Слайд 1Московский Государственный Университет Путей Сообщения (МИИТ)
Институт пути, строительства и сооружений(ИПСС)
Кафедра
пути и путевого хозяйства.
Курсовая работа
«Разработка мероприятий по защите путей от
снежных заносов на заданной станции и на прилегающих к ней перегонах.»
Выполнил:
Студент группы
СЖД-
Руководитель проекта:
Кузнецова Е.А.
Москва 2012 год
Слайд 2ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
1.ЗАЩИТА ПУТЕЙ ОТ СНЕЖНЫХ ЗАНОСОВ НА ПЕРЕГОНАХ И СТАНЦИЯХ…………………………………………………………..
1.1. Определение
поперечного сечения снежного вала за зимний период времени……………………………………………………….
1.2. Определение ширины
лесонасаждений и типовых схем снегоудерживющих устройств………………………………………
2. ОЧИСТКА ПУТЕЙ ОТ СНЕГА И УБОРКА СНЕГА НА СТАНЦИИ……………………………………………………………
2.1. Очередь очистки путей на станции…………………………….
2.2. Технология уборки снега на станции…………………………..
2.3. Расчет ведомости снегоуборочных работ на станции…………
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОБАСНОСТИ ПРИ ОЧИСТКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ И СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
Слайд 3Своевременное осуществление мер по надежной защите пути от снежных заносов
,эффективное использование снегоочистителей и снегоуборочной техники направленно на обеспечение четкой
работы железнодорожного транспорта в зимний период.
Большую опасность для движения поездов представляют метели, при которых образуются заносы пути и плотные снегоотложения. При отложениях снега, даже при спокойном снегопаде, более 20см выше головки рельса создается опасность схода подвижного состава с рельсов, из – за попадания снега между остряками и рамными рельсами затрудняется перевод стрелок, образование уплотненного слоя снега в области контакта подошвы рельса и подкладки может привести к аварии поезда, снег на пути увеличивает сопротивление движению, что приводит к повышению расходу электроэнергии и топлива, снижает скорость движения, а глубокие заносы могут вызвать даже прекращение движения поездов.
Слайд 4Снегоборьба- это защита пути от снега. В основу снегоборьбы закладываются
три основных положения:
временно не допускать попадания снега на путь;
попавший на
путь снег немедленно убрать;
все работы по снегоборьбе проводить без нарушения графика движения поездов, по заранее составленному плану, согласованному с технологическими процессами работы станции и графиком движения поездов;
Образование снежных отложений на пути происходит при следующих метрологических явлениях:
при снегопаде – выпадения снега при отсутствии ветра;
при поземки (низовой метели) – переносе ранее выпавшего снега ветром при отсутствии снегопада;
при верховой (общей) метели – выпадении и переносе снего при ветре.
Слайд 5При снегопадах путь покрывается ровным слоем снега. При метелях образуются
неравномерные плотные отложения снега или заносы пути, что представляет значительно
большую опасность для движения поездов.
Снегоотложения пути создают на пути следующие трудности для движения поездов:
увеличивается сопротивление движению поездов, что приводит к повышенному расходу электроэнергии или топлива;
снижаются скорости движения поездов;
из – за попадания снега между остряками и рамными рельсами затрудняется перевод стрелок;
Создается возможность «запрессовки» - образовании уплотненного слоя снега в области контакта подошвы рельса и подкладки, следствием которого может быть сход подвижного состава с рельсов;
При высоте снега более 20 см. выше головки рельса возможен сход подвижного состава с рельсов ;
Глубокие заносы могут вызвать прекращение движения поездов.
Слайд 6Система мероприятий по предупреждению снежных заносов и удалению снега с
пути включают различные средства. Выбор средств происходит на основании учета
двух основных признаков снегозаносимых участков: категории и степени снегозаносимости. Категория зависит от поперечного профиля земляного полотна и определяет очередность по времени защиты пути от заносов. Степень заносимости определяется расчетным годовым объемом метелевого снега и учитывается при проектировании снегозащитных ограждений.
Слайд 7Степень снегозаносимости зависит от местных условий расположения района железной дороги
и определяется количеством местного снега., откладываемого на 1 м длины
пути с левой и правой стороны.
По степени снегозаносимости участки делятся:
Особосильнозаносимые (более 600м3)
Сильно заносимые (от 301 до 600м3)
Среднезаносимые (от 101 до 300м3)
Слабозаносимые ( менее 100 м3)
Степень снегозаносимости используется при выборе средств защиты пути от снега.
Слайд 12
На основании данных строим розу переноса снега, которая отображает
количество снега в процентном отношении откладываемого к защите, расположенной перпендикулярно
потоку по каждому румбу (см. рисунок 1.1).
Слайд 13Рисунок 1.1
С помощью данного рисунка делаем следующий вывод: наиболее мощную
защиту следует устанавливать с восточной стороны.
Слайд 14
1.2 Определение ширины лесонасаждений и типовых схем снегоудерживающих устройств.
Определение расчетной
площади поперечного сечения снежного вала
Для расчета необходимо определить угол атаки
(минимальный угол между румбом и направлением железной дороги) по каждому румбу. Расчетная площадь поперечного сечения снежного вала определяется по формуле:
Wp=Wi*sinαi
где αi – угол атаки.
Слайд 15 Таблица 1.2
Определение расчетной площади поперечного сечения снежного вала.
Слайд 16
По степени снегозаносимости участки примыкания относятся:
С западной стороны к
сильнозаносимым (300 м3
м3).
Выбор средств защиты пути от снежных заносов.
Средства защиты пути от снежных заносов делятся на контурную и внутристанционную. К контурной относятся лесонасаждения, снегозащитные заборы, переносные щиты, снежные стенки и траншеи.
Наиболее надежной защитой пути от снега является полосная живая защита-лесонасаждение. В лесной местности на путь попадает снег только при снегопадах и общих метелях. Интенсивность накопления такого снега невелика. В качестве защитных лесонасаждений применяют насаждения главным образом из лиственных пород, реже из елей. Защитные лесонасаждения представляют собой систему полос различной ширины с разрывами между ними.
Слайд 17
Ширина лесной посадки определяется по формуле:
Где k – коэффициент,
зависящий от интенсивности снегопада (k=5)
Принято 8 основных типов защитных лесонасаждений:
(рис.1.2)
Слайд 18Рисунок 1.2 Схемы расположения снегозащитных полос типовых конструкций.
Слайд 19
Принимаем для западного участка 8 тип, а для восточного
участка 4 тип лесонасаждений соответсвенно (рис. 1.3).
Рисунок 1.3 Схемы расположения
снегозащитных полос для западного и восточного участка
Несмотря на то, что наиболее надежной защитой являются лесонасаждения, по климатическим и почвенным условиям не везде представляется возможность осуществлять лесопосадку. В этих местах, а также до вступления в строй лесозащитных насаждений применяются постоянные заборы и переносные щиты.
Слайд 20
Определим высоту снегозащитного забора. Она определяется по формулам:
Для однорядного
забора
Для двурядного забора (если высота обычного более 5,5 м)
Высоты
заборов получаются выше типовых, следовательно используем двурядные заборы с высотами
Слайд 21
Рис. 3 Конструкция щита с равномерной просветностью по всей
высоте.
Слайд 22
Выбираем следующие типовые конструкции заборов:
с западной стороны – двухрядный
забор с равномерной просветностью по высоте 1-го типа высотой 4,5
метра;
с восточной стороны – двухрядный забор 3-го облегченного типа высотой 5 метров (см. рисунок 1,4).
Слайд 23
Рисунок 1.4
Схема промежуточной станции однопутной линии с грузовым двором с
противоположной стороны пассажирского здания.
Слайд 24
Рисунок 1.4
Схема промежуточной станции однопутной линии поперечного типа с
грузовым двором с противоположной стороны пассажирского здания.
Слайд 25
2. РАЗРАБОТКА ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНА СНЕГОБОРЬБЫ НА СТАНЦИЯХ.
2.1. Очередность очистки
станционных путей.
Все станционные пути по времени их очистки и уборки
от снега делятся на три очереди.
К первой очереди относятся главные, горочные, сортировочные пути и маневровые вытяжки, приемоотправочные пути с расположенными на них стрелочными переводами, пути стоянок восстановительных и пожарных поездов, снегоочистителей и снегоуборочных поездов, а также пути, ведущие к складам топлива и дежурным пунктам контактной сети (отмечаются красным цветом).
К третьей очереди относятся все прочие пути (отмечаются зеленым цветом).
Слайд 26
2.2 Технология уборки снега на станции.
Технология очистки станционных путей
от снега зависит от типа и количества имеющейся снегоуборочной техники.
Очистка
путей от снега на промежуточных станциях производится, как правило, снегоочистителями и стругами, на сортировочных, участковых и крупных пассажирских станциях – снегоуборочными машинами или снегоуборочными поездами. Рабочая скорость снегоочистителя при работе на станции должна быть 40 км/ч, струга – от 10 до 15 км/ч; снегоуборочного поезда в зависимости от количества снега – от 5 до 10 км/ч.
Снегоуборочная машина (поезд) собирает снег с пути, грузит его на себя, затем отвозит снег в установленное место, где и разгружает его в сторону от пути. Снегоуборочный поезд состоит из головной машины, одного или двух промежуточных и концевого полувагонов. Головная машина является уборочным агрегатом, а полувагоны – тарой для погрузки снега. Концевой полувагон, кроме того, имеет разгрузочное устройство. Снегоуборочная машина представляет собой одновагонный снегоуборочный поезд (все агрегаты размещены в одном вагоне).
Слайд 27
Наиболее рациональным является комплексное использование снегоуборочных поездов, снегоочистителей и
стругов. При этом главные и 1-2 приемоотправочные пути в пределах
всех разделительных пунктов очищают снегоочистителями, переваливая снег на соседние пути. Затем собранный на этих путях снег убирают снегоуборочной машиной. В зависимости от местных условий этот прием можно применять и на других путях. Такая технология позволяет быстро освободить от снега пути, наиболее нагруженные поездной работой. (снегоочиститель очищает путь от снега в несколько раз быстрее, чем снегоуборочная машина)
На некоторых станциях или в отдельных парках, где нет строений с одной стороны путей, снег можно удалять с крайнего пути с помощью снегоочистителя или струга под откос (в сторону пути).
При планировании очистки путей и уборки снега на крупных станциях необходимо учитывать особенности организации работ в различных парках.
Слайд 28
В сортировочном парке в первую очередь очищают и убирают
снег с горочной горловины и сортировочных путей на расстоянии 150-200
м от башмакосбрасывателей вглубь парка. Эту работу наиболее эффективно выполнять двумя снегоуборочными поездами. При этом первый снегоуборочный поезд направляют в сторону горки (его локомотив должен находиться со стороны парка приема). По сигналу руководителя работ снегоуборочный поезд подается с юрки на очищаемый путь: после проследования стрелочных переводов включаются щетки для забора снега и снегоуборочный поезд движется вглубь парка, осаживая после прицепки находящиеся на пути вагоны, пока голова снегоуборочного поезда не пройдет 150-200м за башмакосбрасыватель, осаживаемые вагоны отцепляются и машина в рабочем состоянии с включенными рабочими органами движется в сторону горки до предельного столбика. При отсутствии роспуска вагонов на данные пути снегоуборочный поезд продолжает двигаться за разделительную стрелку и переезжает на следующий путь; цикл повторяется до тех пор, пока не заполнится снегом весь состав. По окончанию уборки снега с участков тормозных позиций приступает к работе второй снегоуборочный поезд, который очищает от снега оставшиеся участки сортировочных путей.
Слайд 29
Заезд этого поезда производится со стороны горловины парка формирования.
При этом он направлен в сторону горки. Если на пути
имеются отдельно стоящие вагоны, они прицепляются к локомотиву и осаживаются на горку до тех пор, пока головная машина не встанет на начало очистки пути и сторону парка. Затем снегоуборочный поезд в рабочем состоянии движется в сторону горловины парка формирования и осуществляет очистку пути от снега. Вагоны подтягиваются к предельному столбику этой горловины и отцепляются. Цикл повторяется до полной уборки снега с путей парка.
Для уборки снега с путей парка приема снегоуборочный поезд, сформированный по схеме: локомотив, концевой полувагон, промежуточные полувагоны, головная машина, передвигается по свободному пути в противоположную от горки горловину. Одновременно за ним следует горочный локомотив, который подает состав, подлежащий роспуску, и убирает его на путь, с которого горочный локомотив в том же порядке убирает состав.
В парке отправления уборка пути от снега выполняется снегоуборочным поездом вслед уходящему на участок формирования составу.
Слайд 30
При составлении графика работ по очистке путей от снега
для сортировочных станций в первую очередь планируется очистка горочной горловины,
затем приемных и отправочных путей и последними очищаются межпарковые пути.
2.3. Расчет ведомости снегоуборочных работ на станции.
Тип снегоуборочной машины выбирают исходя из требования, после прекращения интенсивного снегопада или метели станция должна быть очищена от снега в течение трех суток без ущерба для поздной и маневровой работы станции. Продолжительность очистки станции от снега зависит от объема снега, подлежащего уборке, производительности загрузочного устройства и емкости снегоуборочной машины, от расположения мест выгрузки и дальности возки до них, от интенсивности движения поездов и работы станции.
Слайд 31
Выбор типа снегоуборочной машины проводят следующим образом:
-подсчитывают общий объем
снега, который нужно вывезти со станции;
-выбирают одну из имеющихся на
сети снегоуборочных машин с учетом объема снега, который необходимо убрать;
-подсчитывают количество рейсов (циклов), которые необходимо будет сделать, чтобы вывести весь снег со станции;
-определяют продолжительность одного цикла;
-подсчитывают общее количество времени, которое нужно будет затратить, чтобы вывезти весь снег со станции.
На основание полученного результата делается вывод, удовлетворяет ли выбранная снегоуборочная машина поставленному требованию ( в течение трех суток очистить станцию от снега) или необходима еще одна машина той же или меньшей производительности. Может оказаться, что выбранная снегоуборочная машина может обеспечить уборку не одной, а нескольких таких станций, убирая на них снег поочередно по специальному графику.
Слайд 32
Объем неуплотненного снега, подлежащего вывозке со станции, подсчитывается по
формуле:
Q=ΣL*5,3*hc
Где 5,3 – средняя ширина междупутья на станции, м;
hc –
высота выпавшего снега, м (hc=0,25 м).
ΣL – общая длина путей станции, с которых снег убирается снегоуборочной машиной, м.
Слайд 33
Таблица 2.1 Ведомость длины путей на станциях
Слайд 34
Объем неуплотненного снега равен:
Q1=10510*5,3*0,25=13925,75 м3
Q2=13336*5,3*0,25=17670,20 м3
Qобщ=13926,75+17670,20=31595,95 м3
Необходимое количество рейсов
для вывозки снега со всей станции определяется из выражения:
(2.2)
Где: q – емкость снегоуборочной машины СМ-2, м3 (q=420 м3);
ky – коэффициент уплотнения снега при погрузке (ky=0,5).
Слайд 35
Продолжительность одного цикла работы снегоуборочного поезда (машины) можно определить
по формуле:
(2.3)
где t1 – время загрузки снегоуборочного поезда, мин;
(2.4)
где q – емкость СМ-2 (q=420 м3/ч);
j – производительность загрузочного устройства (jсм-2=1200 м3/ч);
tзр=3 мин – время на зарядку и разрядку машины.
Слайд 36
t2 – время, необходимое на подготовку маршрута (10 мин);
t3=
t5 – продолжительность рейсов снегоуборочного поезда к месту выгрузки и
обратно, мин.
Продолжительность рейсов к месту выгрузки t3 и обратно t5 принимают равными друг другу и определяют из выражения:
(2.5)
где Lв – расстояние от места загрузки снегоуборочного поезда до места выгрузки снега, км;
Vср – средняя скорость следования снегоуборочного поезда, Vср= 20км/ч.
t4 – продолжительность выгрузки, (t4=9 мин);
Тц=24+10+3*Lв+9+3*Lв=43+6*Lв мин
Слайд 37
Для 1-ой станции убранный снег вывозится:
С 7-го пути –
на 9-й тупик (Lв=1,0 км)
с 3-го пути – на 9-й
тупик (Lв=1,6 км)
с 2-го пути – на 4-й путь (Lв=1,5 км)
Для 2-ой станции убранный снег вывозится:
С 3-го пути – на 9-й тупик (Lв=1,6 км)
с 2-го пути – на 9-й тупик (Lв=1,5 км)
с 7-го пути – на 8-й тупик (Lв=1,5 км)
Слайд 38Расчет продолжительности циклов работы Таблица 2.2
Слайд 39Ведомость механизированного выполнения снегоуборочных работ на станции 1 и 2
при толщине снега 25 см Таблица 2.3
Слайд 40
График работы снегоуборочной машины СМ-2.
Слайд 41
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОЧИСТКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ И СТРЕЛОЧНЫХ
ПЕРЕВОДОВ.
При подготовке территории, станции и перегоны должны быть подготовлены к
работе снегоочистителей снегоуборочных машин: материалы верхнего строения пути убраны и уложены в определенные места, которые при необходимости должны быть ограждены, высокая трава и бурьян должны быть скошены, на стрелочных переводах установлены таблички с номером СП на приводе, а путевые коробки, бутлеги и другие следует обозначить соответствующими знаками. Необходимо провести пробные поездки снегоочистителей в рабочем положении, в ходе которого определить опасные места, особенно пассажирские платформы, места скопления людей и другие препятствия, где в целях предотвращения травм пассажиров запрещается раскрывать крылья и необходимо ограничить скорость движения снегоочистителя в рабочем положении.
Слайд 42
Очисткой снега от стрелок могут руководить: дорожный мастер, бригадир
пути, обученные монтеры не ниже 3 разряда пути и ПМС,
а также работники предприятий железных дорог, направленные на борьбу со снегом, прошедшие медицинское освидетельствование и оформленные приказом по дистанции пути в установленном порядке.
Перед началом очистки на централизованных стрелочных переводах старший группы или монтер пути, работающий в одно лицо, должен оградить места работ днем красным сигналом, ночью и в дневное время в тумане, метели и в другие неблагоприятные условия, ухудшающие видимость – ручным фонарем с красными огнями.
Проход к месту очистки путей от снега на перегонах и возвращение обратно должны происходить в стороне от железнодорожного пути или по обочине. Работы по очистке централизованных стрелочных переводов от снега должны производиться в перерывах между движением поездов маневровых составов.
В местах, где невозможно работа машин или при их отсутствии. Допускается очистка путей от снега и его уборка вручную при соблюдении следующих требований безопасности:
Слайд 43
- при очистке пути траншеями или разделки снеговых откосов
после очистки снегоочистителями в откосах должны быть сделаны ниже на
расстоянии 20-25 см одна то другой с расположением их в шахматном порядке для возможности пропуска поездов.
- размеры ниши должны определяться в каждом отдельном случае количеством работающих, с учетом их расположения в нише не ближе 2 м от крайнего рельса, но быть глубиной не менее 0,75 м и шириной не менее 2 м.
-при очистке пути от снега в выемках следует принимать меры, необходимые для предотвращения обвала.
-при очистке станционных путей и стрелок необходимо складывать снег в валы, в которых должны быть сделаны разрывы (шириной 1 метр не реже чем через 9 метров), или в кучи с такими же разрывами для удобства работы и прохода.
Слайд 44
Работы по очистке и уборке горочных и подгорочных путей
от снега может производиться лишь в периоды, когда эти пути
закрыты.
При работе снегоуборочных и снегоочистительных машин необходимо соблюдать следующие требования:
Работой снегоочистителя по очистке путей на перегонах и станциях руководит дорожный мастер;
При работе снегоочистителя не допускается нахождения работающих на расстоянии менее 40 метров впереди плужного снегоочистителя и в зоне рабочих органов при открытии и закрытии крыльев, при опускании плуга, а также во время работы машины.
Слайд 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Гринь Е.Н., Егоров А.О. Организация снегоборьбы на
железных дорогах: Методические указания. – М.:МИИТ, 2008. – 108 с.
Комплексная
механизация путевых работ: Учебник для студентов вузов ж.д. трансп. / В.Л. Уралов, Г.И. Михайловский, Э.В. Воробьев и др.; Под ред. В.Л. Уралова. – М.: Маршрут, 2004, - 382 с.