Слайд 1МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Тюменский ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет»
Тобольский индустриальный институт (филиал)
Культурология
Тема: Сферы духовной
и материальной культуры
Выполнил:
Студент группы ЭЭбз-19-1
Антипин Николай Андреевич
Проверил:
к.п.н., доцент А.А Новикова
Слайд 2Само слово “культура” (cultura) появилось в Древнем Риме, где оно
означало прежде всего агрокультуру (cultus agri), т.е. возделывание, обработку, культивирование
земли.
Слайд 3Значения понятия «культура»
К У Л Ь Т У Р А
— комплекс, включающий знания, верования,
искусство, мораль, законы, обычаи, а
также иные способности
и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Слайд 4Становление философии культуры началось в 19 в. А 20 в.
сложились разнообразные исследовательские подходы, которые изучают культуру в различных аспектах:
аксиологический, деятельностный, социологический и технологический и др.
Аксиологический подход определяет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей.
Социологический подход рассматривает культуру как социальный институт, транслирующий нормы и правила человеческой деятельности.
Деятельностный понимает культуру как сочетание определенных типов и форм жизнедеятельности (употребление орудий, знаков, формирование особых типов поведения и другое).
Технологический – как определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.
Слайд 5Ф. Ницше понимал культуру как стиль жизни народа.
Культура, — пишет
Ницше, — есть дитя самопознания каждого отдельного человека и его
неудовлетворенности самим собой. Каждый верующий в культуру тем самым утверждает: «я вижу над собой нечто более высокое и человечное, чем я сам; помогите мне все достигнуть этого, как я хочу помочь каждому, кто исполнен того же познания и страдания, — чтобы наконец возник снова человек, который чувствовал себя завершенным и бесконечным в познании и любви, в созерцании и дейстовании, и всем своим целостным существом был бы связан с природой как судья всех вещей и мерило их ценности.
Слайд 6Исходя из существующих точек зрения на культуру, можно сказать, что
понятие культуры имеет три основных значения:
возделывание, творчество производство;
образование, воспитание
и развитие;
поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ.
Слайд 7
Человеческая культура создается и передается с помощью сознания
и символических систем. Благодаря культуре человек преодолевает “животность” и приобретает
“человечность”. Она выражает и воплощает социальное.
Таким образом, сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.
Слайд 8Материальная и духовная культура
«Культура - совокупность генетически ненаследуемой информации в
области поведения человека» (Ю. Лотман);
Культура как «вторая природа», как воплощение
человеческого духа
Культура обеспечивает наличие "социальной памяти" – особого надбиологического механизма передачи от поколения к поколению норм и опыта совместной жизни, знаний, навыков трудовой деятельности, языка в отличии от памяти генетической.
Люди руководствуются в своих действиях внебиологически наработанными и социально закрепленными средствами и механизмами деятельности, которые и образуют культуру.
два аспекта – с одной стороны – готовый опыт (не надо начинать сначала)
с другой стороны – готовые стереотипы, мифы и т.п.
.
Слайд 9 Материальная культура охватывает сферу материального производства и его
продукты: технику, технологию, инфраструктуру, жилища предметы быта, одежду и т.д.
Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты: религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри ее часто выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.
Слайд 10 Материальная и духовная культура
Слайд 11Материальная культура – всё, что связано с производством и освоением
окружающего мира.
Слайд 12Духовная культура – мир социальных и личностных ценностей.
Достижения духовной культуры
бесценны и вечны.
Слайд 13 Материальная и духовная культура
Деление культуры на материальную и духовную
весьма условно, так как провести грань
между ними порой бывает
очень сложно,
потому что в «чистом» виде они просто
не существуют: духовная культура может
воплощаться и в материальных носителях
(книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).
Слайд 14Опредмечивание и распредмечивание в культуре
Процесс опредмечивания мыслится не только как
создание предметных продуктов культуры, например картин художника, но и как
объективация культуры с помощью знаков и знаковых систем. Знаком может быть любой чувственно воспринимаемый объект, замещающий другой объект в качестве носителя его значения и смысла.
Распредмечивание - это превращение заложенного в предметах культуры содержания в достояние субъекта, его внутреннего мира. Усвоение текстов, овладение накопленными знаниями и умением оперировать с предметами в соответствии с приданными им функциями - все это различные способы распредмечивания.
Слайд 15КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
— часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми
поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто
ценное и почитаемое.
Слайд 16КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ
— нормы, ценности, правила, традиции и свойства, присущие
всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального
устройства общества.
Слайд 17Преемственность и изменчивость в культуре
Каждое поколение приобщается к имеющейся культуре,
осваивает ее, живет в ней, развивает ее и передает дальше.
В этой преемственной эстафете поколений что-то меняется в культуре, но что-то остается неизменным.
Слайд 18От чего может наступить гибель культуры?
Истории известно немало случаев
гибели процветающих культур и цивилизаций в результате завоеваний. Однако завоевания
– не единственная причина разрыва преемственности в культуре
Так, была нарушена преемственность в развитии культуры в Западной Европе, что привело к ее запустению и одичанию в период раннего средневековья.
«Пролетарская культура», пришедшая на смену культуре буржуазной в Cоветской России.
Культурная революция в Китае
Проблема в том, как сохранить баланс между изменением и сохранением
Слайд 19Многообразие культур
региональные (европейская, латиноамериканская и т.д.),
национальные (немецкая, белорусская)
этнические
культуры (баварская, полесская)
Различия в культуре образуются также под влиянием
социальных, демографических и других факторов (молодежная культура, массовая
культура, элитарная культура и т.д.).
Слайд 20культурный релятивизм
Его теоретической основой является цивилизационный подход
У истоков культурного релятивизма
– М. Монтень. Неповторимость, самобытность, запрет какую бы то ни
было иерархию в сфере культуры. Все культуры равноценны.
Философ и этнограф Леви-Стросс – восприпятствовать размыванию культур можно только ограничением их контактов и обменов.
Слайд 21культурный универсализм
Сторонники универсализма признают не только возможность, но и реальность
мировой культуры.
Руссо, Кант, Гете, разумеется Гегель с его мировым
духом (кочующий разум)
Кант –категорический императив – поступок считается хорошим, если он может стать универсальным, приемлемым для всех.
Гете ставил мировую художественную культуру выше национальной , «мировой уровень».
Мировая культура – как совокупность лучших достижений национальных культур, но не их слияние, растворение.
Слайд 22Культура и глобализация
Глобальное массмедийное пространство, где доминирует отнюдь не национальная
культура
Культурная индустрия как сектор экономики. коммерческая культура
«Фольклоризация» национальных культур
(местная экзотика для туристов)
Соотношение культурного и экономического доминирования