Слайд 1МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра таможенного регулирования и таможенного
дела
ДИСЦИПЛИНА
«ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ»
ТЕМА 1 : «ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
АВТОР: кандидат военных наук,
доцент ОТРЕШКО Зураб Алексеевич
lizanka71105@yandex.ru +79117562949
СПб, 2020 г.
Слайд 2УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Система таможенного законодательства и иные законодательные и правовые
акты, применяемые в таможенном деле.
Таможенный контроль за соблюдением основных
принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенный контроль за соблюдением мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
Нормативно-правовые акты:
«Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном
кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосу-дарственного Совета ЕврАзЭС на уровне
глав государств от 27.11.2009 N 17).
Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации«.
Приказ ФТС России № 1186 от 26 июня 2013 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками».
Приказ ФТС России № 578 от 16 марта 2011 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий».
Приказ ФТС России № 1373 от 6 июля 2012 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки».
Слайд 4Нормативно-правовые акты:
Приказ ФТС России № 1057 от 9 июня 2014
года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов
при организации и проведении таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза».
Приказ ФТС России № 1372 от 6 июля 2012 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров»
Слайд 5
Основная литература:
Бекяшев, Камиль Абдулович. Таможенное право : учебник / К.
А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев ; М-во образования и науки
Рос. Федерации, Моск. гос. юрид. акад. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 359 c.
Таможенное право: учебник для вузов, рек. М-вом образования и науки Рос. Федерации / [Н. Д. Эриашвили и др.] ; под ред. М. М. Рассолова, Н. Д. Эриашвили ; Моск. ун-т МВД России, Рос. правовая акад. М-ва юстиции Рос. Федерации. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 463 c.
Слайд 6 Дополнительная литература:
Агамагомедова, С. А. Таможенный контроль после выпуска товаров: учеб.
пособие для студентов образоват. организаций, обучающихся по специальности "Тамож. дело"
/ С.А. Агамагомедова, О.В. Шишкина. - СПб.: Троицкий мост, 2014. - 224 c.
Зубач, Анатолий Васильевич. Институты административного и таможенного права, регулирующие деятельность таможенных органов: учебник: для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) 036401 Таможенное дело / А. В. Зубач, Н. А. Ронжина, Р. В. Терентьев. - СПб.: Троицкий мост, 2012. - 271 c.
Косаренко, Николай Николаевич. Таможенное право: курс лекций / Н. Н. Косаренко. - М. : Волтерс Клувер, 2010. - 224 c.
Слайд 7Перечень ресурсов
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
необходимых для освоения дисциплины
http://www.customs.ru/
http://www.consultant.ru
http://uristy.ucoz.ru/;
http://www.garant.ru/;
http://www.kodeks.ru/ и
другие.
Слайд 8 1 учебный вопрос:
Система таможенного законодательства и иные законодательные и
правовые акты, применяемые в таможенном деле.
Слайд 9Федеральный закон от 27.11.2010 N 289-ФЗ
от 03.08.2018)
"О таможенном
регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации"
(вступ. в силу с 04.09.2018)
Слайд 101. Целями настоящего Федерального закона являются:
1) обеспечение выполнения Российской Федерацией
международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕАЭС,
решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела;
2) обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами;
3) совершенствование государственного управления в сфере таможенного дела;
Слайд 114) обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность,
связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом
из Российской Федерации, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также иных лиц, реализующих права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации;
5) создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и внешнеторговой деятельности, инфраструктуры в сфере таможенного дела.
Слайд 122. Предметом регулирования настоящего Федерального закона является:
1) регулирование отношений, связанных
с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из
Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством
Слайд 13Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием,
выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного
контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;
2) определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона;
Слайд 143) определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с
ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской
Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
4) установление правовых и организационных основ деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы);
Слайд 155) регулирование властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими
права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию
и вывозимыми из Российской Федерации.
Слайд 16Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством
Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка
и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
Слайд 17В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения,
затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее - запреты и ограничения), предусмотренные
международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.
Слайд 18В случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами, составляющими договорно-правовую
базу Таможенного союза, актами органов Таможенного союза, Российская Федерация применяет
отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 19 При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке,
а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования,
отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Таможенного союза, применяются средства и методы обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору соблюдения установленных мер.
Слайд 20Действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения запретов и ограничений,
установленных Российской Федерацией в одностороннем порядке, могут определяться нормативными правовыми
актами Российской Федерации, которыми устанавливаются такие запреты и ограничения.
Слайд 21Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской
Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством
Слайд 22Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному
правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми
таможенными органами на территории Российской Федерации таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Слайд 23Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии
с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики
и нормативному правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров.
Слайд 241. Международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками
которых является Российская Федерация.
2. Конституция РФ, нормы которой являются нормами
прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации.
3. Федеральные законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела.
Слайд 254. Подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие
нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством
РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также совместные акты ФТС РФ с другими министерствами и ведомствами.
Слайд 26На настоящий момент Российская Федерация является участником около двадцати подобных
международных правовых актов в сфере таможенного регулирования. Наиболее важными из
них, на наш взгляд, являются:
1) Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года (вступила в силу для России 1 января 1997 года);
Слайд 272) Конвенция о временном ввозе от 26 июня 1990 года
(вступила в силу для России 18 апреля 1996 года);
3) Всемирная
почтовая конвенция от 14 сентября 1994 года (вступила в силу для России 19 апреля 1996 года);
4) Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года (вступила в силу для России 8 июня 1982 года);
Слайд 285) Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании
и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 года (вступила
в силу для России 13 декабря 1994 года);
6) Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 года (вступила в силу для России 2 февраля 1988 года).
Слайд 29Кроме того, Российская Федерация в своих международных взаимоотношениях всегда была
вынуждена опираться на отдельные положения Международной конвенции об упрощении и
гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года и Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 года, хотя и не являлась их участником.
Влияние международно-правовых актов на развитие национального таможенного законодательства, безусловно, очень велико.
Слайд 30Современные принципы деятельности таможенных органов, зафиксированные в статье 11 Федерального
закона № 289 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в конечном счете полностью опираются на нормы международных актов в области таможенного дела.
Слайд 31Более того, в некоторых сферах таможенное регулирование практически полностью основывается
на международных актах. Здесь в качестве примера можно привести перемещение
товаров в международных почтовых отправлениях, которое осуществляется либо непосредственно на основании норм Всемирной почтовой конвенции либо на основании положений национального или союзного законодательства, полностью соответствующих нормам данной Конвенции за некоторыми небольшими изъятиями.
Слайд 32Среди всех международно-правовых актов в области таможенного дела, имеющих значение
для Российской Федерации, особое место на современном этапе, безусловно, занимают
акты Таможенного союза, составляющие его таможенное законодательство. После вступления в силу ТК ЕАЭС союза наличие наднационального элемента в регулировании таможенного дела привело к необходимости создания соответствующего ему внутреннего закона, который бы основывался на положениях ТК ЕАЭС.
Слайд 33При этом, естественно, рассматриваемый нами наднациональный правовой акт отнюдь не
является всего лишь основой для национального таможенного законодательства, но применяется
и действует на всей таможенной территории Таможенного союза, а значит и на территории России в том числе. Данное положение зафиксировано в ТК ЕАЭС.
Слайд 341) ТК ЕАЭС;
2) международные договоры государств-членов Таможенного союза, регулирующие таможенные
правоотношения в Таможенном союзе;
3) решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные
правоотношения в Таможенном союзе, принимаемые в соответствии с ТК ЕАЭС и международными договорами государств-членов Таможенного союза.
Слайд 351. ТК ЕАЭС был принят Договором «О Таможенном кодексе Таможенного
союза» от 28 декабря 2017 года.
Разработка данного нормативного правового акта
явилась одним из важнейших этапов в развитии Таможенного союза в целом. ТК ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2018 года.
Слайд 36На настоящий момент этот акт наднационального права имеет первостепенное значение
для регулирования внутригосударственных таможенных отношений Российской Федерации. Многие статьи действующего
Федерального закона «О таможенном регулировании» отсылают нас к его положениям. Национальное законодательство может отклоняться от норм ТК ЕАЭС только в тех пределах, которые прямо и непосредственно указаны в самом кодексе.
Слайд 37Данное правило закреплено в ТК ЕАЭС, согласно которой «таможенное регулирование
в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного
союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза»
Слайд 38Благодаря тому, что на настоящий момент в практике работы таможенных
органов с неизбежностью будет существовать наднациональный элемент в виде ТК
ЕАЭС, можно даже говорить о некотором «срастании» внутригосударственного и наднационального таможенного регулирования в этом отношении.
Далее в качестве важнейшей составной части таможенного законодательства Таможенного союза указаны международные договоры, или соглашения государств.
Слайд 39Исходя из структурного устройства Таможенного союза, можно говорить о том,
что такие соглашения могут быть приняты на двух уровнях: на
уровне глав государств и на уровне глав правительств. Стоит сказать, что уже сейчас количество таких соглашений достаточно велико на обоих уровнях. Исходя из данных, представленных на официальном сайте Комиссии Таможенного союза, можно сделать вывод о том, что на настоящий момент принято около ста различного рода соглашений и протоколов изменений к ним
Слайд 40Изначально договорно-правовая база Таможенного союза определялась Решением Межгосударственного Совета ЕвразЭС
на уровне глав государств от 6 октября 2007 года №
1 «О формировании правовой базы таможенного союза в рамках евразийского экономического сообщества», в приложении к которому на тот момент содержалось более двадцати международных договоров. Как мы видим, с течением времени их количество значительно возросло. Говоря о международных соглашениях государств-членов Таможенного союза нельзя не подчеркнуть их важную практическую значимость.
Слайд 41Действительно, ТК ЕАЭС как основной нормативный правовой акт наднационального уровня
по определению не мог предусмотреть и урегулировать все многообразные общественные
отношения в области таможенного дела. Кроме того, не стоит забывать о постоянно изменяющейся реальности международного сотрудничества и экономической обстановки, реакция на которую должна быть быстрой и точечной. Именно на урегулирование таких вопросов и направлены большинство этих соглашений. Кроме того, они играют важнейшую роль при формировании внутренней структуры Таможенного союза и внесении изменений в ее организацию.
Слайд 42Также достаточно важным элементом таможенного законодательства Таможенного союза являются решения
Комиссии Таможенного союза. В соответствии с положения статьи 1 Договора
«О Комиссии Таможенного союза» от 6 октября 2007 года, КТС является «единым постоянно действующим регулирующим органом таможенного союза» Договор о Комиссии Таможенного союза : договор от 06.10.2007. Ее основной задачей является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза. Проще говоря, деятельность Комиссии и, что самое главное, именно ее нормотворческая деятельность направлена, прежде всего, на повседневное регулирование деятельности Таможенного союза в целом.
Слайд 43Этим объясняется ярко выраженная практическая направленность, узкий характер и достаточно
большое количество ее решений. Вопросам принятия данных нормативных актов наднационального
права посвящена статья 7 указанного нами Договора. Однако более полное их регулирование можно встретить в разделе VII Правил процедуры Комиссии Таможенного союза, утвержденных Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года № 15 «О вопросах организации деятельности Комиссии
Слайд 44таможенного союза». Согласно положениям пунктов 36 и 37 указанных Правил
решения, которые всегда носят обязательный характер для государств-членов Таможенного союза,
оформляются в письменном виде на специальных бланках, а также официально публикуются на сайте Комиссии. Как правило, они имеют прямое действие на таможенной территории Таможенного союза и не требуют принятия дополнительных уточняющих внутригосударственных актов
Слайд 45Таким образом, подводя общий итог анализу влияния современного наднационального права
Таможенного союза на таможенное дело в России, можно сделать вывод
о том, что оно оказывает непосредственное воздействие на таможенное законодательство в целом и во многом уже является неотделимым от национального законодательства.
Слайд 46
2 учебный вопрос:
Таможенный контроль за соблюдением основных принципов перемещения
товаров и транспортных средств через таможенную границу
Слайд 47Проведение таможенного контроля призвано обеспечить:
- создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического
оборота;
- разрешительный порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных
средств;
- ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов;
Слайд 48- своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных
таможенных платежей;
- ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной
статистики России;
- осуществление в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля;
- ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др.
- любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств.
Слайд 49транспортные средства - любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров
и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.
таможенная декларация -
документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.
таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Слайд 50ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
1) Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через
таможенную границу.
2) Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
3)
Гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Исполнение обязанностей.
4) Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.
5) Таможенное оформление и таможенный контроль.
Слайд 51Порядок перемещения, таможенного оформления
1) Доставка на таможенную границу.
2) Временное хранение
на СВХ.
3) Подача декларации.
4) Таможенное оформление.
5) Уплата пошлин.
6) Выпуск товаров.
Слайд 52Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в
целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Способы производства таможенного контроля представляют собой
меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля.
К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию товаров и транспортных средств, назначение экспертизы, привлечение специалиста, наложение ареста на товары или изъятие товаров, создание зон таможенного контроля.
Слайд 53ПРИНЦИПЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ:
всеобщность таможенного оформления и таможенного контроля - законность
таможенного оформления и таможенного контроля;
принцип минимальной необходимости таможенного контроля, запрета использования таможенного оформления и таможенного контроля в качестве административной нетарифной меры регулирования;
выборочность и достаточность таможенного контроля использование системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля;
Слайд 54возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля;
использование методов анализа рисков для определения и степени проверки;
выработка стратегии таможенного контроля Федеральной таможенной службой;
сотрудничество с таможенными органами иностранных государств;
взаимодействие там. органов с участниками ВЭД и организациями,
деятельность которых связана
с осуществлением внешней торговли товарами их профессиональными объединениями
Слайд 55создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;
недопустимость причинения неправомерного вред при проведении таможенного контроля;
безопасность применения технических средств таможенного контроля.
Принципы таможенного контроля базируются на основных принципах Конституции РФ.
Слайд 56Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров
через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством таможенного
союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Слайд 57При ввозе на таможенную территорию таможенного союза и вывозе с
этой территории товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке.
Слайд 58Согласно Конституции РФ , все граждане равны перед законом, а
потому имеют равные права и обязанности, при перемещении товаров через
таможенную границу.
Гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом
Лица, перемещающие товары через таможенную границу, или их таможенные представители обязаны исполнять обязанности, которые налагает на них ТК ЕАЭС.
И, в случае необходимости, предоставлять гарантии исполнения обязанностей, установленных ТК ЕАЭС.
Слайд 59В том числе:
1) Уплата таможенных пошлин и сборов
2) Предоставление необходимых
документов.
3) Надлежащее таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через
таможенную границу.
Слайд 60Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу
1. Пользование
и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их
выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза.
2. Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
Слайд 61Возможные таможенные процедуры:
1) выпуск для внутреннего потребления;
2) экспорт;
3) таможенный транзит;
4)
таможенный склад;
5) переработка на таможенной территории;
6) переработка вне таможенной территории;
7)
переработка для внутреннего потребления;
8) временный ввоз (допуск);
9) временный вывоз;
10) реимпорт;
11) реэкспорт;
12) беспошлинная торговля;
13) уничтожение;
14) отказ в пользу государства;
15) свободная таможенная зона;
16) свободный склад;
Слайд 62При перемещении через таможенную границу лица или их таможенные представители
обязаны следовать ТК ЕАЭС. И соблюдать запреты и ограничения на
ввоз/вывоз товаров и транспортных средств.
1. Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Слайд 632. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза,
прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с
таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
3. Товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Слайд 644. Если при ввозе на таможенную территорию таможенного союза или
вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу,
не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются положения пунктов 2 и 3 настоящей статьи.
Ограничения ввоза/вывоза товаров применяется с целью защиты жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества, сохранения их безопасности; защиты художественного и культурного наследия и памятников культуры; защиты государственных тайн, частной собственности, в т.ч. интеллектуальной и др.
Слайд 65
3 учебный вопрос:
Таможенный контроль за соблюдением мер государственного регулирования
внешнеторговой деятельности
Слайд 66В РФ под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными
органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в
целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ.
Реализация мер таможенного контроля в РФ преследует следующие цели:
обеспечение таможенными органами соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ о регулировании ВТД;
Слайд 67защита экономической безопасности и государственных интересов РФ;
обеспечение уплаты участниками ВЭД
таможенных платежей;
выявление и предотвращение административных правонарушений и преступлений в таможенной
сфере;
защита прав и интересов граждан и юридических лиц.
Слайд 68Принципы проведения таможенного контроля:
принцип выборочности - то ограничиваются только теми
формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства
ЕАЭС и законодательства государств – членов ЕАЭС;
система управления рисками;
в целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами;
Слайд 69в целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с
другими контролирующими государственными органами, а также с участниками ВЭД, лицами,
осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями);
Слайд 70К числу названных здесь принципов можно отнести и положения ТК
ЕАЭС, которой установлено, что таможенный контроль непосредственно проводят должностные лица
таможенных органов, уполномоченные на проведение такого контроля в соответствии со своими должностными обязанностями. При этом таможенный контроль проводится в отношении:
товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и подлежащих декларированию;
таможенной декларации, документов и сведений о товарах;
Слайд 71деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, а
также с оказанием услуг в сфере таможенного дела;
лиц, пересекающих таможенную
границу.
Слайд 72Таможенный контроль, согласно ТК ЕАЭС, может быть проведен в следующих формах:
проверка
документов и сведений;
устный опрос;
получение объяснений;
таможенное наблюдение;
таможенный осмотр;
таможенный досмотр;
личный таможенный досмотр;
проверка
маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
таможенный осмотр помещений и территорий;
учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
проверка системы учета товаров и отчетности;
таможенная проверка.
Слайд 73Во время таможенного контроля таможенные органы проверяют документы и сведения.
В результате этого с помощью таможенного контроля осуществляется обеспечение соблюдения
участниками ВЭД единого порядка составления и оформления таможенной, технической, товаросопроводительной документации на внешнеторговые грузы, надзор за наличием различного рода сертификатов на эти грузы по поводу соблюдения технических регламентов и стандартов, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных и фитосанитарных норм, обеспечение соблюдения требований международных правил перевозки опасных грузов, надзор за вывозом культурно-исторических ценностей, а также обеспечение таможенного досмотра в системе международного контроля оборота наркотических средств и оружия.
Слайд 74Как установлено ТК ЕАЭС, таможенные органы в пределах своей компетенции
осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и
радиационный, в соответствии с законодательством государств – членов ТС.
Таким образом, таможенный контроль обеспечивает как полноту уплаты таможенных платежей при перемещении участниками ВЭД товаров через таможенную границу, так и соблюдение запретов и ограничений, преследуя и такие цели, как:
Слайд 75соблюдение государством обязательств по подписанным им международным соглашениям о нераспространении
оружия массового поражения и средств его доставки;
предотвращение незаконного вывоза из
страны валютных средств;
охрана окружающей среды, растительного и животного мира;
защита внутреннего рынка от некачественных и вредных для здоровья товаров широкого потребления;
противодействие ввозу контрафактной продукции;
пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, художественных и историко-археологических ценностей.
Слайд 76Таможенный контроль проводится с помощью соответствующих методов (способов), к числу
которых относятся:
идентифицирование товаров и транспортных средств;
назначение экспертизы;
назначение
специалиста;
наложение ареста на товары или их изъятие;
создание зон таможенного контроля.