Слайд 1Наука и общественно-политическая мысль
Слайд 2Научная революция XVII в.
Развитие экспериментальной науки
Френсис Бэкон в «Новом Органоне»
раскритиковал дедуктивным метод схоластики и предложил метод индукции, основанный на
эксперименте
Философский рационализм Рене Декарта. Суть метода «Я мыслю, следовательно существую».
«Математические начала натуральной философии». Исаак Ньютон
Лондонское королевское общество (1660) – первое объединение ученых Англии.
Королевская академия наук в Париже (1666), Берлин (1700), Санкт-Петербург (1724).
Слайд 3Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон
Слайд 4Просвещение
Просвещение народа – главная задача эпохи по мнению ученых
Возникновение просвещения
в Англии конца XVII в., затем оно распространилось на Шотландию
и Францию, а во второй половине XVIII в. в Южную и Восточную Европу, а так же в Америку
XVII – XVIII вв. – «Век просвещения»
Слайд 5Нравственная философия
Томас Гоббс: человек от природы зол и порочен, поэтому,
когда не было государства была война всех против всех. Суровые
законы государства обуздали разрушительные человеческие инстинкты
Жан-Жак Руссо: человек от природы добр и миролюбив. Человека испортила цивилизация и частная собственность, которые породили алчность и другие пороки
«Утилитарная мораль» – не бывает абсолютного зла или добра. Человек не бывает абсолютно хорошим или плохим. Вывод: не важно каков человек, нужны условия при которых от дурных поступков обществу была бы польза.
Слайд 7Политические теории
Джон Локк: гражданское общество предшествует государству. Гражданское обществу формируют
полноправные и сознательные граждане, которые образуют нацию. Нация – верховный
носитель власти, а не монарх.
Идея королевского суверенитета – монарх является верховным носитель власти (суверен).
Идея разделения властей для предотвращения деспотизма:
Законодательная
Исполнительная
Судебная
Идеальная модель просветителей (Локк, Монтескьё, Канта) – исполнительная власть за монархом, законодательная за представительным собранием
Слайд 8Д. Локк, Ш. Монтескьё, И. Кант
Слайд 9Политические теории
Идея «народного суверенитета» Ж.-Ж. Руссо:
Всеобщее избирательное право (для мужчин)
Народ
– источник верховной власти в государстве
Идеал – прямая античная демократия
Чезаре
Беккария – критика уголовного законодательства:
Правонарушение это посягательство на свободу человека или препятствия осуществлению прав
Слова и мысли людей не являются правонарушением
Преимущества гласного судопроизводства
Выступал против смертной казни взамен пожизненному заключению
Выступал за предотвращение преступлений, а не наказания преступников
Слайд 11Либерализм
Основа:
Человек от рождения наделен неотъемлемыми правами (свобода – личная, экономическая,
политическая)
Идеал: государство и общество дающие человеку широкий простор применения сил
и способностей во всех областях жизни
Защита прав человека и равноправие граждан
Различное имущественное положение людей неизбежно и справедливо
Ограничение избирательных прав по имущественному признаку
Разделение властей, закрепленное Конституцией
Слайд 12Демократическая идеология
В первой половине XIX в. Рядовые граждане отвернулись от
либералов, так как политические ожидание не соответствовали реалиям.
Демократы заимствовали либеральную
идеологию, но предложили равенство граждан в политических правах вместо лозунгов свободы
Выступали за всеобщее избирательное право
Предпочтение республиканскому строю, а не монархии
Члены парламента осуществляют интересы избирателей (принимают законы, назначают и контролируют правительство)
Слайд 13Социалистическая мысль
Социальная революция для переустройства экономики, общественных отношений, нравов и
т.д.
Общее у течений – поднятие благосостояния у беднейших слоев населения
Перераспределение
доходов богатых в пользу бедных
Развитие производства и повышение заинтересованности рабочего в результатах своего труда
Роль рынка, собственности, капитала, имущественного неравенства, как факторов повышения трудовой активности
Анри Сен-Симон, Шарль Фурье
Слайд 15Социалистическая мысль
Коммунистическая идеология
Блага должны быть достоянием всего общества
Высокий уровень производства
обеспечит довольствие и изобилие
Упор на сознательность рабочего человека или принуждение
к самоотверженному труду
Роберт Оуэн, Этьен Кабе – мирные преобразования
Карл Маркс, Фридрих Энгельс – революционный переход к коммунизму
Захват коммунистами государственной власти
Революция объясняется классовой борьбой
Пролетарии (заводские рабочие) – ведущая сила
Учение Маркса и Энгельса – «марксизм».
Слайд 18Культ науки и образования
Развитие науки и образования. Почти поголовная грамотность
населения в Европе и США. Развитие высшего и среднего образования
Расцвет
книгопечатания и издательского дела
Подъем в журналистике
Профессионализация науки
Слайд 19Позитивизм
Огюст Конт
Позитивное знание основанное на доказанных фактах. Источник знания –
конкретные науки
Важно установление фактов, а их осмысление излишне
История окончательно признается
наукой об обществе. Во второй половине XIX в. складывается профессиональная историческая наука
Шарль Сеньобос, Генри Бокль, Леопольд фон Ранке
Слайд 20Шарль Сеньобос, Генри Бокль, Леопольд фон Ранке