Слайд 1Морис Равель
"Сказки матушки Гусыни"
Слайд 2М.Равель «Сказки матушки гусыни»
Слайд 3
В 1882 году М.Равель начал учиться
игре на фортепиано. В четырнадцать лет он поступил в Парижскую
консерваторию. В эти годы Равель заинтересовался литературой, много читал. Учась в консерватории, он понял, что судьбой его жизни является сочинительство. В этот период появились первые его произведения: «Хабанера», «Павана на смерть инфанты». Были они новаторскими. Преподаватели консерватории «старой школы» не хотели принимать неординарность композитора. Несмотря на такое отношение академических кругов, популярность Равеля росла.
Слайд 4Создание сюиты
«Сказки Матушки – гусыни»
Осенью 1908 года М.Равель сочинил
пять пьес для фортепиано в 4 руки, посвященных Мими и
Жану Годебским. Это были дети его друзей, которых не имевший семьи композитор любил как родных. Когда родители проводили лето в Испании, Равель жил на их вилле с детьми и рассказывал им, по собственному выражению, разные истории, «не слишком грустные по вечерам во избежание кошмаров и мрачные по утрам для возбуждения аппетита». Подобные истории в музыке, рожденные желанием, как вспоминал композитор, «воссоздать поэзию детства», он рассказал в пяти пьесах сюиты «Сказки Матушки гусыни.
Слайд 5Паванна Спящей красавицы
«Павана Спящей красавицы» - самая маленькая пьеса цикла.
Она составляет всего 20 тактов.
Стоит отметить, что все пьесы
в исполнении оркестра звучат достаточно чарующе:
Флейта поет краткую, словно убаюкивающую мелодию в народном духе, оплетаемую подголосками валторны с сурдиной и альтов пиццикато. Она напоминает скорее колыбельную, чем танец. Затем ее варьируют другие солирующие деревянные инструменты, а в последний раз проводят первые скрипки с сурдинами под аккомпанемент арфы.
Слайд 6Мальчик-с-пальчик
Второй пьесе - «Мальчик-с-пальчик» – предпослан фрагмент сказки Шарля Перро:
«По дороге он разбрасывал крошки хлеба, надеясь, что это поможет
ему найти обратный путь, но каково было его удивление, когда он не смог найти ни одной крошки: прилетели птицы и все поклевали».
Композитор создал трогательный образ мальчика, заблудившегося в огромном лесу.
Музыка рисует блуждания героя. «Запутанный» мелодический рисунок помогают представить извилистые лесные тропинки, по которым идет малыш. Движение не прерывается ни на миг: мальчик продолжает искать дорогу, даже когда прилетают птицы.
Слайд 7Дурнушка, императрица пагод
Третья пьеса - «Дурнушка, императрица пагод».
Данная пьеса
достаточно подвижна в темпе, она нас резко переносит в другую
культуру.
Необычный восточный колорит сказки, ее волшебная игрушечность позволили композитору создать пьесу, своим экзотическим звучанием напоминающую звонкую музыку механических игрушек - музыкальных табакерок, часов.
Слайд 8Разговор красавицы и чудовища
Четвертая пьеса - «Разговор красавицы и чудовища»
– самая интересная, контрастная и яркая по музыкальному языку пьеса
сюиты. Она является моей самой любимой пьесой из цикла.
Сюжет французской сказки м-м Лепренс де Бомон очень похож на сюжет «Аленького цветочка»: безобразное чудовище своей добротой завоевывает любовь красавицы и превращается в прекрасного принца. Их музыкальные портреты предельно контрастны.
Музыка нам «рисует» изящную, робкую красавицу, которая очутилась в прекрасном саду, в глубине которого мелькает тень чудовища. В заключении восторжествовало добро, чары спадают, чудовище превращается в прекрасного принца.
Слайд 9Волшебный сад
Заключительная пьеса «Волшебный сад».
В ней, как в первой
и второй пьесах, снова проступают черты старинной музыки. Величавая восходящая
до мажорная мелодия облачена в строгий «наряд» полифонической четырехголосной фактуры. Ее спокойный ритм, напоминающий строгую поступь сарабанды, медленный темп и неожиданно тихая динамика - все элементы музыкального языка участвуют в создании торжественно-светлого образа - гимна сказке, где зло всегда побеждается добром и красотой.
Слайд 10Благодарим за внимание!
В своём цикле для фортепиано в четыре руки
«Сказки матушки гусыни», Морис Равель создал яркие, запоминающиеся сюжеты, образы.