Разделы презентаций


МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Военно-медицинская академия имени

Содержание

Лекция 1.ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ(4 часа)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова» 8факультет(СПО)  


Культурология
1курс
Лекция 1

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  «Военно-медицинская академия имени С.М.Кирова»  8факультет(СПО)   Культурология1курсЛекция 1

Слайд 2Лекция 1.
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
(4 часа)

Лекция 1.ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ(4 часа)

Слайд 3План лекции
1. Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет культурологии.
2.

Основные понятия культурологии.
2.1. Понятие «культура», его происхождение, история употребления и

современное значение.
2.2.Культура и цивилизация
3.Структура культуры. Материально-духовный характер культуры.
3.1. Культурные ценности и нормы.
3.2.Человек как объект и субъект культуры.
5. Культура и природа.
4. Функции культуры в обществе.
Культура и искусство.
6. Типология культуры
7. Культурологические аспекты медицины.
План лекции 1. Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет культурологии.2. Основные понятия культурологии.2.1. Понятие «культура», его происхождение,

Слайд 51.Культурология в системе гуманитарного знания. Культурология как наука. Предмет культурологии
Культурология

– важная составляющая гуманитарного знания.
Традиционно выделялись два типа знаний:
-

о природе (естествознание, медицина, экономика и т.п. – наука (scitnce) и
- о культуре и человеке - гуманистка (humanities).
1.Культурология в системе гуманитарного знания.  Культурология как наука. Предмет культурологииКультурология – важная составляющая гуманитарного знания.Традиционно выделялись

Слайд 6Термин «культурология» был предложен американским исследователем Лесли Уайтом (1900 –

1975) в книге «Наука о культуре» (1949).
Культурология носит междисциплинарный характер.
Культурология

сформировалась как область интегративного знания – на стыке культурфилософии (философии культуры), культурной антропологии, социологии культуры, теории культуры, экологии, истории культуры, этнографии, искусствоведения и т.д.
Культурология как наука и учебная дисциплина не равнозначны. Как учебная дисциплина она полноправна, а как наука еще утверждается но этот процесс идет достаточно активно.
«Культурология – фундаментальная наука, а как учебная дисциплина – базовый предмет в системе образования и подготовка кадров» («Культурология» под ред. Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана (М.,2005), с.7)
Термин «культурология» был предложен американским исследователем Лесли Уайтом (1900 – 1975) в книге «Наука о культуре» (1949).Культурология

Слайд 7КУЛЬТУРОЛОГИЯ – (лат. CULTURA + греч. LOGOS) – область гуманитарного

знания, охватывающая вопросы определения сущности,способах постижения и закономерностей функционирования и

развития культуры.
Предметом культурологии является культура или мир культуры как более-менее целостная система.
Функции культурологии: гносеологическая - познавательная, воспитательная, мировоззренческая.
Культурология формирует понимание культуры как диалога - диалога культур.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ – (лат. CULTURA + греч. LOGOS) – область гуманитарного знания, охватывающая вопросы определения сущности,способах постижения и

Слайд 9В составе культурологии можно выделить шесть самостоятельных разделов:
теория культуры (философия

культуры)
история культурологических учений;
Историческая культурология или история мировой и отечественной культуры;
социология

культуры;
культурная антропология;
прикладная культурология.
В составе культурологии можно выделить шесть самостоятельных разделов: теория культуры (философия культуры)история культурологических учений;Историческая культурология или история

Слайд 102. Основные понятия культурологии
Понятие «культура», происхождение, история употребления и

современное значение

КУЛЬТУРА – (лат. Cultura, CULTIO - возделывание, обработка, почитание,

поклонение от глагола - coler - от него же произошло и слово "культ".
Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) римский писатель и государственный деятель написал трактат о земледелии где употребил термин - агрикультура - наука о возделывании земли, почвы.
В философии термин «культура» понимался как обработка и образование ума.
Цицерон ( 106-43г. до н.э.) римский философ и оратор - говорил о философии как культуре души (“cultura anima philosophia est” – культура души есть философия).
В Древней Греции для определения аналогичного культуре явления использовался термин пайдейея, то есть образованность.
2. Основные понятия культурологии Понятие «культура», происхождение, история употребления и современное значениеКУЛЬТУРА – (лат. Cultura, CULTIO -

Слайд 12
Начиная с эпохи античности возникло понимание того, что Человек существует

не только в природе или обществе, но и в культуре.

Противоположность культурного и природного (натурального, естественного) состояния человека.
Во второй половине XVII в. – утверждается идея английского философа Т. Гоббса и немецкого правоведа С. Пуффендорфа о двух основных состояниях, в которых способен пребывать человек:
естественном, или природном, состоянии (status naturalis) и
культурном состоянии (status culturalis). Культурное состояние - более высокая ступень человеческого развития по сравнению с природным бытием – низшей ступенью человеческого развития.
Постепенно сложилось представление, что культура существует в одной-единственной форме – европейской. Весь мир, кроме Европы, таким образом, представлялся живущим во внекультурном или докультурном состоянии. Такая позиция получила название европоцентризма. Этот взгляд, по сути, стал оправданием колониальной экспансии и культурной миссии европейцев.
Начиная с эпохи античности возникло понимание того, что Человек существует не только в природе или обществе, но

Слайд 13Специфичность культуры как особой формы бытия
Отличительная особенность культуры состоит в

том, что она создана деятельностью человека.
Предметы культуры отличаются от

природных объектов тем, что они наделены особым свойством – быть ценностями.
Главное назначение культурной деятельности человека заключается в том, что он создает особый мир, отличный от природного. Конкретные элементы этого мира – артефакты, деятельность по их созданию – артеакты. (От лат. Arte- искусственный).
Культурная деятельность – это деятельность по созданию нового, того, чего нет в природе, и что не могло возникнуть по ее собственным законам.
Культура – и творчество, творческое начало. В каждой культуре две тенденции:
1- рутинная деятельность, т.е воспроизводящая (репродуцирующая) уже достигнутый уровень культуры;
2- развивающаяся культура, отмеченная креативной, творческой, продуктивной способностью.
Усиление второй тенденции определяет прогресс культуры.
Характерная особенность культурной деятельности человека (субъекта) – свобода, свобода выбора.
Специфичность культуры как особой формы бытияОтличительная особенность культуры состоит в том, что она создана деятельностью человека. Предметы

Слайд 14Культуру можно рассматривать в разных смыслах
1. Совокупность материальных и духовных

ценностей, выражающую определенный уровень исторического развития данного общества и человека.
2.

Духовное измерение всякой человеческой деятельности, в которой формируются ее ценности, принципы, правила, цели и смыслы.
3. Сфера духовной жизнедеятельности общества, объединяющая искусство, религию, науку, систему образования, воспитания, духовного творчества.
4. Уровень овладения той или иной областью знаний, умственной или физической деятельности (политическая культура, экономическая культура … - информационная культура и т.д.
Культуру можно рассматривать  в разных смыслах1. Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающую определенный уровень исторического развития

Слайд 155. Просвещенность, образованность, начитанность. Воспитанность, гуманизм.
6. Формы социального поведения человека,

обусловленные уровнем его воспитания, образования, познаний в духовной сфере, искусстве

– степень культурности (культурный человек).
7. Определение исторических эпох (культура античности), конкретных обществ, народностей и наций (культура египетская, русская, финская).

5. Просвещенность, образованность, начитанность. Воспитанность, гуманизм.6. Формы социального поведения человека, обусловленные уровнем его воспитания, образования, познаний в

Слайд 17Определения культуры
Альфред Кребер и Клайд Клакхон в книге «Культура, Критический

обзор определений» (1952) подсчитали, что с 1871 по 1919 г.

было дано 7 определений культуры (первое - Эдуарда Тайлора), с 1920 по 1950 г. - 157 определений.
Первое определение культуры дано английским ученым Эдуардом Тайлором в книге «Первобытная культура», написанной в 1871 г.
«Культура или цивилизация… слагается в целом из знания, верований, искусства, нравственных законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенным человеком как членом общества».
«Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2001, с.270-271).
Определения культуры Альфред Кребер и Клайд Клакхон в книге «Культура, Критический обзор определений» (1952) подсчитали, что с

Слайд 18«Культура означает все то, что создано человеком в отличие от

того, что создано природой» Р.Ф. Итс – (Введение в этнографию:

Учеб. пос. Л.,1974. С.40).
«Культура человека есть в совокупности все то, что он не может забыть». Марилен Мид (1901-1978), американский антрополог, автор книги «Культура и мир детства» (М.,1988).

«Истинная образованность – это то, что остается, когда все выученное забыто». Немецкий культуролог – Фон Лауэ.

«Культура означает все то, что создано человеком в отличие от того, что создано природой» Р.Ф. Итс –

Слайд 19Культура и цивилизация
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (лат.: civilis - гражданский, государственный,

городской).
Понятие ЦИВИЛИЗАЦИЯ как и культура также имеет много смыслов.
-

Как синоним культуры.
- Как ступень культуры, следующая за варварством (дикость- варварство - цивилизация) (Л.Морган, Ф.Энгельс.
- Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры и особый тип органической целостности (античная цивилизация, западноевропейская цивилизация).
В некоторых культурологический теориях – эпоха деградации и упадка культуры , последняя стадия развития каждого типа культуры (О. Шпенглер, А. Тойнби).
Высшая стадия развития культуры.
Культура и цивилизация ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (лат.: civilis - гражданский, государственный, городской). Понятие ЦИВИЛИЗАЦИЯ как и культура также

Слайд 21Черты цивилизации и кризис культуры
В XX в. выявились противоречия в

понимании сущности культуры и цивилизации, осознание кризиса культуры.
Их пытались

объяснить О. Шпенглер, Н. Бердяев, Ф. Ницше и другие мыслители.
Исторические изменения во взаимоотношениях культуры и цивилизации.
Понятие «культура» – явление более древнее, она сопровождает всю историю существования людского рода, термин «цивилизация – определяет особое состояние культуры, характерное для ее развития на протяжении нескольких последних тысячелетий.
Цивилизация – зарождается в городах, связана с разделением труда, развитием государственности (правители, чиновничество, жречество), знания и науки, образования, армии и т.п. Постепенно появляется новый исторический тип культуры, названный впоследствии цивилизацией.
Цивилизация – предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов.
В цивилизованном обществе – гражданское общество сближается с буржуазным; граждане объединяются по интересам; гражданское общество создает основу буржуазной демократии.

Черты цивилизации и кризис культурыВ XX в. выявились противоречия в понимании сущности культуры и цивилизации, осознание кризиса

Слайд 23Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации

Историческая динамика соотношения культуры и цивилизации

Слайд 24Структура культуры. Материально-духовный характер культуры.
Культуру можно структурировать по разным

основаниям.
Как некую культурную совокупность (пирамиду):
от мировой до семейной

и личной.
Мировая, государственная, национальная, городская, сельская, семейная, личная.
Рассматривать важнейшие элементы культуры: язык, религию, мифологию, мораль, право, науку, искусство, философию.
Духовную и материальную культуру.


Структура культуры. Материально-духовный характер культуры. Культуру можно структурировать по разным основаниям. Как некую культурную совокупность (пирамиду): от

Слайд 25Духовная и материальная культура

ДУХОВНАЯ культура - наука, мораль, право, религия,

искусство и литература, образование, институты культуры.
Это познавательная, интеллектуальная деятельность: философская,

нравственная, религиозная, правовая, художественная, педагогическая. К духовной культуре можно отнести и сферу отношений людей: межличностных, в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности и т.п.
Материально-духовный характер духовной культуры проявляется в том, что многие творения духовной культуры имеют материальное воплощение – театр, архитектура, литература, музыкальные инструменты и др., когда трудно разделить духовную и материальную составляющие культуры.
МАТЕРИАЛЬНАЯ - орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта, человеческая телесность, здоровье, физическая культура и спорт, мода и т.д.
Духовная и материальная культура ДУХОВНАЯ культура - наука, мораль, право, религия, искусство и литература, образование, институты культуры.Это

Слайд 26Ценности и нормы культуры Структура ценностей духовной культуры
Предметы культуры отличаются от

природных объектов тем, что они наделены особым свойством – быть

ценностями.
Неоднозначность понятий ценность, полезность, стоимость
Ценность – характеристика отношения человека к объекту.
Ценности духовной культуры могут быть структурированы различным образом:
1) по содержанию (три основные области – наука, нравственность, искусство): наука опирается на разум, рациональность, научные ценности наиболее объективны; нравственные – в большей степени, видимо, зависят от времени, традиций и обычаев конкретного сообщества людей, и совестливость; художественные ценности, искусство более опирается на чувство, эмоции, творческое начало, субъективный мир человека. Однако в своей взаимосвязи они должны воплощать идеалы Истины, Добра и Красоты.
2) по степени распространения духовные ценности можно классифицировать как общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, групповые, семейные, индивидуально-личностные.
Ценности и нормы культуры Структура ценностей духовной культурыПредметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они наделены

Слайд 27КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ
Существуют различные варианты типологии ценностей.
Виды ценностей
Витальные –

жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние т . д.
Социальные – семья, дисциплина,

трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство, патриотизм и пр.
Политические – гражданские свободы, законность, конституция, мир и др.
Моральные – добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям и т.п.
Религиозные – Бог, Священное Писание, вера и пр.
Эстетические – красота, стиль, гармония.

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫСуществуют различные варианты типологии ценностей.Виды ценностейВитальные – жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние т . д.Социальные

Слайд 29Культурные регулятивы и нормы
Культура осуществляет в обществе нормативно-ценностную роль. Она

реализуется в следующих формах:
обычаи, нормы, правила и образцы поведения

человека, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях;
нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания.
Нормы – правила, регулирующие человеческое поведение.
«Нормальное» поведение – ожидаемая, общепринятая форма поведения, «ненормальное» – отклоняющееся от общепринятых стандартов, девиантное (от лат. Deviatio – отклонение).
Культурные нормы – передаются от поколения к поколению и превращаются в обычаи, традиции, которые могут сохраняться веками. Национальное своеобразие культур в значительной мере обусловлено действующими в них нормами поведения.
Смена норм сопровождается чаще всего различными трудностями и беспорядками.
Культурные регулятивы и нормыКультура осуществляет в обществе нормативно-ценностную роль. Она реализуется в следующих формах: обычаи, нормы, правила

Слайд 30Исторические формы культурных норм. Обычаи, традиции, современные нормы. Плюрализм норм.

Толерантность
Обычаи – наиболее древний регулятор общественного поведения. Особенно они устойчивы

в архаичных обществах, в этнической культуре, в основном в бытовой среде, которая характеризуется повышенной устойчивостью и инерцией. Однако они присутствуют в любой развитой культуре.
Обычаи - это привычные, мало подвергаемые осознанию целостные образцы поведения. Включают в себя традиции, которые поддерживаются через обрядовые или ритуальные действия, куда обязательно включаются нравственные регулятивы.

Исторические формы культурных норм. Обычаи, традиции, современные нормы. Плюрализм норм. ТолерантностьОбычаи – наиболее древний регулятор общественного поведения.

Слайд 31Развитие нормативной культуры
Постепенно в духовной культуре появились нормы, которые выделились

из обычаев и приобрели самостоятельное существование или были разработаны для

случаев специализированного поведения человека.
Они действуют так же, как и обычаи - запретительным или разрешительным образом. В закрытых культурах обычаи и нормы регламентируются, и их соблюдение является неукоснительным. В открытых культурах возможен плюрализм норм и обычаев, что порождает атмосферу терпимости.
Толерантность (лат.tolerantia – терпение) – снисходительность, терпимость к чужому мнению и убеждениям, обеспечивающая право и свободу человека иметь свои суждения и позиции в современном мире.
«Золотое правило нравственности»: не делай другому того, чего не хочешь себе. (Заратустра, Конфуций, Будда. Иисус Христос, И. Кант и т.д.

Развитие нормативной культурыПостепенно в духовной культуре появились нормы, которые выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование или

Слайд 33Уровни действия культурных норм.
Общекультурные нормы – правила поведения в публичных

местах, правила общепринятой вежливости; гражданские права и обязанности, установленные законом;

этикет, отношения между мужчинами и женщинами и т.п.

Групповые нормы – социального класса (рыцарство), военных, корпорации, вуза, болельщиков футбольной команды

Ролевые нормы – отца, сына, чиновника, преподавателя …

Весь мир – театр.
В нем женщины, мужчины, все актеры,
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
(В. Шекспир)

Чем выше уровень духовной культуры, тем сложнее система регулятивов. Большее значение приобретают ценности.
Уровни действия культурных норм.Общекультурные нормы – правила поведения в публичных местах, правила общепринятой вежливости; гражданские права и

Слайд 34Культура и природа
Культуру часто определяют как " вторую природу" человека

- Греция - Демокрит - "вторая натура"
Культура - природный феномен

хотя бы потому, что человек - биологическое создание. Без природы не было бы и культуры, потому что человек творит на природном ландшафте. Пользуется природными ресурсами, он раскрывает свой собственный потенциал.
Культура - акт преодоления природы, выход за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.
Культура возникает потому, что человек преодолевает органическую предопределенность своего вида.
Человек обозначает, пропускает через себя, все природные феномены.
Культурные объекты – артефакты - образования или процесс искусственного происхождения.
Все природное - антипод артефакта. Культура - сокровищница созданных человеком объектов.
Культура и природаКультуру часто определяют как

Слайд 36Функции культуры в обществе
Функции культуры это совокупность ролей, которые выполняет

культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих её

в своих интересах.
Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей.
Основные функции культуры в обществе
Человекотворческая (основная) или преобразующая. Культура формирует миропонимание человека, воспитывает его.
Информационная - культура как форма трансляции социального опыта, обеспечивающая историческую преемственность, передачу и сохранение информации.
Познавательная (гносиологическая) функция культуры.
Коммуникативная – культура формирует средства человеческого общения; культура – условие и результат общения людей
Адаптационно-охранительная – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Чем меньше зависимость человека от природы, тем больше его зависимость
от культуры. Адаптация культуры к переменам в данном обществе
и мировом сообществе в целом и сохранение своей собственной
культурной идентичности.
Функции культуры в обществеФункции культуры это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих

Слайд 37
Нормативная (регулятивная), обеспечивающая соблюдение законов морали, этикета, традиционных форм поведения,

принятых в обществе (конкретном).
Ценностная (аксиологическая), – определяющая значимость, ценность явлений

материально-духовной сферы. Актуализация ценностей.
Потребительская - разрядки психологических напряжений, антистрессовая.
Духовно-нравственная – воспитательная роль культуры.
Семиотическая (знаковая - от гр. Semioos – знак). Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов.

Инкультурация – усвоение культурных норм и ценностей родной культуры (или иной культуры – ценности которой человек должен усвоить). Инкультурация – вхождение человека в культуру.
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта - норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, т.д., а также результат воздействия на личность воспитания, формального обучения, и стихийного воздействия жизненных обстоятельств. Социализация – вхождение человека в общество.
Нормативная (регулятивная), обеспечивающая соблюдение законов морали, этикета, традиционных форм поведения, принятых в обществе (конкретном).Ценностная (аксиологическая), – определяющая

Слайд 39Культура и искусство
Искусство – процесс и результат человеческой деятельности,

связанный с творчеством и фантазией.
Художественное творчество в целом –

литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, цирк, кино и т.д.
Виды искусства подразделяют на зрительные, зрительно-слуховые и слуховые. Пространственные и временные.
В узком смысле искусство – изобразительное искусство.
Восприятие искусства и создание произведений основано на эмоционально-образном видении, художественном сознании, эстетической оценке.
Искусство – зеркало культуры.
Художник воплощает в своих творениях индивидуальный духовный мир и духовный мир других людей, эпохи.
Искусство - самосознание культуры.
История искусства – это история человечества: от первобытности до XXI вв.
Культура и искусство Искусство – процесс и результат человеческой деятельности, связанный с творчеством и фантазией. Художественное творчество

Слайд 40 Типология культуры
ТИПОЛОГИЯ – (греч. tipos – форма, образ) –

классификация по существенным признакам.
Тип культуры – отсутствует в объективной

реальности, не дан в жизненном опыте. Он является идеальным типом – теоретическим построением.
Типология культур может производиться по разным основании:
религиозным - культуры религиозные и светские;
географическом - культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская;
принадлежности к историческому типу общества -культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

Типология культурыТИПОЛОГИЯ – (греч. tipos – форма, образ) – классификация по существенным признакам. Тип культуры –

Слайд 41хозяйственного уклада (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, бронзовая

культура, индустриальная культура);
сферы общества или вида деятельности (культура производственная, политическая,

экономическая, экологическая, художественная и т.п.);
связи с территорией (сельская и городская культура);
специализации (обыденная и специализированная культура);
этнической принадлежности (народная, национальная, этническая культура);
регионально-этническим - русская, французская;
уровня мастерства и типа аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

хозяйственного уклада (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, бронзовая культура, индустриальная культура);сферы общества или вида деятельности

Слайд 43Традиционная и цивилизационная или техногенная культура
Характерные черты традиционной культуры:
распространена в

таких обществах, где изменения незаметны для жизни одного поколения –

прошлое взрослых оказывается будущим их детей;
здесь царят всепобеждающий обычай, сохраняемая и передаваемая из поколение в поколение традиция;
общество ориентировано на сохранение самобытности, культурного своеобразия;
старшее поколение является источником знаний и умений, его авторитет непререкаем;
люди органично взаимодействуют с природой, едины с ней;
культура доиндустриальна, как правило, бесписьменна, основной род занятий в ней – сельское хозяйство;
время движется либо вспять - от начала Сотворения мира к его концу (эсхатологическое восприятие времени), либо по кругу - годичный круговорот времени, повторяющий циклы сельскохозяйственных работ, где нет ни прошлого, ни будущего; значение имеет только настоящее.

Традиционная и цивилизационная или техногенная культураХарактерные черты традиционной культуры:распространена в таких обществах, где изменения незаметны для жизни

Слайд 44Специфика и основные черты техногенной цивилизации (западноевропейской культуры):
представление о природе

как поле приложения сил человека;
абсолютизация человеческой активности, призванной преобразовать

мир;
деятельность человека направлена на преобразование мира, а не самого человека;
технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне их социокультурного измерения;
быстрое изменение предметного мира, доминирование научной рациональности; ориентация на автономию личности, ее прав и свободы и т.д;
постепенная глобализация стилей жизни (массовая культура, пища, одежда), которой способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт.
По мере глобализации стилей жизни все более заметны признаки противоположной тенденции – борьбы за сохранение уникальности национальных культур.
Специфика и основные черты техногенной цивилизации (западноевропейской культуры):представление о природе как поле приложения сил человека; абсолютизация человеческой

Слайд 45Культура этническая и национальная
Народ – скрепленная исторической памятью и общностью

исторической жизни, сохраняющаяся в социальной памяти общность.
Народ цементируется в

единое целое его историей, которая сохраняется в социальной памяти (культуре).
Важная часть этой памяти – самоназвание – «Мы» - сознание принадлежности к этому «Мы».
Культура этническая и национальнаяНарод – скрепленная исторической памятью и общностью исторической жизни, сохраняющаяся в социальной памяти общность.

Слайд 46Этнос, этническая общность (от гр. ethnos – племя, народ) -
исторически

сложившаяся устойчивая совокупность людей: племя, народность, нация.
Обязательные условия возникновения

этноса: общность территории и языка.
Характерные черты:
1)самоназвание (этноним), которое может восходить к наименованию территории (топоним); 2)территориальная целостность как условие формирования этноса; 3)расовые (антропологические) признаки; 4)особенности культуры (орудия труда, жилища, одежда, пища, язык, народное искусство).

Этнос, этническая общность (от гр. ethnos – племя, народ) -исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей: племя, народность, нация.

Слайд 48Этническая культура
Каждый этнос образует определенную культурную целостность, предполагающую включение в

этническое самосознание представлений об общности происхождения всех членов этноса, т.е.

о совместной исторической практике их предков. Культурная общность членов этноса обуславливает единство их психического склада (принцип «мы -они»). Этнические явления и процессы более консервативны в социальной жизни, нежели другие
Этническая культураКаждый этнос образует определенную культурную целостность, предполагающую включение в этническое самосознание представлений об общности происхождения всех

Слайд 49Этническая (народная) культура возникает вместе с этносами. Первая форма –

племенная культура. Этническая культура основана на традициях предков, включает в

себя главным образом сферу труда и быта, ее черты проявляются в особенностях пища и одежды, фольклора, народных промыслах, народной медицины и т.д. Обычно культура устная, с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы.
Специфика (особенности) этнической культуры в значительной мере обуславливаются природной средой. Рациональный опыт ведения хозяйства. Этническая культура в настоящее время сохраняется в большей мере в деревне, чем в городе.
Этническая (народная) культура возникает вместе с этносами. Первая форма – племенная культура. Этническая культура основана на традициях

Слайд 50Нация
Нация – исторически возникшая форма этносоциальной общности людей, формируется в

основном в эпоху зарождения и развития товаро-денежных отношений. Нации свойственны

общность территории и хозяйственной жизни, языка, некоторые черты психического и духовного склада, проявляющиеся в своеобразии культуры.
Национальная культура – включает этническую - народную (одного или нескольких этносов) культуру – наиболее древний пласт культуры.
НацияНация – исторически возникшая форма этносоциальной общности людей, формируется в основном в эпоху зарождения и развития товаро-денежных

Слайд 51Национальная культура включает этническую
И культуру, основанную на письменности, образовании,

развитии искусства и литературы, науке и философии, социально – политическом

и технологическом развитии общества. Достижения национальной культуры творчество наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Центром национальной культуры является не деревня, а город – театры, музеи, библиотеки, учебные заведения; заводы и фабрики, и т.п.
Этническая культура базис национальной, источник народного языка, музыки, эпоса, мифологии – от древности и богатства этнической культуры зависит во многом своеобразие и неповторимость любой национальной культуры.
Национальная культура включает этническую И культуру, основанную на письменности, образовании, развитии искусства и литературы, науке и философии,

Слайд 52Между этнической и национальной культурами сложные отношения, иногда очень противоречивые.


Этническая культура консервирует архаичные, во многом уже не отвечающие современным

условиям нормы жизни, ей чужды перемены и новшества; - тяготеет к замкнутости, страдает ксенофобией, т.е. неприязнью ко всему чужому; стремиться сохранить различия между локальными, местными, свойственными отдельным группам населения особенностями быта, поведения, произношения и т.д.
Национальная – полна движения и изменений, живет созиданием нового; - по мере своего развития все более открывается для контактов с другими культурами, становится богаче; в национальной культуре этнические различия нивелируются, постепенно исчезают.
Между этнической и национальной культурами сложные отношения, иногда очень противоречивые. Этническая культура консервирует архаичные, во многом уже

Слайд 53Виды и формы культуры
Виды культуры- совокупности правил, норм и моделей

поведения, которые являются разновидностями более общей культуры.
Доминирующая (общенациональная) культура включает:

национальную и этническую.
В культуре можно выделить следующие составляющие:
а) субкультура и контркультуры;
б) сельская и городская культуры;
в) обыденная (повседневная) и специализированная культуры
Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы:
- элитарную;
- народную;
- массовую
Виды и формы культуры Виды культуры- совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей

Слайд 54Элитарная, народная и массовая культуры
Элитарная – высокая культура, создается привилегированной

частью общества или по ее заказу. Она включает изящное искусство,

классическую музыку и литературу, как правило, трудное для восприятия неподготовленного человека. Элитарная культура на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.
Формула элитарной культуры - «искусство для искусства».
Народная культура состоит из двух видов – популярной и фольклорной (этнической) культуры. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, песни, танцы народа , а фольклорная – его прошлое, историческое наследие.
Элитарная, народная и массовая культурыЭлитарная – высокая культура, создается привилегированной частью общества или по ее заказу. Она

Слайд 55В народной культуре можно выделить два уровня – высокий, связанный

с фольклором (народные предания, эпос, сказки, мифы и др. и

сниженный, ограниченный, так называемой, поп-культурой. Высокая (фольклорная) народная культура создается анонимными авторами, но это высокохудожественные произведения.
Массовая культура – возникает в сер. XX в.
Массовая культура является авторской, у нее широкая аудитория, она отвечает на сиюминутные запросы людей, реагирует на новое событие. Поэтому образцы массовой культуры быстро выходят из моды.

В народной культуре можно выделить два уровня – высокий, связанный с фольклором (народные предания, эпос, сказки, мифы

Слайд 57Культурологические аспекты медицины.
 Медицина — одно из примечательнейших явлений культуры от

древности до наших дней. Пройдя путь от сугубо прикладного ремесла

— знахарства и шаманства до развитой научно-технологической отрасли, она стала неотъемлемым компонентом комплекса современного знания; превратилась в мощную ветвь бизнеса; приобрела сравнимые только с компьютерными технологиями культуртрегерские функции; оказывает мощное влияние на политику и всю общественную жизнь посредством экологически ориентированных организаций. Естественно, медицинское знание привлекает особое внимание культурологов.

Культурологические аспекты медицины. Медицина — одно из примечательнейших явлений культуры от древности до наших дней. Пройдя путь от

Слайд 59Всеобъемлющая философская теория медицины (категории нормы и патологии, болезни и

здоровья, т.п.) продолжается и конкретизируется культурологическим исследованием взаимодействия врачей, вообще

медиков и пациентов; процессов заболеваемости и здравоохранения в тех или иных социокультурных условиях. Основу культурологического анализа медицины и здравоохранения составляет их рассмотрение в качестве неотъемлемой части той или иной культуры, отражающей установки всего остального культурного комплекса. Данными установками, применительно к медицине, будут прежде всего представления о том, что есть человеческое тело и на каких принципах основано его функционирование; каковы причины болезни, методы лечения и следовательно, возможности и перспективы соответствующей отрасли медицинского знания. Возможно указать на несколько медицинских традиций в границах единого комплекса человеческого знания о человеке, его здоровье и болезнях, путях их врачевания и профилактики.

Всеобъемлющая философская теория медицины (категории нормы и патологии, болезни и здоровья, т.п.) продолжается и конкретизируется культурологическим исследованием

Слайд 61Китайская медицина представляла тело человека как поток энергии, перемещающейся по специальным

каналам, не имеющим точных анатомических соответствий. С современных позиций этот

подход может быть охарактеризован как функциональный; «каналы», «меридианы», гипотетические органы (тройной обогреватель, перикард) есть только мифологически олицетворенные, фантазийно опредмеченные связи органов и систем. Основная задача такой медицины — обеспечить достаточное количество энергии (Ци) и ее равномерное, незатрудненное течение по всем каналам. Соответственно чему подбираются методы более или менее паллиативного лечения — иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, лекарственные травы в разных комбинациях. За китайской медициной закрепилось поэтому такое обозначение, как «организмический натурализм». Данный термин обозначает нерасчлененную целостность тела и духа, а также состояний организма и природы, при этом основной акцент делается на поддержании нормального функционирования всего организма.

Китайская медицина представляла тело человека как поток энергии, перемещающейся по специальным каналам, не имеющим точных анатомических соответствий. С

Слайд 63Древнеиндийская классическая философия исходила из принципиального единства мира. В соответствии с

этим медицина, представлявшая нижнюю ступень религиозной практики, рассматривала тело как

способное воспринимать (и в норме воспринимающее) вибрации Вселенной. Позы хатха-йоги представляют собой моделирование отдельных состояний космоса, направленные на их гармонизацию. Являясь органической частью древнеиндийской культуры, медицинская наука, сосредоточенная в Аюрведе, опира-ется на религиозно-философское понятие кармы. Это своего рода закон су-дьбы, определяющий постоянный переход души из одного тела в другое. Сюда же примыкает понятие мокши — освобождение души и тела от перерождений. Здоровье является отражением хорошей кармы прошлой жизни, достойного поведения в нынешней; болезнь же есть следствие неправильного образа жизни в предыдущих перерождениях. Основной же принцип лечения — достижение полного контроля над умом — манасом. Мотив ментальной регуляции жизнедеятельности организма являлся у индусов преобладающим; он был заимствован европейцами в усеченном виде и преобразован в аутогенную тренировку.

Древнеиндийская классическая философия исходила из принципиального единства мира. В соответствии с этим медицина, представлявшая нижнюю ступень религиозной практики,

Слайд 67Европейская медицинская традиция Нового времени начинается с пристального изучения анатомии и

физиологии человеческого тела, экспериментального поиска все лучших и лучших способов

сохранения здоровья и исцеления болезней. В настоящее время этот — наукоемкий, технологический, рационализированный вариант медицины аккумулирует свои основные достижения в хирургии и трансплантологии, генной инженерии и нейробиологии. Использование достижений фундаментального естествознания, высоких технологий и демократической системы общественно-политической жизни позволили европейской медицине достичь выдающихся успехов в продлении и повышении качества жизни, облегчении и исцелении различных недугов. Вместе с тем, общие издержки научно-технического прогресса — обезличивание отношений между людьми, колоссальные нагрузки на их психику и весь организм, новые — техногенные их деформации — особенно болезненно сказались на области медицины и здравоохранения.

Европейская медицинская традиция Нового времени начинается с пристального изучения анатомии и физиологии человеческого тела, экспериментального поиска все лучших

Слайд 68Европейская медицина — это единственная в мире полностью анатомическая традиция.

Классическая медицина Китая обращалась к органам как функциональным проявлениям организма:

так, например, легкие — система дыхания в целом, включая газообмен через кожу, а печень — система объема веществ и все ступени его регуляции. Древнеиндийская же Аюрведа использовала для описания анатомии модель кундалини, в которой органы носят условный характер. Схема кундалини указывает путь реинтеграции, слияния человека с Абсолютом. Как видно, все восточные медицинские взгляды и практики имеют по преимуществу мистическую, идеалистическую направленность. Они опираются на вымышленные философами и священнослужителями сущности и начала макро-и микрокосма, апеллируют к слепой вере в эти отвлеченные выводы целителей и пациентов. Подобный уклон медицинской теории и практики связан, по-видимому с тем, что на Востоке в силу ряда социально-исторических и естественно-географических причин не сложилось науки европейского типа — рациональной, экспериментально-опытной, технологизируемой.

Европейская медицина — это единственная в мире полностью анатомическая традиция. Классическая медицина Китая обращалась к органам как

Слайд 69Только европейцы сделали реальную анатомию, вообще объективный подход к структуре

и функциям организма центром своей медицинской доктрины. Человеческое тело представляется

здесь как своего рода сложная машина, работающая во многом независимо от психики — души. Душа в ее различных проявлениях становится объектом самостоятельных исследования у философов (начиная с Аристотеля), психологов, врачей-психотерапевтов. Сравнительно поздно, в Новое и особенно в Новейшее время европейская наука и медицина предпринимают попытки комплексных — психосоматических разработок. Особой популярностью в теории и на практике пользовались такие модели западной психосоматики, как психоанализ (фрейдизм) и последующие версии глубинной психологии; рефлексология И.П. Павлова и В.М.Бехтерева; аутотренинг и сравнительно массовое «промывание мозгов» по специальным методикам (в политике, спорте, военном деле, искусстве и т.д.).

Только европейцы сделали реальную анатомию, вообще объективный подход к структуре и функциям организма центром своей медицинской доктрины.

Слайд 70Европейский подход к знанию вообще и медицинскому в частности привел,

с одной стороны, к взлету научной мысли и технического творчества;

выработке объективных методов диагностики, не связанных с культурной средой, замене мистической медицины на технологическую. Это дало возможность поставить медицинскую помощь на своего рода конвейер — предоставить ее всем нуждающимся, а подготовку медиков — на поток, скачкообразно увеличив их численность (в пропорции на душу населения); а главное, — постоянно поднимать качество лечения (продлевая средний срок жизни в социуме, повышая качестве биологической жизни внутри этого срока, облегчая страдания при летальных и хронических заболеваниях, искореняя многие эпидемические болезни).

Европейский подход к знанию вообще и медицинскому в частности привел, с одной стороны, к взлету научной мысли

Слайд 71С другой стороны, в рамках европейской традиции наукоемкой и технологизированной

медицины появилась опасность недооценки организма как естественной целостности (бесконечная специализация

отраслей врачевания, действия лекарственных препаратов); акцент на внешнее вмешательство в противовес саморегуляции организма (европейская хирургия и фармакология); преобладающее внимание к соматическим компонентам здоровья и болезни в противовес психическим; снятие ответственности за состояние здоровья и исцеление от болезни с пациента и перенос ее практически целиком на врача.

С другой стороны, в рамках европейской традиции наукоемкой и технологизированной медицины появилась опасность недооценки организма как естественной

Слайд 72Перемены, происходящие в современной культуре и Востока, и Запада, не

могли не затронуть медицину. Переход от общества всеобщей стандартизации к

постмодернистскому смешению стилей мысли и жизни вызвал перераспределение «медицинского авторитета» в обществе. Пациенты, имеющие доступ к современным базам данных, становятся не менее информированными, чем врачи. В этом праве их все больше поддерживает новейшее законодательство развитых индустриальных стран. Происходит трансформация врачебного сообщества из касты полубогов в сообщество консультантов и помощников граждан-налогоплательщиков. Качественно новый этап в развитии медицинских и биологических технологий привлек внимание общественности к этическим проблемам медицинского знания, порождая новую отрасль знания — биомедицинскую этику.

Перемены, происходящие в современной культуре и Востока, и Запада, не могли не затронуть медицину. Переход от общества

Слайд 73А сомнение в универсальности научных стандартов, неминуемые издержки научно-технического прогресса

поощряют старое, как мир, явление — соседство официальной, научной медицины

со знахарскими и шаманскими практиками врачевания и предсказания, а также архаичными системами регуляции организма восточного или паранаучного происхождения. Подобное двоеверие сопровождает медицину с древнейших времен до наших дней. Если от тяжелых болезней не помогали официальные боги того или иного племени, вождества или царства, больные тайком возносили молитвы и приносили жертвоприношения старым или запретным идолам.
 

А сомнение в универсальности научных стандартов, неминуемые издержки научно-технического прогресса поощряют старое, как мир, явление — соседство

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика