Слайд 1Многомерный стиль руководства
Слайд 2Стиль руководства -
манера поведения руководителя по отношению к
подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей
организации.
Слайд 3
Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств.
В связи с этим можно выделить "одномерные", т.е. обусловленные одним,
каким то фактором, и "многомерные", т.е. учитывающие два или белее обстоятельств при построении взаимоотношений "реководитель-подчиненный", стили руководства.
Слайд 4В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал свою точку зрения на
биполярность мнений о том, как надо управлять людьми. "Теория Х"
и "Теория У", представленные в книге "Человеческая сторона предприятия", завоевали широкое признание у менеджеров.
Слайд 6Таким образом, формируются два взгляда на управление:
авторитарный взгляд, ведущий к
прямому регулированию и жесткому контролю
демократический взгляд, который поддерживает делегирование
полномочий и ответственности.
На основе этих теорий разработаны и другие, которые представляют собой различные сочетания вышеприведенных.
Слайд 8По мнению Ф. Фидлера, руководитель изменить себя и свой стиль
управления, как правило, неспособен, поэтому нужно исходя из ситуации и
стоящей задачи помещать его в те условия, когда он сможет наилучшим способом себя проявить. В зависимости от масштаба полномочий руководителей, характера их отношений с подчиненными и четкости структурирования решаемых задач Фидлер выделяет несколько типов различных ситуаций.
Слайд 9Когда задачи четко сформулированы, должностные полномочия руководителя значительны, а его
отношения с подчиненными благоприятны, так что на последних легко воздействовать,
в противоположном случае, когда, наоборот, все плохо, руководителю, по мнению Фидлера, лучше использовать инструментальный стиль, отодвинув налаживание человеческих отношений на второй план. Это обеспечивает оперативность в принятии и реализации решений, надежность контроля.
Слайд 10В условиях несложных, четко сформулированных задач для выполнения работы достаточно
простых указаний, поэтому одновременно руководитель может быть автократом, не забывая,
однако, что легкое диктаторство и тирания — далеко не одно и то же: первое люди могут воспринимать с пониманием, а против второй на законном основании возмутятся и откажутся работать.
Слайд 11Стиль управления, ориентированный на поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в
умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной
власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными. Если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется, ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого влияние руководителя на подчиненных упадет. Ориентация же на человеческие отношения, наоборот, повышает влияние руководителя и улучшает отношения с подчиненными.
Слайд 12В соответствии с ситуационной концепцией П. Херсли и К. Бланшара,
применение того или иного стиля зависит от
степени зрелости подчиненных, их способности
отвечать за свое поведение, образования и опыта решения конкретных задач, внутреннего желания достичь поставленных целей.
В свете этого сформулированы четыре основных стиля руководства.
П. Херсли
К. Бланшар
Слайд 13Суть самого простого из них заключается в указаниях незрелым, не
способным и не желающим отвечать за свою работу сотрудникам, что и
как нужно делать.
Здесь руководитель должен ориентироваться в первую очередь на решение организационно-технических проблем, а затем уже на налаживание человеческих отношений и создание коллектива.
Слайд 14Для сотрудников, обладающих средним уровнем зрелости, когда они хотят брать
на себя ответственность, но не могут делать этого, руководитель должен
одновременно и
давать исполнителям указания, и
поддерживать их стремление творчески и самостоятельно работать.
Слайд 15Когда сотрудники могут, но не хотят отвечать за решение поставленных
задач, несмотря на наличие для этого всех условий и обладание
достаточной подготовленностью, самым подходящим считается стиль, предполагающий их
участие в принятии решений. Они сами прекрасно знают, что, когда и как нужно делать, но руководителю требуется разбудить в них чувство причастности, предоставить возможность проявить себя, а где нужно, без навязчивости помочь.
Слайд 16При высокой степени зрелости, когда люди хотят и могут нести
ответственность, работать самостоятельно без помощи и указаний руководителя, рекомендуется
делегировать полномочия и
создавать условия для коллективного управления.
Слайд 17Другую модель, описывающую зависимость стиля руководства от ситуации, предложили Т.
Митчел и Р. Хаус.
По их мнению, исполнители будут стремиться
к достижению целей организации, если получат от этого какую-то личную выгоду, поэтому основная задача руководства состоит в том, чтобы объяснить, какие блага их ожидают в случае хорошей работы; устранить помехи на пути ее осуществления; оказать необходимую поддержку, дать совет, направить действия по верному пути.
В зависимости от ситуации, предпочтений и личных качеств исполнителей, степени их уверенности в своих силах и возможности воздействовать на ситуацию предлагаются
четыре стиля управления
Слайд 181. Если у сотрудников большая потребность в самоуважении и принадлежности
к коллективу, то предпочтителен стиль поддержки, аналогичный стилю, ориентированному на
человеческие отношения.
Слайд 192. Когда сотрудники стремятся к автономии и самостоятельности, лучше, как
считают авторы, использовать инструментальный стиль.
Объясняется это тем, что подчиненные,
особенно когда от них ничего не зависит, желая поскорее выполнить задание, предпочитают, чтобы им указывали, что и как нужно делать, и создавали необходимые условия работы.
В неоднозначных ситуациях используется инструментальный стиль, поскольку руководитель лучше видит ситуацию в целом и его указания могут служить для подчиненных хорошим ориентиром.
Однако при этом с указаниями нельзя «перебарщивать», так как исполнители могут принять это за чрезмерный контроль.
Слайд 203.Там, где подчиненные стремятся к высоким результатам и уверены, что
смогут их достичь, применяется стиль, ориентированный на «достижение», когда руководитель
ставит перед ними посильные задачи и ожидает, что они без принуждения будут стремиться по мере возможности к их самостоятельному решению, а ему останется лишь обеспечить необходимые для этого условия.
Слайд 214. Стиль руководства, ориентированный на участие исполнителей в принятии решений,
больше всего соответствует ситуации, когда те стремятся реализовать себя в
управлении.
Руководитель при этом должен делиться с ними информацией, широко использовать их идеи.
Слайд 22В современных условиях успех дела предопределяется не только личностью руководителя,
но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их
отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр.