этап — школьный
возраст. с 6-ти до 12 лет, в течение которого у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности.
Слайд 24Периодизация по Эриксону
Шестой этап-ранняя зрелость.
С 20-ти до
25-ти лет связан с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми
противоположного пола.
Пятый этап - юность.
с 14-ти до 19 лет связан с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности.
Слайд 25Периодизация по Эриксону
Седьмой этап - средняя зрелость.
с 26-ти до 64. Является одной из наиболее значимых, по мнению Эриксона, так как она связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремлением к постоянству, покою и стабильности.
Слайд 26Периодизация по Эриксону
Последний этап - поздняя зрелость. Наступает после 64. В
этот период человек пересматривают свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым
годам.
Слайд 27Литература
Дарвиш О.В. Возрастная психология.-М: Владос, 2004.
Волков Б.С. Дошкольная психология.- М:
Академический проект, 2007
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-Спб, 1999.