Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет» в
г. Октябрьском
Презентация к зачету по дисциплине «Деловой этикет и культура коммуникаций»
Выполнил ст. гр. БГБЗ 16-11 М.А. Самородов
Проверил: доцент Э.А. Мухтасарова
2018
Слайд 2 СОДЕРЖАНИЕ
МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ
ВИДЫ МАНИПУЛЯЦИЙ В ОБЩЕНИИ
ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ В ДЕЛОВОМ
ОБЩЕНИИ
РАЗДРАЖЕНИЕ СОБЕСЕДНИКА
ОШАРАШИВАНИЕ ТЕМПОМ
ОТСЫЛКА К «ВЫСШИМ ИНТЕРЕСАМ»
«КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН»
«ЛОЖНЫЙ СТЫД»
«МНИМОЕ
НЕПОНИМАНИЕ»
«ПРИНУЖДЕНИЕ К ОДНОЗНАЧНОМУ ОТВЕТУ»
Выводы
Список использованных источников
Слайд 4Манипуляции в общении.
Использование приемов (техник) коммуникации, целью которых является прямое
вынуждение собеседника принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, называется
манипуляцией.
Слайд 5Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его
воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в
его личность.
Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.
Слайд 6Виды манипуляций в общении
Основные виды воздействия делятся на:
осознанные – человек
понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому
стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).
Второстепенные виды делятся на:
лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).
Слайд 7приемы психологических манипуляций
в деловом общении
«раздражение собеседника» - выведение его
из состояния психологического равновесия насмешками, обвинениями, упреками или иронией, что
заставляет его нервничать и, в результате, принимать необдуманные решения;
Слайд 8приемы психологических манипуляций
в деловом общении
«ошарашивание темпом» - использование быстрого
темпа речи, требование принять решение «здесь и сейчас» под угрозой
потерять «уникальную возможность»;
Слайд 9приемы психологических манипуляций
в деловом общении
отсылка к «высшим интересам» -
намек на то, что позиция собеседника затрагивает интересы тех, кого
крайне нежелательно расстраивать (Вы понимаете, на что вы покушаетесь, когда не соглашаетесь с этим?»)
Слайд 10приемы психологических манипуляций
в деловом общении
«Карфаген должен быть разрушен» -
бездоказательное повторение одной и той же мысли так часто, чтобы
собеседник к ней «привык» и принял ее как очевидную (метод оратора римского сената консула Катона Старшего);
Слайд 11приемы психологических манипуляций
в деловом общении
«ложный стыд» - использование ложного
довода, с которым оппонент не спорить после заявлений, типа «Вам,
конечно же, известно, что наука установила…», «Вы, конечно же, читали о…», «Все деловые люди в курсе, что…», опасаясь во всеуслышание расписаться в собственной некомпетенции;
Слайд 12приемы психологических манипуляций
в деловом общении
«мнимое непонимание» - повторение
доводов собеседника «своими словами» с намеренным искажением полученной информации («Другими
словами, вы считаете…»);
Слайд 13приемы психологических манипуляций
в деловом общении
«принуждение к однозначному ответу»
- давление на оппонента с целью получить строго однозначный ответ
«да» или «нет», причем сразу («Скажите прямо…»).
Слайд 14Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое
мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах.
Можно
во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.
Слайд 15Выводы
Мною были сделаны следующие выводы:
Манипуляция и манипулирование по содержанию
– это форма социального управления, при которой игнорируются собственные цели
и интересы объекта управления.
Существуют следующие виды и приемы манипуляций.
Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:
на ошибки и собственное мнение;
на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
быть нелогичным.
Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.
Нужно научиться отказывать.
Слайд 16Список использованных источников
1. Манипуляции в общении. Практическая психология. – Электрон.
Журнал – 2002.-№ 2 http://www.sunhome.ru
2. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении
и их нейтрализации. Практическое руководство. Издательство Института Психотерапии,2001
3. Шостром Э. Человек – манипулятор. Нэшвилл: TN Abingodon 2008, перевод В. Данченко