Слайд 1Многообразие путей познания мира
Слайд 2Проверь себя.
Житейские знания основаны на
Эстетическом отношении к действительности
Здравом смысле
Интуитивном
озарении
Научном обобщении фактов
Слайд 3Проверь себя.
2. Истинное знание в отличие от ложного
Добывается в
процессе познавательной деятельности
Соответствует предмету познавательной деятельности
Представляется с использованием научных
терминов
Всегда теоретически обоснованно
Слайд 4Проверь себя.
3. И абсолютная и относительная истина
Дают полное и исчерпывающее
знание о предмете
Носят объективный характер
Добываются только в процессе научного познания
Со
временем могут быть опровергнуты
Слайд 5Проверь себя.
4. Относительная истина это
Непроверенное знание
Научно не обоснованное знание
Знание, противоречащее
устоявшимся представлениям
Неполное знание
Слайд 6Проверь себя.
5. Распределите перечисленные ниже понятия следующим образом. Первые три
позиции должны представлять методы теоретического научного познания, три последующие –
методы эмпирического познания.
345; 126
Слайд 7Проверь себя
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд
слов.
Слайд 8Учимся работать с текстом
Самым ранним способом понимания природной и общественной
действительности был миф. Кто из нас не восхищался поэтичностью, волшебством
мифов древних народов? Миф — это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей.
Слайд 9Учимся работать с текстом
Самым ранним способом понимания природной и общественной
действительности был миф. Кто из нас не восхищался поэтичностью, волшебством
мифов древних народов? Миф — это всегда повествование, причем истинность его не подлежала сомнению, а содержание всегда так или иначе было связано с реальной жизнью людей. В отличие от науки, которая стремится объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных частей.
Слайд 10Учимся работать с текстом
Все происходящее в мифе приобретает значение своеобразного
образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный
рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Так, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея.
Слайд 11Учимся работать с текстом
Все происходящее в мифе приобретает значение своеобразного
образца для воспроизведения. Он как бы совмещает в себе обязательный
рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Так, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея.
Слайд 12Учимся работать с текстом
В мифах, наряду с рассказами, повествованиями о событиях,
важных для людей, утверждалась и принятая в данном обществе система
правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Сами мифы служили особой «лабораторией» человеческой мысли, в которой были накоплены и систематизированы в определенном порядке социально одобренные образцы поведения на все случаи жизни.
Слайд 13Учимся работать с текстом
В мифах, наряду с рассказами, повествованиями о событиях,
важных для людей, утверждалась и принятая в данном обществе система
правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Сами мифы служили особой «лабораторией» человеческой мысли, в которой были накоплены и систематизированы в определенном порядке социально одобренные образцы поведения на все случаи жизни.
Слайд 14Учимся работать с текстом
Какие же сведения об окружающем мире содержали
в себе мифы? Прежде всего в них описывались творения мира,
животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды. Вероятно, вы можете припомнить такие мифы. Во многих из них творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры (например, путем похищения у первоначальных хранителей) или как изготовление творцом. Так, в Древнем Междуречье существовал миф о первых мудрых правителях-полубогах, которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры.
Слайд 15Учимся работать с текстом
Какие же сведения об окружающем мире содержали
в себе мифы? Прежде всего В мифах описывались творения мира,
животных, людей, происхождение природных сил, особенности рельефа, различные обычаи и обряды. Вероятно, вы можете припомнить такие мифы. Во многих из них творение изображалось как «добывание» героем элементов культуры (например, путем похищения у первоначальных хранителей) или как изготовление творцом. Так, в Древнем Междуречье существовал миф о первых мудрых правителях-полубогах, которые будто бы научили людей всем достижениям техники и культуры.
Слайд 16Учимся работать с текстом
Процесс творения мира часто представлялся как превращение
хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов
или героев с демоническими силами. Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трех миров: небесного, земного и подземного.
Слайд 17Учимся работать с текстом
Процесс творения мира часто представлялся как превращение
хаоса в космос путем постепенного упорядочения, которое сопровождалось борьбой богов
или героев с демоническими силами. Описывалось отделение неба от земли, выделение суши из первичного океана, появление трех миров: небесного, земного и подземного.
Слайд 18Учимся работать с текстом
Знания о смене времен года содержались в
календарных мифах и были связаны с повествованием об умирающих и
о воскресающих богах и героях (Осирисе, Деметре, Персефоне и др.).
У некоторых народов еще в древности существовали так называемые эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение. Идеи гибели космоса или его частей присутствуют в мифах о потопе, который посылают всемогущие боги для испытания людей, давая возможность спастись отдельным представителям рода человеческого.
Слайд 19Учимся работать с текстом
Знания о смене времен года содержались в
календарных мифах и были связаны с повествованием об умирающих и
о воскресающих богах и героях (Осирисе, Деметре, Персефоне и др.).
У некоторых народов еще в древности существовали так называемые Эсхатологические мифы описывали грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение (например: миф о потопе). Идеи гибели космоса или его частей присутствуют в мифах о потопе, который посылают всемогущие боги для испытания людей, давая возможность спастись отдельным представителям рода человеческого.
Слайд 20Задания:
Завершите составление тезисов статьи «Миф и познание мира».
Прочтите полученный
рассказ.
Составьте самостоятельно тезисы:
1 вариант – статья «И опыт, сын ошибок
трудных…»
2 вариант – статья «Народная мудрость и здравый смысл»
Слайд 21Домашнее задание
§ 23, п. 1 – 3.
Творческое задание: вопрос 2
стр. 246
Творческое задание: «Народная мудрость в загадках, пословицах и поговорках».