Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Финансово-экономический институт
Кафедра экономической теории и прикладной экономики
Контрольная работа
по дисциплине
«Методы социально-экономических исследований»
ТЕМА: Модель «экономического человека» в маржинализме (Австрийская школа)
Выполнила:
студентка 1 курса
Специальности (направления):
Экономика
заочная форма обучения
Группа 28ЭМ1733
Арушанян Снежана Арамовна
Проверил: д.э.н., профессор
Мильчакова Наталья Николаевна
Тюмень 2018
Слайд 2Основные понятия
Для раскрытия темы понадобится обратить внимание на следующие понятия:
«Экономический человек»
Маржинализм
Австрийская школа маржинализма
Теория стоимости
Предельная полезность
Слайд 3Определения понятий
Маржинализм — направление в экономической науке, широко применяющее методы анализа,
основанные на оперировании «предельными» (приростными) понятиями в экономике, исследующее явления
с точки зрения максимизирующего собственное удовлетворение отдельного хозяйствующего субъекта.
* Предельная полезность — это полезность, которую человек получаетот использования ещё одной дополнительной единицы блага.
** Трудовая теория стоимости (ТТС) — экономическая теория, в соответствии скоторой стоимость товара зависит от труда, необходимого для его производства.
Австрийская школа (венская школа, психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма.
«Человек экономический» (лат. Homo œconomicus) — человек всегда стремится к максимизации получаемой прибыли и делает выбор из-за значения экономических результатов этого выбора.
Слайд 4Основные принципы, определяющие модель экономического человека в Австрийской школе маржинализма
«Экономический
человек»:
Субъективное восприятие рациональности человека (все, что человек делает, в момент
совершения действия было для него рациональным, разумным действием);
Человек может ошибаться и исправлять свои ошибки;
Никакой «объективной» информации не существует. Существуют только «обстоятельства места и времени»;
homo economicus — это прежде всего человек, нацеленный на удовлетворение своих потребностей. Природа человека универсальна, а значит, неизменна — следовательно, неизменны и его потребности.
Слайд 5История в персоналиях
Карл Менгер (1840-1921) – основоположник австрийской школы маржинализма.
внёс
вклад в экономическую теорию, методологию экономических исследований и политическую философию
Карла Менгера
считают основателем Австрийской школы в экономической теории
Основная работа по экономической теории – «Основания политической экономии»
Экономический человек Менгера – «неумелое, заблуждающееся, плохо осведомленное существо, страдающее от неуверенности, вечно колеблющееся между манящими надеждами и навязчивыми страхами, органически неспособное принимать взвешенные решения в своем поиске удовлетворения»
Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851 – 1914) – ученик Карла Менгера.
Ойген Бем-Баверк, так же как и Карл Менгер, полагал, что чем больше у человека в распоряжении однородных благ, тем меньше ценится каждая отдельная штука, если все другие условия одинаковы
Слайд 6Резюме
Таким образом, в работах маржиналистов получила права гражданства новая модель
человека рационального максимизатора благосостояния. Маржинализм в лице австрийской школы еще
более по сравнению с классической школой усилил общий рациональный элемент в данной модели. Главным новшеством по сравнению с концепцией «экономического человека» классической школы является даже не столько изменение характеристик экономического субъекта, сколько изменение места поведенческих предпосылок в экономическом анализе.
Слайд 7Вопросы для размышления
Опишите модель «экономического человека» австрийской школы маржинализма?
Как вы
считаете, находит ли место определение, данное «экономическому человеку» австрийской школой
маржинализма, в современной экономике?
В чем заключается главное новшество «экономического человека» австрийской школы в сравнении с классической политэкономией?
Как вы поняли, в чем заключается рациональность «экономического человека», представленного австрийской школой маржинализма?
Назовите главного представителя австрийской школы маржинализма.
Слайд 8Рекомендуемая литература
Автономов В. С. История экономических учений: учеб. пособие /
В.С. Автономов, О.И. Ананьин, Н.А. Макашева и др. М.: ИНФРА-М,
2009. – 784 с.
Бункина М.К. и др. Экономический человек: В помощь изучающим экономику, психологию, менеджмент / М.К. Бункина, А.М. Семенов. – М.: Дело, 2000. – 500 с.
Ядгаров Я.С. История экономических учений: учебник. 4-е изд., перераб. И доп. М.: ИНФРА-М, 2011. – 480 с.
Автономов В.С. Австрийская школа и ее представители// Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бёем-Баверк, Ф. Визер / Предисл., коммент., сост. В.С. Автономова. – М.: Экономика, 1992. – 176 с.
Ермишин П.Г. Основы экономической теории: курс лекций / П.Г. Ермишин. –М.: Луч, 2008. – 115 с.