Разделы презентаций


МОРСКОЙ КОРПУС ПЕТРА ВЕЛИКОГО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ

Содержание

Основы практической навигации

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2Основы практической навигации

Основы практической навигации

Слайд 3Раздел 1. Основные понятия в Морской Навигации

Раздел 1. Основные понятия в Морской Навигации

Слайд 5Фигура и модели Земли
Геоид
Земной эллипсоид
Шар

Фигура и модели ЗемлиГеоидЗемной эллипсоидШар

Слайд 6 Геоид

Геоид

Слайд 7Геоид

Геоид

Слайд 8 Земной эллипсоид (сфероид)

Земной эллипсоид (сфероид)

Слайд 9Геоид и Земной эллипсоид

Геоид и Земной эллипсоид

Слайд 10 Референц-эллипсоид – земной эллип-соид определенных

размеров, приня-тый в государстве в качестве моде-ли Земли.


Характеристики референц-эллипсоида:

Референц-эллипсоид – земной эллип-соид определенных размеров, приня-тый   в государстве в

Слайд 11Шар
Шар – модель Земли, используемая при решении некоторых задач навигации.

Радиус сферической модели Земли R определяется исходя из заданных начальных

условий.

ШарШар – модель Земли, используемая при решении некоторых задач навигации. Радиус сферической модели Земли R определяется исходя

Слайд 12Точки линии и плоскости, связанные с моделью Земли

Точки линии и плоскости, связанные с моделью Земли

Слайд 13Точки линии и плоскости, связанные с моделью Земли

Точки линии и плоскости, связанные с моделью Земли

Слайд 14Точки линии и плоскости, связанные с положением наблюдателя
Плоскость вертикала (вертикаль-ная

плоскость ) – плоскость, прохо-дящая через отвесную линию.

Точки линии и плоскости, связанные с положением наблюдателяПлоскость вертикала (вертикаль-ная плоскость ) – плоскость, прохо-дящая через отвесную

Слайд 15Главные румбы
Пересечение плоскости пер-вого вертикала с плоскостью истинного горизонта

образуют:
линию – EW (Восток – Запад)
Пересечение плоскости мери-диана наблюдателя с

плос-костью истинного горизонта образуют:
линию–NS (Север- Юг).
Главные румбыПересечение плоскости  пер-вого вертикала с плоскостью истинного горизонта образуют:линию – EW (Восток – Запад)Пересечение плоскости

Слайд 16Координаты, применяемые в кораблевождении.
географическая;
квазигеографическая;
прямоугольная;
полярная.
При решении

задач кораблевождения применяются следующие системы координат:

Координаты, применяемые в кораблевождении. географическая; квазигеографическая; прямоугольная; полярная.При решении задач кораблевождения применяются  следующие  системы координат:

Слайд 17Географическая система координат
Географические координаты: широта и долгота.
Координатные оси: экватор и

начальный
(Гринвичский) меридиан.
Координатные линии: меридианы и параллели;

Географическая система координатГеографические координаты: широта и долгота.Координатные оси: экватор и начальный (Гринвичский) меридиан.Координатные линии: меридианы и параллели;

Слайд 18Географическая широта () – угол между плоскостью экватора и нормалью

(отвесной линией) к поверх-ности земного эллипсоида в данной точке.
 к

PN – северная ( N ), знак (+); к PS – южная ( S ), знак ( - ).
Географическая широта () – угол между плоскостью экватора и нормалью (отвесной линией) к поверх-ности земного эллипсоида в

Слайд 19Географическая долгота (  ) – двугранный угол между

плоскостью начального ( Гринвичского ) меридиана и плоскостью меридиана наблюдателя

(данной точки).

 к востоку от Гринвича – восточная (Е), знак (+); к западу – западная (W), знак (-).

Географическая долгота  (  ) – двугранный угол между плоскостью начального ( Гринвичского ) меридиана и

Слайд 20Географическая система координат

Географическая система координат

Слайд 21Разность широт и долгот
PN
А(φ1;λ1)
В(φ2; λ2)
Δφ=φ2 – φ1
Меньшая дуга
меридиана
между А

и В
Δφ
Δλ=λ2 – λ1
к N (+) к S (–)
от 0°

до 90°

Меньшая дуга
экватора
между А и В

к Е (+) к W (–)

от 0° до 180°

Δλ

если в результате вычислений Δλ>180°, то полученный результат вычесть из 360°и изменить наименование (знак)

Разность широт и долготPNА(φ1;λ1)В(φ2; λ2)Δφ=φ2 – φ1Меньшая дугамеридиана между А и ВΔφΔλ=λ2 – λ1к N (+) к

Слайд 22 Квазигеографическая система координат (от

лат. quasi – якобы, как будто, приставка, употребляемая в сочетании

с некоторыми терминами для определения понятий, которые не являясь в точном значении слова этими терминами, тем не менее заменяют их ) - условная система координат используемая для кораблевождения в высоких широтах (более 80 град.) – приполюсных районах Северного Ледовитого океана.

Квазигеографические полюса, смещены относительно географи-ческих, на угол 90˚ и имеют следующие координаты:

Северный квазиполюс ( Pnq ) φ = 0,0˚ λ = 180,0;
Южный квазиполюс ( Psq ) φ = 0,0˚ λ = 0,0˚.

Координатные линии системы - квазипараллели и квазимеридианы,
а координаты - квазиширота (φq) и квазидолгота (λq).

Квазигеографическая система координат

Квазигеографическая система координат (от лат. quasi – якобы, как будто, приставка,

Слайд 23 Квазигеографическая система координат
λq-квазидолгота
φq-квазиширота

Квазигеографическая система координат λq-квазидолготаφq-квазиширота

Слайд 24Прямоугольная система координат
В прямоугольной системе координат

положение наблю-дателя на земной поверхности определяется в линейных единицах от

прямоугольных осей абсцисс и ординат.
В качестве осей в системе используются экватор и цен-тральный (осевой) меридиан. Вся поверхность Земли разделена на шестиградусные долготные зоны, центральный меридиан каждой зоны - осевой.

КоординатыX; Y; в метричес-кой мере. Прямоугольная система координат используется для составления топографических карт и решения на них задач.
Прямоугольная система координат    В прямоугольной системе координат положение наблю-дателя на земной поверхности определяется в

Слайд 25 В полярной системе координат положение

наблюдателя на плоскости определяется относительно условной начальной точки - полюса.


Координатами являются:
r - расстояние от наблюдателя до полюса;
угол Т - между направлением на наблюдателя из полюса и полярной осью - линией параллельной оси абсцисс на плоскости или северной части меридиана, проходящего через начало координат.

Полярная система координат в кораблевождении применяется при решении задач тактического манев-рирования в относительном движении.

Полярная система координат

В полярной системе координат положение наблюдателя на плоскости определяется относительно условной начальной

Слайд 26Понятие о радиусах кривизны и длинах дуг земного эллипсоида.
Z
РN
r
a
e
q

Движение корабля по земной поверхности – перемещение по

дуге. Чтобы вычислить длину дуги, необходимо знать ее радиус. Сечения эллипсоида плоскостями образуют либо окружности, либо эллипсы.

Сечение эллипсоида плоскос-тью, параллельной плоскости эк-ватора, образует окружность – параллель радиуса r.

Сечение эллипсоида плоскостью меридиана образует эллипс с радиу-сом кривизны М.

Сечение эллипсоида плоскостью первого вертикала ( нормальное сечение) образует эллипс с радиусом кривизны N.

M

N

Ps

Понятие о радиусах кривизны и длинах дуг земного эллипсоида.  ZРNraeq   Движение корабля по земной

Слайд 27




Понятие о радиусах кривизны и длинах дуг земного эллипсоида.
Зная

радиусы кривизны, можно вычислить длины дуг:

Понятие о радиусах кривизны и длинах дуг земного эллипсоида.Зная радиусы кривизны, можно вычислить длины дуг:

Слайд 28 Локсодромия – линия на поверхности сферы, пересекающая все меридианы

под одним углом (К=const).

Локсодромия – линия на поверхности сферы, пересекающая все меридианы под одним углом (К=const).

Слайд 29 Ортодромия – дуга большого круга, образованная

плоскостью, проходящей через заданные точки А; В и центр сферы

О (кратчайшее расстояние между точками).

РN

Ps

e

q

Ортодромия – дуга большого круга, образованная плоскостью, проходящей через заданные точки А; В

Слайд 30Ортодромическая поправка. Угол схождения меридианов

Ортодромическая поправка.  Угол схождения меридианов

Слайд 31Системы счета направлений в навигации
Корабельную –отсчет

произво-дится от диамет-ральной плоско-сти (продольной оси) корабля.
В зависимости

от плоскости (линии), от которой производится отсчет направлений системы счета подразделяются на:

Меридианную (географическую) – отсчет произво-дится от меридиа-на наблюдателя;

Системы счета направлений в навигации    Корабельную –отсчет произво-дится от диамет-ральной плоско-сти (продольной оси) корабля.

Слайд 32Системы счета направлений в навигации
а) в меридианной системе:

Системы счета направлений в навигацииа) в меридианной системе:

Слайд 33б) в корабельной системе:
Круговая система счета – от носовой

части диамет-ральной плоскости корабля по часовой стрелке в пре-делах

от 0 до 360 Направления в круговой системе счета называются – отсчет курсового угла.
б) в корабельной системе: Круговая система счета – от носовой части диамет-ральной плоскости корабля по часовой стрелке

Слайд 34Для определения направления движения пл и направлений на другие объекты

в меридианной системе введены понятия: курс и пеленг.
Курс

– направление продольной оси (диаметральной плоскости) корабля, измеряемое углом в плоскости истинного горизонта между северной частью меридиана и носовой частью продольной оси.

Пеленг – горизонтальный угол меж-ду северной частью меридиана и направлением из точки наблюдения на объект

Для определения направления движения пл и направлений на другие объекты в меридианной системе введены понятия: курс и

Слайд 35Связь между меридианной и корабельной системами счета
Между меридианной и корабельной

системами сче-та направлений существует связь, определяемая выражениями:
ИП =

ИК + КУ;

ИК = ИП – КУ;

КУ = ИП – ИК.

Величина, отличающаяся от ИП на 180°, называется обратный истинный пеленг:

ОИП=ИП±180°.

Связь между меридианной и корабельной системами счетаМежду меридианной и корабельной системами сче-та  направлений  существует связь,

Слайд 36Компасные направления
Корабельная система курсоуказания
(курсоуказатели).

Внешний вид гирокомпаса «Курс–3»

и его чувствительного элемента.
Для выработки и хранения направления

меридиана на корабле предназначена:
Компасные направления Корабельная система курсоуказания  (курсоуказатели). Внешний вид гирокомпаса «Курс–3» и его чувствительного элемента. Для выработки

Слайд 37Компасные направления
Курсоуказатели, независимо от физических принци-пов, положенных

в основу их работы вырабатывают на корабле направление меридиана, который

в общем случае отличается направлением от истин-ного ( географического) и называется
компасным меридианом - Nк

Угол в плоскости истинного горизонта между северной частью географического и компасного меридианов называется:
поправкой компаса (курсоуказателя) К.

Если Nк расположен к востоку (справа) от истинного – поправка положительная,
знак – плюс, к запада – поправка отрицательная, знак - минус

Компасные направления   Курсоуказатели, независимо от физических принци-пов,  положенных в основу их работы вырабатывают на

Слайд 38Компасные направления
Курсы и пеленга, измеряемые относительно
компасного меридиана, называются компасными

(КК; КП).
Между истинными и компасными нап-равлениями существует взаимосвязь, определяемая соотношениями:

Компасные направленияКурсы и пеленга, измеряемые относительно компасного меридиана, называются  компасными (КК; КП).Между истинными и компасными нап-равлениями

Слайд 39Определение поправки компаса
Сущность определения К заключается в

сравнении измеренного нап-равления (компасного пеленга; компасного курса) с эталонным (истин-ным

пеленгом, истинным курсом):

К = ИП – КП; К = ИК – КК.

Определение ΔК по пеленгу на отдаленный ориентир

Определение поправки компаса   Сущность определения К заключается в сравнении измеренного нап-равления (компасного пеленга; компасного курса)

Слайд 40Расчет направлений по магнитному компасу
Силовая магнитная линия
Земля представляет собой магнит,

по-ле которого в каждой точке характери-зуется напряженностью -T.
Вектор

напряженности магнит-ного поля Т расположен по каса-тельной к силовой магнитной ли-нии и может быть разложен на две составляющие:

горизонтальную – H

вертикальную – Z.

Угол I – магнитное наклонение.

Расчет направлений по магнитному компасуСиловая магнитная линияЗемля представляет собой магнит, по-ле которого в каждой точке характери-зуется напряженностью

Слайд 41Расчет направлений по магнитному компасу

Расчет направлений по магнитному компасу

Слайд 42Расчет направлений по магнитному компасу
d-магнитное
склонение
Направление горизонталь-ной составляющей

Н в дан-ной точке представляет со-бой магнитный меридиан
Намагниченная

стрелка ориентируется в данной точке вдоль силовой магнитной линии и один конец стрелки показывает на северный магнитный полюс, другой на южный.

Угол между северной частью истинного и магнитного меридианов называется магнитное склонение – d

Расчет направлений по магнитному компасу d-магнитноесклонение  Направление горизонталь-ной составляющей Н в дан-ной точке представляет со-бой

Слайд 43Магнитные направления
Если магнитный меридиан расположен к востоку от истинного

- склонение восточное (Е), знак плюс,
если к западу

– склонение западное (W), знак минус.

d W (-)

Горизонтальный угол между северной частью магнитного меридиана и диамет-ральной плоскостью корабля называет-ся магнитным курсом - МК.

Горизонтальный угол между северной частью магнитного меридиана и напра-влением на ориентир называется магнитным пеленгом МП.

Магнитные направления Если магнитный меридиан расположен к востоку от истинного - склонение восточное  (Е), знак плюс,

Слайд 44Приведение магнитного склонения к году плавания
d = dк

+ Δd · n
dk - магнитное склонение с карты
Δd- годовое

изменение с карты

n- количество лет между годом издания
МНК и годом плавания

Приведение магнитного склонения к году плавания d = dк  + Δd · ndk - магнитное склонение

Слайд 45Девиация магнитного компаса
Девиация магнитного компаса обусловлена влиянием на ЧЭ

магнитного компаса магнитного поля корабля
Горизонтальный угол между
северной частью

магнитного
и компасного меридианов на-
зывается Девиация магнитного компаса - .

Курсы и пеленги, измеряемые относительно компасного ме-ридиана, называются компас-ными.

Девиация магнитного компаса Девиация магнитного компаса обусловлена влиянием на ЧЭ магнитного компаса магнитного поля корабля Горизонтальный угол

Слайд 46Поправка магнитного компаса
Угол между северной частью истин-ного и

компасного меридианов:
поправка магнитного компаса

ΔМК

МК = d + ,

которая имеет знак плюс ( + ), если компасный меридиан к востоку от истинного, и знак минус ( - ), если к западу

Поправка магнитного компасаУгол  между  северной частью истин-ного и компасного меридианов: поправка магнитного компаса

Слайд 47Ноктоуз и картушка корабельного 127-мм магнитного компаса

Ноктоуз и картушка корабельного 127-мм магнитного компаса

Слайд 48Скорость корабля
Перемещение корабля относительно земной поверхности

(морского дна) происходит под воздействием собственных движителей, а так же

под влиянием внешних факторов – ветра и течения

N

ИК

Скорость корабля относительно поверх-ности воды под воздействием движителей и ветра – относительная скорость (VO).

Vo

Под воздействием внешних факторов (ветра и течения) корабль вместе с водными мас-сами перемещается относительно морского дна со скоростью течения (VТ) по направ-лению Кт


Таким образом, под воздействием собствен-ных движителей, ветра и течения корабль пе-ремещается относительно морского дна со скоростью V, которая называется абсолют-ной или путевой.

V

путь корабля – линия его
фактического перемещения.

Скорость корабля    Перемещение корабля относительно земной поверхности (морского дна) происходит под воздействием собственных движителей,

Слайд 491м = М · arc 1 = 1852,3 – 9,3

· cos 2
М – радиус кривизны меридиана эллипсоида.

Единицы длины

и скорости в навигации

Основной единицей длины в навигации является морская миля.
Морская миля – длина одной минуты дуги меридиана эллипсоида

В 1931 году в качестве единицы длины была принята стандартная миля, равная длине одной минуты дуги меридиана эллипсоида в ши-роте 4418 и составляющая 1852 метра.

В настоящее время термин стандартная миля практически вы-шел из употребления и заменен термином – морская миля.

Кабельтов – одна десятая часть морской мили = 185,2 метра

1м = М · arc 1 = 1852,3 – 9,3 · cos 2 М – радиус кривизны

Слайд 50Единицы длины и скорости в навигации



Для перехода от скорости в

узлах к скорости в каб/мин используется соотношение:
Скорость в узлах : 6 = скорость в каб/мин.

Единицы длины и скорости в навигации         Для перехода от

Слайд 51Измерители скорости на корабле
Лаг – прибор для измерения

скорости и пройденного расстояния на корабле.


относительный – измеряет VO;

абсолютный – измеряет V.

По принципам измерения относительной скорости лаги подразделяются на:

Измерители скорости на корабле  Лаг – прибор для измерения скорости и пройденного расстояния на корабле.

Слайд 52Измерители скорости на корабле
Конструктивно относительные лаги выполнены в виде двух

основных блоков:
- измерения скорости VO;
- вычисления пройденного кораблем расстояния SO

(счетчик пройденного расстояния).

∫Vлdt

Измерители скорости на кораблеКонструктивно относительные лаги выполнены в виде двух основных блоков:- измерения скорости VO;- вычисления пройденного

Слайд 53Линия

пробега
Понятие об определении поправок относительного лага
Ежегодно на кораблях

ВМФ проводится комплекс мероприятий, называ-емый определение маневренных элементов. Одной из

его составляющих является:

определение относительной скорости VO, соответствующей ей ча-стоте работы движителей NO;

определение поправок относительного лага - л%.

Для определения скорости используются специально оборудованные полигоны, называемые мерными линиями, на которых некоторым обра-зом создается эталонное расстояние SЭ, например, с помощью створных знаков, как показано на рисунке:


Т=0

Т=ti (сек)

ЛинияпробегаПонятие об определении поправок относительного лага   Ежегодно на кораблях ВМФ проводится комплекс мероприятий, называ-емый определение

Слайд 54Понятие об определении поправок относительного лага
На прямом курсе скорость на

пробеге: V1=Vo+Vт;

На обратном

курсе скорость на пробеге: V2=Vo-Vт;

частота вращения движителей вычисляется по показаниям суммарного счетчика оборотов - No

Понятие об определении поправок относительного лага На прямом курсе скорость на пробеге:

Слайд 55Понятие об определении поправок относительного лага
если kЛ 1 (VO VЛ)

– лаг «отстает» – поправка лага л% - положительная;

если kЛ

1 (VO VЛ) – лаг «опережает» – поправка лага л% - отрицательная.

Поправка относительного лага л% - относительная суммарная системати-ческая погрешность лага, взятая с обратным знаком:

Коэффициент относительного лага:

Понятие об определении поправок относительного лагаесли kЛ 1 (VO VЛ) – лаг «отстает» – поправка лага л%

Слайд 56Расчет пройденного кораблем расстояния
а) по показаниям счетчика лага:
N
Так как относительная

скорость
корабля: VO=VЛ · kЛ,

то для получения пройденного кораблем

расстояния относительно поверхности воды по показаниям относительного ла-га Sл необходимо разность двух после-довательных отсчетов лага:

ОЛ2 - ОЛ1 = рол

исправить коэффициентом лага:

SЛ = (ОЛ2- ОЛ1) · kЛ = рол · kЛ
Расчет пройденного кораблем расстоянияа) по показаниям счетчика лага:NТак как относительная скорость корабля: VO=VЛ · kЛ, то для

Слайд 57Расчет пройденного кораблем расстояния
б) по относительной скорости и времени плавания:
Т1
Т2
Из

справочных таблиц штурмана по задан-ной частоте вращения движителей NO выбрать

относительную скорость корабля Vоб;

рассчитать пройденное расстояние Sоб = Vоб · t, где t – время плавания.

Способ расчета пройденного расстояния по скорости и време-ни плавания является резервным при выходе из строя отно-сительного лага, а при работе лага используется для контроля работы счетчика пройденного расстояния - в процессе плава-ния пл сравнить: SЛ ≈ Sоб.- лаг работает исправно.

Расчет пройденного кораблем расстоянияб) по относительной скорости и времени плавания:Т1Т2Из справочных таблиц штурмана по задан-ной частоте вращения

Слайд 58Навигационные опасности. Средства навигационного оборудования


Навигационная

опасность – естественный или искусственный подвод-ный или надводный объект, являющийся препятствием для свободного кораблевождения или ограничивающий возможности маневра корабля.

Навигационная опасность

Естественные

Искусственные

Мель;
Отмель;
Банка;
Риф;
Подводная коса;
Подводная скала
и др.

Свая;
Ряж;
Боно-сетевое загражде-
ние;
-Гидро-технические соору-
жения;
-Затоновший корабль и др.

Сведения об опасностях – МНК, лоции, руководства для плавания

Навигационные опасности. Средства навигационного оборудования

Слайд 59Средства навигационного оборудования
Средства навигационного оборудования (СНО) – специальные

соору-жения, конструкции или устройства, предназначенные для ориентирования корабля или для

определения его координат в море, а также для огражде-ния каналов, фарватеров и навигационных опасностей.

Зрительные:
маяки (МК), светящие (несветящие) знаки (зн) – используются для определения места корабля:

маяк – сооружение башенного типа с даль-ностью видимости огня свыше 10 миль;

Маяк Кильдинский - Северный

Средства навигационного оборудования   Средства навигационного оборудования (СНО) – специальные соору-жения, конструкции или устройства, предназначенные для

Слайд 60Средства навигационного оборудования
святящий знак – сооружение с дальностью види-мости огня

менее 10 миль
плавучие предостерегательные знаки (буи, вехи, бакены) – являются

средствами ориентирования и используются для обозна-чения безопасных путей, навигационных опа-сностей, мест якорных и карантинных стоя-нок и т.п

Буй

Веха

Средства навигационного оборудованиясвятящий знак – сооружение с дальностью види-мости огня менее 10 мильплавучие предостерегательные знаки (буи, вехи,

Слайд 61Средства навигационного оборудования
Звукосигнальные: наутофон (нф), сирена (с), колокол (к) и

др. – используются для ориентирования в условиях ограниченной видимости и

устанавливаются на маяках, знаках, буях.

Радиотехнические: береговые РЛС, радиомаяки, радионавигацион-ные системы, спутниковые навигационные системы – используются для определения места корабля.

Гидроакустические: гидроакустические навигационные системы, подводные звуковые маяки – используются для определения места пл.

Электромагнитные: ведущие кабели – используются для обору-дования фарватеров.
Средства навигационного оборудованияЗвукосигнальные: наутофон (нф), сирена (с), колокол (к) и др. – используются для ориентирования в условиях

Слайд 62Дальность видимого горизонта в море
е – высота глаза наблюдателя
Географическая

дальность видимого горизонта (De) – расстояние от наблюдателя до линии

видимого горизонта с учетом рефракции (r).
Дальность видимого горизонта  в море е – высота глаза наблюдателяГеографическая дальность видимого горизонта (De) – расстояние

Слайд 63Дальность видимости ориентиров в море
Н
е
De

Dп
DП – полная (географическая) дальность

видимости ориентира:
DП = De + DH = 2,08·(e + H)
DK

– дальность видимости ориентиров, показанная на морских картах и в навигационных пособиях России для высоты глаза наблюдателя 5 метров.

Если фактическая высота глаза наблюдателя не равна 5 метрам, то полная дальность видимости ориентира равна:
DП = DK + D;
D = De – 2,08 ·5 = De 4,7.

Дальность видимости ориентиров в море  НеDeDнDпDП – полная (географическая) дальность видимости ориентира:DП = De + DH

Слайд 64Общие сведения о картографии
Карта – уменьшенное изображение земной поверхности на

плоскости, выполненное по определенному математическому закону.
План – карта ограниченного участка

земной поверхности, полученная без искажений

Объемное тело невозможно спроектировать на плоскость без искажений.
Степень и характер искажений зависит от закона проектирования Земли на плоскость и
проявляется в непостоянстве масштаба карты.

Общие сведения о картографии Карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, выполненное по определенному математическому закону.План

Слайд 65Картографическая проекция
Картографическая проекция – способ

проецирова-ния координатных линий (меридианов, параллелей) на плоскость по определенному математическому

закону.

Картографическая проекция
(математический закон)

Картографическая проекция     Картографическая проекция – способ проецирова-ния координатных линий (меридианов, параллелей) на плоскость

Слайд 66Общие сведения о картографии
Картографическая сетка – система координатных

линий (меридианов и параллелей), полученная при данной картографической проекции:
косая –

полюс системы координат отстоит от географического на угол от 0 до 90.

прямая – полюс системы координат совпадает с географическим полюсом Земли;

поперечная – полюс системы координат отстоит от географического на угол 90;

Общие сведения о картографии  Картографическая сетка – система координатных линий (меридианов и параллелей), полученная при данной

Слайд 67Общие сведения о картографии Классификация картографических проекций:
произвольные – проекции, обладающие специальными

свойствами для решения конкретных задач.

а) по характеру искажений:
равноугольные – не

искажают углов, сохраняют подобие фигур на местности и на карте;

равновеликие – не искажают площадей, сохраняют пропорциональность площадей на местности и на карте;

равнопромежуточные – проекции, сохраняющие постоянство масштаба по одному из направлений с экстремальным значением масштаба.

Общие сведения о картографии Классификация картографических проекций: произвольные – проекции, обладающие специальными свойствами для решения конкретных задач.а)

Слайд 68Классификация картографических проекций:
б) по виду координатных линий картографической сетки:
цилиндрические –

координатные ли-нии изображаются взаимно перпенди-кулярными прямыми линиями;
Конические – координатные линии

представляют радиальные прямые и концентрические окружности;
Классификация картографических проекций: б) по виду координатных линий картографической сетки:цилиндрические – координатные ли-нии изображаются взаимно перпенди-кулярными прямыми

Слайд 69Классификация картографических проекций:
перспективные (ортографические, стереографические, гномонические) – проекции, полученные путем

перспективы земной поверхности на картин-ную плоскость
Масштаб карты
Масштаб (главный или общий)

– степень уменьшения земной поверхно-сти при составлении карты.
Классификация картографических проекций:перспективные (ортографические, стереографические, гномонические) – проекции, полученные путем перспективы земной поверхности на картин-ную плоскостьМасштаб картыМасштаб

Слайд 70
МП = S / SO.





МК = ds / dsO;

ds –

бесконечно малый отрезок на карте;
dsO – бесконечно малый отрезок на

местности.

Масштаб карты

Главный масштаб соответствует центральной точке или линии проекции, где отсутствуют искажения. На морских картах такой линией является
главная параллель.


Масштаб плана – величина постоянная. Понятия «частный масштаб» для плана не существует.

Масштаб карты в произвольной точке карты – частный масштаб:

Масштаб плана – отношение расстояния S между двумя произвольными точками на плане к расстоянию SO между теми же точками на местности:

МП = S / SO.МК = ds / dsO;ds – бесконечно малый отрезок на карте;dsO – бесконечно

Слайд 71Масштаб карты
Предельная точность масштаба карты (ПТМ) – линейное расстояние на

местности, соответствующее 0,2 мм карты.

Масштаб картыПредельная точность масштаба карты (ПТМ) – линейное расстояние на местности, соответствующее 0,2 мм карты.

Слайд 72Прямая равноугольная цилиндрическая проекция Меркатора
При решении задач навигации возникает необходимость

отображения на морской карте линии курса корабля (локсодромии), измерения и

проклад-ки углов и направлений.

Требования к МНК:

1. Локсодромия на карте должна изображаться прямой линией;

2. Углы, измеренные на местности, должны быть равны соответству-ющим углам, проложенным на карте, т.е. проекция должна быть рав-ноугольной.

Прямая равноугольная цилиндрическая проекция  Меркатора При решении задач навигации возникает необходимость отображения на морской карте линии

Слайд 73 Принцип построения проекции Меркатора
Земля принимается за шар и рассма-тривается

условный глобус, масштаб которого равен главному масштабу.
PN
PS
e
q
Ао
А1
А2
Координатные линии (меридианы

и параллели) проецируются на цилиндр.

Ось цилиндра совпадает с осью ус-ловного глобуса.

Цилиндр касается условного глобу-са по линии экватора.

φ1

φ2

Принцип построения проекции Меркатора Земля принимается за шар и рассма-тривается условный глобус, масштаб которого равен главному

Слайд 74Принцип построения проекции Меркатора
После разрезания цилиндра по образую-щей и разворачивания

в плоскость обра-зуется картографическая сетка – взаимно перпендикулярные прямые линии:

меридианы и параллели.

Ао′

Цилиндр касается условного глобуса по экватору, поэтому круг АО на экваторе на карте изображается кругом Ао′.

При проецировании параллелей про-исходит их растяжение, причем чем па-раллель дальше отстоит от экватора (больше географическая широта) тем растяжение больше: круги А1 и А2 на карте изображаются эллипсами А1′, А2′, т.е. полученная проекция не равноуго-льная.

А1′

А2′

φ1

φ2

e

q

Принцип построения проекции МеркатораПосле разрезания цилиндра по образую-щей и разворачивания в плоскость обра-зуется картографическая сетка – взаимно

Слайд 75Принцип построения проекции Меркатора
Чтобы эллипсы А1′ и А2′ превра-тились в

круги А1′, А2′, необхо-димо меридиан в каждой точке вытянуть пропорционально

рас-тяжению параллели в данной точке

А1′

Ao

А2′

Чем больше широта, тем больше растянута параллель, а следова-тельно, тем больше должен быть вытянут меридиан.

В результате одинаковые круги на глобусе, расположенные на разных параллелях, на карте изобразятся кругами разных размеров, увели-чивающихся с географической ши-ротой.

φ2

φ1

e

q

Принцип построения проекции МеркатораЧтобы эллипсы А1′ и А2′ превра-тились в круги А1′, А2′, необхо-димо меридиан в каждой

Слайд 76Принцип построения проекции Меркатора

Полученная таким

образом проекция является:
прямой – ось цилиндра совпадает с осью вращения Земли;
равноугольной – элементарный круг на земной поверхности изображается на карте кругом (сохраняется подобие фигур);
цилиндрической – картографическая сетка (меридианы и параллели) пред-ставляет собой взаимно перпендикулярные прямые линии.

Уравнение проекции для шара имеет вид:

x = R ln tg (45 +  / 2 ),
y = R .

Графическое изображение на карте одной минуты дуги меридиана (морская миля) увеличивается с географической широтой.

Следовательно, при измерении и прокладке расстояний необходимо ис-пользовать ту часть линейного масштаба карты, в широте которого осущест-вляется плавание корабля.

Принцип построения проекции Меркатора

Слайд 77Единицы длины на меркаторской проекции
Параллель, на которой масштаб равен

главному масштабу, назы-вается главной параллелью.
Широта главной

параллели данной карты указывается в заголовке карты.

Шкала широты

Шкала долготы

1′ дуги экватора
географическая
или экватори-
альная миля

Длина изображения 1′ дуги экватора
в мм – единица карты

Длина 1′ дуги меридиана
- Морская миля

Длина 1′ дуги меридиана
в мм карты – меркаторская
миля

Длина дуги параллели
в морских милях –
отшествие (w)

W

Единицы длины на меркаторской проекции Параллель, на которой масштаб равен главному масштабу, назы-вается главной параллелью.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика