Слайд 1«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»
Консультация для педагогов.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Шевченко Елена Анатольевна
МАДОУ «Детский
сад №78 «Теремок»
комбинированного вида»
2012 год
Слайд 2Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии,
этапами работы.
Дать рекомендации педагогам по использованию карточек-схем и образцов некоторых
опорных схем, а также познакомить их с литературой по данной теме.
Задачи:
Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Слайд 4Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно
построить предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная
диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Проблемы речи детей дошкольного возраста
Слайд 5Что делать? Как исправить ситуацию?
Поиск путей решения выше означенных
проблем привёл к попытке применения в своей работе с детьми
с ЗПР проектного метода. Основой коррекционно – развивающего процесса в группе для детей с ЗПР являются: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Под ред. Н.Вераксы) и методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (Под общей ред. С.Г.Шевченко), на которых базируется применяемый мною в образовательной деятельности проектный метод. Апробация данного метода в течение 2011-2012 учебного года и анализ диагностики речевого и общего развития воспитанников убеждают, что он, вкупе с традиционным подходом в работе, способствует всестороннему развитию дошкольников с проблемами в развитии в согласии с предпосылками и побудительными мотивами, свойственными дошкольному возрасту.
Слайд 6 Исходя из выше означенного, пришла к выводу
о необходимости разработки коррекционно-развивающих тематических проектов, структура которых подчинена решению
вопросов коррекции и развития речи воспитанников на фоне интереса детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна.
Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников.
Слайд 7Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это
система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 8 Основные задачи мнемотехники:
Развитие всех видов памяти:
- зрительной,
- слуховой,
- ассоциативной,
- словесно – логической,
- отработка различных приёмов
запоминания.
2. Развитие логического мышления (умение анализировать, систематизировать).
3. Развитие образного мышления ( кодирование любой информации).
4. Решение различных общеобразовательных, дидактических задач, ознакомление с различной информацией.
5. Развитие смекалки, тренировка внимания.
6. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах.
Слайд 9В содержание методики мнемотехники входят:
освоение методов мнемотехники на материале ознакомления
с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир
и др.;
упражнения на развитие различных параметров внимания;
развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.
Слайд 11 Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к
мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 13Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям
выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Слайд 14Этапы использования мнемотаблиц.
I. Рассматривание таблицы и разбор того, что на
ней изображено.
II. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в
образы.
III. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминании
IV. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
V. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картин;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития.
Опорные схемы делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана – подсказки. Значит, ребёнок может строить по ним свой рассказ.
Слайд 15Этапы работы со схемой-моделью:
учить детей заменять ключевые слова в предложениях
значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами,
но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда) — если дети умеют читать и писать;
самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;
закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.
Я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Слайд 16Где можно использовать карточки- схемы?
для обогащения словарного запаса,
при обучении
составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Слайд 17Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для
обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В
дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Слайд 18Этапы работы над стихотворением:
Выразительное чтение стихотворения.
Сообщение, что это стихотворение дети
будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой
на мнемотаблицу.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Слайд 19Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц.
Слайд 20Перспективный план работы по формированию связной речи посредством использования мнемотаблиц.
Слайд 21
Работа с родителями
Работа с родителями - это
сложная и важная часть деятельности педагогического коллектива, включающая повышение уровня
педагогических знаний, умений и навыков родителей.
Детский сад всегда стремился усилить своё влияние на семью, чтобы с её помощью реализовать возможности и развивать способности ребёнка.
В современных условиях дошкольное учреждение становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию.
Слайд 22Перспективный план работы с родителями.
Слайд 23Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные
мнемотаблицы.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном
цвете.
Слайд 291. Введение элементов символов (формы, величины, действия).
2. Использование опорных
схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки
у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
3. Введение отрицаний.
4. Сочетание символов, чтение цепочки их.
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
6. Творческое создание детьми опорных схем.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
Слайд 30у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание
пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и
потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Результаты
Слайд 31Давайте попробуем прочитать модель рассказа про козочку.
Слайд 32Отгадаем загадки
У неё все ветки
Праздничной
расцветки.
Слайд 33Источники информации:
Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. – СПб: Детство-Пресс, 2005.
Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных
схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4,1998.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985.
Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.
Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. – СПб: Детство-Пресс, 2009.
Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание, 1990, №10.
Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память/ Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2.