Слайд 1Мобилизация внутренних ресурсов местного сообщества
Как объединить различные группы населения для
решения социально значимых вопросов, проблем конкретной территории
Слайд 2
Хорошо знать свою территорию и его жителей
Продвигать уникальность
территории до жителей
Хорошо понимать, как всё происходит в сообществе
и почему именно так
Развивать и поддерживать связи с широким спектром людей и групп
Эффективно коммуницировать с разнообразными аудиториями
Развивать, привлекать различные ресурсы и умело управлять ими
Усиливать потенциал местных организаций и людей
Содействовать заинтересованному и продуктивному диалогу в сообществе
Мобилизовывать людей для совместных действий
Отслеживать результаты, замерять достигнуты прогресс и при необходимости вносить изменения
Слайд 3Карта проблем
Преступность Грязь и отсутствие культуры. Грубость и неуважение. Насилие
над детьми.
Разбитые семьи. Разрушающийся жилой фонд. Проблемы ЖКХ. Бедность.
Экология. Плохие дороги.
Безработица. Пьянство. Безынициативная молодежь. Неграмотность. Беспризорность.
Карта – как единственное зеркало реальной жизни; нужно внешнее вмешательство, нужны дополнительные социальные службы, средства.
Слайд 4Последствия подхода
«от потребностей»:
Жители воспринимают себя и своих соседей людьми
ущербными, жертвами, неспособными справиться со своими проблемами;
Он приводит к многочисленным
жалобам, требует значительных внешних ресурсов;
Снижается инициатива и лидерский потенциал общества, отмирают внутриобщинные связи;
Увеличивается зависимость от внешней помощи, для которой надо всегда находить нерешенные проблемы;
Стратегии, построенные на потребностях, могут гарантировать только выживание, но никогда не приведут к серьезным изменениям или к развитию территории.
Между тем, внешних ресурсов всегда не хватает, за них идет конкурентная борьба
Слайд 5Основные сектора для поиска и
идентификации ресурсов
Физические
объекты
Люди
Формальные
институты
Неформальные организации
Мобилизовать то, что имеем, для строительства того, что нам
нужно
Слайд 6Карта возможностей, умений и ресурсов местных жителей и организаций
Художники. Известные
люди. Молодежь. Пожилые люди. Инвалиды. И просто – жители. Индивидуальные
пожертвования.
Ассоциации граждан. Клубы. Культурные ассоциации.
Бизнес. Школы (колледжи, университеты). Местные учреждения. Библиотеки. Музеи. Парки. Больницы. Подростковые клубы.
Каждый живой человек имеет определенные способности, представляющие ценность для других;
Каждая ассоциация, организация или учреждение имеет еще не использованный ресурс для развития территории и ее жителей;
Сильная община – такая, где эти способности и ресурсы распознаны и где им обеспечено применение.
Слайд 7Изучение индивидуальных способностей
Информация об умениях и навыках людей, включая то,
что человек умеет делать лучше всего;
Общественные навыки (участие в добровольных
акциях, коллективных мероприятих); что бы хотел в будущем;
Бизнес-интересы и опыт (любая деятельность, дающая возможность заработать деньги);
Что мешает начать свое дело, чем сообщество может помочь.
Открывается богатый и часто неожиданный объем индивидуальных способностей и продуктивных навыков, в том числе и у тех, кто обычно не считал себя частью этого общества.
Слайд 8Что ещё?
Присмотр за детьми
Шитье, вязание, изготовление игрушек
Сбор ягод и грибов
Выращивание
овощей и фруктов
Важно увидеть способности всех: больных, инвалидов, пожилых, молодых,
бедных и богатых.
Слайд 9Люди преклонного возраста как ресурс сообщества
Людей пожилого возраста часто рассматривают
как обузу
между тем у них есть:
Культура, традиции, история;
Опыт и
навыки;
Свободное время;
Нерастраченный потенциал активности;
Экономические ресурсы;
Готовность объединяться с группами ровесников;
Готовность стать тренерами, наставниками, откликнуться на беду, оказать помощь.
Слайд 10Инвалиды и люди с ограниченными возможностями тоже ресурс
Инвалиды вытеснены на
обочину своих общин, поскольку на них смотрят исключительно с точки
зрения их недостатков. Посмотрим по-другому:
Навыки и способности
Гостеприимство
Сочувствие, прямые контакты
Дружба, включенность
Взаимное вдохновение
Как только человека с ограниченными возможностями выводят из принудительной изоляции и возвращают в нормальное, открытое, ответственное состояние, сразу становится заметным изменение его поведения к лучшему
Слайд 11Молодежь как ресурс сообщества
Молодежь чаще характеризуют как проблему
между тем у
нее есть:
Свободное время;
Мечты, желания, фантазии;
Идеи и творчество;
Энтузиазм и энергия;
Мощный
групповой потенциал;
Возможность быть учителями;
Возможность влиять на членов семьи.
Слайд 12Привлечение местных учреждений
Очень часто местные институты и неформальные структуры не
участвуют в развитии местного сообщества. Все они разные, все сложны
и многомерны, но у каждого есть свой ресурс, полезный всем. Например, библиотеки – это:
Информационный ресурс (книги, фильмы, CD);
Оборудование и материалы;
Библиотекари (с их различными способностями);
Помещение для собраний, выставок;
Место встречи молодежи, помощь в организации их свободного времени;
Естественный центр активности местного сообщества.
Слайд 13Ресурсы образовательных учреждений,
института, колледжа, школы и т.д.
Каждый – имеет
свой уникальный набор ресурсов.
Но, как минимум, это:
Персонал (эксперты, тренеры,
специалисты);
Студенты, их родители, добровольцы;
Помещения (аудитории, залы, лаборатории, спортплощадки);
Материалы и оборудование (копировальные аппараты, научная аппаратура, типография, музыкальные инструменты, мебель);
Информационные и интернет ресурсы;
Научно-образовательные ресурсы.
Так же можно разобраться с ресурсами других институтов: школы, больницы, парки, социальные службы, полиция
Слайд 14И что дальше?
Развитие общины - это процесс, благодаря которому местные
возможности проявляются и мобилизуются, а значит:
Далее нужно объединить информацию о
способностях жителей и соединить их с теми людьми, организациями, где эти способности нужны:
свяжите человека с подходящей ассоциацией, организацией, бизнесом;
вовлеките его в подходящую местную активность;
сделайте человека участником рабочей группы, программы, одним из партнеров, которые опираясь на имеющиеся финансовые ресурсы помогут ему создать или развить свое дело
Слайд 15Пять шагов в направлении полной мобилизации общины
1. Составление полного перечня
возможностей и ресурсов людей, ассоциаций граждан и местных учреждений.
2. Выстраивание
связей между местными силами для взаимовыгодного решения проблем в сообществе.
3. Мобилизация всех ресурсов территории на достижение целей экономического развития и обмен информацией (не забыть другие не материальные ресурсы!).
4. Привлечение возможно большей представительной группы для разработки концепции и плана развития территории.
5. Привлечение активности, инструментов и ресурсов извне территории для поддержки развития за счет внутренних ресурсов, направления которого определены общиной.
Слайд 16Три простых правила процесса планирования и развития:
Начинаем с ресурсов. Оптимизм.
Избегать соблазна начать с потребностей.
Расширим количество участников. Не только известные
лидеры.
Объединим планирование с решением проблем. Подальше от абстрактных упражнений. Нужны небольшие, но впечатляющие конкретные победы, достигнутые самими
Роль местных властей: помощь в инициативе граждан, но не подменить усилия самой общины
Слайд 17Некоторые проекты и технологии по работе с местными сообществами
Фонды
местных сообществ
Общественно активные школы
Школы жилищного просвещения
Соседские сообщества (день соседей)
Социальные аниматоры
и ЦАЛы (польский опыт)
Банк времени (Нижний Новгород)
Добрые города
Слайд 18
Спасибо за внимание
Общественный фонд развития города
www.fondufa.ru
(347) 277-15-40