Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент управления сетью подведомственных организаций
Модель
управления имущественными комплексами вузов
и вопросы распоряжения имуществом
Разработчик: Лобачева Альбина Викторовна,
заместитель директора
Департамента управления сетью подведомственных организаций
Минобрнауки России
Слайд 2СТАТИСТИКА
Министерство образования
и науки Российской Федерации осуществляет
функции учредителя,
а также полномочия
собственника
в отношении подведомственных организаций
Состав имущественного комплекса:
38,1 млн. кв.
м. недвижимости
240,4 тыс. Га земельных участков
784 тыс. кв. м недвижимого имущества
на праве аренды
4,2 млн. кв. м недвижимого имущества
на праве безвозмездного пользования
Слайд 3Осуществление Министерством полномочий собственника
в отношении имущества подведомственных организаций
Слайд 4Концепция осуществления Министерством полномочий собственника
в отношении имущества подведомственных организаций
-
созданы единые центры компетенций;
- сформирован программный подход к управлению имуществом;
-
обеспечено коллегиальное рассмотрение всех вопросов, связанных с управлением федеральным имуществом;
- реализован принцип проведения обязательного анализа целесообразности заключения каждой сделки;
- обеспечено проведение на постоянной основе внутреннего контроля
Слайд 5Программный подход к управлению имуществом подведомственных организаций
Слайд 8Принятые решения на Коллегии Минобрнауки России
10 ноября 2014 г.
Разработка
Концепции поэтапной модернизации материально-технической инфраструктуры вузов:
- объединение двух программ;
- разработка
единой системы показателей развития вузов, определяющей развитие имущественного комплекса вузов
Формирования лучших практик управления имущественными комплексами вузов:
- формирование при Министерстве Экспертного совета по вопросам управления и развития имущественных комплексов образовательных организаций;
- проведение работы по отбору 15 «пилотных» вузов для отработки механизмов модернизации их имущественных комплексов, в том числе
с использованием моделей ГЧП
Слайд 9Системные вопросы, требующие решения
Качество имущества:
- ремонт, реконструкция, реставрация;
- создание современных
образовательных пространств, отвечающих требованиям новых образовательных технологий
Определение «достаточности» имущества:
-
установление минимальных требований;
- определение действительной потребности
Отношение к имуществу как к активу:
- восстановительные фонды;
- приращение стоимости
Разграничение ответственности:
- финансирование;
- распоряжение
Слайд 10Формирование модели управления имущественными комплексами вузов
Определен «пилотный регион» – Нижегородская
область
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет;
Нижегородский государственный лингвистический
университет
им. Н.А. Добролюбова;
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина;
Нижегородский государственный технический университет
им. Р.Е. Алексеева;
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
Слайд 11Направления работы
Нормирование обеспеченности имуществом:
- существующие нормативы (административные, жилые);
- разработанные рекомендации
по нормированию УЛП;
- конструктивные особенности существующих объектов;
- фактическое использование;
- модель
обеспеченности
Итог – модель расчета норматива обеспеченности имуществом
Слайд 12Направления работы
Экономика имущества:
- фактические затраты;
- существующие подходы к расчетам;
- потребность;
-
учет предстоящих изменений в методологии
Итог – модель расчета стоимости содержания
имущества
Слайд 13Направления работы
Опыт функционирования имущественных комплексов ВУЗов зарубежных стран (на примере
Финляндии, Китая, США, Германии и Англии)
Обсуждение
Программное обеспечение
Слайд 14Формирование модели управления имущественными комплексами вузов
Результат:
- разработанная модель функционирования
имущественных комплексов вузов;
- апробация качественно новых нормативных, организационных и финансовых
условий функционирования имущественных комплексов вузов;
- описание достигнутого эффекта с моделированием возможностей;
- стандарт и регламенты по управлению имущественным комплексом вузов с соответствующей методологией, позволяющие распространить опыт на все регионы Российской Федерации
Слайд 15Основная нормативная база:
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Земельный кодекс Российской Федерации;
Лесной
кодекс Российской Федерации;
Федеральные законы от 12 января 1996 г. №
7-ФЗ,
от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ,
от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Постановления Правительства Российской Федерации
от 3 декабря 2004 г. № 739, от 10 октября 2007 г. № 662,
от 14 октября 2010 г. № 834, от 26 июля 2010 г. № 537,
от 3 июня 2012 г. № 466, от 14 мая 2014 г. № 432;
Письма Минобрнауки России от 17 января 2013 г. № 10-76,
от 11 сентября 2012 г. № 10-897 и от 4 марта 2015 г. № 10-629.
Слайд 17Постановление Правительства
Российской Федерации от 14 мая 2014 г. N
432
Слайд 18АРЕНДА
1. Заявка в ИАС «Мониторинг»
Слайд 20от 28 ноября 2015 года
N 344-ФЗ
Статья 7.35. Нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом
Нарушение государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 10 процентов цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц –
от 10 до 20 процентов цены совершенной сделки.
Статья 19.7.12. Непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации)
в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом
Непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии
с нормативными правовыми актами Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти
тысяч до ста тысяч рублей.
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ЧАСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) ИМУЩЕСТВОМ
Слайд 21ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 40. Права собственников земельных участков
на использование земельных участков
1. Собственник земельного участка имеет право:
1) использовать
в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии
с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуротехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии
с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами
и арендаторами земельных участков
1. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса,
за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Кодекса права лиц, использующих земельный участок на основании сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.
Слайд 22ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 610. Срок договора аренды
1. Договор аренды
заключается на срок, определенный договором.
2. Если срок аренды в договоре
не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
3. Законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается.
Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.
Статья 621. Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок
1. Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
2. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Слайд 24
земельные участки должны быть:
а) предоставлены следующим юридическим лицам:
федеральным государственным учреждениям
федеральным
государственным унитарным предприятиям
Российской академии наук
отраслевым академиям наук и созданным такими
академиями организациям либо
не предоставлены гражданам или юридическим лицам
б) расположены:
в границах населенных пунктов;
30 километров от границ населенных пунктов с численностью населения более 1 млн. чел.;
15 километров от границ населенных пунктов с численностью населения от 100 тыс. чел.
до 1 млн. чел.;
5 километров от границ населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. чел.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 3 апреля 2008 г. N 234
«ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЖИЛИЩНОГО И ИНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
НА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»
Слайд 25Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ