Слайд 1Монологические жанры делового общения
Слайд 2План
1. Виды монологического общения в деловой сфере.
2. Публичное выступление:
- особенности
публичной речи;
- каким должен быть оратор;
- требования к публичной речи;
-
подготовка к публичной речи;
- структура публичного выступления.
Слайд 3Виды монологического делового общения
Приветственная речь.
Торговая речь (реклама).
Информационная речь.
Доклад (на заседании,
собрании).
Слайд 4Публичное выступление
Публичная речь – это одна из форм делового взаимодействия
и искусства.
Публичная речь как компонент делового общения должна обладать качествами
хорошего собеседования и при этом быть не только убедительной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, красивой.
Слайд 5Особенности публичной речи
Важную роль играют интонация, тембр, темп, громкость, жесты,
мимика, поза.
Легко воспринимается на слух.
Сложная взаимосвязь между письменной и устной
речью.
Обратная связь превращает монолог в диалог.
Слайд 6Особенности публичной речи
Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите.
Выступая,
«не гуляйте» около трибуны, потому что слушатели начнут вас разглядывать,
а не слушать.
Помните о выразительности речи. Понятность речи в равной мере страдает от того, что слова произносятся очень медленно или очень быстро.
В выступлении следует стараться избегать ошибок.
Помните о роли жеста в публичном выступлении.
Слайд 7Каким должен быть оратор?
Уметь:
устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией;
доходчиво и
убедительно излагать материал, опираясь на логическую и эмоциональную стороны речи.
Слайд 8Каким должен быть оратор?
Владеть навыками:
подготовки текста выступления;
самообладания перед аудиторией;
ориентации во
времени.
Слайд 9Каким должен быть оратор?
Быть
эрудированной и
высоконравственной
личностью.
Слайд 10Требования к публичной речи
Речь должна быть с начала и до
конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор
должен иметь голову, а не только глотку!»
Она должна быть составлена правильно в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.
Слайд 11Подготовка к публичной речи
Публичная речь требует даже от опытных ораторов
тщательной подготовки, а для начинающих деловых людей это обязательное требование.
К такой подготовке относится прежде всего обдуманная последовательность всех этапов работы.
Слайд 12Этапы подготовки речи:
инвенция, или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают
и систематизируют необходимый для будущей речи материал;
диспозиция, или «расположение».
Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу;
элокуция, или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование вступления и заключения, окончательная редакция текста;
меморио, запоминание. На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть, даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, т.е. выделить места, где необходимы паузы, модуляции голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.
Слайд 13Советы начинающим ораторам
Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам. Выбирайте
круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний,
чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор.
Слайд 14Советы начинающим ораторам
Подбирайте уместную тему. Выбор темы зависит от места,
времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента.
Официальный повод
следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами темы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.
Слайд 15Советы начинающим ораторам
Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна,
важна и понятна для слушателя.
Слайд 16Структура выступления
Вступление
Основная часть
Заключение
Слайд 17Как построить вступление
Вступление – это «наживка», привлекающая интерес слушателей.
Цели
вступления:
– установить контакт с аудиторией, вызвать расположение и доверие к себе;
– заинтересовать
слушателей;
– подготовить слушателей к восприятию выступления;
– обосновать постановку вопроса.
Слайд 18Как построить вступление
Эффектное начало выступления:
сопереживание;
парадоксальное начало;
неожиданный вопрос;
интригующее описание;
интересный или необычно поданный факт;
оригинальная цитата;
комплимент
собравшимся;
наглядный пример;
шутка;
обращение к непосредственным интересам аудитории.
Слайд 19Как построить основную часть выступления
Основная часть должна соответствовать теме и
цели выступления. Объекты вашей речи: кто, что, где, когда, как,
почему и т.д.
Цели основной части выступления:
сформулировать общие положения;
сообщить слушателям новую информацию;
последовательно разъяснить выдвинутые положения;
доказать правильность выдвинутых положений;
подвести слушателей к необходимым выводам.
Слайд 20Как построить основную часть выступления
Чтобы доказать правильность выдвинутых положений, убедить
в их истинности, в процессе общения используются различные виды аргументов.
Логические
аргументы:
теоретические или эмпирические обобщения и выводы; ранее доказанные законы; аксиомы; определения основных понятий; утверждения о фактах.
Психологические доводы:
довод к чувству собственного достоинства; довод от сочувствия; довод от обещания; довод от суждения; довод от недоверия; довод от сомнения.
Слайд 21Как закончить выступление
Заключительную часть вашего выступления используйте как обзор. Подчеркните
основные положения выступления, обобщите основные идеи. Хорошо использовать цитаты. Поинтересуйтесь
мнением слушателей о высказанных вами мыслях, побудите слушателей к действию.
Слайд 22Как закончить выступление
Цели заключения:
суммировать сказанное;
способствовать запоминанию основных положений, выдвинутых
в выступлении;
повысить благожелательное отношение аудитории к себе и к выступлению;
повысить
убедительность речи, используя дополнительные сильные аргументы;
вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь;
повысить значимость своего выступления;
призвать слушателей к выполнению тех или иных задач.
Слайд 23Роль жестов в выступлении
По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении
несет около 40 % информации.
Поза при выступлении должна быть спокойная,
а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие.
Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мысли.
Шаблонных фигур жестикуляции не существует.
Оживленной жестикуляцией чаще пользуются, чтобы подчеркнуть свои слова.
С помощью пальцев можно пояснить нюансы.
Слайд 24Что делать с руками?
Около 90 % жестов необходимо делать выше
пояса. Жесты, сделанные ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи,
растерянности.
Локти не должны находиться ближе чем на 3 см. от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное – начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.