Разделы презентаций


МОН ДНР Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

Содержание

Метод =способвзаимодействияпреподавания и ученияпедагога и обучающегося с цельюпередачи и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МОН ДНР Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет» Кафедра инженерной

и компьютационной педагогики
Методы обучения

МОН ДНР  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет» Кафедра инженерной и компьютационной педагогики

Слайд 2Метод =способ
взаимодействия
преподавания и учения
педагога

и обучающегося
с

целью
передачи и усвоения
социального опыта
Метод =способвзаимодействияпреподавания  и      ученияпедагога       и

Слайд 4Прием - это основной компонент метода обучения направленный на решение

более простой задачи.
Дидактический прием включает в себя действия.
Действие

- элемент деятельности, цель которого не делится на более простые.



Операция - способ осуществления действия.
Операции, действия и приемы - строительный материал, используемый учителем для создания и реализации методов обучения.

Действия

сенсорные

вербальные

умственные

волевые

моторные

Прием - это основной компонент метода обучения направленный на решение более простой задачи. Дидактический прием включает в

Слайд 5Методы обучения - многофункциональная система
обучающая
развивающая,
воспитывающая
побуждающая к деятельности и
контролирующая

усвоение материала в процессе выполнения определенной деятельности.






функции
обучающая
развивающая
воспитательная
побудительная (мотивационная)
контрольно-корректирующая

Методы обучения - многофункциональная системаобучающая развивающая,воспитывающаяпобуждающая к деятельности и контролирующая усвоение материала в процессе выполнения определенной деятельности.

Слайд 6Воспитательная функция
Сотрудничество педагога и обучающегося
(выполнение каждым из них

определенных ролей, ответственное и уважительное отношение друг к другу и

к предмету взаимного действия).
Это:
усвоение норм поведения в
соответствии с заданной ситуацией,
воспитание нравственных отношений
между детьми,
формирование культуры
интеллектуального труда.
Это выявление и восполнение
недостатков личностного и интеллектуального плана.

Воспитательная функция Сотрудничество педагога и обучающегося (выполнение каждым из них определенных ролей, ответственное и уважительное отношение друг

Слайд 7Развивающая функция
формирование механизма приращения, в основе которого – выход

за пределы известного и достигнутого.
Это приращение психических функций (памяти,

внимания, мышления, речи и др.) реализуется в процессе сотворчества учителя и учеников,
это формирование механизмов
творчества,
это самостоятельное движение
путем познания
и учения.

Развивающая функция формирование механизма приращения, в основе которого – выход за пределы известного и достигнутого. Это приращение

Слайд 8Побудительная функция
развитие интереса
к изучаемому
материалу и процессу его


усвоения,
формирование положительной
мотивации учения, стремление
к познанию нового, неизведанного.


Все это реализуется в совместной
деятельности учителя и учащихся,
характеризуется интеллектуальным напряжением, работой на высоком уровне трудности и сопровождается положительными эмоциями.

Побудительная функция развитие интереса к изучаемому материалу и процессу его усвоения, формирование положительной мотивации учения, стремление к

Слайд 9Контрольно-корректирующая функция
обеспечение определения
уровня качества
реализации
всех предыдущих функций


и коррекция в случае
необходимости действия
каждой из них.

Достаточно

обеспечен
(на содержательном и на технологическом уровне) контроль за выполнением только учебной функции.

Контрольно-корректирующая функция обеспечение определения уровня качества реализации всех предыдущих функций и коррекция в случае необходимости действия каждой

Слайд 10Классификации методов обучения
упорядочение и группировка по определенному признаку



Классификации методов обученияупорядочение и группировка по определенному признаку

Слайд 11Моноклассификации
по источнику знаний
по пути усвоения материала
по дидактическим целям
по познавательной

активности учащихся
по уровню усвоения материала
по ведущим функциям

Моноклассификации по источнику знанийпо пути усвоения материалапо дидактическим целямпо познавательной активности учащихсяпо уровню усвоения материалапо ведущим функциям

Слайд 12Моноклассификации
По источнику знаний
По пути усвоения знаний
По дидактиче-ским целям
По познавательной активности


По уровню усвоения материала
По ведущим функциям методов
Словесные – слово
Наглядные –

образ
Практические – опыт, практика

Индуктивный (от частного к общему)
дедуктивный (от общего к частному)
традуктивный (по аналогии)

Методы усвоения знаний
Формирования умений и навыков Применения, закрепления, проверки и контроля знаний, умений и навыков (Н.А. Данилов, Б.П. Есипов)*

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

первичное усвоение (информационно-развивающие и поисковые), закрепление и совершенствование приобретенных знаний (всевозможные упражнения)
(Г.И. Щукина, И.Т. Огородников)

Обучения
Воспитания
Развития
Стимулирования
Контроля и коррекции
(И.П. Подласый)

МоноклассификацииПо источнику знанийПо пути усвоения знанийПо дидактиче-ским целямПо познавательной активности По уровню усвоения материалаПо ведущим функциям методовСловесные

Слайд 14Биклассификация (М.И. Махмутов)

Биклассификация (М.И. Махмутов)

Слайд 17Триклассификация (по В. Онищуку) дидактической цели и соответствующими ей деятельностями учителя

и учащихся
коммуникативный
познавательный
контрольный
систематизирующий
преобразующий

Триклассификация (по В. Онищуку)  дидактической цели и соответствующими ей деятельностями учителя и учащихся коммуникативныйпознавательныйконтрольныйсистематизирующийпреобразующий

Слайд 18Коммуникативный метод

Коммуникативный метод

Слайд 19Познавательный метод
приобретение знаний через наблюдения, моделирования, демонстрации и т.д. путем

самостоятельного осмысления, анализа, обобщения, систематизации материала. Деятельность учителя – организация

познавательной деятельности учащихся и управление ею.
Формы реализации:
работа с наглядным оборудованием, демонстрационный эксперимент, наблюдение и т.п.
Познавательный методприобретение знаний через наблюдения, моделирования, демонстрации и т.д. путем самостоятельного осмысления, анализа, обобщения, систематизации материала. Деятельность

Слайд 20Преобразующий метод
усвоение и творческое применение умений и навыков. Учащиеся выполняют

упражнения, решают проблемные задания, принимают участие в практической и производственной

деятельности. Учитель обеспечивает их познавательную активность путем:
проблемного изложения материала,
постановки учебных задач и
частичного участия в их решении.
Формы:
решение задач, выполнение упражнений, лабораторных и практических работ и т. п.
Преобразующий методусвоение и творческое применение умений и навыков. Учащиеся выполняют упражнения, решают проблемные задания, принимают участие в

Слайд 21Систематизирующий метод
обобщение и систематизация материала. Деятельность учителя: обобщающее изложение материала.


Деятельность учащихся: беседа, составление таблиц, графиков, создание моделей.

Задача учителя

состоит в организации целостного видения исследуемой проблемы.
Систематизирующий методобобщение и систематизация материала. Деятельность учителя: обобщающее изложение материала. Деятельность учащихся: беседа, составление таблиц, графиков, создание

Слайд 22Контрольный метод
выявление качества усвоенных знаний и умений и их коррекция.


Деятельность учащихся: выполнение контрольных и самостоятельных работ, практических задач, ответов

на поставленные вопросы и т. п.
Учитель при этом должен адекватно оценить процесс и результат учебной деятельности школьников
Контрольный методвыявление качества усвоенных знаний и умений и их коррекция. Деятельность учащихся: выполнение контрольных и самостоятельных работ,

Слайд 23Поликлассификация Ю.К. Бабанского
Основа – целостный подход – совмещение максимального числа

существующих классификаций
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические

(аспект передачи и восприятия учебной информации);
Индуктивные, дедуктивные (логический аспект);
Репродуктивные, проблемно-поисковые (аспект мышления);
Методы самостоятельной работы, работы под руководством учителя (управленческий аспект).

Поликлассификация Ю.К. БабанскогоОснова – целостный подход – совмещение максимального числа существующих классификаций1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной

Слайд 242. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
Методы возбуждения интереса к

обучению
Методы создания поля интеллектуальной задолженности и ответственности в обучении

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: Методы возбуждения интереса к обучениюМетоды создания поля интеллектуальной задолженности и

Слайд 253. Методы контроля и самоконтроля в обучении:
Методы устного контроля
Методы письменного

контроля
Метод лабораторно-практического контроля

3. Методы контроля и самоконтроля в обучении: Методы устного контроляМетоды письменного контроляМетод лабораторно-практического контроля

Слайд 39Первая группа принципов педагогического процесса
Принцип гуманизации
Принцип приоритета общечеловеческих ценностей


Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью

к нему
Принцип педагогического оптимизма
Первая группа принципов педагогического процесса Принцип гуманизации Принцип приоритета общечеловеческих ценностей Принцип уважения к личности ребенка в

Слайд 40Принцип гуманизации ПП
Человек - цель (а не средство). Для

удовлетворения его (человека) потребностей (материальных и духовных) существует производство (материальное

и духовное), а не наоборот.
Принцип приоритета общечеловеческих ценностей
Это вечные человеческие достоинства: честность, надежность, порядочность, трудолюбие, толерантность, уважительное отношение к людям и ценностям.
Это утвердительные истины: возлюби ближнего как самого себя; чти отца и мать свою; относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе, и пр.
Это запретительные каноны: не убий; не укради; не прелюбодействуй; не суди и судим не будешь; и пр.
Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему
требование должно быть конкретным, посильным, обоснованным и законченным и контролируемым
Принцип педагогического оптимизма включает в себя опору на положительное в ребенке, веру в его силы и способности, использование великой силы педагогического внушения

Принцип гуманизации ПП Человек - цель (а не средство). Для удовлетворения его (человека) потребностей (материальных и духовных)

Слайд 41Правила из принципов гуманизации
Относись к людям так, как бы ты

хотел, чтобы относились к тебе.
Требуя – уважай, уважая – требуй.
Не

используй великую силу слова во зло.
Чаще хвали, реже ругай.
Акцентируй внимание на достоинствах ребенка.
Не суди, и судим не будешь.
7. Умей прощать.
8. Обучая, возвышай душу.
9. Люби людей и все сможешь.

Правила из принципов гуманизацииОтносись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.Требуя – уважай,

Слайд 42Вторая группа принципов ПП
Принцип экологической направленности педагогического процесса очередной раз

напоминает, что человек – часть природы, ее дитя. Часть не

может быть больше целого, она функционирует строго по его законам, и любое их (части и целого) противопоставление неуклонно приводит к обоюдному разрушению.
Принцип природосообразности педагогического процесса - сама природа и система связей, реализуемых между ее составными частями, являются кладезем педагогических знаний и опыта.
- в ПП требует обязательного учета природных особенностей ребенка
- природа демонстрирует механизмы оптимального и результативного педагогического воздействия
- ребенок живет по законам природы и особенно живо откликается на ее воздействия
Принцип учета возрастных особенностей
Принцип индивидуального подхода
Принцип дифференцированного подхода
Возрастная дифференциация
Уровневая
Профильная
По интересам

Вторая группа принципов ПППринцип экологической направленности педагогического процесса очередной раз напоминает, что человек – часть природы, ее

Слайд 43ПРАВИЛА
Не навреди.
Развивай, а не разрушай способности.
Сумей увидеть в каждом ученике

талант и развить его.
Механизмы педагогического воздействия подсмотри у природы.
Организуя педагогический

процесс, учитывай природные влияния.

ПРАВИЛАНе навреди.Развивай, а не разрушай способности.Сумей увидеть в каждом ученике талант и развить его.Механизмы педагогического воздействия подсмотри

Слайд 44Третья группа принципов
Принцип культуросообразности указывает на необходимость вести педагогический

процесс в соответствии с культурой того общества, страны, производства, направлений

деятельности, к которым причастен человек.
Принцип народности как выражение культуры народа в педагогическом процессе предполагает единство общечеловеческого и национального. Он включает в себя
национальную направленность педагогического процесса
формирование национального самосознания и менталитета
воспитание патриотических чувств к родной земле и народу,
привитие уважительного отношения к культуре, национальному наследию, народным обычаям, национально-этнической обрядности всех народов, живущих в России.
Принцип интеркультурности педагогического процесса указывает на интегрированность национальной культуры в контекст общегосударственных, европейских и мировых ценностей, в общечеловеческую культуру, требует обеспечения условий для формирования личности:
открытой для всех культур
не противопоставляющей свою национальную культуру сокровищнице мировых ценностей
способной вести взаимное культурное обогащение, как на личностном, так и на государственном уровнях.

Третья группа принципов Принцип культуросообразности указывает на необходимость вести педагогический процесс в соответствии с культурой того общества,

Слайд 45Правила из принципа культуросообразности
«Чужому учитесь и свое сохраняйте!» (Т. Шевченко).
Чувствуй

себя маленькой, но значимой частицей большого целого.
Помни, что отрицание чужой

культуры – это признак собственного бескультурья.
Лелея чувство собственного национального достоинства, уважай национальное достоинство других.
Не противопоставляй себя и свою культуру всему миру.
Правила из принципа культуросообразности«Чужому учитесь и свое сохраняйте!» (Т. Шевченко).Чувствуй себя маленькой, но значимой частицей большого целого.Помни,

Слайд 46Четвертая группа принципов
Принцип комплексности педагогического процесса вытекает из закона

его целостности:
Человек – это единство:
биологического, психического и социального
интеллектуального,

эстетического, нравственного и физического
материального и духовного.
Человек – во взаимосвязи с единством факторов:
микрофакторы
мезофакторы
макрофакторы
единство форм, средств и методов педагогического воздействия сразу на все стороны ПП и его участников
единство и комплексность педагогических влияний: вербальных и невербальных, традиционных и нетрадиционных, кратковременных и долгосрочных.
Принцип единства обучения, воспитания и развития говорит о неразрывной связи и сосуществовании этих категорий.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности


Четвертая группа принципов Принцип комплексности педагогического процесса вытекает из закона его целостности: Человек – это единство:биологического, психического

Слайд 47Пятая группа принципов системности
Система – это относительно самостоятельное образование

в общей целостности явлений, содержащее в себе ключевые понятия (явления,

процессы и пр.) и взаимодействие между ними.
Универсальная формула системного подхода:

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ ФОРМА РЕЗУЛЬТАТ

МЕТОД

Пятая группа принципов системности Система – это относительно самостоятельное образование в общей целостности явлений, содержащее в себе

Слайд 48Педагогические системы
наиболее сложные
целенаправленные
самоорганизующиеся
живые системы, в основе

которых лежат субъект-субъектные связи, а цель является внутренним атрибутом системы,

в отличие от неживых, где цель задается извне.
Жизнеспособность педагогических систем обеспечивается их:
целостностью
динамичностью
открытостью.

Педагогические системы наиболее сложныецеленаправленные самоорганизующиеся живые системы, в основе которых лежат субъект-субъектные связи, а цель является внутренним

Слайд 49ГРУППА ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНОСТИ
Принцип системности
Принцип целенаправленности говорит о том, что вне

цели педагогический процесс не существует
Принцип результативности говорит о том, что

безрезультатного педагогического действия не бывает
Принцип эффективности указывает на соотношение результата с целью, определяет своеобразный коэффициент полезного действия ПП
Принцип оптимального сочетания содержания, методов и форм ПП


ГРУППА ПРИНЦИПОВ СИСТЕМНОСТИПринцип системностиПринцип целенаправленности говорит о том, что вне цели педагогический процесс не существуетПринцип результативности говорит

Слайд 50Правила из принципа системности
1.Всегда знай, чего ты хочешь от данного

ученика в данный момент, ради чего действуешь. Не допускай бессмысленных

действий.
2.Помни, что безрезультатного действия не бывает.
3.Умей отследить результат своего прикосновения к ученику, средства для достижения поставленной цели. Не пали из пушки по воробьям.
4.Анализируй весь процесс в целом, во взаимосвязи всех его частей. Находи причины и следствия.
5.Умей прогнозировать результат и конструировать процесс его достижения.

Правила из принципа системности1.Всегда знай, чего ты хочешь от данного ученика в данный момент, ради чего действуешь.

Слайд 51Шестая группа принципов
Принцип социальной обусловленности ПП
Принцип связи педагогического

процесса с жизнью
Принцип связи педагогического процесса с производительным трудом. Первоочередной

задачей педагогического процесса является необходимость возродить уважение к производительному труду, к людям труда и его результатам, научить каждого человека трудиться и управлять трудовым процессом.
Принцип социализации, воспитания человека в коллективе и посредством коллектива указывает направленность педагогического процесса на вхождение человека в общество, где он может реализовать себя и как носитель социальной культуры, и как неповторимая индивидуальность.
Принцип демократизации ПП направлен на совершенствование взаимоотношений ученика с обществом посредством осознания связи идей свободы, прав человека и гражданской ответственности.

Шестая группа принципов Принцип социальной обусловленности ПП Принцип связи педагогического процесса с жизньюПринцип связи педагогического процесса с

Слайд 52Принцип демократизации ПП требует:
признания и обеспечения прав человека как единой

нормы для всех людей
утверждения гуманистической морали и воспитания уважения к

свободе, равенству, справедливости
формирования готовности к участию в демократических институтах законотворчества
способности к совместной жизни и деятельности в рамках гражданского общества
готовности взять на себя ответственность за судьбу страны, народа
воспитания законопослушности, уважения к Конституции, государственному языку и символике.

Принцип демократизации ПП требует:признания и обеспечения прав человека как единой нормы для всех людейутверждения гуманистической морали и

Слайд 53ПРАВИЛА
Нельзя жить в обществе и быть свободным от него.
Помни, что

свобода ни есть вседозволенность. Воспринимай личную свободу как межличностную культуру.
Учись

трудиться и умей отслеживать результаты своего труда.
Уважай свой труд и труд других людей.
Обращай внимание на свой досуг и его наполнение. Это поможет тебе адекватно оценить не только общество, но и себя.

ПРАВИЛА Нельзя жить в обществе и быть свободным от него.Помни, что свобода ни есть вседозволенность. Воспринимай личную

Слайд 54Седьмая группа принципов
Принцип научности говорит о том, что ПП

должен осуществляться в соответствии с научно обоснованными требованиями к его

составным частям, участникам и к их взаимодействию.
Принцип систематичности и последовательности нацелен на сохранение преемственности содержательной и процессуальной сторон педагогического процесса.
Принцип доступности
учета качества и уровня подготовленности детей
исключение физической, интеллектуальной и моральной перегрузки детей
соответствующий отбор материала и организация преподавания
систематизация учебного материала
переход в обучении от близкого к далекому, от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному и наоборот.
Принцип наглядности
Принцип обратной связи, учета и контроля
Принцип амбивалентности ПП основывается на чувстве меры во взаимоотношении двух сторон, в поиске «золотой середины» между свободой и принуждением, добротой и строгостью, заданностью и творчеством, активностью и сдержанностью.
Седьмая группа принципов Принцип научности говорит о том, что ПП должен осуществляться в соответствии с научно обоснованными

Слайд 55Принцип наглядности

Принцип наглядности

Слайд 56Принцип наглядности
применения различных видов наглядности:
внутренней (образы, создаваемые в

душе ребенка),
внешней, которая подразделяется на естественную (реальные предметы), экспериментальную

(опыты, пробы, эксперименты), объемную (муляжи, макеты), изобразительную (рисунки, картины, фотоматериалы), символическую (карты, графики, формулы и т.д.), звуковую и пр.;
использования наглядных методов обучения (иллюстрация, демонстрация, видеометод);
соблюдения условий эффективного усвоения знаний (создание образа, переведения образа в сигнал и пр.).

Принцип наглядности применения различных видов наглядности: внутренней (образы, создаваемые в душе ребенка), внешней, которая подразделяется на естественную

Слайд 57Восьмая группа принципов
Принцип самодеятельности базируется на деятельностном подходе к

обучению и воспитанию.
Содержательной целью учебно-воспитательного процесса является передача социального

опыта и формирование личности.
Технологическая цель заключается в подготовке школьников к самообразованию.
Педагогический процесс должен базироваться на самодеятельности детей, в основе которой лежат механизмы учения, познания и общения.
Принцип творческой активности говорит о необходимости формирования четвертого механизма – механизма выхода за пределы, механизма творчества. Нужно научить творчеству.
Принцип саморазвития. Совершенствуя все вокруг, человек, в конце концов, должен усовершенствовать себя, то есть, перейти на уровень саморазвития. Механизм познания мира, обратясь вовнутрь, должен превратиться в самопознание, оценивания других – в адекватную самооценку, результатом которой должна стать самокоррекция личности как восполнение выявленных недостатков с последующим саморазвитием прогрессирующих сторон.
Восьмая группа принципов Принцип самодеятельности базируется на деятельностном подходе к обучению и воспитанию. Содержательной целью учебно-воспитательного процесса

Слайд 58


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика