Слайд 2Мировая экономика – это совокупность отношений между странами, которая включает
в себя международную торговлю, международное движение факторов производства и научно-технический
обмен
Слайд 3Страны мира
Развитые
Развивающиеся
Страны с переходной экономикой
Слайд 4Открытая экономика – вовлеченная в мировые хозяйственные связи;
Закрытая экономика (АВТАРКИЯ)
– изолированная от остального мира
Слайд 5Заграница может участвовать в экономическом процессе в разном качестве
Можно
покупать и продавать товары, услуги или сырье. Такой вид внешнеэкономической
деятельности называется международная торговля.
Продажа товаров/услуг за границу называется экспортом. Покупка иностранных товаров/услуг – импортом.
Мобильные факторы производства – труд и капитал, тоже могут быть куплены за границей или проданы за границу
Слайд 6Международная торговля
Каждая из стран имеет собственную денежную систему, свою валюту.
Поэтому их надо привести к соответствию.
Часто страны устанавливают в
отношения друг с другом ограничения, которых не бывает внутри стран.
Слайд 7Международное разделение труда (МРТ) - это устойчивое производство товаров и
услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчете на
международный рынок.
Мировой рынок - это совокупность рыночных отношений между странам и на основе международного разделения труда.
Слайд 8Абсолютное преимущество
Страна обладает абсолютным преимуществом в производстве товара Х,
если производит его дешевле. Производить дешевле – значит с меньшими
затратами ресурсов. Причиной возникновения относительного преимущества могут быть различные климатические условия, различный уровень технологий, различный уровень квалификации рабочей силы.
Слайд 9Сравнительное (относительное) преимущество
Будем говорить, что страна обладает сравнительным преимуществом
в производстве товара Х, если альтернативная стоимость его производства меньше.
Это означает, что перемещая ресурсы для производство дополнительной единицы товара Х страна жертвует меньшим количеством других товаров, чем все остальные.
Слайд 10Внешнеэкономическая политика государства
Свободная торговля – политика государства, направленная на
отмену ограничений во внешней торговли
Протекционизм – политика государства, направленная на
защиту отечественного производителя от внешних конкурентов
Слайд 11Виды протекционизма
селективный - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
отраслевой
- защищает отдельные отрасли, часто сельское хозяйство или машиностроение;
коллективный -
проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них;
скрытый – проводится с помощью методов внутренней экономической политики.
Слайд 12Существуют следующие протекционистские ограничения
Тарифные – импортные пошлины – налоги
на ввоз товаров
Нетарифные:
Квоты
Лицензии
Сертификация
Слайд 13демпинг – продажа продукции на внешнем рынке ниже издержек производства.
Цель такой акции – разорить всех конкурентов и остаться монополистом
на рынке данной продукции. Демпинг запрещен Международными соглашениями.
Слайд 14Международная миграция труда
Переезд в другую страну для постоянной или временной
работы
Слайд 15Последствия для страны «донора» (откуда эмигрируют)
Потеря трудоспособного экономически-активного населения, возможно,
получившего образование за счет государства
Снижение напряженности на рынке труда
Приток денежных
средств из-за границы, за счет того, что мигрант перечисляет часть заработанных денег на Родину.
Слайд 16Последствие для страны «реципиента»
Получение дешевой рабочей силы
Использование рабочей силы, которая
обучалась в другом месте (экономия на образовании)
Рост напряжения на рынке
труда и снижение зарплат
Возможные межнациональные конфликты, отсутствие взаимопонимания и пр.
Отток денег за рубеж
Слайд 18Международное движение капитала
Переток денежных средств из страны в страну.
Прямые инвестиции
– покупка предприятий за границей
Портфельные инвестиции – покупка финансовых инструментов
(в том числе акций) на иностранных рынках с целью спекуляции.
Слайд 19Международная экономическая интеграция
Преференционные соглашения (АТЭС, ШОС…)
Зона свободной торговли (НАФТА)
Таможенный союз
(МЕРКОСУР, Р-Б-К)
Общий рынок
Экономический союз (ЕС)
Слайд 20Валюта, валютный курс
Валюта – денежная единица в международном обороте
Валютный курс
– стоимость денежной единицы одной страны в денежных единицах другой
Валютный
курс м.б. фиксированный и плавающий.
При плавающем ВК м.б. -режим свободного плаванья, -режим управляемого плаванья.
Слайд 21Факторы, влияющие на ВК
Все, что увеличивает спрос на валюту, ведет
к росту ВК,
Все, что снижает спрос на валюту, ведет
к падению ВК.
Теория паритета покупательной способности – в разных странах одни и те же товары должны стоить одинакого.
Слайд 22ВВП на душу населения в долларах (2017)
Люксембург 108004.9
Швейцария 79347.76
Норвегия
72046.29
7. США 58952.03
70. Мексика 8958.5
71. Китай 8833.28
72. Россия 8664.06
77. Бразилия
7495.07
79. Казахстан 7418.45
Слайд 23Одним из направлений экономической политики государства выступает протекционизм. Приведите три
конкретных примера проявления протекционизма в экономической политике.
Слайд 24В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины
на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти
лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.
Слайд 25Государственное регулирование экономики проявляется в поддержке предпринимательства. Проиллюстрируйте тремя примерами
это утверждение
Слайд 26Страна П. является одним из ведущих экспортеров энергоносителей в мире.
Какое последствие для страны вызовет существенное снижение цен на энергоносители?
Сформулируйте любые два последствия. Какие изменения (не менее двух) должны произойти в экономической политике страны П в результате подобной трансформации конъюнктуры мировых цен.
Слайд 27Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая интеграция» Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической интеграции
Слайд 28Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в
США составляет 32%, в Англии — 27%, в Японии —
11%. Так, в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости соответствующих японских — 6,6%.Сделайте вывод на основе анализа приведённых данных.
Опираясь на обществоведческие знания, укажите два фактора, влияющих на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции.
Слайд 29В телевизионных дебатах обсуждалась проблема социальной ответственности бизнеса. Среди участников
возник спор о том, правильно ли предоставлять фирмам, занимающимся благотворительностью,
налоговые льготы. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента сторонников и два аргумента противников подобных льгот.