2. Представлять интересы читателей и газеты.
Если же человек представляет в газете или журнале интересы своей партии, фирмы, организации, то это называется пропагандой. Мы же говорим о полном и эффективном удовлетворении потребностей и интересов аудитории в сфере информации. Журналист должен ставить перед собой вопросы – нужна ли эта информация аудитории? Может ли она заинтересовать предполагаемый круг читателей? И поддержит ли эта статья завоеванные доверие и престиж издания, или же нет? Но кроме этого оказываются важными вопросы о том, как аудитория воспримет предлагаемую информацию. Адекватно ли будут поняты факты и суждения? Сработает ли аргументация? Как далеко продвинется аудитория в осознании действительности? Это наиболее сложный момент, ведь интерпретация события связана не только с общечеловеческими, но и с групповыми ценностями и идеалами. Поэтому при создании статьи очень важно выявить, в чем особенность позиции журналиста, а также предложить и указать допустимость других позиций по поводу излагаемых фактов. Журналист должен ясно представлять себе «свою» аудиторию. Здесь наиболее полно проявляется морально-этический уровень поведения и сознания журналиста.
3. Работа над статьей должна быть поиском правды.
Собирая материал для статьи, журналист не должен стараться любой ценой доказать или опровергнуть какую-то определенную точку зрения. Даже свою собственную. Это вовсе не значит, что автор не может начать сбор фактов, чтобы попытаться доказать какую-то свою гипотезу. Но если факты, которые ему удалось собрать, противоречат его гипотезе, журналист должен отказаться от этой точки зрения, не пытаясь подогнать факты под какую-то теорию, даже если изначально она казалась верной. Нельзя выдавать воображаемое за действительное. Можно сказать, что существуют определенные границы между действительным, реальным, воображаемым и желаемым. У журналиста границы между этими понятиями должны быть четко очерчены и за них он ни в коем случае не должен переступать.
5. Нельзя получать информацию обманным путем.
Есть два типа контакта с источником информации. Один тип подразумевает «открытый» характер встречи – когда журналист предстает как официальный сотрудник СМИ, знакомит источник с намерениями редакции, получает разрешение присутствовать, если речь о каких-либо мероприятиях. Также контакт может носить «скрытый характер» - скрытые камеры, микрофоны, случаи, когда журналист скрывает истинные намерения и притворяется представителем другой профессии или когда о его присутствии не знают. Но скрытое наблюдение считается оправданным в двух случаях. Первый – когда нужно стать очевидцем «непотревоженной» жизни, увидеть ее «изнутри». И второй – когда нужно получить сведения о тщательно скрываемых сторонах жизни, секретных операциях, хранящихся в тайне документах. Очевидно, что информация, которую журналист получит, сообщив о том, что он готовит материал для газеты, скорее всего будет отличаться от той информации, которую он получит, представившись кем-нибудь другим. С одной стороны, если человек говорит с журналистом свободно, как с любым другим человеком с улицы, он вряд ли будет следить за документальной точностью и корректностью своих слов, где-то приврет, что-то скроет... то есть полученная от него информация будет не вполне достоверной. С другой стороны, есть вещи, которые человек никогда не скажет или не сделает, если будет знать, что имеет дело с журналистом. Так, если журналист хочет проверить, правда ли, что в каком-то баре регулярно обсчитывают клиентов и заменяют дорогие спиртные напитки на более дешевые, вряд ли с его стороны будет разумно с порога представиться журналистом и спросить в лоб: "А правда, что вы обсчитываете клиентов?" Большинство серьезных журналистов решают для себя этот вопрос следующим образом: они всегда представляются и объясняют, что собирают материал для статей, за исключением случаев, когда они ведут журналистское расследование деятельности какого-либо человека или организации. Но даже в этом случае информация, полученная от введенного в заблуждение собеседника, обычно используется лишь как зацепка для дальнейшей работы, а не как материал для печати и не как подтвержденные факты (исключение составляют документы).
6. Следует исправлять свои ошибки.
Если журналист все же допустил ошибку, исказил факты, поторопился с выводами и т.п. – он должен сам написать об этом и восстановить истину, не дожидаясь, пока это сделает кто-то другой. Конечно, возможность или невозможность напечатать опровержение обычно зависит от политики газеты и от позиции редактора, но журналист должен, по меньшей мере, попытаться это сделать. Не говоря о возможных и наверняка имеющих место последствиях для журналиста, ошибка может подорвать авторитет издания.
8. Нельзя использовать свое положение как оружие или средство давления.
В случае какого-либо конфликта с каким-то деятелем или организацией, журналист порой испытывает искушение воспользоваться своей профессией как оружием устрашения: "Или ты..., или я про тебя ТАКОЕ напишу!" Однако поступать так нельзя ни в коем случае, каким бы сильным не было это искушение. И речь не только о том, что шантаж уголовно наказуем. Если событие действительно заслуживает написания статьи, надо не угрожать, а сесть и подготовить материал. Если же дело яйца выеденного не стоит, журналист таким поведение просто дискредитирует себя, свое издание и свою профессию. Также стремление получить информацию не может переходить в развязную и безапелляционную требовательность, при которой журналист пренебрегает интересы, желания и точку зрения собеседника. Отказ частного лица предоставить информацию следует уважать. Иное дело при контактах с официальными лицами, обязанными по закону предоставить информацию. Тут журналист имеет право напомнить об их ответственности за точное и полное информирование по вопросам, находящимся в их компетенции. Разумеется, и в этом случае свое положение использовать как средство давления нельзя.
9. Любое утверждение, способное причинить кому-либо вред, должно подкрепляться фактами.
Не важно, пишете ли Вы предвыборную статью о кандидате в мэры крупного города, разоблачаете мошенническую фирму или же сравниваете какую-то продукцию. Любая критика в чей-либо адрес, любое высказывание, способное повредить чьей-либо репутации, должно подкрепляться фактами. Читатель всегда имеет право подать иск, если, по его мнению, несправедливо затронуты его честь и репутация. В таком случае, без доказательств и четких фактов, у журналиста просто нет шансов. Впрочем, точно так же должна подкрепляться фактами и любая положительная оценка – чтобы не причинить ущерб читателям, введя их в заблуждение. Маститые журналисты роняют фразы, что ни в коем случае нельзя писать то, во что ты сам не веришь или в чем ты не уверен на 99%.
Все факты обязательно должны быть приведены в тексте статьи. Вариант "информация хранится в редакции" не может считаться удовлетворительным, поскольку в этом случае журналист нарушает право читателя оценить эти факты самостоятельно. Кстати, это правило должно неукоснительно соблюдаться даже в художественных произведениях – нельзя критиковать реальное лицо или организацию, если только эта критика не основана на фактах из реальной жизни, а не придуманных автором.
Получая нужные сведения, следует не торопиться с выводами, уточнять все неясные детали, чтобы избежать неверной интерпретации, давать оценку до тех пор, пока не будет уверенности в том, что собрано нужное количество доказательств. Поэтому в ходе сбора информации следует придерживаться принципа «презумпции невиновности» - то есть пока не доказаны та или иная идея, оценка, обвинение, выводы делать нельзя.
11. Нельзя искажать истину ради получения выгоды.
Может ли журналист получать от своей работы какую-то материальную выгоду, помимо гонораров? Одна точка зрения утверждает, что журналист не может получать даже малейшую выгоду от своей работы: получать деньги и принимать подарки, покупать акции каких-либо фирм, о которых недавно был напечатан материал под авторством этого журналиста, и т.п.
Другая же точка зрения заключается в том, что если кто-то предлагает написать заказную статью о его фирме, продукте и т.п., или же герой материала (человек или организация) хочет отблагодарить журналиста за благожелательную статью о нем - нет никакой причины от этого отказываться, только при условии, что для получения вознаграждения не придется лгать или умалчивать. Разумеется есть опасность, что автор, привыкнув к такого рода бонусам, сделает еще один шаг и станет за деньги писать вещи, мягко говоря, правдой не являющиеся. Однако серьезный, ответственный журналист никогда не перейдет эту черту и не станет нарушать правило "не искажать истину ради выгоды". Обе точки зрения сходятся в одном: ради получения выгоды нельзя искажать истину, нельзя врать читателю, нельзя хвалить то, что не достойно похвалы, нельзя умалчивать о вещах, заслуживающих критики, брать деньги за публикацию определенной информации или непубликацию определенной информации, и т.п.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть