Слайд 1Менеджмент в телекоммуникациях
Слайды к лекции 1
Слайд 2Курс «Менеджмент в телекоммуникациях»
по Государственному образовательному стандарту рассчитан на 68
часов
По учебному плану - 10 лекционных часов и 8 часов
практических занятий, остальное – 50 часов самостоятельная работа студентов
Форма контроля: зачет
Слайд 3Основная литература
1. Менеджмент в телекоммуникациях : учебное пособие / В.
В. Макаров [и др.] ; ред.: В. В. Макаров, Р.
Г. Цатурова ; Федеральное агентство связи, СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : СПбГУТ, 2011. - 372 с.
2. Ильдеменов, А. С. Операционный менеджмент [Электронный ресурс]: учебник/ А. С. Ильдеменов — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012.— 384 c.
3. Ситников, С. Г. Производственный менеджмент на предприятиях электросвязи: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / С. Г. Ситников. - М. : Горячая линия–Телеком, 2013. - 276 с.
Слайд 4.
- освоение базовых знаний и умений в области общего менеджмента
и отдельных его направлений
- освоение особенностей отраслевого менеджмента в телекоммуникациях
Основной
целью дисциплины «Менеджмент в телекоммуникациях»
является:
Слайд 5Понятие менеджмента и управления
Английское слово «менеджмент» переводится на русский язык
как «управление». Термин «управление» является более широким, чем термин «менеджмент»,
и означает организацию целенаправленных действий.
Наука об управлении системами различной природы — кибернетика. Управление специфическими системами (объектами), которыми являются организации, называются менеджментом.
Главный критерий эффективности для управления – достижение цели.
На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.
Слайд 6
Деятельность по управлению организациями — возникла, когда появилась необходимость
выполнять работы не в одиночку, а коллективно. Со временем такого
рода умения накапливались, образуя область специфических знаний. Примерно сто лет назад появились необходимость и возможность эти знания систематизировать.
Так родилась наука под названием «Менеджмент» или, по-русски, «Управление организациями».
Поэтому с научной точки зрения, менеджмент — область систематизированных знаний об управлении организациями и их составляющими.
Управление организациями
Слайд 71-й уровень
ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ= ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
- Вопросы проектирования в
организациях (проектирование организаций, процессов, рабочих мест)
- Основные принципы управления ресурсами,
особенности временных периодов управления (оперативный, тактический, стратегический),
- Социально-психологические аспекты управления, особенности управления с учетом ситуации (например, антикризисное управление)
Слайд 82-й уровень
ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ ОБ УПРАВЛЕНИИ СОСТАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Управление маркетингом
Управление финансами
Управление персоналом
Управление качеством
Управление производством
Управление корпоративной культурой
Управление внешнеэкономической
деятельностью
Управление информацией
Управление инвестициями
Слайд 93-й уровень
ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ ОБ УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ КОНКРЕТНОЙ ОТРАСЛИ «Менеджмент в
телекоммуникациях»
Первый и второй уровни не имеют отраслевой окраски, положения этих
уровней являются общими для всех отраслей.
Все эти уровни только кажутся независимыми, на самом деле на каждом последующем уровне используются сведения из уровней, находящихся ниже.
В свою очередь второй и первый уровни пополняются сведениями за счет обобщения опыта управления организациями конкретных отраслей, накопленного и систематизированного на третьем уровне.
Слайд 10РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
С практической точки зрения:
менеджмент — совокупность принципов, методов,
средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их
деятельности. Эта деятельность касается как текущей работы, так и развития организации.
Под термином «менеджмент» понимают область знаний и профессиональную деятельность, направленную на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования имеющихся в ее распоряжении ресурсов.
Слайд 11информационно-коммуникационные
технологии
Стремительное развитие технологий постепенно стирает границы между телекоммуникациями (ТК)
и информационными технологиями (ИТ), в связи с чем сегодня эти
две отрасли все чаще рассматриваются и регулируются как одна единая - отрасль ИКТ.
Термин «информационно-телекоммуникационные технологии» (ИКТ) появился впервые в 1997 году в статье Денниса Стивенсона, бывшего председателя совета директоров медиа-холдинга Pearson PLC. Он добавил, слово «телекоммуникации» к словосочетанию «информационные технологии», чтобы отразить возрастающую роль Интернета и современных IT-сетей и их функций, как интерактивного инструмента.
Слайд 12СТРУКТУРА ИКТ-ОТРАСЛИ
ИКТ-отрасль, как и любая, динамично растущая, многокомпонентная, разнородная система
– довольно сложный объект для структуризации.
Единый подход к ее
структуре отсутствует. Любые константные деления и классификации не удовлетворяют особенностям ИКТ-отрасли России, которая еще не сформировалась окончательно.
Министерство связи и массовых коммуникаций на протяжении последних пяти лет рассматривает ИКТ, как отрасль, состоящую из двух подотраслей: подотрасли телекоммуникаций и подотрасли информационных технологий. В каждой из этих подотраслей можно выделить три основных сегмента:
- оборудование;
- программное обеспечение;
- услуги.
Слайд 13ПОДОТРАСЛИ ИКТ
Телекоммуникации включают услуги по передаче информации (местная и междугородная
телефонная связь, беспроводная связь, телеграфная связь, спутниковая связь и т.п.),
различное телекоммуникационное оборудование и средства связи, которые используются для предоставления услуг, а так же программное обеспечение.
Подотрасль информационных технологий охватывает IT-оборудование (персональные компьютеры, серверы, периферийные устройства, системы хранения данных SAN, DAS, NAS и т.п.), программное обеспечение (системное, прикладное, средства разработки MiddleWare и др.), а также различные IT-услуги (консалтинг, аутсорсинг, сервисное обслуживание и пр.).
Слайд 14специфика развития ИКТ-отрасли
в России
Предпосылки определили политические и экономические
события, произошедшие в стране в конце прошлого века: распад Советского
Союза в 1991 году, развал единой научной и производственной системы в отрасли связи, снижение уровня материального благосостояния населения.
В середине 1990-х годов началась либерализация отечественного телекоммуникационного рынка, в результате которой на российский рынок со своей техникой и технологиями вышли такие крупнейшие мировые телекоммуникационные компании как Alcatel, Lucent, Siemens, NEC, а за вслед ними и многие другие.
Функции регулятора отрасли телекоммуникаций, при этом, традиционно выполняло Министерство связи РФ. В период 1998-1999 г.г. в ЛОНИИС был создан Государственный технопарк оборудования электросвязи, в который вошли Национальные центры поддержки ведущих компаний-производителей телекоммуникационного оборудования.
Слайд 15Современный этап развития икт
Современный этап развития подотраслей телекоммуникаций и информационных
технологий характеризуется их постоянной конвергенцией и технологическим развитием, которое, в
свою очередь требует постоянно корректировать действующую регулятивную среду, формирует новые подходы к созданию наилучших условий развития отрасли в контексте постоянных технологических инноваций.
Слайд 16Особенности отрасли икт
Продукция отрасли имеет высокую наукоемкость
Значительно более короткий,
по сравнению с другими отраслями, жизненный цикл
Инновационная деятельность компаний сектора
ИКТ в настоящее время оказывает все большее влияние на другие отрасли экономики
Для сохранения конкурентоспособности компании проводят активную инновационную политику и планомерно выводят на рынок новые технологии, оборудование и услуги
Инновационный процесс в инфотелекоммуникациях носит непрерывный характер, когда очередные инновации требуют перехода всей отрасли на новые технологии и оборудование что, в свою очередь, порождает новый виток развития
Слайд 17Особенности отрасли икт
для операторов связи
Особенностью инновационных продуктов в ИКТ-отрасли
является то, что они носят массовый характер и приносят инвесторам
значительные прибыли при выходе на рынок.
В ИКТ-отрасли работают как операторские компании, предоставляющие услуги и технологии по передаче информации, так и фирмы-производители оборудования. Операторы сетей связи, заинтересованные в уменьшении текучести абонентов и привлечении новых пользователей, внедряют не только новые услуги, но и новые методы обслуживания клиентов. Для сокращения операционных расходов операторы начинают привлекать внешние компании для частичного или полного выполнения определенных бизнес-процессов или функций (outsourcing). Применение новых ценовых стратегий, дифференциация услуг и формирование новых сегментов рынка осуществляется при активном использовании маркетинговых инноваций.
Слайд 18Особенности отрасли икт
для производителей оборудования
Производители оборудования стремятся ввести новые
методы производства, которые включают в себя технологические процедуры, современное оборудование
и программное обеспечение, а также новые методы логистики.
Многие производители телекоммуникационного оборудования являются широко диверсифицированными компаниями.
Стратегические альянсы телекоммуникационных компаний с корпорациями других отраслей экономики, крупными торговыми сетями, банковскими структурами, рекламными фирмами и др.
На российский рынок выходят компании, предлагающие продукцию традиционных отраслей с использованием инноваций ИКТ-отрасли.
Слайд 19Организация как объект менеджмента
Организация - социальная общность, состоящая из группы людей, деятельность
которых сознательно координируется для достижения общей цели или системы целей.
Требования
к организации:
наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью группы;
наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
наличие членов группы, которые сознательно работают вместе, чтобы достичь значимую для всех цель.
Слайд 20Формальные и неформальные организации
Организация с официально установленными взаимоотношениями является формальной
(система отношений зафиксирована должностными инструкциями, положениями, приказами).
Группы людей, созданные по
воле руководства для достижения целей организации называются формальными.
Существуют неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, и где люди вступают во взаимодействие для достижения определённых целей, отношения формируются на основе личных симпатий, общности взглядов, интересов, склонностей. Образуются практически во всех формальных организациях, за исключением очень малых.
Процесс управления относится к созданию и функционированию формальной организации. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали. Менеджер должен научиться управлять неформальными группами.
Слайд 21концепции жизненного цикла организации
рождение организации: главная цель - выживание; руководство осуществляется
одним лицом; основная задача - выход на рынок;
детство и юность:
главная цель - получение прибыли в ближайшей перспективе и ускоренный рост; стиль руководства жесткий; основная задача - укрепление позиций и захват рынка; задача в области организации труда - планирование прибыли, увеличение заработной платы, предоставление различных льгот персоналу (мотивация);
зрелость: главная цель - систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального имиджа; эффект руководства достигается за счет делегирования полномочий; основная задача - рост по разным направлениям деятельности, завоевание рынка; задача в области организации труда - разделение и кооперация труда, премирование в соответствии с индивидуальными результатами;
старение организации: главная цель - сохранение достигнутых результатов; эффект руководства достигается за счет координации действий, основная задача - обеспечить стабильность, свободный режим организации труда, участие в прибылях;
возрождение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача - омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.
Слайд 22Общие черты всех организаций
Любой организации для достижения намеченных целей необходимы
ресурсы, подлежащие преобразованию в процессе производственной деятельности. Основные ресурсы —
это люди (человеческие ресурсы), основной и оборотный капитал, технология и информация. Главная задача организации в области использования ресурсов — достижение целей при: минимуме затрат и максимуме эффективности.
Организации полностью зависимы от окружающего мира как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей. Термин «внешняя среда» вбирает в себя экономические условия, потребителей, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, технику и технологию.
Разделение всей работы на составляющие компоненты между участниками трудового процесса — горизонтальное разделение труда.
Слайд 23Горизонтальное разделение труда
Работа распределяется по какому-либо признаку.
Функциональному (специализация работников
по видам деятельности) – ИТР; функциональные специалисты: бухгалтеры, маркетологи; рабочие;
служащие.
Товарно-отраслевому (связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций – специализация продавцов на продаже одного какого-либо товара.
Квалификационному (при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации). Старший инженер, ведущий инженер.
Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии являются производство, маркетинг и финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы организация добилась поставленных целей.
Слайд 24Вертикальное разделение труда
Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то
должен координировать работу группы.
Вертикальное разделение труда отделяет работу по координированию действий
от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей составляет сущность управления.
Большие организации имеют громадный объём управленческой работы, которая также разделяется по горизонтали, во главе отдельных подразделений расставляются конкретные руководители (начальник отдела маркетинга, финансового и т.д.) и по вертикали
Слайд 25Уровни управления
Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления: руководители высшего
звена (принимают важнейшие решения; разрабатывают цели и стратегию), среднего (согласовывают
усилия различных подразделений организации, разрабатывают тактику), низшего – выполняют ежедневные операции и действия.
Начиная с низшего на каждом последующем уровне меньше людей, чем на предыдущем:
1. Институциональный уровень (руководители высшего звена – президент, вице-президент);
2. Управленческий уровень (руководители среднего звена – директора и их заместители);
3. Технический уровень (руководители низового звена – зав. производством, отделом).
Слайд 26Структура организации
Все организации независимо от сфер деятельности имеют структуру, которая
придает им целостность, способность реализовать свою миссию (предназначение).
Структура организации — совокупность
связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.
Элементы организации получили названия департаментов, управлений, отделов. Структурные подразделения организации представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели.
Слайд 27УПРАВление в организации
Управленческий труд в ходе длительной эволюции выделился в
особую категорию общественного труда.
Основные типы организационных отношений: линейные и функциональные
связи.
Линейная связь (Л) характеризуется передачей управленческого воздействия от субъекта управления к объекту в виде набора конкретных функций или процедур, включающих административные функции. Руководитель реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными. Они идут сверху вниз в форме приказа, команды, указания.
Функциональная связь (Ф) характеризуется передачей управленческого воздействия в виде набора конкретных функций, не включающего административные функции. Это совещательные связи в форме рекомендации, совета.
Слайд 28централизация и децентрализация
Важнейшими принципами управленческой деятельности являются принципы централизации и
децентрализации, которые лежат в основе организационных форм управления.
Централизация означает концентрацию
властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией.
Децентрализация — это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией.
Слайд 29Проблема выбора между централизацией и децентрализацией
На решение влияют следующие
факторы:
размеры организации;
вид бизнеса (предпринимательство);
качество товаров;
степень разделения труда;
стремление частей организации к
самостоятельности;
долевое распределение капитала и финансовые интересы;
организационная культура;
государственная политика в области демонополизации, налогообложения и т.д.
Одним из принципов менеджмента является оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении. Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности.
Слайд 30Линейная структура
Эффективна при узком круге проблем.
Обеспечивает полную ответственность
руководителя за результат работы.
Обеспечивает единство управления сверху донизу
Слайд 31Штабная структура
д – директор; фн- функциональный начальник; фп – функциональные
подразделения; оп – подразделения основного производства.
Штаб состоит из специалистов (подразделений),
отвечающих за конкретные функции.
Решение принимает начальник.
Слайд 32Функциональная структура
Позволяет привлечь квалифицированных специалистов.
Нарушается единство управления.
Снижается ответственность.
Слайд 33Матричная структура
Удобна при разработке новой продукции или технологии.
Руководители проектов непосредственно
руководят производственными подразделениями, а функциональные подразделения обеспечивают кадровое, финансовое и
экономическое сопровождение.
Позволяет освободить высшие органы управления от оперативного руководства.
Приближает менеджеров программ к исполнителям.
Слайд 34Дивизиональная структура
Первому лицу подчинены дирекции, которые разделены по продуктовому или
географическому принципу.
В рамках каждого блока может быть использована любая организационная
структура.