Слайд 1Мир хозяйства в общественном сознании докапиталистических эпох
Лекция 1. Экономические темы
в древневосточном и античном наследии
Слайд 2Предмет и метод истории экономической мысли
Предмет: закономерности развития экономической науки,
причины смены одних экономических теорий другими, их сосуществование, взаимная критика
и даже возврат некоторых теорий в научное обсуждение
Метод: исторический, сравнительный. Учитывается как историческая эпоха формирования теории, так и логика развития самой теории
Слайд 3Восточное и Античное общество
Империя. Иерархия кастовая
Земля и свободные люди –
главное богатство
Экспансия: захват новых земель и людей
Основа общества – община,
а не рабский труд
Жесткая централизация всей жизни. Налоги основа государства
Слияние светской и религиозной власти
Традиционализм в управлении
Централизованное регулирование рынка
Полис. Городская община. Общество граждан
Права граждан, их защита – дело каждого гражданина
Богатство – хозяйство гражданина. Право на землю – только у гражданина
Ограничение площади и населения оптимальными размерами
Экспансия – мультипликация полиса
Рабский труд – базис хозяйства гражданина
Хозяйство – самообеспеченное, но с привлечением рынка
Полис – ориентация на внешнюю торговлю
Слайд 4Экономическая мысль Древнего Востока
Слайд 5Общая характеристика экономической мысли Древнего Востока
Сохраняется мифологичность сознания (с
древних времен)
Мир и его проблемы воспринимаются как единство
Выделяются документы, фиксирующие
хозяйственную деятельность
Документы, производящие первичный анализ экономики
Анализ – нормативный, с точки зрения идеала
Идеал: архаический, мифологический (Конфуцианство), рационалистический (легизм)
Слайд 6Проблемы древневосточных трактатов
Искусство управления землей и людьми
Укрепление государства
Анализ общего: процветания
государства, а не отдельных частей
Выработка иерархии управления
Система стимулов и наказаний
для чиновников
Пример: Гуан-цзы и книга правителя области Шан. 1У век д.н.э.
До них Конфуций: законы диктует небо
Закон издает правитель, он сам – выше закона, остальные – равны перед законом
Слайд 7Легизм против конфуцианства
Конфуцианство опирается на традиции, так как в них
закреплена не воля отдельного человека, а закон неба
Преобладает мифологическое сознание
Иерархия
в обществе не меняется, все от рождения закреплены за своими местами
Иерархия традиционная: царь, вельможи (жрецы), чиновники, народ
Слайд 8Легизм против конфуцианства
Легисты двух направлений: «мягкие», склонные к конфуцианству (Гуан-цзы),
жесткие – Шан Ян
Изменение законов – в руках царя. Царь
сам олицетворяет силу законов и рост богатства государства. Если нужно разрушить иерархию ради роста государства, наказать нерадивых чиновников, ленивых вельмож –царь это сделает силой закона
Зарождается рациональный подход, с точки зрения достижения поставленной цели (рост богатства государства)
Слайд 9 Гуан – цзы: экономические идеи. Чэнма
Законы не должны
отходить от идей «дао», они должны привести общество к равновесию,
гармонии частей
Действовать надо убеждением и применять положительные экономические стимулы, воздействовать на цены, на равновесие рынка
Богато государство, если богат народ
Монополия государства на несельскохозяйственные земли: для регулирования цен на соль и железо
Денег – мало, тогда они – дороги, но товары дешевы. НЕ допускать эмиссии «лишних» денег
Слайд 10Легизм в трактате о Шан Яне
Законы могут резко нарушать сложившееся
равновесие. Если равновесие не ведет к «единому», его надо сломать
Действовать
надо жесткими мерами, наказаниями (за малые провинности – особенно жестко), страхом
Богато государство, если беден народ
Главные занятия: земледелие и война. Остальное – вспомогательное, или лишнее. Лишнее: искусство, поэзия, философия, красивая одежда. Враг - конфуцианство
Слайд 11 Противоречия полиса
Идеальный гражданин: этика, политика, хозяйство
Гражданин принимает обязательства, но
отстаивает права, свои интересы: как он их понимает?
Противоречие: права гражданина
и единство полисной системы
Разрешение: справедливость, закон
Слайд 12Идеальное хозяйство. Ойкономия
Ксенофонт (430 – 356 д.н.э.) – греческий писатель,
публицист, военный историк. Афинский аристократ, ученик Сократа, служил в армии
за границей, занимался хозяйством.
Основное экономической сочинение «Домострой» – часть «Сократических сочинений». Диалог о способах ведения домашнего хозяйства
Слайд 13«Домострой»
Диалог: истина рождается в столкновении мнений. Заранее доказанного вывода нет.
Два
идеальных хозяина: Критобул и Исхомах. Протагонист: Сократ
Ведение хозяйства – наука,
так как нужно понимать законы и правила ведения хозяйства и получать выгоду от того, что имеешь.
Богатство – субъективно, так как соизмеряется с потребностями человека и возможностями использования имущества. Флейта: использовать самому (прямая полезность), или продать (косвенная). НО! Продавать надо уметь: получить нужное в обмен. Часть богатства: знания и умения, друзья и враги
Залог богатства: правильная организация и управление хозяйством: все – на своих местах, жена – воспитана для правильного употребления имущества, рабы – поощряются хорошим обращением
Виды деятельности: лучше всего – сельское хозяйство, потом ремесло, хуже всех - торговля
Слайд 14Иерархия деятельности
Сельское хозяйство: упражнения для тела и духа, необходимость знания
и умения для управления имением, привязанность к земле, патриотизм, готовность
к военному делу. Справедливость! Земля воздает по труду, нельзя хитрить и лениться.
Ремесло: необходимое разделение работ, НО! Без движения. В духоте и однообразии действий. Нет привязанности к земле, родине. Изнеженность и слабость тела и духа. Эгоизм, обособленность.
Торговля. Есть возможность спекуляции, обмана. Цель – нажива, выгода. Пример: земля скупается и улучшается путем обработки, построек. Потом продается по более высокой цене. Хорошо ли это? Труд сам хорош, но цель – выгода- не хороша.
Слайд 15Аристотель – первые экономические теории
Аристотель – 384 – 322 гг.
д.н.э. – греческий философ, политический деятель, основатель европейской науки, ученик
Платона
Часть «Этики» к Никомаху (сыну) и начало «Политики». Попытки обобщения всех экономических положений античности.
Формальная логика – основа научного знания. Силлогизм как проверка внутренней логичности вывода
Слайд 16Экономика и хрематистика
Ведение хозяйства для удовлетворения потребностей и развития человека
– естественная деятельность.
Умение пользоваться благами как цель экономики
Экономика: земледелие,
рыболовство, охота, скотоводство, мелкая торговля и даже разбой
Хрематистика: накопление богатства в виде денег – неестественная деятельность. Искусство наживать деньги.
Бессмысленная с точки зрения потребления деятельность. Царь Мидас – умереть на золоте
Хрематистика: оптовая (монопольная) торговля, ростовщичество, труд только за вознаграждение (наем)
Деньги – не богатство, а средство его получения. Накопление денег само по себе не имеет ни цели, ни предела
Слайд 17Обмен и деньги
Обмен и деньги – часть деятельности человека, они
должны подчиняться принципу справедливости: равенство распределения и равенство обмена
Добродетель заключается
в соблюдении середины. Излишек или недостаток формирует пороки, т.к. нарушается справедливость
Владение имуществом: середина – щедрость. Недостаток – скупость, избыток – расточительность
В обмене важно: добровольность, уравновешенность (середина), справедливость (воздаяние по заслугам)
Как совместить с равенством? Естественно – нельзя. Либо услуги равны (т.е. одинаковы), тогда обмен невозможен, либо обмен возможен, но услуги неравны
Слайд 18Обмен и деньги
Деньги – это продукт договора между людьми, возникли
постепенно для уравнивания обмена, искусственное средство соизмерения услуг (затрат и
потребностей)
Запас – отложенное потребление
Функции денег: соизмерение, посредник в обмене, сбережение
Процент – противоестественен, из обмена он произойти не может
Слайд 19 Лекция 2. Феодальная экономика христианского Запада и экономическая
мысль схоластов
Западное Средневековье: с У1 по ХУ век.
С У1 по
Х11 век – раннее Средневековье
С Х111 по ХУ век - Зрелое Средневековье
ХУ – Ренессанс
ХУ1 – Новое время
Слайд 20Средневековая Европа
Запад Европы и отделение от Востока. Римская империя и
ее раздел 395 год
Падение Западной римской империи: 476 год
Идея империи:
общий порядок в политике и хозяйстве, иерархия сословий, централизация
Идея свободы (франшиза): варварская, военная демократия германских и кельтских племен
Идеал: империя, где сословия добровольно и свободно служат общему благу
Слайд 21Христианство и его влияние
Католичество: соединение светской и духовной власти
Папа –
владыка своей области и глава всего клира, значит – епископов
Епископы
– владельцы земли, служители церкви и светские князья ( в том числе и военные)
Спор папы и императора. Инвеститура
Слайд 22Христианство и его влияние
Единобрачие, затруднение разводов. Наследство и его оформление.
Преемственность власти и собственности
Христиане – свободны по духу, нельзя порабощать
христианина
Этот принцип сливается с принципом варварских свобод (свободны франки, норманны, саксы и др.)
Коллективные свободы : внутри сословий – вассал моего вассала – не мой вассал; между сословиями: добровольное служение и постоянные конфликты (общины и землевладельцы, город и деревня)
В сельском хозяйстве рубеж – Х11 век, переход на оброк
В городе рубеж – Х11 век. Коммунальные революции в Италии, Нидерландах, Фландрии
Как совмещается торговая и финансовая деятельность с христианством?
Слайд 23Христианство и его влияние
Трехчастное деление общества – универсальный принцип его
построения и осознания. Сословия и их взаимодействие
Универсум как мир, общество
и человек в их единстве
Двоемире: духовный и телесный план мира, общества и человека
Символизм как способ познания мира: телесное – символ духовного
Слайд 24Сословное деление общества
Светские правители: землевладельцы. Связь поземельной зависимости и личной
преданности. Оммаж, благородство, владение военным и светским искусством. Добровольное служение
Духовенство:
отказ от роскоши, светских занятий, собственности. Сосредоточенность на общении с Богом. Заступничество.
Третье сословие: горожане, свободные общинники, купцы. Занимаются трудом, наживают состояние, пользуются светским и духовным заступничеством, за которое добровольно платят
Аналог – тело человека: голова, душа, руки. Аналогично делятся все твари земные, и все небесное воинство, заступники перед Богом
Слайд 25Иерархия – принцип универсума
Мир мыслился только в целом, он един
во всех своих проявлениях (принцип империи). Основа любого мировоззрения –
универсум, единство.
Универсум - иерархичен. Справедливость – главный его принцип. Свободы и обязательства – дают по сословию и с рождения.
Слайд 26Двоемирие и символизм
Телесный мир – проекция мира духовного. Главное –
духовный мир. Он – вечен и совершенен. Телесный – временный
и несовершенный.
Главное для христианина – спасение души, жизнь вечная. Занятия в телесном мире – путь к вечности.
Какова иерархия занятия и богатства для спасения души?
Спасение – путь веры или разума? Можно ли понять Бога?
Телесный мир – символ вечного: можно ли проникнуть в суть духовного мира, оставаясь в телесном мире?
Слайд 27Рождение схоластики
Духовный кризис Х111 века. Как жить в несовершенном мире,
погрязшем в грехе?
Материальная жизнь улучшалась, население росло, развивалась торговля, росли
города, снималась обособленность отдельных областей Европы, обострялась социальная борьба
Может ли христианин наживать богатство, торговать, заниматься финансовыми операциями, вступать в борьбы сословий и общин? И сохранить душу?
Монашеские ордена, нищенствующие монахи.
Ереси: катары, вальденсы
Философский дуализм (манихейство). Сигурд Брабантский. Сорбонна
Слайд 28Рождение схоластики
Ответ на кризис Х111 века. Обоснование роли разума в
познании Бога, мира, спасении души
Обоснование единства мира, возможности спасения для
каждого
Фома Аквинский (1225- 1274) – доминиканский монах, богослов, общественный деятель, ученик Альберта Великого. Сумма теологии. Разум способен доказать бытие Бога
Слайд 29Учение Фомы Аквинского
Закон: Вечный – провидение Бога
Естественный – искра Вечного
закона в разуме человека
Человеческий – может меняться в связи с
дальнейшим познанием мира
Божественный – священное писание
Мир познаваем – так как в разуме Бог его нам открыл. Важно – быть свободным и стремиться к совершенствованию, т.е. к благу
Слайд 30Учение о справедливой цене
Христианин может заниматься торговлей, и не погубить
душу. Он должен продавать и покупать по справедливой цене и
не стремиться к наживе.
Влияние Аристотеля и формальной логики
Справедливость – вознаграждение по усилиям при сохранении статуса
Слайд 31Справедливая цена
Цена, установленная без обмана, как со стороны продавца, так
и со стороны покупателя
Цена, соответствующая усилиям продавца по доставке товара
на рынок
Цена, соответствующая потребностям и возможностям покупателя
Цена – не единая для всех, а ситуативная, единая – только на большом базаре, но и то – не всегда
Слайд 32Отношение к проценту.
Процент – не может существовать при обмене.
Деньги – только посредник, они не могут возрастать сами по
себе.
Деньги нельзя взять в аренду: они не существуют отдельно от услуги: сопровождать обмен
Продажа времени – грех. Его никто не создает (только Бог)
Заниматься ростовщичеством – грех, особенно для лиц 1 и 2 сословия
Слайд 33Процент и арендная плата
Арендная плата – это плата за использование
имущества. Она – законна
Имущество (дом, корабль) существует отдельно от услуги
( проживание, плавание, перевозка)
Возникает износ, риск порчи имущества, отказ владельца от услуг имущества
Возникает прибыль от совместного дела (в долях), ее можно разделить (по долям)
Возникает дар в знак признательности