Разделы презентаций


Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное

Содержание

СодержаниеВведениеГлава 1. Теоретические основы развития идеи взаимодействия искусств в отечественном школьном музыкальном образовании XX века (1917–1991 гг.)1.1. Взаимодействие искусств в музыкальном образовании: сущность понятия, философское, искусствоведческое и психологическое обоснование.1.2. Формирование и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая

Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) Институт Педагогический Направление 44.04.01 – Педагогическое образование РАЗВИТИЕ ИДЕИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ШКОЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ XX ВЕКА (1917–1991 ГГ.)

Научный руководитель С. И. Дорошенко
Аспирант Е. Г. Жаркова

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования  «Владимирский государственный университет

Слайд 2Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития идеи взаимодействия искусств в отечественном

школьном музыкальном образовании XX века (1917–1991 гг.)
1.1. Взаимодействие искусств в

музыкальном образовании: сущность понятия, философское, искусствоведческое и психологическое обоснование.
1.2. Формирование и развитие идеи взаимодействия искусств в педагогике и художественном творчестве конца XIX – начала XX вв.
1.3. Периодизация развития идеи взаимодействия искусств в педагогике 1917–1991 гг.
Глава 2. Реализация идеи взаимодействия искусств в отечественном школьном музыкальном образовании в 1917–1991 гг.
2.1. Взаимодействие искусств в музыкальном образовании 1917–1931-х гг. и его влияние на музыкально-эстетическое воспитание в школе.
2.2. Особенности взаимодействия искусств в отечественном школьном музыкальном образовании 1931–1965 гг.
2.3. Становление новых подходов в содержании отечественного школьного музыкального образования 1985–1991 гг.
Заключение
СодержаниеВведениеГлава 1. Теоретические основы развития идеи взаимодействия искусств в отечественном школьном музыкальном образовании XX века (1917–1991 гг.)1.1.

Слайд 3Актуальность исследования
множественные взаимодействия между образовательными областями, уроком, внеурочной и воспитательной

деятельностью, детьми и взрослыми
XXI век: интегративность
XXI век: междисциплинарное взаимодействие
междисциплинарные программы

ФГОС,
формировании универсальных учебных действий

Музыка и музыкальное образование – важнейшие элементы единой художественно-образовательной системы

существование отдельных видов искусств при определенных условиях происходит во взаимодействии

Актуальность исследованиямножественные взаимодействия между образовательными областями, уроком, внеурочной и воспитательной деятельностью, детьми и взрослымиXXI век: интегративностьXXI век:

Слайд 4Идея взаимодействия искусств «звучит» актуально как с точки зрения ее

содержательного, так и смыслового контекста, обращенного, с одной стороны, к

современной музыкальной педагогике, а с другой – к историческому пути, ею пройденному.

Актуальность исследования

В историческом контексте идея взаимодействия искусств в музыкальном образовании не рассматривалась.

За последние два десятилетия в ряде исследований по педагогике (13.00.01) и методике был осуществлен анализ педагогических возможностей взаимодействия искусств по отношению к различным возрастам: младшему школьному (О. В. Гирфанова, А. С. Москвина, Е. А. Заплатина 13.00.02), подростковому (Е. В. Ремнева, О. Л. Морева, Ю. В. Орлова), в контексте подготовки учителя (Г. В. Лазарева, Л. Г. Бейрюмова по специальности 13.00.01; Т. И. Рейзенкинд, Э. Г. Отяковская, Н. Л. Дьячкова по специальности 13.00.02; Е. А. Ермолинская, С. Л. Лупу по специальности 13.00.08). Взаимодействие искусств рассматривалось как средство развития музыкальности (О. В. Гридчин), интермодальных ассоциаций (Е. О. Зеленина по специальности 13.00.02), социального развития (В. П. Волошина), развития творческого потенциала школьников и их самореализации (К. Н. Коданева), а также с позиций развития художественного образования в целом и реализации полихудожественного подхода (Г. М. Москвина). Взаимодействие искусств серьезно исследовано в сфере частных методик преподавания музыки, литературы, изобразительного искусства (Г. Л. Ачкасова, Е. Б. Спорышева). Различные аспекты взаимодействия искусств рассмотрены в психологии (Т. Г. Рубан, Н. И. Смаковская), искусствоведении и культурологии (А. В. Плохов по специальности 17.00.09, Н. Ю. Вавилина по специальности 17.00.04, Е. В. Аверьянова, М. А. Брайловская, А. Ю. Демшина, Серебрякова Ю. В. по специальности 24.00.01, С. В. Конанчук по специальности 09.00.04).
Историко-педагогические ориентиры исследований в сфере музыкального образования формируют исследования В. И. Адищева [3-5], Н. А. Асташовой [13], С. И. Дорошенко [40-43], Е. В. Николаевой [86], О. И. Передерий [87], Ф. Ш. Салитовой [97] и др.

Идея взаимодействия искусств «звучит» актуально как с точки зрения ее содержательного, так и смыслового контекста, обращенного, с

Слайд 5Противоречия:
отсутствие привязки процесса становления и развития идеи взаимодействия искусств к

историческому контексту
значимость, признанность, разработанность идеи взаимодействия, синтеза искусств, полихудожественного подхода

в сфере школьного музыкального образования
Противоречия:отсутствие привязки процесса становления и развития идеи взаимодействия искусств к историческому контекстузначимость, признанность, разработанность идеи взаимодействия, синтеза

Слайд 6Противоречия:
отсутствие корреляции со значимыми историческими этапами развития отечественной школы и

педагогики ХХ века, с современными инновациями в сфере полихудожественности, синтеза

искусств в школьном музыкальном образовании

наличие значительного исторического опыта использования педагогических возможностей взаимодействия искусств на уроке музыки и во внеурочной деятельности

Противоречия:отсутствие корреляции со значимыми историческими этапами развития отечественной школы и педагогики ХХ века, с современными инновациями в

Слайд 7Объект и предмет исследования
Генезис идеи взаимодействия искусств в теории педагогики

и в отечественном школьном музыкальном образовании XX века (1917–1991 гг.).



Школьное музыкальное образование в России XX века (1917–1991 гг).

Объект и предмет исследованияГенезис идеи взаимодействия искусств в теории педагогики и в отечественном школьном музыкальном образовании XX

Слайд 8Цель и задачи исследования
1. Раскрыть философские, искусствоведческие и психологические основы

взаимодействия искусств в отечественном образовании XX века (1917–1991 гг.).
2. Определить

теоретико-педагогические предпосылки идеи взаимодействия искусств в отечественном музыкальном образовании.
3. Осуществить периодизацию развития идеи взаимодействия искусств в школьном музыкальном образовании в России ХХ века (1917–1991 гг.) и выявить концептуальные основания различных периодов.
4. Создать модели различных типов взаимодействия искусств, существовавших на разных этапах отечественного школьного музыкального образования.

Реконструировать процесс развития идеи взаимодействия искусств в отечественном школьном музыкальном образовании ХХ века (1917–1991 гг.), выделить его этапы, сущностные характеристики, связь с логикой развития отечественной школы и педагогики в целом.

Цель и задачи исследования1. Раскрыть философские, искусствоведческие и психологические основы взаимодействия искусств в отечественном образовании XX века

Слайд 9Методы исследования
В диссертации использовались методы научного познания:
источниковедческий анализ;
интерпретация;


смысловая реконструкция исторического материала;
метод сопоставления научных идей и концепций;


метод моделирования;
анализ научной литературы и научных исследований.
Методы исследованияВ диссертации использовались методы научного познания: источниковедческий анализ; интерпретация; смысловая реконструкция исторического материала; метод сопоставления научных

Слайд 10Источники
Труды теоретиков педагогики:
Н. А. Асташовой, В. Г. Безрогова, Л. И.

Богомоловой, М. В. Богуславского, М. А. Захарищевой, Г. Б. Корнетова,

М. А. Лукацкого, Е. Г. Осовского, А. В. Плеханова, М. Г. Плоховой, Е. Ю. Рогачевой, Ф. А. Фрадкина, А. Н. Шевелева
Философские, музыковедческие исследования:
А. Ф. Лосева, П. А. Флоренского, М. С. Кагана, Ю. Б. Борева, B. C. Библера, Р. И. Куренковой, Э. Б. Абдуллина, Д. Б. Кабалевского, Г. Г. Нейгауза, Г. М. Цыпина
Программно-методические документы:
Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы;
Д. Б. Кабалевский Музыка. Программа общеобразовательных учреждений. 1-8 классы;
Программы общеобразовательных учреждений. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство».
Архивные документы:
Научный архив РАО: Фонд № 1. Оп. 1. Ед. хр. 72, 92, 115; Фонд № 106. Оп. 1. Ед. хр. 3, 7, 34, 56, 61, 62, 64, 71, 74, 76, 85, 86, 97; Фонд № 112. Оп. 1. Ед. хр. 261, 262, 263, 53, 66, 66 а; Фонд № 114. Оп. 1. Ед. хр. 1.
Публицистика
Результаты опроса
ИсточникиТруды теоретиков педагогики:Н. А. Асташовой, В. Г. Безрогова, Л. И. Богомоловой, М. В. Богуславского, М. А. Захарищевой,

Слайд 11Определение понятия
универсальное средство, позволяющее осуществлять взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение различных видов

искусств и переложение определенного художественного со-бытия на язык другого вида

искусства (Г. М. Москвина);


событийное существование разных видов искусств на единой художественно-образной основе.

«взаимодействие искусств»

Определение понятияуниверсальное средство, позволяющее осуществлять взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение различных видов искусств и переложение определенного художественного со-бытия на

Слайд 12Методологические основы исследования:
современные подходы к историко-педагогическому исследованию (Н. А. Асташова,

В. Г. Безрогов, Л. И. Богомолова, М. В. Богуславский, М.

А. Захарищева, А. В. Духавнева, Г. Б. Корнетов, М. А. Лукацкий, Е. Г. Осовский, А. В. Плеханов, М. Г. Плохова, Е. Ю. Рогачева, Ф. А. Фрадкин, А. Н. Шевелев): системный подход, диалоговый подход, культурологический подход;
философское обоснование проблемы интеграции и синтеза искусств (А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский, М. С. Каган);
идеи органического синтеза системы художественного воспитания (А. В. Бакушинский, П. П. Блонский);
психолого-педагогические идеи о природе творчества (Л. С. Выготский, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Теплов);
положения, раскрывающие историю общего и художественного образования (В. И. Адищев, С. И. Дорошенко, Е. В. Николаева);
– концептуальные основы полихудожественного подхода (Б. М. Неменский, Б. П. Юсов);
теоретико-педагогическая и методическая интерпретация идеи взаимодействия искусств в музыкальном образовании (Л. А. Баренбойм, Ю. Б. Борев, Д. Б. Кабалевский, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин);
принципы методологии научного исследования в сфере педагогики музыкального образования (Э. Б. Абдуллин).
Методологические основы исследования:современные подходы к историко-педагогическому исследованию (Н. А. Асташова, В. Г. Безрогов, Л. И. Богомолова, М.

Слайд 13Научная новизна
рассмотрена идея взаимодействия искусств применительно к школьному музыкальному образованию

в России ХХ века (1917–1991 гг.) в историческом развитии;
выделены

этапы развития идеи взаимодействия искусств в связи с развитием школы и педагогики:
1917–1931 гг.
1931–1965 гг.
1965–1991 гг.
выявлены качественные характеристики взаимодействия искусств по отношению к каждому этапу:
а) синкретизм и синтез искусств в единой трудовой школе, достигаемые за счет реализации комплексности в обучении;
б) иллюстрирование одним видом искусства содержания другого (межпредметные связи);
в) взаимодействие искусств на основе междисциплинарной интеграции и единства художественного мышления школьников.

Научная новизнарассмотрена идея взаимодействия искусств применительно к школьному музыкальному образованию в России ХХ века (1917–1991 гг.) в

Слайд 14Философское обоснование
Осмысление идеи взаимодействия искусств с опорой на феноменологический метод

(А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский), марксистско-ленинскую диалектику (А. В.

Луначарский).
Разработка методов и техник синтеза, конфигурирования и соорганизации разнопредметных знаний (Г. П. Щедровицкий).
Интерпретация идеи в концепциях полифонизма и диалога культур (М. М. Бахтин, В. С. Библер), в разделе эстетики «морфология искусства» (М. С. Каган).
Философское обоснованиеОсмысление идеи взаимодействия искусств с опорой на феноменологический метод (А. Ф. Лосев, П. А. Флоренский), марксистско-ленинскую

Слайд 15Искусствоведческое обоснование
Художественный поиск, связанный с синтезом искусств, начало XX века

(А. Н. Скрябин, М. К. Чюрленис, А. Белый).
Интонационная теория как

учение о специфике музыкального мышления (Б. В. Асафьев, Л. А. Мазель, В. В. Медушевский).
Теория музыкального мышления (Б. Л. Яворский).
Единство временнóго и пространственного параметров в музыке (В. Н. Холопова).
Искусствоведческое обоснованиеХудожественный поиск, связанный с синтезом искусств, начало XX века (А. Н. Скрябин, М. К. Чюрленис, А.

Слайд 16Психологическое обоснование
Изучение психических процессов: простые ощущения, апперцепция, синестезия, процессы восприятия,

памяти (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Е. В. Назайкинский,

Б. Л. Яворский).
Концепция ассоциативного мышления (Б. Л. Яворский).
Теория деятельности, мотивационной сферы, особенностей работы человеческого сознания (С. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).
Научно-практические вопросы, связанные с проблемами восприятия, творчества, диагностики способностей (Б. М. Теплов, Б. М. Галеев, А. А. Мелик-Пашаев, Д. К. Кирнарская).
Психологическое обоснованиеИзучение психических процессов: простые ощущения, апперцепция, синестезия, процессы восприятия, памяти (Л. С. Выготский, П. П. Блонский,

Слайд 17Этапы развития
идеи взаимодействия искусств определены в соответствии с исторической периодизацией

М. В. Богуславского,
А. Н. Джуринского, И. Т. Огородникова, М.

М. Пистрака.
Этапы развитияидеи взаимодействия искусств определены в соответствии с исторической периодизацией М. В. Богуславского, А. Н. Джуринского, И.

Слайд 181917–1931 гг.: комплексный подход
Концепция целостного музыкально-эстетического воспитания 1917–1930-х гг. содержала

в своей основе идею взаимодействия искусств и основывалась на синкретизме

детского восприятия (программы 1921 г.) и комплексном подходе (программы ГУСа).
Программы семилетней единой трудовой школы, включающие в себя разделы по изобразительному искусству, музыке, драматизации, эстетическому и ритмическому воспитанию, обладали большим интеграционным потенциалом, позволявшим менять приоритеты познавательной деятельности в сторону «осознания связей и отношений между различными явлениями» (М. В. Богуславский).
Концепция стала долгосрочным проектом, реализацию которого продолжали осуществлять в школьном образовании, но уже в другую историческую эпоху.
1917–1931 гг.: комплексный подходКонцепция целостного музыкально-эстетического воспитания 1917–1930-х гг. содержала в своей основе идею взаимодействия искусств и

Слайд 191931–1965 гг.: межпредметные связи
Художественное воспитание в школе 1930–1960-х гг.

– это не только «преподавание отдельных искусств как учебных предметов»

(М. М. Пистрак).
Содержательная ориентация на межпредметные связи стала теоретико-педагогическим основанием развития идеи взаимодействия искусств в музыкальном образовании этого периода.
Взаимодействие искусств предполагает разные уровни и формы: иллюстрирование и пояснение искусств при общей теме занятия, которая может быть также из другой предметной области, соединение самых простых занятий искусством с более профессиональным освоением одного из них. Эстетическое воспитание, как его определяли в то время, – это и личное творчество, личная «художественная самодеятельность», которая вводит учащегося в «лабораторию искусства» (И. Т. Огородников).
1931–1965 гг.: межпредметные связи Художественное воспитание в школе 1930–1960-х гг. – это не только «преподавание отдельных искусств

Слайд 20 1965–1991 гг.: междисциплинарная интеграция
(Параграф еще не написан)

1. Концепция Д. Б.

Кабалевского
2. Идеи Б. М. Неменского, Л. М. Предтеченской.
3. Полихудожественный подход

Б. П. Юсова.
1965–1991 гг.: междисциплинарная интеграция(Параграф еще не написан)1. Концепция Д. Б. Кабалевского2. Идеи Б. М. Неменского, Л.

Слайд 21Публикации по теме исследования

Публикации по теме исследования

Слайд 22Публикации по теме исследования

Публикации по теме исследования

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика