Слайд 1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
РАЗДЕЛ № 1
Общая экономическая теория.
Слайд 2ТЕМА №2
Общие проблемы экономического развития
Слайд 3ЗАНЯТИЕ №1
Потребности и ресурсы. Проблема выбора в ходе
экономического развития
Слайд 4УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Объективные условия и противоречия экономического развития.
2. Потребности и ресурсы: экономическая
сущность и классификация. Проблема выбора в экономике.
Слайд 5РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: а) основная
Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп./
Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.:
Юристъ, 2003. – С. 52-57.
Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2001. – С. 52-57
Экономическая теория: Учебник в трех частях. Часть I. Общая экономическая теория. Переходная экономика / Под общей ред. док. экон. наук, доцента О.А. Эткало. – Ярославль: Изд-во Военного финансово-экономического института, 2004.- С. 44-89.
Слайд 6 б)дополнительная
1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общей ред.
заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой.
- М.: Изд-ва Рос. экон. акад., 2000. – С. 31-44.
2. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 5-17.
3. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.: в 2 кн. Кн.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- С. 5-58.
4. Эткало О.А. Сборник тестов по экономической теории. – Ярославль: ФВФЭУ, 2002. – С. 7-11.
Слайд 7Вопрос №1
Объективные условия и противоречия экономического развития
Слайд 8Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразные усилия людей в процессе хозяйствования,
основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение разного рода
потребностей.
Слайд 9Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный и запутанный комплекс
разнообразных явлений и процессов, в котором экономическая теория выделяет четыре
стадии:
1. собственно производство
2. распределение
3. обмен
4. потребление
Слайд 10Производство
Производство - это стадия создания материальных и духовных благ, необходимых
для существования и развития человека, процесс взаимодействия человека и природы,
в ходе которого человек видоизменяет вещество природы с целью создания экономических благ (товаров и услуг), удовлетворяющих индивидуальные и общественные потребности.
Слайд 12Классификация производственных отношений
Слайд 13Распределение
Распределение - процесс определения доли, пропорции, в которой каждый хозяйствующий
субъект, принимавший участие в производстве продукта, присваивает часть результата производства.
Распределение
как категория экономической науки - это не только распре-деление результатов общественного производства (конечных товаров и услуг в рыночном хозяйстве), но и распределение ресурсов (факторов производства).
Слайд 14Обмен
Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного
субъекта к другому; форма опосредованной рыночной связи производителей и потребителей.
Обмен при этом рассматривается в связи со специализацией и разделением труда в обществе, это обмен не только товарами и услугами, но и деятельностью субъектов экономической системы.
Слайд 15Потребление
Потребление - конечная цель; процесс использования результатов для удовлетворения личных
или производственных потребностей. Потребление - процесс «отрицательного» производства, в ходе
которого происходит «разрушение» или уменьшение полезности. Различают личное и производственное (или производительное) потребление.
Кроме того выделяют:
Личное потребление
Производительное потребление
Слайд 16Вопрос №2
Потребности и ресурсы: экономическая сущность и классификация. Проблема
выбора в экономике
Слайд 17Первая фундаментальная экономическая аксиома
потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью
неутолимы
ПОТРЕБНОСТЬ – это осознанная человеком нужда в чем-либо необходимом для
поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Потребности с позиции экономической науки – это совокупность нужд и запросов людей, социальных групп, общества в целом, обусловленная уровнем экономического, социального, духовного развития, а также национальными, религиозными и другими традициями. Бывают:
1. материальные потребности, т.е желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение
2. духовные
Слайд 19Экономическая наука сформулировала закон возвышения потребностей в ходе прогрессивного развития
общества:
с течением времени, в ходе развития общества потребности изменяются в
сторону умножения и усложнения. Повышение потребностей, как правило, опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку далеко не все потребности, как назревшие, так и перспективные, могут быть реально удовлетворены.
Слайд 20 При осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае
потребности приобретают конкретную форму – интереса.
В связи с этим можно
рассмотреть взаимосвязь потребностей с интересами, стимулами, экономическим поведением (активностью).
Потребности —> интересы —> стимулы —> экономическое поведение
(активность)
Слайд 21 Интересы являются основой стимулов, т.е. интересы порождают стимулы. Стимул -
побудительный мотив деятельности. Побудительные мотивы (то есть стимулы) приводят человека
в движение. Это в экономическом преломлении и есть экономическое поведение человека, экономическая активность.
Слайд 22 Средства с помощью которых удовлетворяются потребности людей, называются БЛАГАМИ.
- Неэкономические (неограниченные) блага материальные блага (воздух, вода, солнечный свет)
находятся в таком количестве и такой форме, что пользование ими оказывается для человека доступным всюду и во все времена
Хозяйственными (экономическими) блага - материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода «редкости»). Чтобы удовлетворить потребности в них и иметь их в достаточном количестве, необходимы усилия для их добычи и приспособления к потреблению
Слайд 23Вторая фундаментальная экономическая аксиома
ресурсы общества, необходимые для производства товаров и
услуг, ограничены или редки.
Все разнообразие ресурсов (факторов производства) можно сгруппировать
в 2 группы:
1. материальные ресурсы:
- земля (сырьевые материалы)
- капитал
2. людские ресурсы:
- труд
- предпринимательская способность.
Слайд 24 К фактору «ЗЕМЛЯ» относятся все естественные ресурсы: пахотные земли
леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.д.
К фактору «КАПИТАЛ»
(инвестиционные ресурсы) охватывает все произведенные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг, денежные средства, ценные бумаги и т.п.
К фактору «ТРУД» относятся все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг.
Под «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СПОСОБНОСТЬЮ» (предприимчивостью) понимается особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать (комбинировать) все другие факторы производства.
Слайд 25Все ресурсы являются редкими. Понятие редкость определяется двумя основными аспектами:
1.
Все ресурсы ограничены. Размеры посевных площадей, запасы полезных ископаемых, численность
трудоспособного населения – все это ограничено, все имеет свои масштабы, свои географические границы.
2. Все ресурсы платны. Земля отдается в аренду или продается. Плата за землю выступает в виде рентного дохода. Капитал приносит доход в виде процента. Труд не бесплатен. Доход того, кто предоставляет свою рабочую силу, называется заработной платой. Плата за предпринимательские способности – прибыль.
Эти две характеристики: ограниченность + платность образуют редкость.
Слайд 26Выводы по лекции:
Экономическая теория исследует хозяйственную деятельность, которая представляет собой
очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в
котором экономическая теория выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.
С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах
Слайд 27Задание на самоподготовку:
1. Дополнить конспект лекции материалом из основной и
дополнительной литературы.
2. Выписать в словарь основные термины и понятия темы
и выучить их.