Слайд 1Агопов ованес Михайлович
Мировые экономические проблемы и научно-технический прогресс
Слайд 2Тема 13. Рынок труда на примере стран ОЭСР
План занятия:
Социально-экономическое
значение рынка труда
Основные индукторы рынка труда
Тенденции рынка труда
Статистика стран
ОЕЭС
Вопросы к уважаемой публике
Слайд 3Исследования рынка труда
МОТ –Международная организация труда при ООН
ОЭСР
World Bank и
IMF
Национальные ведомства и министерства
Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ
Центр стратегических разработок
Слайд 4Рынок труда
Определение - ???
В широком смысле рынок труда — система
социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных
обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда. (Спасибо Wikipedia)
Рынок труда = Рынок рабочей силы
NB! Положение на рынке труда является базовым социальным параметром, отвечающим за благосостояние население, уровень социальной и даже политической стабильности
Слайд 5Основные индикаторы на рынке труда
Трудовые ресурсы общества – численность трудоспособного
населения в трудоспособном возрасте и лиц работающих за пределами трудоспособного
возраста (пенсионеры, подростки).
Экономически активное население - часть населения, которая имеет, желает и может иметь самостоятельный источник дохода. По методологии МОТ: лица от 10 до 72 лет, по стандарту РФ: лица от 15 до 72 лет.
NB! Этот показатель включает и занятых (работники, предприниматели), и безработных.
Слайд 6Основные индикаторы на рынке труда
ЗАДАНИЕ:
Определить численность трудовых ресурсов;
Определить численность экономически
активного населения;
Определить уровень экономически активного населения.
РЕШЕНИЕ:
321 + 87 +15
+ 12 = 435
289 + 15 + 12 = 316
316 / 556 * 100% = ~ 57%
Слайд 7Основные индикаторы на рынке труда
Коэффициент экономически активного населения = численность
экономически активного населения деленная на общую численность населения в определённый
момент времени.
Коэффициент занятости населения = численность занятого населения деленная на численность экономически активного населения.
КЗН = 289 / 316 * 100% = 91%
Коэффициент безработицы = численность безработных деленная на численность экономически активного населения.
КБ = 23 + 7 / 316 * 100% = 9%
Слайд 8Уровень занятости активности населения
Уровень экономически активного населения - доля численности
экономически активного населения в общей численности населения соответствующей возрастной группы.
Уровень
занятости - отношение количества работающих граждан к числу экономически активного населения в государстве или любой другой экономический системе.
NB! По оценка экспертов, это важнейшие индикаторы «самочувствия» рынка труда.
Слайд 9Уровень занятости активности населения
Источник: OECD database; страны БРИК – KIL
Mnet ILO.
Слайд 10Показатели стран ОЭСР
На протяжении последних трех десятилетий наблюдалось постепенное сближение
показателей среди мужского и женского населения.
С
Слайд 11Основные тенденции рынка труда
В 90-ые годы наблюдалось падение экономической активности
населения из-за значительных излишков рабочей силы в период господства государственной
собственности, трансформационной рецессии, изменений в отраслевой структуре и формах собственности.
Резкий провал женской занятости в 90-ы годы. С чем это связано?
Структурная перестройка экономики, выход на лидирующие позиции информационных технологий, расширение сектора финансовых и деловых услуг определили перераспределение рабочей силы между основными секторами экономики.
Слайд 12Доли промышленности и сферы услуг в гражданской занятости
Источник: KLM-net database,
7th edition, 2012, ILO
Перевод промышленных отраслей, прежде всего трудоемких,
в страны с более низкими издержками производства.
С 1975 г. по 2010 г. доля работающих в промышленности в странах ОЭСР в целом снизилась с 36% до 22 %
В США в настоящее время в сфере услуг занято 82 % всех работников. 82 Карл!
Слайд 13Доли промышленности и сферы услуг в гражданской занятости
Источник: KLM-net database,
7th edition, 2012, ILO
Чрезвычайно быстро изменяется отраслевая структура рабочей
силы в Китае. В конце 2000-х доли работающих в промышленности и сфере услуг в этой стране практически сравнялись. Но Китай все еще сильно отличается от остальных стран.
*Только работающие по найму.
Слайд 14Основные тенденции рынка труда
Все отрасли сферы услуг можно условно разделить
на четыре большие группы:
Производственные услуги: деловые и профессиональные, финансовые,
страховые и риэлтерские;
2. Распределительные: розничная и оптовая торговля, транспорт, связь;
3. Личные: гостиничное дело, общественное питание, рекреационные и зрелищные услуги, домашние услуги;
4. Социальные: здравоохранение, образование, услуги различных государственных организаций.
Слайд 15Повышение уровня образования
экономически активного населения
Возрастающее значение для поддержания стабильных
темпов экономического роста приобретает качественный состав участников рынка труда.
Цитата
Н. Т. Вишневской: «Показатель доли лиц, поступающих в высшие и специальные учебные заведения после полной средней школы, указывает на сохранение значительного разрыва не только между наиболее и наименее развитыми странами, но и внутри группы стран с развитой рыночной экономикой. Так, в Германии, Австрии и Швейцарии этот показатель не превышал в конце 2000-х гг. 34–42 %, в то время как в США, Австралии, Новой Зеландии он достигал 65–86 %».
В чем подвох?
Слайд 16Повышение уровня образования
экономически активного населения
Источник: OECD Factbook 2010.
Доля населения
15–24 лет, поступившего в систему третичного образования, 2000–2007, в %
Цитата
Н. Т. Вишневской: «В настоящее время задача постепенного соединения различных образовательных треков и создания равных возможностей для учащихся академических и профессиональных программ является одной из наиболее актуальных в области образования в западных странах».
Слайд 17Вопросы к уважаемой публике
Как на ваш взгляд будет развиваться рынок
труда?
Как будет проходить трансформация системы образования?
Какие изменение в
структуре рынка труда возможны в ближайшем будущем: 5, 10, 20 лет?
Какие профессии окажутся ненужными, а какие могут появиться?
К чему нам готовиться сегодня для успешной профессиональной карьеры в будущем?