Слайд 1Мониторинг качества образования(подготовки) в вузе.
Модель процесса мониторинга качества образования(подготовки)
Слайд 2Определение понятия
«Постоянное наблюдение за каким –либо процессом с целью выявления
его соответствия желаемому результату или исходному положению»
Основные сферы применения –
экология. биология, социология, педагогика , экономика, психология, теория управления.
Слайд 3Принципы мониторинга
Целостность
Оперативность
Приоритет управления
Соответствия (целей мониторинга средствам его организации)
Научность
Прогностичность (нацеленность
на прогноз)
Непротиворечивость (валидизация здравым смыслом)
Разнообразие
Слайд 4Основные задачи мониторинга
Выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии
системы, их адекватность объекту
Систематизация информации о состоянии и развитии системы
Регулярный
анализ и представление информации
Прогноз состояния и развития системы
Принятие управленческого решения по результатам
Слайд 5Структура системы мониторинга
Субъекты и объекты мониторинга
Комплекс мониторинговых показателей
Инструментарий и инструменты
мониторинговой деятельности
Мониторинговая деятельность
Слайд 6Система мониторинга
Объект мониторинга
Критерий 1
Критерий 2
Критерий 3
Критерий 4
П 1
П n
П
1
П 1
П n
П 1
П n
П n
М 1
М
n
М 1
М n
М 1
М n
М n
М 1
Систематизация и анализ информации
Принятие управленческого решения по результатам
Слайд 7Определение понятий
Критерий – признак, на основании которого производится оценка,
определение или классификация чего-либо, мера суждения, оценки явления
Показатель – понятие
или цифры, позволяющие оценить данный критерий
Слайд 8Цель образования(подготовки)
Подготовка разносторонне развитой личности , ориентирующейся в традициях
отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностях
современной жизни, способной к адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, трудовой деятельности и продолжению профессионального образования.
Слайд 9Понятие «качество образования»
Интегральная характеристика системы образования
Комплексный показатель, синтезирующий все этапы
обучения, развития и становления личности, условий и результатов образовательного процесса
Ориентация
на запросы обучающихся и создание оптимальных условий их личностного развития
Критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники.
Слайд 10Коротков Э.
Качество образования – это комплекс характеристик профессионального сознания, определяющих
способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями
экономики на современном этапе развития
Слайд 11Особенности образовательного процесса в вузе
Объектом деятельности является человек, что исключает
шаблонные подходы, возрастает необходимость ГЭО
Специфику вуза определяет его образовательная деятельность
– образовательная и научная, главная задача которых – воспитание и подготовка специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке
Слайд 12Особенности образовательного процесса в вузе
Результативность образовательной деятельности зависит от эффективности
научных исследований
Образовательный и научный процессы не могут эффективно развиваться без
икт – третье направление деятельности – информационное
Социальное и финансово-экономическое направление деятельности вуза имеет свои особенности и существенно влияет на образовательный процесс
Слайд 13Концептуально-методическая основа оценки качества образования(подготовки) выпускников
Фундаментальность образования
Целевая специализация образования
Наличие творческих
навыков и способности к генерации нововведений
Умение и способности реализации знаний
и инновационно-инвестиционных проектов в производственной и социальной сфере
Общественно – нравственные качества выпускника и уровень образования в социально-политической и гуманитарной сфере
Слайд 14Система оценки качества образования(подготовки)
Оценку качества « Конечного продукта», причем
по нескольким временным срезам после окончания высших учебных заведений
Оценку качества
самого образовательного процесса
Оценку качества подготовки абитуриентов «исходного материала»
Слайд 15Мониторинг качества образования Проблемы реализации
Управление качеством образования в вузе
Составление программы
мониторинга
Процедура проведения мониторинговых исследований
Интерпретация и распространение результатов
Принятие решений
и осуществление коррекционных мероприятий
Проблема компетентности уполномоченных по качеству
Слайд 16Критерии качества образовательного процесса
Технократический подход к выбору критериев
Гуманитарный подход к
выбору критериев
Слайд 17Задание 1
Ознакомьтесь с предложенными примерами выбора критериев и показателей качества
образования.
Определите достоинства и недостатки критериальных систем.
Слайд 18Задание 2
Разработайте показатели, методы измерения для следующих объектов мониторинга качества
образования:
Абитуриенты
Образовательный процесс
Компетенции выпускника
Слайд 19Библиография
Боровикова Т.И. Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Учебное
пособие. ч.1. – Владивосток, 2004.
Болотов В. А. Ефремова Н. Ф.
Система оценки качества образования. Учебное пособие. – М., 2007.
Управление качеством образования. Под ред. М. М. Поташника. - М., 2000.
Новиков А. М. Методология образования. – М.,2002.
Степанова И.Ю.,Адольф В.А.Профессиональная подготовка учителя в условиях информационного общества:монография.-Красноярск,2009.
Адольф В.А.,Степанова И.Ю.Магистерская диссертация: на пути обновления профессионала в сфере образования: учебно-методическое пособие.-Красноярск, 2011.