Слайд 1МОДУЛЬ 2. РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Тема 2.2. Макроэкономическое равновесие и его
модели
Слайд 21. Совокупный спрос и его факторы
?
Слайд 3Базовая макроэкономическая модель - модель "совокупного спроса — совокупного предложения"
(модель AD-AS)
Эта модель позволяет:
выяснить условия макроэкономического равновесия
определить величину равновесного объема
выпуска и равновесного уровня цен
объяснить колебания объема выпуска и уровня цен в экономике
показать причины и последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения
описать последствия разных вариантов экономической политики государства
Слайд 4Кривая совокупного спроса
Совокупный спрос (aggregate demand — AD) – это
сумма спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги
Компонентами
совокупного спроса выступают:
спрос домохозяйств — потребительский спрос (С)
спрос фирм — инвестиционный спрос (I)
спрос со стороны государства — государственные закупки товаров и услуг (G)
спрос иностранного сектора — чистый экспорт (Xn)
Слайд 5Формула совокупного спроса
AD = C + I + G +
Xn
Она похожа на формулу подсчета ВВП по расходам
Отличие состоит в
том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты
Слайд 6Кривая совокупного спроса
Величина совокупного спроса - количество конечных товаров и
услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при
каждом возможном уровне цен
Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все агенты
Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон
Слайд 8Кривая совокупного спроса
Каждая точка кривой AD показывает величину совокупных расходов
всех агентов при каждом возможном уровне цен
По оси абсцисс откладывается
реальный объем выпуска - реальный ВВП — Y (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных единицах
По оси ординат - общий уровень цен Р (дефлятор ВВП), измеряемый в долях единицы
При более высоком уровне цен (Р1) величина совокупного спроса будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р2) - точка В
Рост дохода у одних экономических агентов может быть скомпенсирован его снижением у других
Слайд 9Кривая AD
Кривая AD не может быть получена суммированием индивидуальных или
рыночных кривых спроса, так как она отражает соотношение совокупных величин
Рост
общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике
Отрицательный наклон кривой совокупного спроса не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения* и эффектом дохода*
*- вспомнить из микроэкономики
Слайд 10Отрицательный наклон кривой AD объясняется
эффектом реального богатства, или эффектом реальных
денежных запасов — эффектом Пигу
Под реальным богатством понимают отношение номинального
финансового богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):
Это реальная покупательная способность накопленного номинального финансового богатства человека, которое включает наличные деньги и ценные бумаги
Слайд 11Суть эффекта Пигу
Если уровень цен (Р) повышается, покупательная способность номинального
богатства (М) (т.е. величина реальных денежных запасов — реального финансового
богатства — М/Р) падает, т.е. на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше
Люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают С, а поскольку С является частью AD, то величина AD уменьшается
Эффект Пигу может быть представлен в виде логической цепочки
Слайд 12Отрицательный наклон кривой AD объясняется
эффектом процентной ставки (эффектом Кейнса)
Если уровень
цен (Р) повышается, возрастает номинальный спрос на деньги (МD)
Люди снимают
деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет "цена" денег (цена кредита), т.е. ставка процента (R)
Удорожание кредита, который берут фирмы, ведет к сокращению инвестиционного спроса (I), являющегося частью AD, и, следовательно, AD уменьшается
Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки
Кредиты берут также и домохозяйства
Слайд 13Отрицательный наклон кривой AD объясняется
эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта)
(эффектом Манделла—Флеминга)
Если уровень цен (Р) в стране повышается, то товары
данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт (Ех) сокращается
Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому импорт (Iт) увеличивается
В результате чистый экспорт (Xn) сокращается, а значит AD уменьшается
Эффект Манделла—Флеминга может быть представлен логической цепочкой
Слайд 14Ценовые и неценовые факторы AD
Зависимость между уровнем цен и величиной
совокупного спроса обратная, следовательно, кривая AD должна иметь отрицательный наклон
Эти
три эффекта показывают воздействие ценовых факторов, которые при неизменных неценовых факторах влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой AD
Неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос, т.е. величина совокупного спроса изменяется при каждом уровне цен (происходит сдвиг кривой AD)
Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, если сокращается, то влево
Слайд 15Неценовые факторы AD
К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы,
влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов:
на совокупные потребительские расходы
на
совокупные инвестиционные расходы
на государственные закупки товаров и услуг
на чистый экспорт
Слайд 16Влияющие на потребительские расходы
уровень благосостояния, или величина богатства (wealth —
Ω). Чем выше уровень благосостояния, т.е. величина богатства, тем больше
потребительские расходы и тем больше совокупный спрос — кривая AD сдвигается вправо и наоборот
Его следует отличать от эффекта реального богатства, являющегося ценовым фактором, обусловливающим движение вдоль кривой AD
уровень текущего дохода (yield, income — Y). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо)
Слайд 17Влияющие на потребительские расходы
ожидания потребителей, которые включают:
ожидания изменения дохода в
будущем (Уe) — если человек ожидает увеличения дохода в будущем,
то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо)
ожидания изменения уровня цен (πe) — если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше в настоящем (так называемая инфляционная психология), что ведет к увеличению совокупного спроса
Слайд 18Влияющие на потребительские расходы
налоги (Тх). Рост налогов приводит к сокращению
располагаемого дохода (Yd), частью которого является потребление, и, следовательно, к
уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево;
трансферты (Tr). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах рост располагаемого дохода, поэтому потребительские расходы и совокупный спрос растут (сдвиг AD вправо)
Слайд 19Влияющие на потребительские расходы
уровень задолженности домохозяйств (debt — D). Чем
выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять
на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты в будущем, что ведет к сокращению С и AD (сдвиг AD влево)
ставка процента по потребительскому кредиту (interest rate — R) — чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы (сдвиг AD влево)
Слайд 20Функция потребления имеет вид
где знаки «+» и «-» показывают соответственно
прямую или обратную зависимость потребительских расходов от каждого фактора
Слайд 21Влияющие на инвестиционные расходы
ожидания инвесторов (фирм), которые связаны с ожидаемой
внутренней нормой отдачи от инвестиций (internal rate of return -
IRR), т.е. ожидаемой нормой прибыли. Если инвесторы ожидают высокой нормы прибыли, они будут финансировать инвестиционные проекты. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо.
ставка процента (R) — чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредиты, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиции, AD сдвигается влево
Влияние ставки процента как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, являющегося ценовым фактором и обусловливающим движение вдоль кривой AD
Слайд 22Влияющие на инвестиционные расходы
величина дохода (Y) — поскольку часть своего
дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров, то чем
выше уровень дохода фирм, тем больше совокупные инвестиционные расходы. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями (induced investment)
налоги (Тх) — рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Инвестиционные расходы уменьшаются (AD влево)
Слайд 23Влияющие на инвестиционные расходы
трансферты фирмам (Tr) — они выступают в
виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита и стимулируют инвестиционный
спрос (вправо)
технологии (technological progress — τ) — появление более производительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции и эффект масштаба, увеличивает прибыль фирм и ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо
Слайд 24Влияющие на инвестиционные расходы
избыточные производственные мощности (Kexcess) — их наличие
снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях
недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно
величина запаса капитала фирм (К0) — если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше изменится у фирм запас капитала по сравнению с оптимальным, тем больше инвестиционный спрос
Слайд 25Инвестиционная функция имеет вид
Слайд 26Влияющие на государственные закупки
Величина G является, как правило, экзогенной переменной,
параметром управления и определяется государственными законодательными органами при разработке государственного
бюджета:
Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение — сокращает
Изменение величины государственных закупок выступает важным инструментом стабилизации экономики (фискальной политики), который используется для воздействия на совокупный спрос с целью поддержания полной занятости и стабильного уровня цен
Слайд 27Влияющие на чистый экспорт
величина ВВП и НД в других странах
(YF). Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к
росту спроса на товары и услуги данной страны и к увеличению ее экспорта (и чистого экспорта), AD растет
величина ВВП и НД в данной стране (Y). Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты увеличивают спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта, сокращению чистого экспорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране (AD сдвигается влево)
Слайд 28Влияющие на чистый экспорт
валютный курс национальной денежной единицы (е). Валютный
курс — это цена национальной денежной единицы, выраженная в определенном
количестве денежных единиц другой страны, т.е. это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны
Чем выше валютный курс национальной денежной единицы, тем меньше чистый экспорт и совокупный спрос
Изменение чистого экспорта в результате изменения валютного курса как неценового фактора изменения совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изменение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора (т.е. изменения уровня цен), что обусловливает движение вдоль кривой AD
Слайд 29Функция чистого экспорта имеет вид
Слайд 30Денежные факторы
Неценовыми факторами также являются денежные факторы
Кривая AD может быть
получена из уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена),
которая появилась еще в XVIII в. и развивалась в работах Д. Юма, а позже Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэя, А. Маршалла и т.д.: MV=PY,
где М - масса (количество) денег в обращении, V— скорость обращения денег (величина, показывающая количество оборотов, которое в среднем совершает за год одна денежная единица, или количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица), Р — уровень цен в экономике, Y - реальный ВВП
Слайд 31Из уравнения количественной теории денег при заданных М и V
(т.е. при прочих равных условиях) получаем обратную зависимость между величиной
ВВП и уровнем цен:
Это означает, что ценовой фактор (изменение уровня цен) влияет на величину совокупного спроса, обусловливая движение вдоль кривой AD
Слайд 32Два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный
спрос, сдвигая AD:
масса денег в обращении (предложение денег). Рост предложения
денег снижает ставку процента, делая кредиты более дешевыми, что увеличивает С и I, и соответственно AD (и наоборот). Регулирование денежной массы осуществляет центральный банк страны, что лежит в основе монетарной политики
скорость обращения денег. Если увеличивается скорость обращения денег, совокупный спрос также растет. Это объясняется тем, что если каждая денежная единица при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса
Слайд 332. Совокупное предложение в классической и кейнсианской моделях
?
Слайд 34Совокупное предложение
(aggregate supply — AS)
— это стоимость того количества конечных
товаров и услуг, которые предлагают на рынок к продаже все
производители (частные фирмы и государственные предприятия)
Величина совокупного предложения представляет собой объем выпуска, который все производители готовы (намерены) произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен
Слайд 35Вид кривой AS
Соотношение между величиной совокупного предложения и уровнем цен
зависит от периода времени и определяется скоростью адаптации всех цен
к изменению рыночной конъюнктуры (соотношения спроса и предложения на рынке), т.е. скоростью уравновешивания рынков
Поэтому кривая совокупного предложения имеет разный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах. Критерием деления периодов в макроэкономике является изменение цен на ресурсы (в микроэкономике - изменение количества ресурсов)
Слайд 36Классическая и кейнсианская модели
В соответствии с трактовкой вопросов о степени
гибкости цен и о способности рынка к восстановлению равновесия (к
самоуравновешиванию) в макроэкономике существует два подхода к анализу макроэкономических процессов, две макроэкономические модели: классическая и кейнсианская
Слайд 37Классическая макроэкономическая модель
Основы классической модели были заложены еще в XVIII
в., ее положения развивали такие выдающиеся экономисты, как:
А. Смит
Д. Рикардо
Ж.-Б.
Сэй
Дж.-С.Милль
А. Маршалл
А. Пигу и др.
Слайд 38Основные положения классической модели
Экономика делится на два независимых сектора: реальный
и денежный (принцип классической дихотомии )
Изменение предложения денег не оказывает
воздействия на реальные показатели, а влияет только на номинальные (принцип нейтральности денег)
Поэтому в классической модели денежный рынок отсутствует, а реальный сектор состоит из трех рынков: рынка труда, рынка капитала (заемных средств) и товарного рынка
Слайд 39Основные положения классической модели
На всех рынках в реальном секторе действует
совершенная конкуренция, что соответствовало экономической ситуации конца XVIII в. и
всего XIX в.
Экономические агенты являются поэтому ценополучателями, т.е. не могут воздействовать на рыночную ситуацию и ориентируются на тот уровень цен, который сложился на рынке
Слайд 40Основные положения классической модели
Все цены (номинальные показатели) в условиях совершенной
конкуренции гибкие
Они меняются, приспосабливаясь к изменениям соотношения спроса и предложения
(рыночной конъюнктуры), и обеспечивают автоматическое восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков и в экономике в целом
Это относится к цене труда, капитала, товаров
В экономике действует выведенный А. Смитом принцип "невидимой руки", принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков
Слайд 41Основные положения классической модели
Автоматическое обеспечение равновесия означает, что внешняя сила
(внешний агент) не должны вмешиваться в процесс регулирования, а тем
более в функционирование экономики
Так обосновывался принцип государственного невмешательства в управление экономикой, который получил название "laissez faire, laissez passer» («пусть все делается, как делается, пусть все идет, как идет»)
Слайд 42Основные положения классической модели
Основная проблема в экономике — ограниченность ресурсов
(они должны использоваться полностью)
Поэтому объем выпуска всегда находится на своем
потенциальном (естественном) уровне, который соответствует объему выпуска при полной занятости всех экономических ресурсов
Полная занятость ресурсов не означает их 100%-й занятости, а соответствует наиболее эффективному и рациональному их использованию, что соответствует системе совершенной конкуренции
Слайд 43Основные положения классической модели
Ограниченность ресурсов выдвигает на первый план проблему
производства, т.е. совокупного предложения
Поэтому классическая модель — это модель, изучающая
экономику со стороны совокупного предложения
Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению
В экономике действует так называемый закон Сэя (XIXв. - Жан-Батист Сэй) - "предложение порождает адекватный спрос", поскольку каждый экономический агент одновременно является и продавцом, и покупателем и его расходы всегда равны доходам. Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои доходы в расходы.
Слайд 44Основные положения классической модели
Решение проблемы ограниченности ресурсов , технологический прогресс
и увеличение производственных возможностей протекают медленно
Взаимное уравновешивание рынков и адаптация
цен к изменению соотношения между спросом и предложением также происходят в течение длительного периода времени
Поэтому классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде (модель "long-run")
Слайд 45Вид кривой AS в классической модели
Поскольку в экономике благодаря гибкости
цен всегда существует полная занятость ресурсов и объем производства находится
на уровне потенциального (Y*), то кривая AS вертикальна, отражает равновесие в долгосрочном периоде и обозначается LRAS (long-run aggregate supply curve)
Рассмотрим, как согласно классической
модели устанавливается равновесие
в реальном секторе экономики
(включающем рынок труда, рынок
капитала (заемных средств) и рынок
товаров), и как взаимодействуют эти
рынки между собой
Слайд 47Рынок труда
Главным рынком в классической модели выступает рынок труда, поскольку
именно он обеспечивает совокупное предложение, совокупный выпуск
Так как ресурсы используются
полностью (на уровне полной занятости), то кривая предложения труда (Ls) вертикальна и объем предлагаемого труда равен LF (full employment)
Величина спроса на труд находится в обратной зависимости от номинальной ставки заработной платы (W), (чем выше ставка заработной платы, тем выше издержки фирм и тем меньше рабочих они нанимают). Поэтому кривая спроса на труд (LD) имеет отрицательный наклон.
Слайд 48Установление равновесие на рынке труда
Первоначально равновесие устанавливается в точке А,
что соответствует равновесной ставке номинальной заработной платы W1 и количеству
занятых LF (точка пересечения кривой предложения труда Ls и кривой спроса на труд LD1)
Предположим, что спрос на труд уменьшился (сдвиг влево кривой спроса на труд от LD1 до LD2)
Равновесная ставка заработной платы снизится до W2. При номинальной ставке заработной платы W1 (точка В) предприниматели захотят нанять количество рабочих L2
Разница между LF и L2 — это безработица
Слайд 49Добровольный характер безработицы
В XIX в. не существовало пособий по безработице,
поэтому, по мнению классиков, рабочие предпочтут получать более низкий доход,
чем не получать никакого
На рынке труда вновь восстановится полная занятость LF
Безработица в классической модели имеет добровольный характер, поскольку ее причиной выступает отказ рабочего трудиться за данную ставку номинальной заработной платы (W2)
Слайд 50Рынок капитала (заемных средств)
Слайд 51Рынок капитала
На рынке капитала присутствуют инвестиции (I) и сбережения (S)
и устанавливается равновесная ставка процента (R)
Спрос на заемные средства предъявляют
фирмы. Чем выше R, тем меньше величина инвестиционных расходов фирм, т.е. инвестиции находятся в обратной зависимости от R, поэтому кривая инвестиций имеет отрицательный наклон
Предложение капитала осуществляют домохозяйства, предоставляя взаймы свои сбережения. Чем выше R, тем больший доход получают домохозяйства по сбережениям, т.е. зависимость прямая, поэтому кривая сбережений имеет положительный наклон
Слайд 52Равновесие на рынке капитала
Первоначально равновесие на рынке заемных средств устанавливается
в точке А: при величине ставки процента R1, инвестиции равны
сбережениям (I1 = S1)
Если сбережения увеличиваются (кривая сбережений S1 сдвигается вправо до S2), то ставка падает до R2
При прежней ставке R1 часть сбережений (АС), не будет приносить дохода. Сберегатели предпочтут получать доход на все свои сбережения (даже по более низкой ставке)
При ставке R2 кредитные средства будут использоваться полностью, т.к. при более низкой ставке инвесторы возьмут больше кредитов, и величина инвестиций возрастет до I2, т.е. I2 = S2 (точка В)
Равновесие восстановлено (на уровне полной занятости ресурсов)
Слайд 54Равновесие на рынке товаров
На рынке товаров первоначально равновесие находится в
точке А на уровне выпуска Y*, являющегося потенциальным объемом выпуска
(объемом выпуска при полной занятости ресурсов)
При уровне цен Р1 величина совокупного предложения AS равна величине совокупного спроса AD1
Поскольку все рынки связаны друг с другом, то снижение номинальной ставки заработной платы на рынке труда (W1 < W2), (что уменьшает доходы домохозяйств) и рост сбережений на рынке капитала, обусловливают сокращение потребительских расходов, что уменьшает совокупный спрос
Слайд 55Равновесие на рынке товаров
Кривая AD1 сдвигается влево до AD2, и
уровень цен падает до Р2
При уровне цен Р1 (точка В)
фирмы смогут продать не всю продукцию, а только ее часть, равную Y2
Однако в условиях совершенной конкуренции они предпочтут продать весь произведенный объем производства по более низким ценам (Р2)
В результате рынок товаров вернется к равновесию на уровне потенциального выпуска Y* (точка С)
Слайд 56Равновесие на рыках
Все рынки уравновесились сами за счет гибкости цен,
причем на уровне полной занятости
Изменились только номинальные показатели, а реальные
остались без изменения (в классической модели номинальные показатели гибкие, а реальные — жесткие)
Цены на всех рынках меняются пропорционально друг другу, поэтому W1/P1 = W2/P2, а отношение номинальной заработной платы к общему уровню цен (W/P) - это реальная заработная плата
Слайд 57Взаимное уравновешивание рынков
Падение номинального дохода не привело к изменению реального
дохода рабочих, прибыль предпринимателей также не снизилась, несмотря на падение
уровня цен
При этом падение совокупного спроса не приведет к сокращению производства, т.к. снижение потребительского спроса будет скомпенсировано увеличением инвестиционного спроса в результате падения ставки процента на рынке капитала
Равновесие установилось не только на каждом из рынков, но произошло и взаимное уравновешивание всех рынков
Слайд 58Механизм изменения цен
Из положений классической модели следует, что затяжные кризисы
в экономике невозможны, а могут иметь место лишь временные диспропорции,
которые постепенно ликвидируются автоматически в результате действия рыночного механизма — механизма изменения цен
Слайд 59Великая депрессия в США*
Кризис 1929—1933 гг., начавшийся в США и
охвативший ведущие страны мира, показал несостоятельность положений и выводов классической
модели и, прежде всего, идеи о саморегулирующейся экономике
* - рассмотреть причины и последствия
Слайд 60Кейнсианская революция
Кризис был подробно проанализирован в книге Дж.М. Кейнса
«Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.)
Результат выхода в
свет книги:
макроэкономика выделилась в самостоятельный раздел экономической теории с собственным предметом и методами анализа
появился новый подход к анализу экономических процессов, что получило название кейнсианской революции
Слайд 61Причины несостоятельности выводов
Несостоятельность положений классиков состояла не в том, что
ее представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в
том, что эта теория разрабатывалась в XIX в. в эпоху совершенной конкуренции
Но эти положения и выводы не соответствовали экономической ситуации первой трети XX в., характерной чертой которой стала несовершенная конкуренция
Кейнс опроверг положения классиков
Слайд 62Положения кейнсианской макроэкономической модели
Реальный и денежный секторы тесно взаимосвязаны
Принцип нейтральности
денег был заменен принципом «деньги имеют значение»
Деньги влияют на реальные
показатели
Денежный рынок стал макроэкономическим рынком
На рынках труда и товаров действует несовершенная конкуренция
Цены (номинальные показатели) жесткие (по терминологии Кейнса липкие). Они "залипают" на определенном уровне и не изменяются в течение некоторого периода времени
Слайд 63На рынке труда жесткость цены труда (номинальной ставки заработной платы)
обусловлена:
существованием контрактной системы
деятельностью профсоюзов, которые подписывают коллективные договоры с предпринимателями
государственными
законами о минимуме заработной платы (МРОТ), ниже которого фирмы не могут платить рабочим
Поэтому на графике рынка труда при сокращении спроса на труд (сдвиг кривой LD1 до LD2) номинальная ставка заработной платы не снизится до W2, а останется ("залипнет") на уровне W1
Слайд 64Жесткость цен на товарном рынке
На товарном рынке жесткость цен объясняется
тем, что в условиях несовершенной конкуренции на нем действуют фирмы,
которые имеют возможность фиксировать цены и являются ценодавателями
Поэтому на графике товарного рынка при сокращении спроса на товары уровень цен не снизится до Р2, а сохранится на уровне P1
Слайд 65Формирование ставки процента по Кейнсу
Ставка процента формируется не на рынке
капитала, а на денежном рынке по соотношению спроса на деньги
и предложения денег
Это положение Кейнс обосновывал тем, что при одном и том же уровне ставки фактические инвестиции и сбережения могут быть не равны, так как их делают разные экономические агенты, которые имеют разные цели и мотивы поведения
Инвестиции делают фирмы, а сбережения — домохозяйства
Слайд 66IRR – основной фактор инвестиций
Основным фактором, определяющим величину инвестиционных расходов,
является не уровень ставки процента, а ожидаемая внутренняя норма отдачи
от инвестиций IRR, которую Кейнс называл предельной эффективностью капитала, понимая под ней субъективную оценку инвестором будущей доходности инвестиционного проекта, основанную на «природном чутье», интуиции инвестора, «предчувствием» относительно будущих доходов
Слайд 67Принятие решения инвестором
Принимая решение, инвестор сравнивает величину IRR со ставкой
процента (R), по которой он берет кредит
Если IRR > R,
т.е. инвестор оптимистично оценивает будущее, он будет финансировать инвестиционный проект независимо от абсолютной величины ставки процента
Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов и инвестиционные расходы будут сокращаться даже при низкой ставке процента
Слайд 68Фактор, определяющий сбережения
Основным фактором, определяющим величину сбережений, Кейнс считал величину
располагаемого дохода
Сбережения не зависят от ставки (если доход человека низкий,
то он не сможет делать сбережения, какой бы высокой ни была ставка процента)
«Эффект Саргана» (XIX в.) - между сбережениями и ставкой процента может существовать обратная зависимость, если человек хочет накопить фиксированную сумму к определенному сроку
Слайд 69Инвестиции и сбережения в кейнсианской модели
Поскольку сбережения не зависят от
ставки процента, то их график представлен вертикальной линией
Инвестиции слабо зависят
от ставки, поэтому изображены линией, имеющей небольшой отрицательный наклон
Если сбережения
увеличиваются
до S2, то равновесную
ставку процента
определить
невозможно
Слайд 70Денежный рынок
По мнению Кейнса, равновесную ставку процента (Re) следует искать
на денежном рынке — по соотношению спроса на деньги МD
и предложения денег MS
Слайд 71Жесткость цен на рынке труда
Жесткость цен ведет к тому, что
равновесие на рынках устанавливается, но не на уровне полной занятости
ресурсов
На рынке труда номинальная ставка заработной платы "залипает" на уровне W1 ,при которой фирмы предъявят спрос на количество рабочих L2 (точка В)
Причиной безработицы является не отказ рабочих работать за номинальную ставку W1, а жесткость этой ставки. Безработица из добровольной превращается в вынужденную. Рабочие согласны были бы работать и по более низкой ставке, например W2, но снизить ее предприниматели не имеют права. Безработица становится серьезной экономической проблемой
Слайд 72Жесткость цен на товарном рынке
На товарном рынке цены жестко устанавливаются
уровне Р1
Снижение AD в результате уменьшения доходов из-за наличия безработных
(и поэтому уменьшения потребительских расходов), ведет к невозможности продать всю произведенную продукцию (Y2 < Y*), порождая спад производства
Спад в экономике влияет на ожидания инвесторов относительно IRR, обусловливает пессимизм в их настроении, что ведет к снижению инвестиционных расходов.
Совокупный спрос сокращается в еще большей степени
Слайд 73Необходимость государственного регулирования экономики
Так как C и I не в
состоянии обеспечить величину совокупного спроса, достаточную для того, чтобы потребить
потенциальный объем выпуска У*, то в экономике должен появиться макроэкономический агент, либо предъявляющий собственный спрос на товары и услуги и дополняющий недостаточный спрос частного сектора, либо стимулирующий спрос частного сектора и таким образом увеличивающий совокупный спрос
Этим агентом должно стать государство (так Кейнс обосновывал необходимость государственного вмешательства и государственного регулирования экономики)
Слайд 74Проблема совокупного спроса
Основной экономической проблемой в условиях неполной занятости ресурсов
становится проблема совокупного спроса, а не совокупного предложения, так как
фирмы готовы произвести столько товаров, сколько у них захотят купить
Главным рынком становится товарный рынок
Кейнсианская модель - это модель, изучающая экономику со стороны совокупного спроса
Слайд 75Кейнсианская модель
Поскольку стабилизационная политика государства, прежде всего политика по регулированию
AD, воздействует на экономику в краткосрочном периоде и жесткость цен
существует относительно недолго, то кейнсианская модель представляет собой модель, описывающую поведение экономики в краткосрочном периоде
Кейнс признавал вертикальный вид кривой AS в долгосрочном периоде
Теория Кейнса была направлена на разработку мер, которые помогли бы экономике достичь потенциального уровня выпуска и обеспечить уровень полной занятости ресурсов, чего может не наблюдаться в краткосрочном периоде
Слайд 76Кривая SRAS
Так как, по мнению Кейнса, в краткосрочном периоде все
цены (номинальная заработная плата и цены на товары) жесткие, что
соответствует ситуации, когда в экономике имеется большое количество безработных , кривая краткосрочного совокупного предложения SRAS имеет горизонтальный вид:
Слайд 77Первостепенность совокупного спроса
В условиях высокой безработицы фирмы могут нанимать дополнительных
рабочих, не повышая номинальную ставку заработной платы (издержки не меняются,
и нет предпосылок изменять цены)
Цены на товары остаются на постоянном уровне , при котором фирмы готовы произвести любое количество продукции, которое они смогут продать
Объем выпуска определяется только тем, сколько товаров захотят приобрести покупатели
Главным фактором, определяющим величину AS, по мнению Кейнса, является AD, т.е. совокупные расходы. Чем больше AD, т.е. чем больше товаров готовы купить экономические агенты, тем больше продукции захотят произвести фирмы
Слайд 783. Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах и его
факторы
?
Слайд 79Вид кривой совокупного предложения
Предложение товаров и услуг в экономике обеспечивают
фирмы
Поскольку цель экономической деятельности фирмы - максимизация прибыли, то желание
фирм производить товары определяется соотношением между выручкой и издержками
Поэтому вид кривой совокупного предложения зависит от соотношения скорости изменения цен на товары (что определяет выручку фирм) и цен на ресурсы (что определяет издержки фирм) и скорости уравновешивания рынков
Слайд 80Факторы LRAS
В долгосрочном периоде меняются и цены на товары, и
цены на ресурсы, все цены совершенно гибкие и изменяются пропорционально
друг другу, и все рынки приходят во взаимное равновесие
Поэтому величина совокупного предложения не зависит от уровня цен
При любом уровне цен фирмы могут произвести ровно столько продукции, сколько позволяют имеющиеся в экономике ресурсы
Кривая долгосрочного совокупного предложения LRAS имеет вертикальный вид, как в классической модели
Слайд 81Потенциальный объем выпуска
Ресурсы используются на уровне полной занятости, и реальный
выпуск всегда находится на своем потенциальном уровне Y*
Потенциальный объем выпуска
— это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов (труда и капитала) и существующей технологии
Слайд 82Взаимное уравновешивание рынков
Привлечение дополнительных ресурсов в условиях их полной занятости
требует роста цен на ресурсы, что увеличивает издержки фирм и
приводит к росту цен на товары
В долгосрочном периоде происходит взаимная адаптация и пропорциональное изменение всех цен в экономике и взаимное уравновешивание всех рынков, меняются ожидания экономических агентов, и экономика возвращается к потенциальному объему производства Y*
Слайд 83Ценовые факторы
(изменение общего уровня цен)
Не влияют на величину AS (движение
вдоль вертикальной кривой из точки А в точку В)
Величина выпуска
остается на своем потенциальном уровне У*, но уровень цен растет от Р1 до Р2
Таким образом, величина AS
в долгосрочном периоде
абсолютно неэластична
к уровню цен
Слайд 84Неценовые факторы
Неценовым фактором, который воздействует на само совокупное предложение в
долгосрочном периоде и обусловливает сдвиг кривой LRAS, является изменение количества
и(или) качества ресурсов (труда — L, физического капитала — К, человеческого капитала — H, природных ресурсов — N, технологических знаний — τ), что лежит в основе изменения производственного потенциала экономики – изменения потенциального объема выпуска (от Y*1 до Y*2) при каждом уровне цен
Слайд 86Движение кривой LRAS
Увеличение количества и(или) совершенствование качества экономических ресурсов
сдвигает кривую вправо от LRAS1 до LRAS2, что означает экономический
рост
Уменьшение количества и(или) ухудшение качества ресурсов обусловливает сокращение производственного потенциала экономики и уменьшение величины потенциального объема выпуска (сдвиг кривой LRAS влево)
Слайд 87Функция долгосрочного совокупного предложения
Слайд 88Цены на товары в краткосрочном периоде:
либо не меняются
либо меняются быстрее,
чем цены на ресурсы
Если все цены жесткие (фиксированная заработная плата
и фиксированные цены на товары) и не меняются, что соответствует краткосрочному периоду и ситуации, когда в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов (высокий уровень безработицы), то величина совокупного предложения не зависит от уровня цен
Слайд 89Поскольку ресурсы не ограничены, цены на них не меняются (не
меняются издержки, и нет предпосылок для изменения цен на товары)
Поэтому
рост объема выпуска происходит при неизменном уровне цен, и кривая краткосрочного совокупного предложения SRAS имеет горизонтальный вид, как в кейнсианской модели
Слайд 91Крайний кейнсианский случай
Так как производители могут произвести любое количество продукции
при имеющемся уровне цен, то величина AS определяется не уровнем
цен, а желанием покупателей приобрести произведенные товары, т.е. совокупным спросом (AD)
Если AD установится на уровне, соответствующем точке А, объем выпуска составит Y1 , а если на уровне, соответствующем точке В, т.е. фирмы будут уверены, что они смогут продать количество продукции, равное Y2 , они обеспечат именно такой объем выпуска
Однако ситуация жестких цен на товары и очень высокой безработицы в реальной экономике встречается достаточно редко, поэтому она получила название "крайний кейнсианский случай"
Слайд 92Ситуация в условиях гибких цен на товары
Если цены на товары
гибкие, а цены на ресурсы жесткие (не меняются), то величина
совокупного предложения находится в прямой зависимости от уровня цен
Это характерно для краткосрочного периода в условиях современной экономики, имеющей инфляционный характер, в которой рост цен на товары обгоняет рост цен на ресурсы (заработной платы) и все большее значение приобретают ожидания экономических агентов относительно изменения уровня цен в будущем (инфляционные ожидания)
Слайд 93Кривая SRAS
По сути является кривой средних издержек
Поскольку целевой функцией фирмы
выступает максимизация прибыли П, которая на единицу продукции равна разнице
между ценой товара Р и издержками на его производство АТС: П=Р-АТС
При прочих равных условиях (при неизменных средних издержках) чем выше уровень цен (Р1 > Р2), тем больше товаров и услуг готовы предложить на рынок производители, т.е. тем больше величина совокупного предложения (Y1 > Y2)
Кривая краткосрочного совокупного предложения SRAS имеет положительный наклон
Слайд 94Ценовые факторы
т.е. изменение общего уровня цен - влияют при
прочих равных условиях (неизменных издержках) на величину совокупного предложения в
краткосрочном периоде и объясняют движение вдоль кривой SRAS (из точки А в точку В на рис. в).
Слайд 95Современный вид кривой SRAS (воздействие ценовых факторов)
Слайд 96Неценовые факторы
воздействуют на само совокупное предложение в краткосрочном периоде, и
сдвигают кривую AS – это все факторы, изменяющие издержки на
единицу продукции (средние издержки) при каждом уровне цен, т.е. изменение прочих равных условий
Если издержки растут, AS сокращается, и кривая AS сдвигается вверх (рис. б) или влево-вверх (рис. г) от SRAS1 до SRAS3
Если издержки снижаются, то AS увеличивается и кривая AS сдвигается вниз (рис. б) или вправо-вниз (рис. г) от SRAS1 до SRAS2
Слайд 97Современный вид кривой SRAS (воздействие неценовых факторов)
Слайд 98Неценовые факторы совокупного предложения в краткосрочном периоде
цены на ресурсы
(Рресурсов) - чем выше цены на ресурсы, тем больше издержки
и тем меньше совокупное предложение
Основные компоненты издержек: цены на сырье и материалы; ставка заработной платы — цена труда; ставка процента — цена аренды капитала или цена заемных средств (таким образом, ставка процента является неценовым фактором и AD и AS)
Слайд 99На величину цен на ресурсы влияют:
количество ресурсов — чем большими
запасами ресурсов обладает страна, тем ниже цены на ресурсы
цены на
импортные ресурсы - их рост, особенно для ресурсоимпортирующих стран, увеличивает издержки и сокращает совокупное предложение, и наоборот
степень монополизма на рынке сырьевых ресурсов — чем выше степень монополизации на ресурсных рынках, тем выше цены на ресурсы, а поэтому издержки, и тем меньше совокупное предложение
степень юнионизации рынка труда — чем больше сила профсоюзов и чем большее количество рабочих охвачено ими, тем выше ставка заработной платы и выше издержки фирм
Слайд 100Неценовые факторы совокупного предложения в краткосрочном периоде
количество ресурсов (Q) —
чем больше ресурсов вовлечено в производство, тем при прочих равных
условиях больше совокупный выпуск, т.е. совокупное предложение.
производительность ресурсов (η), представляющая собой отношение общего объема производства к затратам, т.е. это величина, обратная издержкам на единицу продукции. Чем выше η, тем меньше издержки и больше совокупное предложение. Главной причиной роста производительности является технологический прогресс.
Слайд 101Неценовые факторы совокупного предложения в краткосрочном периоде
технологический прогресс (τ) —
обеспечивает появление и использование более совершенных технологий, более производительного оборудования
и требует роста уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочих, что снижает издержки на единицу продукции и увеличивает совокупное предложение. Технологический прогресс ведет к росту производственного потенциала страны и поэтому влияет на совокупное предложение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде и воздействует как на совокупное предложение, так и на совокупный спрос
Слайд 102Неценовые факторы совокупного предложения в краткосрочном периоде
налоги на бизнес (Тх)
— фирмы рассматривают налоги на предпринимательство, особенно косвенные, как часть
издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения
трансферты (субсидии) фирмам (Тr) — их можно рассматривать как антиналоги, поэтому воздействие трансфертов на совокупное предложение положительное
Слайд 103Неценовые факторы совокупного предложения в краткосрочном периоде
государственное регулирование экономики (Gmanagement)
— чем больше государство вмешивается в экономику, чем большее число
регулирующих экономику учреждений оно создает и чем выше степень бюрократизма, тем больше бремя содержания аппарата чиновников и, следовательно, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения
Слайд 104Функция совокупного предложения в краткосрочном периоде
Слайд 106Равновесие в модели AD-AS
Устанавливается при таком уровне цен, при котором
величина совокупного выпуска, предлагаемого к продаже всеми производителями, равна величине
совокупного спроса, который предъявят все макроэкономические агенты
На графике равновесие соответствует точке пересечения кривой AD с кривой AS (в краткосрочном периоде — с кривой SRAS, а в долгосрочном - с кривой LRAS)
Координаты этой точки: величина равновесного объема выпуска Y (равновесного ВВП) и равновесного уровня цен P
Слайд 107Изменение равновесия
Изменения либо совокупного спроса, либо совокупного предложения ведут к
изменению равновесия и равновесных значений выпуска и уровня цен
Последствия изменения
совокупного спроса зависят от периода времени, т.е. от вида кривой совокупного предложения
Слайд 108Изменение совокупного спроса в краткосрочном периоде
Если цены на товары и
на ресурсы жесткие и в экономике имеется большое количество незанятых
ресурсов (т.е. кривая SRAS
горизонтальна), изменение
(например, рост) AD ведет
только к изменению (росту)
равновесного объема выпуска
(от У1 до У2), не изменяя
уровня цен (движение из
точки А в точку В на рис. а)
Слайд 109Изменение совокупного спроса в краткосрочном периоде
Если цены на товары гибкие,
а цены на ресурсы жесткие (кривая SRAS имеет положительный наклон),
увеличение AD приводит
к росту величины
равновесного выпуска
(от У1 до У2) и равновесного
уровня цен (от Р1 до Р2)
(движение из точки А
в точку В на рис. б)
Слайд 110Изменение совокупного спроса в долгосрочном периоде
Поскольку все цены гибкие, изменения
AD не влияют на величину равновесного выпуска (экономика остается на
уровне потенциального
ВВП — У*), а воздействуют
только на изменение
равновесного уровня цен
(от Р1 до Р2) (движение
из точки А в точку В
на рис. в)
Слайд 111Последствия изменения совокупного предложения
Одинаковы в краткосрочном и долгосрочном периоде и
не зависят от вида кривой AS
Изменение издержек на единицу продукции,
а также количества и качества используемых ресурсов всегда ведет к изменению совокупного предложения и служит предпосылкой для изменения уровня цен
Рост совокупного предложения всегда ведет к росту равновесного уровня выпуска (от У1 до У2) и снижению равновесного уровня цен (от Р1 до Р2) (движение из точки А в точку В на следующих рисунках (а, б, в))
Слайд 112Отличия
В краткосрочном периоде при росте совокупного предложения (при сдвиге кривой
SRAS) растет фактический выпуск (У) (рис. а, б)
Слайд 113Отличия
В долгосрочном периоде
(при сдвиге кривой LRAS)
увеличивается
потенциальный выпуск (У*),
т.е. производственные
возможности экономики
(рис.
Слайд 114Экономический механизм перехода от краткосрочного равновесия к долгосрочному
при изменении совокупного
предложения, как показала практика второй половины 1970-х гг., экономика не
способна сама перейти из краткосрочного равновесия в долгосрочное и вернуться на уровень потенциального объема выпуска без стимулирования государством совокупного предложения
Слайд 115Экономический механизм перехода от краткосрочного равновесия к долгосрочному
при изменении совокупного
спроса в модели AD-AS следующий
Предположим, что экономика первоначально находится в
состоянии краткосрочного и долгосрочного равновесия (точка А), где пересекаются все три кривые: совокупного спроса (AD1), краткосрочного совокупного предложения (SRAS1) и долгосрочного совокупного предложения (LRAS), и что кривая SRAS горизонтальна (рис. а)
Слайд 116Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию
Слайд 117Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию
Если увеличивается совокупный спрос, то
кривая AD1 сдвигается вправо до AD2
Рост AD ведет к тому,
что фирмы начинают распродавать запасы непроданных товаров и увеличивать производство, привлекая дополнительные ресурсы (движение вдоль кривой SRAS), и экономика попадает в точку В, где фактический объем производства (Y2) превышает потенциальный ВВП (У*)
Точка В является точкой краткосрочного равновесия (пересечение кривой совокупного спроса AD2 с кривой краткосрочного совокупного предложения SRAS1)
Слайд 118Переход от краткосрочного к долгосрочному равновесию
Привлечение дополнительных ресурсов сверх уровня
полной занятости требует дополнительных расходов, поэтому издержки фирм растут, и
совокупное предложение сокращается (кривая SRAS1 постепенно сдвигается вверх до SRAS2), в результате чего растет уровень цен (от Р1 до Р2) и величина совокупного спроса снижается до Y* (движение вдоль кривой AD2)
Экономика возвращается на кривую долгосрочного совокупного предложения LRAS (точка С), но при более высоком, по сравнению с первоначальным, уровне цен
Точка С (как и точка А) — это точка долгосрочного равновесия (пересечение кривой совокупного спроса AD2 с кривой долгосрочного совокупного предложения LRAS)
Слайд 119Фактический и потенциальный выпуск
Различают фактический равновесный объем выпуска (actual output)
и потенциальный (естественный) объем выпуска (natural output)
На рисунке равновесный выпуск
соответствует всем трем точкам (А, В и С), но потенциальный выпуск соответствует только точкам А и С, в которых экономика находится в состоянии долгосрочного равновесия
В точке В устанавливается фактический объем выпуска, т.е. равновесный ВВП в краткосрочном периоде
Слайд 120Экономический механизм перехода от краткосрочного равновесия к долгосрочному
если кривая SRAS
имеет положительный наклон (рис. б)
Слайд 121Установление равновесия при положительном наклоне SRAS
При обосновании перехода экономики из
точки А в точку В следует иметь в виду, что
при росте AD фирмы не только распродают запасы и увеличивают объем производства, но и повышают цены на свою продукцию
Сначала экономика движется вдоль кривой краткосрочного совокупного предложения (SRAS1), так как действует только ценовой фактор и растет величина совокупного предложения
В результате экономика попадает в точку краткосрочного равновесия В, которой соответствует не только более высокий, чем в точке А, объем выпуска (Y2), но и более высокий уровень цен (Р2)
Слайд 122Установление равновесия при положительном наклоне SRAS
Так как цены на ресурсы
(например, номинальная ставка заработной платы) не изменились, а уровень цен
вырос, реальные доходы (реальная заработная плата) сократились (W/P2 < W/P1)
Собственники экономических ресурсов начинают требовать повышения цен на ресурсы (номинальной заработной платы), что ведет к росту издержек (воздействию неценового фактора) и сокращению AS (сдвиг влево-вверх кривой SRAS1 до SRAS2), что ведет к еще большему росту уровня цен (от Р2 до Р3)
В результате экономика попадает в точку С, соответствующую долгосрочному равновесию и потенциальному объему выпуска
Слайд 1235. Шоки совокупного спроса
и совокупного предложения
?
Слайд 124Виды шоков
Шок — это неожиданное резкое изменение либо совокупного спроса,
либо совокупного предложения
позитивные шоки — неожиданное резкое увеличение совокупного спроса
(сдвиг вправо кривой AD) или совокупного предложения (сдвиг кривой AS: вниз, если она имеет горизонтальный вид (SRAS); вправо-вниз, если она имеет положительный наклон (SRAS); вправо, если она вертикальна (LRAS)
негативные шоки — неожиданное резкое сокращение совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево) или совокупного предложения (сдвиг кривой AS в зависимости от ее вида: вверх (SRAS), влево-вверх (SRAS) или влево (LRAS)
Слайд 125Причины позитивных шоков совокупного спроса
1) резкое непредвиденное увеличение предложения денег
(денежной массы)
2) неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов
(C, I, G или Xn)
Механизм и последствия воздействия позитивного шока совокупного спроса на экономику фактически рассмотрены выше (слайд 116, 120) и в краткосрочном периоде проявляются в превышении фактическим выпуском потенциального объема выпуска (У2> У*), что в итоге ведет к росту уровня цен, т.е. к инфляции, и поэтому получило название инфляционного разрыва выпуска
Слайд 126Причины негативных шоков совокупного спроса
1) неожиданное сокращение предложения денег (сжатие
денежной массы)
2) резкое сокращение совокупных расходов
В краткосрочном периоде негативный шок
спроса ведет к уменьшению объема выпуска (от У* до У2) и означает переход экономики из точки А в точку В
(рис. а, б)
Слайд 128Рецессионный (дефляционный)
разрыв выпуска
Снижение AD (совокупных расходов) обусловливает увеличение товарно-материальных запасов
фирм, невозможность продать произведенную продукцию, что служит причиной свертывания производства
и увольнений рабочих
Точка В является точкой краткосрочного равновесия и соответствует ситуации спада в экономике, при котором наблюдается рецессионный разрыв выпуска, когда фактический объем выпуска меньше потенциального (У2 < У*)
Снижение уровня цен называется дефляцией, поэтому в экономической литературе можно встретить понятие дефляционного разрыва выпуска
Слайд 129Последствия негативных шоков AD
Высокий уровень безработицы обусловит возможность снижения номинальной
ставки заработной платы, что снизит издержки фирм и создаст условия,
с одной стороны, для снижения уровня цен (от P1 до Р2) и роста величины совокупного спроса (движение вдоль кривой AD2 из точки В в точку С), а с другой стороны, для увеличения AS (сдвиг кривой SRAS вниз на рис. а и вправо-вниз на рис. 6 от SRAS1 до SRAS2)
В результате экономика попадет в точку С — точку долгосрочного равновесия, где объем производства равен потенциальному
Слайд 130Негативные шоки совокупного предложения
Их обычно называют ценовыми шоками, поскольку их
причинами служат изменения, ведущие к росту издержек и поэтому уровня
цен (рис. а)
К таким причинам относятся:
рост цен на сырьевые ресурсы, являющиеся одним из основных компонентов издержек
борьба профсоюзов за повышение номинальной ставки заработной платы, которая также составляет значительную долю издержек
экологические меры государства, что вынуждает фирмы строить очистные сооружения и т.п. и значительно увеличивает издержки, что сказывается на величине выпуска
стихийные бедствия, приводящие к серьезным разрушениям и наносящие урон экономике и др.
Слайд 131Негативный шок совокупного предложения
Слайд 132Негативный шок совокупного предложения
Примером негативного шока AS служит нефтяной шок
середины 1970-х гг.
Резкое повышение цен на нефть и другие энергоносители
нефтедобывающими странами — членами ОПЕК увеличило издержки и привело к сокращению AS в краткосрочном периоде (сдвиг кривой SRAS1 влево-вверх до SRAS2 на рис. а)
В результате одновременно произошел серьезный спад производства, т.е. рецессия, или стагнация (ВВП сократился от Y* до У2 и находился на низком уровне в течение длительного периода времени), и рост уровня цен (от Р1 до Р2), т.е. инфляция
Эта ситуация получила название «стагфляция» (полученное из слов «стагнация» и «инфляция»)
Слайд 133Преодоление негативного шока AS
В условиях негативного шока предложения стимулирование AD
опасно, поскольку это может привести к еще более высокой инфляции
(рост уровня цен до Р3 в точке С)
По мнению представителей неоклассического направления, снижение номинальной заработной платы в условиях высокой безработицы, вызванной глубоким спадом в экономике, должно привести к уменьшению издержек фирм, росту AS (сдвиг вправо-вниз кривой SRAS2 до SRAS1 и возвращению экономики в исходное состояние (из точки В обратно в точку А)
Слайд 134Преодоление негативного шока AS
В результате уровень цен и объем выпуска
вернутся к первоначальным уровням (соответственно к Р1 и Y*), и
стагфляция будет преодолена без вмешательства правительства
Такой сценарий получил название аккомодации (от "accomodation" — приспособление)
Слайд 135Преодоление негативного шока AS
Однако на практике этого не произошло
Продолжительный спад
в экономике, особенно наличие долговременной безработицы, при которой происходит потеря
рабочими квалификации и профессиональных навыков, что ведет к ухудшению качества рабочей силы, создает угрозу снижения производственных возможностей (сдвиг влево кривой долгосрочного совокупного предложения LRAS) и уменьшения экономического потенциала
Правительства развитых стран в начале 1980-х гг. сделали все возможное, чтобы увеличить совокупное предложение, обеспечив рост ВВП и снижение уровня инфляции
Слайд 136Причины позитивных шоков AS
Это все факторы, существенно уменьшающие издержки фирм
на единицу продукции (рис. б)
Такими факторами являются снижение цен на
сырьевые ресурсы и особенно изменения в технологии
Если AS увеличивается благодаря появлению более совершенных технологий, то такой шок называют технологическим шоком
В отличие от изменения AS, вызываемого снижением цен на ресурсы, технологический шок воздействует на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде
Слайд 137Позитивный шок совокупного предложения
Слайд 138Позитивный шок совокупного предложения
Появление технологических нововведений сначала ведет к росту
AS в краткосрочном периоде (кривая SRAS1 сдвигается вправо-вниз до SRAS2)
Объем
выпуска в краткосрочном периоде увеличивается до У2, а уровень цен снижается до Р2
Но поскольку изменения в технологии, обеспечивая рост производительности ресурсов, увеличивают производственные возможности экономики, то происходит увеличение AS в долгосрочном периоде (сдвиг вправо кривой LRAS1 до LRAS2 — точка В становится точкой долгосрочного равновесия)
Увеличивается потенциальный ВВП (от Y1* до Y2*), т.е. происходит экономический рост