Слайд 1Модульная единица 3.
Организация и управление
Рассматриваемые вопросы:
3.1. Управление организацией
3.2. Самоуправление
в системе управления организацией
3.3. Самоорганизация в системе управления
Слайд 2Цель и задачи модульной единицы
Пояснить содержание системы управления, взаимосвязь элементов
системы. Дать представление о соотношении формальной организации и самоорганизации в
процессе управления. Систематизирование знаний о роли управления в деятельности организации.
Объяснить содержание и практическое назначение принципов самоуправления, раскрыть механизм принятия управленческих решений, обосновать место самоуправления в общей системе управления организации.
Изложить содержание самоорганизации, ее место в системе управления. Рассмотреть виды и элементы самоорганизации. Установить направления обеспечения эффективной социальной самоорганизации.
Слайд 3Лекция 1
Тема 3.1. Управление организацией
Рассматриваемые вопросы:
3.1.1. Система управления организацией
3.1.2. Взаимосвязь
элементов системы управления
3.1.3. Соотношение формальной организации и самоуправления в системе
управления
Слайд 4Основные элементы системы управления
Основными элементами, составляющими систему управления являются:
цель, процесс управления, метод, коммуникации, задача, закон, принцип,- организационные отношения,
функция, структура, технология, решение.
Цель — идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании.
Процесс управления — последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для достижения цели.
Метод — способ воздействия на человека и коллектив. Выбирается исходя из приоритетов потребностей и интересов человека или коллектива.
Коммуникации — процесс воздействия, взаимодействия или противодействия в системе «человек—человек», «человек—компьютер» посредством передачи информации.
Задача — конкретная проблема, вытекающая из цели, требующая разрешения.
Закон — необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Бывают законы природы, общественного развития и общественных институтов (государств). Законы не имеют альтернатив.
Принцип — основное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Принципы имеют альтернативы.
Слайд 5Основные элементы системы управления
Функция — порученная человеку работа, услуга или
обязанность.
Технология — совокупность способов и процессов для выполнения заданных функций.
Решение
— результат мыслительной деятельности человека, приводящий к выводу или действиям.
Характеристики информационного обеспечения — параметры объема, ценности, достоверности, насыщенности и открытости информации.
Функциональные структуры — схемы взаимодействия функций, необходимых для успешной деятельности компании.
Организационные отношения — различные виды воздействии на человека со стороны другого человека, в том числе административные, функциональные, патронажные.
Система документооборота — принятый в организации порядок передвижения входящих, исходящих и внутренних документов.
Организационная структура — схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей.
Слайд 6Структура элементов системы управления
Система управления
Подсистемы
Методология
управления
Процесс
управления
Структура
управления
Техника и
технология
управления
Цели, задачи
Законы
и принципы
Функции
Средства
и методы
Школы
управления
Коммуникации
Варианты процесса
управления
Разработка и
реализация решений
Выбор характеристик
информационного
обеспечения
Функциональные
структуры
Схемы
организационных
отношений
Организационные
структуры
Система обучения
персонала
Компьютерная
и оргтехника
Офисная мебель
Сети связи
Система
документооборота
Управленческая деятельность
как процесс
Управленческая деятельность
как явление
Элементы системы управления
Слайд 7Варианты взаимодействия функций управления и организационной структуры
Слайд 8Типовая структура полного набора конкретных функций управления
Слайд 9Взаимосвязь элементов системы управления
ЦЕЛИ
Задача 2
. . . . .
Задача 1
Задача
N
Набор
функций
Набор
функций
. . . . .
Набор
функций
Законы и
принципы
Функциональная
структура
Процесс управления
Схема организационных отношений
Персонал
Организационная структура управления
Компьютерная и оргтехника,
офисная мебель, сети связи,
система документооборота
Разработка и реализация решения
Средства
и методы
управления
Коммуникации
Система
обучения
Слайд 10Лекция 2
Тема 3.2. Самоуправление в системе управления организации
Рассматриваемые вопросы:
3.2.1. Понятие
и принципы самоуправления
3.2.2. Механизм принятия управленческих решений
3.2.3. Управление изменениями и
организа-ционное развитие
Слайд 12Этапы принятия управленческих решений
Слайд 13Принципы организационного развития
(подхода к управлению изменениями):
планируемость и долгосрочность;
ориентация на ключевые
проблемы организации;
системность;
ориентация на действия;
использование услуг консультантов по организационным изменениям;
обучение персонала.
Слайд 14Лекция 3
Тема 3.3. Самоорганизация в системе управления
Рассматриваемые вопросы:
3.3.1. Понятие и
виды самоорганизации
3.3.2. Формы проявления эффективности самоорганизации
Слайд 15Самоорганизация
Процесс
Явление
Формирование, поддержка,
ликвидация совокупности
действий, ведущих к соз-
данию устойчивых произ-
водственных и межлич-
ностных отношений в
коллективе на основе
свободного выбора
прини-
маемых правил
и процедур
Набор элементов,
служащих для реали-
зации программы
или цели (неформальные
структуры управления,
участники процесса,
ресурсы и др.)
Слайд 16Социальная самоорганизация
основана на деятельности по гармонизации общественных отношений, включающей действия
по изменению приоритетов потребностей и интересов, ценностных установок, мотивов и
целей человека и коллектива. Носителями социальной самоорганизации являются люди с повышенной социальной ответственностью за поступки знакомых и незнакомых людей. Социальная ответственность является чертой характера человека наряду с ответственностью, чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью и т.д. Она может быть врожденной или приобретенной за счет воспитания и учета моральных норм общества. Следовательно, социальная самоорганизация реализуется в следующих видах: самовоспитание, самообучение и самоконтроль
Слайд 17Личная самоорганизация
Планирование организации рабочего дня, рабочей недели и т.д.
Организация личной
гигиены, полноценного питания и отдыха
Контроль личных ощущений, реакция на
происходящие события
Слайд 18Формы проявления эффективности самоорганизации
Слайд 19Организационная культура
Сформированная на протяжении истории организации совокупность приемов и правил
адаптации к требованиям внешней среды и формирования внутренних отношений между
группами работающих
Принципы построения организационной структуры:
уважение достоинства и умений каждого работника путем поощрения производительности труда, свободного обмена информацией, ответственность руководителей за развитие подчиненных;
поддержка инициативы каждого работника в сфере новаторства и определенного риска;
обеспечение равных условий для развития и вознаграждения работников на основе объективных принципов, распределение прав и обязанностей между руководителями и подчиненными;
развитие трудовой демократии и привлечение работников к решению производственных и управленческих задач
Слайд 20Резюме по модульной единице 3
Материалы лекции развивают понятия и представления
по вопросам, рассмотренным в ходе предыдущих лекций. Студенты получают знания
и навыки по преломлению теории систем, законов организации и их требований к управлению организационными системами. Знание основ самоуправления и самоорганизации ориентирует учащихся на дальнейшее усвоение разделов теории организации. Для подготовки к последующей профессиональной деятельности имеет значение знание качеств, стимулирующих или тормозящих эффективность самоорганизации, самооценка личных качеств.