Разделы презентаций


Модель взаимодействия с родителями дошкольников с ОВЗ

Содержание

Направления работы с родителями (Р.В. Овчарова) сопровождение естественного развития родительстваподдержка родителей в трудных кризисных ситуацияхориентирование процесса семейного воспитания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Модель взаимодействия с родителями дошкольников с ОВЗ
Афонькина Юлия Александровна,
канд

психол. наук, доцент, зав. кафедрой
специальной педагогики и специальной психологии

Мурманского арктического государственного университета
Модель взаимодействия с родителями дошкольников с ОВЗАфонькина Юлия Александровна, канд психол. наук, доцент, зав. кафедрой специальной педагогики

Слайд 2Направления работы с родителями (Р.В. Овчарова)
сопровождение естественного развития родительства

поддержка родителей

в трудных кризисных ситуациях

ориентирование процесса семейного воспитания

Направления работы с родителями (Р.В. Овчарова) сопровождение естественного развития родительстваподдержка родителей в трудных кризисных ситуацияхориентирование процесса семейного

Слайд 3Распределение функций между специалистами, работающими с семьей дошкольника с ОВЗ
Педагог

восполняет недостаток педагогической компетентности родителей, дефицит педагогических знаний и умений.


Социальный педагог анализирует жизненную ситуацию семьи, разрабатывает и осуществляет рекомендации по подключению к решению проблем семьи социальных институтов для преодоления негативных внешних обстоятельств, нарушающих семейную микросреду.
Педагог – психолог помогает преодолеть трудности в семейных отношениях, связанные с общение, личностными особенностями членов семьи.

Распределение функций между специалистами, работающими с семьей дошкольника с ОВЗ Педагог восполняет недостаток педагогической компетентности родителей, дефицит

Слайд 4Задачи взаимодействия с родителями дошкольников с ОВЗ
оказать квалифицированную поддержку родителям
помочь

близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду
создать условия

для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка
формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми

Задачи взаимодействия с родителями дошкольников с ОВЗоказать квалифицированную поддержку родителямпомочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка

Слайд 5Ожидаемый результат взаимодействия с родителями дошкольников с ОВЗ
Общая задача всех

специалистов состоит в том, чтобы выявить и реализовать возможности родителей

в воспитании ребенка с проблемами в развитии, нормализовать семейный микроклимат, оптимизировать социальные контакты семьи, ребенка и общества.
 
Ожидаемый результат взаимодействия с родителями дошкольников с ОВЗОбщая задача всех специалистов состоит в том, чтобы выявить и

Слайд 6Диагностическая информация о семье ребенка с ОВЗ
Наиболее важной информация о:
составе

семьи, профессии
образовательном уровне родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие

в воспитании ребенка
общей семейной атмосфере
характере семейных взаимоотношений
эмоциональной близости или, наоборот, автономности каждого члена в семье
 приоритетах в воспитании детей: здоровье, развитие нравственных качеств, способностей,
культурном уровне родителей
уровне психолого-педагогических знаний, практических умений и навыков
стратегии и тактике воспитательных воздействий
участии взрослых в воспитании
степени согласованности требований к ребенку
наличии конфликтов по поводу воспитания

Диагностическая информация о семье ребенка с ОВЗНаиболее важной информация о:составе семьи, профессииобразовательном уровне родителей, других взрослых членов

Слайд 7Диагностическая информация о семье ребенка с ОВЗ
Отношение ребенка к родителям,

установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:
«Я нужен

и любим, и люблю вас тоже»
«Я нужен и любим, а вы существуете ради меня»
«Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»
«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое»

Диагностическая информация о семье ребенка с ОВЗОтношение ребенка к родителям, установки ребенка по отношению к родителям и

Слайд 8Признаки, характеризующие дисфункциональные семьи
постоянные жалобы на ситуацию
саботаж реабилитационных и

коррекционных мероприятий
гиперопека ребенка или пренебрежение
наличие замкнутых систем «мать-ребенок»
большое число соматических

жалоб со стороны членов семьи
социальная депривация, сознательное ограничение социальных контактов.

Признаки, характеризующие дисфункциональные семьипостоянные жалобы на ситуацию саботаж реабилитационных и коррекционных мероприятийгиперопека ребенка или пренебрежениеналичие замкнутых систем

Слайд 9Группы семей дошкольников с ОВЗ
Первая группа семей отличается усиление родительских

чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок

является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности.
Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения - гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.
Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества - конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и в его сильные стороны , при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

Группы семей дошкольников с ОВЗПервая группа семей отличается усиление родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания –

Слайд 10Основные идеи взаимодействия с родителями дошкольников с ОВЗ
включение в психолого-педагогический

процесс и матери, и отца, изменяет восприятие их особого ребёнка

и способствует его включению в единый семейный коллектив

коррекция недостатков родительского отношения позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребёнком данной категории, оптимизировать восприятие особенностей его поведения, личности, сформировать конструктивные модели родительского поведения

совместное участие детей и родителей в групповых занятиях приводит к позитивным изменениям в сфере межличностного взаимодействия со сверстниками

сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьёй и внешним окружением

Основные идеи взаимодействия с родителями дошкольников с ОВЗвключение в психолого-педагогический процесс и матери, и отца, изменяет восприятие

Слайд 11Принципы сотрудничества с родителями дошкольников с ОВЗ
Параллельность решения задач социализации

детей с ОВЗ в ДОО и семье

Взаимодополнение воздействий на ребенка

в ДОО и семье

Организация совместной деятельности взрослых и детей

Принципы сотрудничества с родителями дошкольников с ОВЗПараллельность решения задач социализации детей с ОВЗ в ДОО и семьеВзаимодополнение

Слайд 12Цель взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
Развитие воспитательного потенциала семьи,

включающего:
семейную атмосферу
жизненные ценности родителей
характер детско-родительских отношений
психо-эмоциональное состояние родителей

Цель взаимодействия с родителями детей с ОВЗРазвитие воспитательного потенциала семьи, включающего:семейную атмосферужизненные ценности родителейхарактер детско-родительских отношенийпсихо-эмоциональное состояние

Слайд 13Методы на развитие навыков общения
Метод групповой дискуссии, используемый в группе,

повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его

проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции.
Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителя и ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом. Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются следующие игры: "Архитектор и строитель", "Приятное воспоминание", "Неприятное воспоминание". В первой игре строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях. Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было. В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя.
Метод совместных действий основан на выполнении ребенком и родителем общего задания. После выполнения задания проводится анализ.
Метод конструктивного спора помогает сравнивать различные точки зрения родителей на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества.
Метод вербальной дискуссии обучает культуре диалога в семье, вырабатывает умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе и собственного ребенка.
Методы на развитие навыков общенияМетод групповой дискуссии, используемый в группе, повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность

Слайд 14Методы восстановления и развития структуры семьи
Ведение дневника «События нашей жизнь»

«Семейное

портфолио»

Совместная проектная деятельность

Совместная художественная деятельность



Методы восстановления и развития структуры семьиВедение дневника «События нашей жизнь»«Семейное портфолио»Совместная проектная деятельностьСовместная художественная деятельность

Слайд 15Критерии достижения поставленной цели в работе с родителями дошокольников с

ОВЗ
Положительный образ своего ребенка
Адекватное представление о его актуальном состоянии и

возможностях
Позитивность чувства
Соответствие воспитательных действий задачам социализации ребенка
Готовность родителей к саморазвитию и взаимодействию со специалистами


Критерии достижения поставленной цели в работе с родителями дошокольников с ОВЗПоложительный образ своего ребенкаАдекватное представление о его

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика