Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «СЕВЕРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»
(ГАПОУ
МО «СКФКиС»)
Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Выпускная квалификационная работа
Выполнила
Логунова Анна Юрьевна
Студентка 4 курса группы 402 – “ДО”
Руководитель работы
Котяшова Анна Сергеевна
Мончегорск 2020
Слайд 2Актуальность
Воспитание культуры поведения – очень актуальная проблема в настоящее время.
То, чему мы научим ребёнка сейчас, в будущем будет его
и нашей жизнью. Дошкольники должны научиться контролировать свои эмоции, планировать свои действия и соблюдать общепринятые нормы поведения. Именно поэтому необходимо знакомить детей с правилами поведения.
Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет. Это один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Слайд 3Цель и задачи выпускной квалификационной работы
Цель работы: воспитание культуры поведения
у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно - ролевых играх.
Задачи работы:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по выбранной теме;
2. Определить сущность понятия «культура поведения»
3. Раскрыть роль сюжетно - ролевой игры в воспитании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить уровень культуры поведения у старших дошкольников.
5. Изучить родительскую компетентность в вопросах культуры поведения детей.
6. Разработать и реализовать проект по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
7. Проанализировать итоги реализации проекта.
Слайд 4Объект и предмет работы
Объект работы: культура поведения у детей старшего
дошкольного возраста.
Предмет работы: сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры
поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 5Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- проектирование.
Слайд 6ГЛАВА I. ОБЗОР И АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1. Основные подходы к
понятию и характеристике «культура поведения»
1.2. Особенности воспитания культуры поведения у
детей старшего дошкольного возраста
1.3. Роль сюжетно – ролевой игры в воспитании культуры поведения старших дошкольников
Слайд 7Основные подходы к понятию «культура поведения»
Слайд 8Особенности воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
В старшем
дошкольном возрасте возрастают возможности нравственного воспитания.
С.В. Петерина отмечает, что
дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.
И.Н. Курочкина выделяет, что культура поведения дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением. Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим.
Слайд 9Роль сюжетно – ролевой игры в воспитании культуры поведения старших
дошкольников
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности как было сказано раннее для них является игра. Именно использование сюжетно-ролевых игр, по мнению Л. В. Воронковой, предоставляет возможность воспитания культуры поведения, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству и т.д. Сюжетов для игры может быть множество, ведь культура поведения нужна во многих ситуациях.
Слайд 10 При организации сюжетно-ролевой игры как средства воспитания культуры поведения
у детей старшего дошкольного возраста, считает Л. В. Воронкова, необходимо
соблюдать следующие условия:
-эмоционально объяснить цель предстоящей деятельности, ее необходимость; вызвать у дошкольников желание в ней участвовать;
-обеспечить активность каждого участника в процессе деятельности; привлечь детей к планированию ее, распределению работы, точно определить обязанности;
-четко выделить этапы работы и дать возможность детям пережить чувство удовлетворения полученными промежуточными результатами и достигнутым общим успехом.
Слайд 11ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
2.1. Общие положения
2.2. Организационный компонент
2.3. Целевой
компонент
2.4. Содержательный компонент
Слайд 12Организационный компонент
Тема проекта: «Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного
возраста в сюжетно-ролевых играх».
Тип проекта: практико-ориентированный.
Место проведения проекта: муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 присмотра и оздоровления» (МАДОУ № 8 г. Мончегорска).
Участники проекта: педагоги, дошкольники старшей группы № 6 МАДОУ № 8 г. Мончегорска в составе 20 человек, родители старших дошкольников.
Сроки проведения: долгосрочный: октябрь 2019 – май 2020 года.
Слайд 13Этапы проекта
I этап
Организационно – подготовительный:
- Изучение и
анализ литературы и нормативных документов по выбранной теме;
- Проведение диагностики
среди детей старшей группы ДОУ с целью изучения культуры поведения детей старшего дошкольного возраста;
- Разработка проекта по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх;
II этап
Основной этап: реализация проекта по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
III этап
Заключительный:
- анализ результатов по реализации проекта.
Слайд 14Целевой компонент
Ожидаемые результаты:
Освоенные детьми нравственные представления и соблюдение этических норм
речевого этикета.
Продуктом реализации проекта будут являться методические разработки по воспитанию
культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх, представленные в приложении.
Слайд 15Уровни развития культуры поведения старших дошкольников на начальном этапе проекта
Слайд 16Анализ анкетирования родителей
45 % (9) родителей не всегда знают, какие
утешительные слова ребенок употребляет.
90% (18) родителей дети не используют
нежные и ласковые слова.
50% (10) родителей отметили, что их дети применяет силу в конфликтных ситуациях.
20% (4) родителей только знают, какими способами вежливого обращения к знакомым и близким владеет их ребенок.
25% (5) родителей считают своего ребенка достаточно вежливым.
75% (15) родителей полагают, что работу над этим необходимо продолжать.
Слайд 17Проект по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
в сюжетно-ролевых играх
Слайд 20Сравнительный анализ уровней культуры поведения старших дошкольников на начало и
завершение проекта
Слайд 21Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей
Слайд 22Заключение
Таким образом, цели, поставленные нами в начале работы, достигнуты; задачи
работы реализованы. Можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра вызывает значительные
изменения в сознании ребенка, развивает и воспитывает его.
Данный проект представляет собой попытку организации работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх. Соотнесение целевых установок и итогового результата деятельности позволяет сделать вывод об эффективности проекта.
Практическая значимость: разработанный нами проект может использоваться педагогами при организации работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевых играх.