размеров, приня-тый в государстве в качестве моде-ли Земли.
Характеристики референц-эллипсоида:
Характеристики референц-эллипсоида:
к востоку от Гринвича – восточная (Е), знак (+); к западу – западная (W), знак (-).
Меньшая дуга
экватора
между А и В
к Е (+) к W (–)
от 0° до 180°
Δλ
если в результате вычислений Δλ>180°, то полученный результат вычесть из 360°и изменить наименование (знак)
Квазигеографические полюса, смещены относительно географи-ческих, на угол 90˚ и имеют следующие координаты:
Северный квазиполюс ( Pnq ) φ = 0,0˚ λ = 180,0;
Южный квазиполюс ( Psq ) φ = 0,0˚ λ = 0,0˚.
Координатные линии системы - квазипараллели и квазимеридианы,
а координаты - квазиширота (φq) и квазидолгота (λq).
Квазигеографическая система координат
Полярная система координат
Сечение эллипсоида плоскос-тью, параллельной плоскости эк-ватора, образует окружность – параллель радиуса r.
Сечение эллипсоида плоскостью меридиана образует эллипс с радиу-сом кривизны М.
Сечение эллипсоида плоскостью первого вертикала ( нормальное сечение) образует эллипс с радиусом кривизны N.
M
N
Ps
РN
Ps
e
q
Меридианную (географическую) – отсчет произво-дится от меридиа-на наблюдателя;
Пеленг – горизонтальный угол меж-ду северной частью меридиана и направлением из точки наблюдения на объект
ИК = ИП – КУ;
КУ = ИП – ИК.
Величина, отличающаяся от ИП на 180°, называется обратный истинный пеленг:
ОИП=ИП±180°.
Угол в плоскости истинного горизонта между северной частью географического и компасного меридианов называется:
поправкой компаса (курсоуказателя) К.
Если Nк расположен к востоку (справа) от истинного – поправка положительная,
знак – плюс, к запада – поправка отрицательная, знак - минус
К = ИП – КП; К = ИК – КК.
Определение ΔК по пеленгу на отдаленный ориентир
горизонтальную – H
вертикальную – Z.
Угол I – магнитное наклонение.
Угол между северной частью истинного и магнитного меридианов называется магнитное склонение – d
d W (-)
Горизонтальный угол между северной частью магнитного меридиана и диамет-ральной плоскостью корабля называет-ся магнитным курсом - МК.
Горизонтальный угол между северной частью магнитного меридиана и напра-влением на ориентир называется магнитным пеленгом МП.
n- количество лет между годом издания
МНК и годом плавания
Курсы и пеленги, измеряемые относительно компасного ме-ридиана, называются компас-ными.
МК = d + ,
которая имеет знак плюс ( + ), если компасный меридиан к востоку от истинного, и знак минус ( - ), если к западу
N
ИК
Скорость корабля относительно поверх-ности воды под воздействием движителей и ветра – относительная скорость (VO).
Vo
Под воздействием внешних факторов (ветра и течения) корабль вместе с водными мас-сами перемещается относительно морского дна со скоростью течения (VТ) по направ-лению Кт
VТ
Таким образом, под воздействием собствен-ных движителей, ветра и течения корабль пе-ремещается относительно морского дна со скоростью V, которая называется абсолют-ной или путевой.
V
путь корабля – линия его
фактического перемещения.
Основной единицей длины в навигации является морская миля.
Морская миля – длина одной минуты дуги меридиана эллипсоида
В 1931 году в качестве единицы длины была принята стандартная миля, равная длине одной минуты дуги меридиана эллипсоида в ши-роте 4418 и составляющая 1852 метра.
В настоящее время термин стандартная миля практически вы-шел из употребления и заменен термином – морская миля.
Кабельтов – одна десятая часть морской мили = 185,2 метра
относительный – измеряет VO;
абсолютный – измеряет V.
По принципам измерения относительной скорости лаги подразделяются на:
∫Vлdt
определение относительной скорости VO, соответствующей ей ча-стоте работы движителей NO;
определение поправок относительного лага - л%.
Для определения скорости используются специально оборудованные полигоны, называемые мерными линиями, на которых некоторым обра-зом создается эталонное расстояние SЭ, например, с помощью створных знаков, как показано на рисунке:
SЭ
Т=0
Т=ti (сек)
частота вращения движителей вычисляется по показаниям суммарного счетчика оборотов - No
Поправка относительного лага л% - относительная суммарная системати-ческая погрешность лага, взятая с обратным знаком:
Коэффициент относительного лага:
рассчитать пройденное расстояние Sоб = Vоб · t, где t – время плавания.
Способ расчета пройденного расстояния по скорости и време-ни плавания является резервным при выходе из строя отно-сительного лага, а при работе лага используется для контроля работы счетчика пройденного расстояния - в процессе плава-ния пл сравнить: SЛ ≈ Sоб.- лаг работает исправно.
Навигационная опасность
Естественные
Искусственные
Мель;
Отмель;
Банка;
Риф;
Подводная коса;
Подводная скала
и др.
Свая;
Ряж;
Боно-сетевое загражде-
ние;
-Гидро-технические соору-
жения;
-Затоновший корабль и др.
Сведения об опасностях – МНК, лоции, руководства для плавания
Зрительные:
маяки (МК), светящие (несветящие) знаки (зн) – используются для определения места корабля:
маяк – сооружение башенного типа с даль-ностью видимости огня свыше 10 миль;
Маяк Кильдинский - Северный
Буй
Веха
Если фактическая высота глаза наблюдателя не равна 5 метрам, то полная дальность видимости ориентира равна:
DП = DK + D;
D = De – 2,08 ·5 = De 4,7.
Объемное тело невозможно спроектировать на плоскость без искажений.
Степень и характер искажений зависит от закона проектирования Земли на плоскость и
проявляется в непостоянстве масштаба карты.
Картографическая проекция
(математический закон)
прямая – полюс системы координат совпадает с географическим полюсом Земли;
поперечная – полюс системы координат отстоит от географического на угол 90;
равновеликие – не искажают площадей, сохраняют пропорциональность площадей на местности и на карте;
равнопромежуточные – проекции, сохраняющие постоянство масштаба по одному из направлений с экстремальным значением масштаба.
Масштаб карты
Главный масштаб соответствует центральной точке или линии проекции, где отсутствуют искажения. На морских картах такой линией является
главная параллель.
Масштаб плана – величина постоянная. Понятия «частный масштаб» для плана не существует.
Масштаб карты в произвольной точке карты – частный масштаб:
Масштаб плана – отношение расстояния S между двумя произвольными точками на плане к расстоянию SO между теми же точками на местности:
Требования к МНК:
1. Локсодромия на карте должна изображаться прямой линией;
2. Углы, измеренные на местности, должны быть равны соответству-ющим углам, проложенным на карте, т.е. проекция должна быть рав-ноугольной.
Ось цилиндра совпадает с осью ус-ловного глобуса.
Цилиндр касается условного глобу-са по линии экватора.
φ1
φ2
Ао′
Цилиндр касается условного глобуса по экватору, поэтому круг АО на экваторе на карте изображается кругом Ао′.
При проецировании параллелей про-исходит их растяжение, причем чем па-раллель дальше отстоит от экватора (больше географическая широта) тем растяжение больше: круги А1 и А2 на карте изображаются эллипсами А1′, А2′, т.е. полученная проекция не равноуго-льная.
А1′
А2′
φ1
φ2
e
q
А1′
Ao
А2′
Чем больше широта, тем больше растянута параллель, а следова-тельно, тем больше должен быть вытянут меридиан.
В результате одинаковые круги на глобусе, расположенные на разных параллелях, на карте изобразятся кругами разных размеров, увели-чивающихся с географической ши-ротой.
φ2
φ1
e
q
Уравнение проекции для шара имеет вид:
x = R ln tg (45 + / 2 ),
y = R .
Графическое изображение на карте одной минуты дуги меридиана (морская миля) увеличивается с географической широтой.
Следовательно, при измерении и прокладке расстояний необходимо ис-пользовать ту часть линейного масштаба карты, в широте которого осущест-вляется плавание корабля.
Шкала широты
Шкала долготы
1′ дуги экватора
географическая
или экватори-
альная миля
Длина изображения 1′ дуги экватора
в мм – единица карты
Длина 1′ дуги меридиана
- Морская миля
Длина 1′ дуги меридиана
в мм карты – меркаторская
миля
Длина дуги параллели
в морских милях –
отшествие (w)
W
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть