Слайд 1МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ в странах Запада в 1970-2000-е г.г.
Слайд 2Модернизация - это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы
с целью ускорения развития
Модернизированное общество имеет комплекс взаимосвязанных
черт, которые часто рассматриваются как отдельные процессы экономической, политической, социальной и культурной модернизации
Слайд 3Типы модернизации:
Эндогенная, которая осуществлялась странами на собственной основе (Западная Европа,
США и др. крупные страны). Проходила, прежде всего, в культуре,
уже потом – в экономической и политической сфере;
Эндогенно-экзогенная, осуществляемая странами как на собственной основе, так и на основе заимствований (Россия, Турция, Греция и т. д.);
Экзогенная (в ее имитационных, имитационно-симуляционных и симуляционных вариантах), осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственного основания. Прежде всего, проявляется в экономике, в культуре и социальной сфере может никак не выражаться.
Слайд 4Интеграция - процесс, имеющий своим результатом целостность; объединение, соединение, восстановление
единства
Сепаратизм - политика и практика обособления, отделения части территории государства
с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии
Национальное самосознание - осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений
Транснациональные компании (ТНК) - крупная фирма (вплоть до международной монополии), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики
Слайд 5Унификация - приведение к единообразию, к единой форме или системе
Стандартизация
- установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в
определённой области
Дифференциация - расчленение системы, первоначально единой или состоящей из одинаковых элементов, на более или менее обособленные разнокачественные части.
Нивелирование – выравнивание неких характеристик, приведение к общему среднему значению
Парадигма - совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени
Слайд 6Стратификация - иерархически организованная структура социального неравенства (классы, страты, статусные
группы и т.д.), существующая в любом обществе
Социальная мобильность - перемещение
индивидов между различными уровнями социальной иерархии
Социальный лифт – способ продвижения в контексте социальной мобильности
Субкультура - система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней
Слайд 7 1. Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства,
которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения
науки в производственную (экономическую) силу и развития рационального управления производством.
Выражается в появлении новых энергоносителей, автоматизации производства, быстрых темпах экономического роста.
Создаются транснациональные компании, усиливается интеграция отраслей.
Слайд 8 2. Политическая модернизация предполагает создание определенных политических институтов,
которые должны способствовать реальному участию населения во властных структурах и
влиянию народных масс на принятие конкретных решений.
Сопровождается эволюцией политической системы в направлении создания современного суверенного государства.
Роль государства возрастает, оно начинает приобретать все более демократический характер, усиливается гражданская составляющая.
Начинают проявляться тенденции интеграционных процессов; вместе с тем растет национальное самосознание, что приводит к росту сепаратистских настроений.
Слайд 9 3. Социальная модернизация предполагает формирование открытого общества
с динамичной социальной системой. Такое общество возникло и развивалось на
основе рыночных отношений, правовой системы, регулирующей отношения собственников, и демократической системы, возможно, не достаточно совершенной. Демократия в таком социуме необходима для того, чтобы было возможно быстро вносить изменения в систему отношений в меняющейся обстановке.
Проявляется в создании общества с открытой стратификационной системой и высокой мобильностью. Социальные возможности людей все более нивелируются, статус зависит не только от происхождения, но и от личных достижений.
Социальная модернизация способствует появлению массового и гражданского общества и социального государства.
Слайд 10 4. Культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и
в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме
прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма.
Для нее характерны рост уровня образования, приоритетность науки во всех сферах жизни, ускоренный рост технологий. Увеличение доли интеллектуальной составляющей во всех сферах производства.
Усиление индивидуализации культурного запроса, но вместе с тем, появление универсальных схем удовлетворения культурных потребностей.
Вследствие изменения культурной парадигмы имеет место уменьшение роли традиционных ценностей (семьи, религии, морали), упадок традиционных авторитетов, освобождение сексуального поведения от власти традиций (сексуальная революция), появление массовой культуры и дифференциация национальных макрокультур на субкультуры.
Слайд 11Методы регулирования экономического кризиса:
Кейнсианская модель (Джон Кейнс) – 1930-е и
1960-е г.г.
Стимулирование платежеспособного спроса через:
дополнительную эмиссию денежных средств;
систему социальных
выплат;
национализацию жилья и предприятий;
дифференциацию налогов на доходы;
систему дешевого кредитования и др...
Последствия:
стагфляционные процессы (сочетание инфляции и стагнации производства);
социальное иждивенчество;
отказ от активного предпринимательства;
истощение федерального бюджета;
потенциально – кризис банковской системы и др...
Слайд 12Методы регулирования экономического кризиса:
Неоконсервативная модель (монетаризм)
(Милтон
Фридмен) –1970-е г.г.
Стимулирование производства через:
борьбу с инфляцией;
сокращение
вмешательства государства в
сектор «реальной» экономики;
сокращение социальных расходов;
сокращение бюрократического аппарата;
приватизацию жилья и предприятий;
снижение налогов на доходы крупных корпораций;
сохранение регулирования государством системы финансово-кредитной политики и др...
Слайд 13 Предлагаемые неоконсерваторами экономические рецепты быстро стали повесткой дня
в программах политических партий правого толка:
республиканцы в США,
консерваторы
в Великобритании,
блок ХДС/ХСС в Германии
Сторонники новых подходов предлагали, помимо стимулирования частных предпринимателей, делать акцент на возрождении таких традиционных ценностей, как религия, семья, частная собственность, опора на собственные силы.
Слайд 141979 г. - Великобритания - премьер-министром стала лидер Консервативной партии
Маргарет Тэтчер,
1980 г. - США – на выборах президента
выиграл республиканец Рональд Рейган,
1982 г. - ФРГ - пост канцлера
занял лидер Христианско-
демократического союза
Гельмут Коль.
На рубеже 1970-1980-х гг. неоконсерваторы приходят к власти во многих странах:
Слайд 15 Единственным исключением из общей тенденции оказалась Франция,
где в 1981 г. на президентских выборах победил социалист Франсуа
Миттеран.
Однако ставший в 1986 г. премьер-министром лидер голлистской партии Жак
Ширак также осуществлял ряд неоконсервативных инициатив (в частности, приватизацию государственной собственности).
Слайд 16 В наиболее полном масштабе неоконсервативная программа была реализована
на практике в Великобритании, где этот курс получил название «тэтчеризма»,
и в США - «рейганомика».
Слайд 17Основные черты
«рейганомики» и «тэтчеризма»
сокращение налогов на доходы крупных корпораций
и граждан (в США максимальная ставка прогрессивного налога была поэтапно
снижена с 70 до 28%, а налог на доходы корпораций – с 48 до 34%; в Великобритании, соответственно, с 83 до 60% и с 50 до 35%)
повышение косвенных налогов
сокращение государственных расходов путем сокращения бюрократического аппарата
децентрализация программ социальной помощи (перевод их реализации с центрального уровня на местный)
приватизация жилья и предприятий там, где в послевоенные годы была осуществлена национализация промышленности (в частности, в Великобритании)
Слайд 18закрытие нерентабельных предприятий
ликвидация значительного числа рабочих мест
жесткие меры по отношению
к профсоюзам:
в Великобритании, несмотря на
годовую забастовку шахтеров, правительство закрыло большое количество угольных шахт
в США руководство профсоюза авиадиспетчеров было привлечено к судебной ответственности за организацию незаконной забастовки
Слайд 19Итоги неоконсервативной политики:
Слайд 20 К началу 1990-х гг. неоконсервативная политика
достигла своей главной задачи – структурной перестройки экономики и адаптации
ее к требованиям информационного общества, что неизбежно привело к спаду неоконсервативной волны:
1993 г. - США - представитель Демократической партии Билл Клинтон
1997 г. – Великобритания - лейбористы во главе с Тони Блэром.
1998 г. - Германия правительство, возглавленное Герхардом Шредером, составили социал-демократы и партия «зеленых».
Слайд 21 Единственным исключением из общей тенденции движения политического климата
в сторону левых идей в Европе оказалась Франция:
1995 г. -
новым президентом стал лидер консервативной голлистской партии «Объединение в поддержку республики» Жак Ширак
2007 г. - победу одержал Николя Саркози.
Слайд 22Приняв во внимание интересы среднего класса, левые и социал-демократические партии
в 1990-е гг.
в значительной степени обновили свои программы, сделав
акцент на реализации
концепции так называемого «третьего пути»
сохранение принципов неоконсерватизма в отношении приватизации и поддержке малого бизнеса
большая социальную направленность экономики
инвестирование в развитие «человеческого капитала»:
- подготовка высококвалифицированных кадров
- реорганизация системы образования (в частности, компьютеризацию школ и университетов).
Слайд 23 Гибкая политика лейбористов и демократов позволила
США достичь значительных экономических успехов: среднегодовые темпы экономического роста при
Билле Клинтоне составили 4%, началось сокращение государственного долга, резко сократился уровень безработицы, достигнув 4%.
Несмотря на очевидные экономические успехи политики демократов, президентские выборы 2000 г. с минимальным перевесом выиграл кандидат Республиканской партии Джордж Буш-младший, сохранивший пост и на второй срок.
Лишь в 2008 г. президентское кресло в США вернулось к представителю демократов Бараку Обаме, вошедшему в историю в качестве первого чернокожего президента Соединенных Штатов.
Слайд 24 Великобритания превзошла уровень ФРГ и Франции по основным
показателям, что позволило лейбористам (Тони Блэр и Гордон Браун) сохранять
власть в своих руках вплоть до 2010 г., когда на волне трудностей, связанных с последствиями финансового кризиса, к власти пришла коалиция консерваторов и либеральных демократов, а новым премьер-министром страны стал лидер Консервативной партии Дэвид Кэмерон.
Слайд 25 ФРГ в этот период столкнулась со
значительными сложностями, связанными с последствиями объединения с ГДР.
Трудности интеграции:
рост
безработицы,
снижением уровня жизни
взаимные претензии «весси» (западных немцев) и «осси» (восточных немцев):
- «весси» обвиняли жителей восточных территорий в иждивенчестве,
- «осси» характеризовали западных немцев как расчетливых и чрезмерно высокомерных
неконкурентоспособная экономика ГДР требовала от федерального правительства выделения огромных средств, полученных путем введения специального налога для жителей западных немецких земель
Слайд 26 Разочарование и усталость от пятнадцатилетнего правления
консерватора Гельмута Коля использовали социал-демократы, в коалиции с «зелеными» победившие
на выборах 1998 г. и находившиеся у власти до 2005 г., когда на досрочных выборах ни одной из партий не удалось добиться большинства в бундестаге.
В результате длительных переговоров было принято решение о формировании так называемой «Большой коалиции» - блока между ХДС/ХСС и СДПГ. Впервые федеральным канцлером ФРГ стала женщина – лидер консерваторов Ангела Меркель, а с 2009 г. блок ХДС/ХСС правит Германией без сотрудничества с социал-демократами.
Слайд 27Демократические процессы
в Испании и Италии
Испания - Парламентская монархия -
Хуан Карлос I. Премьер-министр либерал Мариано Рахой
Италия – в середине 1990-х
г.г. образовались два лагеря: правый «Полюс свободы», возглавляемый движением «Форца Италия» во главе с медиамагнатом Сильвио Берлускони, и левоцентристская «Олива», лидером которой стал Романо Проди
Слайд 28 Причины экономического подъема стран Запада - углубление международного разделения
труда и интеграционные процессами в мире.
1957 г. -
Рим - Европейское экономическое сообщество:
- формирование общего рынка всех видов продукции
- свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы в Европе
1987 г. ЕЭС преобразовано в Европейский Союз (ЕС):
- превращение Европы в единое пространство без внутренних границ.
1993 г. - Маастрихтский договор:
- единое европейское гражданства
- единое правовое поле
- скоординированная внешняя и оборонная политика
1997 г. - 12 стран ЕС подписали соглашение о создании Европейского валютного союза
2002 г. – введение евро по всей Европе (кроме Великобритании)
Слайд 29 Если в 1996 г. в Евросоюз входило
15 государств, то на 2011 г. в ЕС состоят 27
стран с населением, превышающим 500 млн. человек.
В то же время во второй половине 2000-х гг. ЕС столкнулся с экономическими трудностями, вызванными включением в состав союза менее развитых восточноевропейских стран.
Возросшее влияние «евроскептиков», как называют противников интеграции, отразилось на результатах референдумов 2005 г. по Конституции единой Европы: большинство избирателей в Голландии и Франции отклонили проект, что заморозило процесс принятия Европейской конституции.
Слайд 30Страны Азии, Африки и Латинской Америки на путях модернизации
Слайд 31Колония – страна, потерявшая политическую и экономическую независимость и находящаяся
под властью метрополии
Метрополия – страна, подавившая колонию и управляющая ее
экономическими и политическими делами
Этнический конфликт – противоречия между представителями различных этносов (народностей)
Вестернизация (от англ. Western — западный) — заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования и культуры; процесс распространения западных ценностей
Демократический транзит - переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии; происходит как самостоятельно, так и под влиянием других стран
Слайд 32Исламизм - религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание
условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где
есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата
Шариат - совокупность правовых, канонически-традиционных, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное»
Фундаментализм - течение, декларирующее необходимость возвращения мусульман к строгому соблюдению требований Корана и других священных в данной религии книг, а также «освобождения мусульманских земель от колонизаторов»
Слайд 33Шиизм - направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн
Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными
преемниками пророка Мухаммеда
Хунта - в Испании и испаноязычных странах этим словом обозначаются различные органы государственного управления, в том числе гражданские. В современном русском языке (как и в ряде других языков мира) слово хунта используется в основном для обозначения военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота, причём не обязательно в испаноязычной стране
Диктатура - форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции — правителю (диктатору), правящей партии, правящей группе лиц
Слайд 34Антиколониальное движение 1950-х – 1970-х г.г.
1960 г. - Генеральная Ассамблея
ООН приняла «Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам»
Независимость
мирным путем:
1947 г. - Великобритания предоставила независимость Индии и Бирме, 1948 г. – Цейлону
1946 г. США освободило Филиппины
Слайд 35Независимость вооруженным путем:
Индонезия добилась независимости после пятилетней войны с Голландией
Малайя
освободилась через 10 лет партизанской войны против британских войск
Камбоджа, Лаос,
Вьетнам, Алжир добились независимости от Франции только путем боевых действий
Последними независимость получили португальские колонии Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, добившиеся этого после португальской революции 1974 г.
Слайд 36 Стремление национальных лидеров осуществить модернизацию и
преодолеть экономическую отсталость своих стран зачастую вынуждало их переходить от
попыток демократизации к установлению диктаторских режимов
Жан Бокасса – Центральная Африка
Анвар Садат – Египет (вошел в конфликт с войсками СССР, выслал представителей из страны и начал диалог с США)
Слайд 37Азиатский регион переходит на построение индустриального общества
НИС – новые индустриальные
страны, «азиатские тигры» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг)
Социалистический режим сохраняется
лишь в ряде азиатских государств: Северной Корее, Китае и Вьетнаме, при этом последние два государства продемонстрировали в конце XX в. вариант осуществления рыночных реформ сверху при сохранении за коммунистами руководящей роли в политической жизни страны
Слайд 38Менее благополучно процессы модернизации протекали в государствах Южной и Юго-Восточной
Азии (Индии, Пакистане, Индонезии, Филиппинах, Таиланде и др.)
Острые политические, межэтнические
и межрелигиозные противоречия (конфликт между светской Индией и мусульманским Пакистаном, сепаратизм сикхов в самой Индии, гражданская война и установление военной диктатуры в Индонезии).
Наиболее развитой страной региона является Индия, основы независимости и экономического развития которой заложили руководители ведущей партии – Индийского национального конгресса
Слайд 39Руководители ведущей партии – Индийского национального конгресса:
Джавахарлал Неру (первый
премьер-министр страны в 1947-1964 гг.),
Индира Ганди (1966-1977, 1980-1984)
Раджив
Ганди (1984-1989.
Слайд 40Развитие стран ислама:
После окончания Второй мировой войны в наиболее выгодных
условиях из всех стран третьего мира оказались государства Ближнего и
Среднего Востока, обладавшие богатейшими сырьевыми ресурсами, – именно здесь находились огромные запасы нефти (центры ее добычи – Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия, Ирак, Иран, Объединенные Арабские Эмираты)
Важным фактором развития региона стало и единство исламской культуры, предписывающей подчинение политических процессов религиозным ценностям, а также солидарность всего арабского мира в многолетнем конфликте с государством Израиль
1964 г. - Организация освобождения Палестины
Слайд 41 Проводя модернизацию экономики, большинство лидеров стран
Ближнего и Среднего Востока демонстрируют верность исламским традициям, обеспечивая тем
самым внутреннюю политическую стабильность в собственных государствах и не затрагивая образа жизни коренного населения.
Даже в наиболее развитых странах региона, таких как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, передовые отрасли промышленности основаны на использовании преимущественно труда иностранных рабочих.
Слайд 42Попытки вестернизации в 1960-х гг. осуществлялись в двух странах арабо-мусульманского
региона
В Турции ряд военных переворотов позволил не допустить перехода власти
к исламистам и обеспечить динамичное развитие турецкой экономики
Ахмет Кенан Эврен - президент Турции с 1982 по 1989 годы.
Слайд 43В Иране «Белая революция» шаха Мухаммеда Резы Пехлеви – радикальная
модернизация социально-экономической и политической жизни страны, тесно переплетенная с ломкой
традиционного уклада жизни, – вызвала движение протеста под лозунгами возврата к исламским ценностям,
1979 г. - исламская революция. Шах бежал из страны, а лидер религиозной оппозиции аятолла Хомейни провозгласил страну исламской республикой.
Слайд 44Статья 2 Конституции Исламской Республики Иран, 1979
Исламская республика — это
система правления, основанная на вере в:
Единого Бога, в то, что
Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться Его воле;
Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;
Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу;
Божественную справедливость в создании и установлении законов шариата;
Преемственность имамов (имамат) и их опеку над обществом и основополагающую роль этого принципа в продолжении исламской революции;
Слайд 45Благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственности
перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную
и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность путем:
а) непрерывного исполнения законов шариата отвечающими всем требованиям факихами на основе Писания...
б) использования передового человеческого знания и опыта и усилий, направленных на их развитие;
в) отрицания угнетения других и со стороны других, а также гегемонии в отношении себя и других.
Слайд 46Видны ли в этом отрывке модернизационные процессы? Если да, то
какие?
Можно ли говорить о полной модернизации Иранского общества?
Иран стал первым государством, где править стали радикально настроенные исламские фундаменталисты, и под их влиянием аналогичные правительства пришли к власти в Ливии, Судане, Афганистане. Мечтая о мировом джихаде («священной войне против неверных»), сегодня исламские фундаменталисты тесно связаны с террористическими организациями и группировками, трактующими отдельные положения шиизма как рекомендации к осуществлению терактов террористами-смертниками. Международной сетью исламистов «Аль-Каида» в конце XX – начале XXI вв. был осуществлен целый ряд террористических актов, самым крупным из которых стали события 11 сентября 2001 г. в США.
Слайд 47Серьезную трансформацию во второй половине XX в. пережили страны Латинской
Америки, формально независимые еще с начала XIX в., но в
реальности находившиеся в политической и экономической зависимости от США.
В послевоенный период в истории региона были реализованы два пути развития: установление правых диктаторских режимов и попытки социалистических преобразований
Куба во главе с Фиделем Кастро (с 1959 г.)
Чили в период правления Сальвадора Альенде (1970-1973 гг.)
Слайд 48Там, где к власти приходили военные хунты, проводилась политика форсированной
модернизации экономики на основе рыночных механизмов
Бразилия в 1960-1970-х гг.
Чили
в период диктатуры генерала Аугусто Пиночета с 1973 по 1990 гг.),
В конце XX в. во всех странах региона авторитарные режимы пали, и им на смену пришли демократические правительства.
Слайд 49Экономические проблемы стран Латинской Америки вызвали в первое десятилетие XXI
в. популярность левых идей
1998 г. - президентом Венесуэлы был избран
сторонник социалистических преобразований Уго Чавес
2003 г. - Бразилия - президентом является глава социалистической Партии трудящихся Лула де Силва
2006 г. - Боливия - лидер движения «Вперед к социализму» Эво Моралес
Слайд 50ВОПРОСЫ:
Отличительные тенденции развития в каждом из рассмотренных регионов
Особенности развития А-А-ЛА
региона от всего остального мира
Вывод, в т.ч. о типе (типах)
модернизации и перспективах развития региона в целом и отд. областей