Слайд 1Модест Петрович Мусоргский
(1839-1881)
Слайд 2М.П. Мусоргский родился 9 марта 1839 года в селе Карево
Псковской области.
Усадьба Мусоргских в селе Карево (Псковская область).
Родовое имение
Чириковых
Панорама (XIX век)
Слайд 3Первым учителем музыки у Мусоргского была его матушка. Композитор хорошо
овладел фортепиано к 9 годам. В этом возрасте Мусоргский дал
свой первый сольный концерт в родительском доме.
Слайд 4Отец композитора, Петр Алексеевич, следуя семейной традиции приготовил для Модеста
судьбу военного. Поэтому, когда Мусоргскому, исполнилось 10 лет, его определили
в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Юный Модест Петрович
в форме гвардейского офицера
Слайд 5Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
Слайд 6Годы обучения
В Школе гвардейских подпрапорщиков Мусоргский изучал историю, философию, литературу,
физику и иностранные языки. Композитор блестяще окончил Школу в 1856
году и был зачислен в Преображенский полк.
Композитор параллельно брал уроки музыки у педагога-пианиста Антона Августовича Герке.
Слайд 7Антон Августович Герке
(1812-1870)
Русский педагог и пианист
Слайд 8Выбор пути композитора
Зачисленный в знаменитый Преображенский полк, Мусоргский посещает различные
светские мероприятия и салоны. Все чаще его посещает мысль оставить
службу и всерьез заняться музыкой. Поэтому Мусоргский ищет встречи с А.С. Даргомыжским – главной фигурой в мире музыки. Даргомыжский, обнаружив в юноше талант, порекомендовал Мусоргскому молодого, недавно приехавшего в Петербург, М.А. Балакирева.
Слайд 9Александр Сергеевич Даргомыжский
(1813-1869)
русский композитор
Милий Алексеевич Балакирев
(1837-1910)
Русский композитор, педагог,
руководитель «Могучей
кучки»
Слайд 10«Могучая кучка»
К 60-м годам содружество композиторов окончательно сформировалось вокруг М.А.
Балакирева.
М.П. Мусоргский «пробует» себя в различных музыкальных жанрах, пишет на
разные сюжеты:
Экспериментальные, незаконченные оперы – «Саламбо» (романтический сюжет по Флоберу), «Женитьба» (реалистически-бытовой сюжет по Гоголю)
Романсы и песни – лирические высказывания в романсах «Ночь», «Но если бы с тобою я встретиться могла»; преувеличенно реалистические высказывания в песнях «Калистрат», «Светик Савишна», «Семинарист»
Слайд 11Могучая кучка
Верхний ряд (слева направо): А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А.
Кюи
Нижний ряд: М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков
Слайд 12Зрелый период творчества
С 1868 по 1869 год М.П. Мусоргский увлеченно
работает на сюжетом, предложенным В. Никольским – оперой «Борис Годунов»
по маленькой трагедии А.С. Пушкина. Опера подвергалась нескольким редакциям, а когда, наконец, была поставлена на сцене, то быстро исчезла из репертуара.
Слайд 13Эдуард Францевич Направник
(1839-1916)
русский композитор, дирижер
Федор Иванович Шаляпин
в костюме царя
Бориса Годунова
Слайд 14После «Бориса Годунова» Мусоргский увлекается новым сюжетом, рассказывающим о событиях
из русской истории конца XVII века – опера «Хованщина». Параллельно
композитор работает над комической оперой по Гоголю – «Сорочинская ярмарка».
Слайд 15К сожалению, из-за ощущения полного одиночества, а впоследствии из-за тяжелой
болезни эти произведения так и не были закончены. «Сорочинская ярмарка»
так и осталась в набросках, а «Хованщину» «доделал» Н.А. Римский-Корсаков.
Композитор считал себя преданным близкими друзьями – композиторами из «Могучей кучки» - которые пошли по своему самостоятельному пути. К тому же смерть друга, художника Виктора Александровича Гартмана, еще сильнее опечалила Мусоргского. Памяти этого художника был написан фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Слайд 16Виктор Александрович Гартман
(1834-1873)
русский архитектор, орнаментист и художник
Слайд 17Последние годы
В последние годы Мусоргского поддерживали близкие друзья – критик
В.В. Стасов, поэт А.А. Голенищев-Кутузов, Л.И Шестакова, сестра М.И. Глинки,
певцы О.А. Петров и Д.М. Леонова. Они не оставляли композитора в нужде и помогли определить его в военный госпиталь, когда с Мусоргским случился первый удар.
Слайд 18Владимир Васильевич Стасов
(1824-1906)
русский критик, меценат
Людмила Ивановна Шестакова
(1816-1906)
младшая сестра М.И. Глинки
Пропагандистка
творчества брата
Слайд 19Осип Афанасьевич Петров
(1806-1878)
Русский оперный певец (бас)
Слайд 20Тяжелые переживания этого времени нашли отражение в трагических циклах романсов
«Без солнца» и «Песни и пляски смерти» – оба цикла
на стихи А.А. Голенищева-Кутузова.
Последним светлым лучом в жизни композитора стали гастроли по югу России с певицей Д.М. Леоновой, в которой композитор выступал в качестве аккомпаниатора.
Слайд 21Арсений Аркадьевич Голенищев-Кутузов
(1848-1913)
русский поэт, прозаик, критик
Дарья Михайловна Леонова
(1829-1896)
русская оперная и
камерная певица
(контральто)
Слайд 2216 марта 1881 года после продолжительной тяжелой болезни скончался М.П.
Мусоргский
Могила М.П. Мусоргского в Некрополе Санкт-Петербурга
Слайд 23Список произведений
Опера «Борис Годунов» (1874)
Неоконченные оперы: «Хованщина» (1872-80), «Женитьба» (1868),
«Сорочинская ярмарка» (1874-80), «Саламбо» (1979)
Произведения для фортепиано: фортепианный цикл «Картинки
с выставки» (1874), «Интермеццо»
Вокальные циклы: «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877)
Романсы и песни: около 16
Симфоническое творчество: симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867)
Слайд 24Новаторство и последователи
М.П. Мусоргский продолжил традиции А.С. Даргомыжского: воплощение русской
речи в музыке, превращение романса в небольшую сценку (романсы «Светик
Савишна», «Семинарист», «Колыбельная Еремы»)
Интерес к творчеству Мусоргского возник у композиторов конца XIX-XX века: М.М. Ипполитов-Иванов, В.Я Шебалин, Д.Д. Шостакович, Э.В. Денисов. Интерес к фигуре возникает и за рубежом, особенно во Франции: М. Равель, «шестерка»