Слайд 1
Москва
7 декабря 2010 года
Образец заголовка
Москва, 2014 год
Управление качеством образования на
основе результатов мониторинговых исследований
Слайд 3Самые важные результаты международных исследований
В соответствии с международными стандартами PISA
российские учащиеся 15-летнего возраста, начиная с 2000 года, демонстрируют результаты
ниже средних по странам ОЭСР по читательской, математической и естественнонаучной грамотности. В 2012 году наметились положительные тенденции в результатах по всем направлениям функциональной грамотности (PISA).
Слайд 4Самые важные результаты мониторинга качества образования в соответствии с ФГОС
Слайд 5Краткая информация об исследованиях
PIRLS, TIMSS и PISA
PIRLS - Оценка
качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс)
TIMSS
- Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы)
PISA - Оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания
PIRLS&TIMSS&PISA: Выявление динамики в результатах (TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007, 2011; PIRLS: 2001, 2006, 2011; PISA: 2000, 2003, 2006, 2009, 2012)
PIRLS&TIMSS&PISA: Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах
оценка качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию
Слайд 6Почему более 60 стран мира участвуют в международных сравнительных исследованиях?
Международный
симпозиум «Методологические преимущества крупно-масштабных кросс-национальных исследований в области образования (2000
г.):
Высокое научное и техническое качество международных исследований и вследствие этого высокое доверие к их результатам позволяет странам использовать результаты этих исследований для реформирования системы образования.
Во многих странах больше доверия к международным исследованиям, чем к национальным.
Результаты исследований помогают понять систему образования в стране в сравнении с другими странами.
Международные исследования способствуют обеспечению качества проведения национальных исследований в области оценки качества образования.
В рамках международных исследований наиболее эффективно отрабатываются новые технологии в области оценки качества образования
Слайд 7Участники исследований PIRLS,TIMSS и PISA
PIRLS - около 325 тысяч учащихся
начальной школы из 49 cтран
Россия: 4461 выпускник начальной школы из
202 образовательных учреждений 42 регионов страны
TIMSS – более 600 тысяч учащихся начальной и основной школы из 63 стран
Россия: 4467 выпускников начальной школы из 202 образовательных учреждений 42 регионов страны и
4893 учащихся 8 класса из 210 образовательных учреждений 42 регионов страны
Российские выборки учащихся в исследованиях PIRLS и TIMSS (4 класс) практически совпадали.
PISA – около 510 тысяч 15-летних учащихся из 65 стран
Россия: 5219 учащихся 15-летнего возраста из 227 образовательных учреждений 42 регионов страны, обучавшихся по программам: основного общего образования: 7-8 классы – 8,4% (2000 г. - 2%), 9 класс – 73,5% (27%); среднего общего образования: 10-11 классы – 13,7% (49%); начального и среднего профессионального образования – 4,3% (22%)
Выборки российских учащихся являются представительными, что позволяет перенести полученные результаты на все генеральные совокупности учащихся 4 и 8 классов, а также 15-летних учащихся России.
Слайд 8Каково состояние
российского образования в
начальной и основной школе?
Слайд 9Международная шкала и уровни достижений в исследованиях PIRLS и TIMSS
Задание
IV
Задание III
Задание II
Задание I
Слайд 10Результаты учащихся 4-го класса начальной школы (PIRLS/TIMSS)
Чтение
Математика
Естествознание
Среднее значение шкалы PIRLS
и TIMSS – 500
45 стран
35 стран
44 страны
Слайд 11Математика
Естествознание
Среднее значение шкалы PIRLS и TIMSS – 500
Результаты учащихся 8
класса основной школы (TIMSS)
36 стран
33 страны
Слайд 12Математическая грамотность
на практике (PISA)
Проблема,
в контексте
Результаты
в
контексте
Математическая
проблема
Математические
результаты
Оценивать
Интерпретировать
Применять
Формулировать
РЕАЛЬНЫЙ МИР
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР
Математическая грамотность – это способность индивидуума
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане.
Слайд 13Пример задания
«Парусные корабли»
Типичная задача для учащихся 5-6 классов:
«За
год двигатель на корабле потребляет 3500000 л топлива, 1 литр
топлива стоит 0,42 р. Установка паруса на корабле стоит 2500000 р. Парус экономит 20% топлива. Через сколько лет экономия топлива покроет стоимость установки паруса?»
Создать модель решения и выполнить арифметические действия
Девяносто пять процентов товаров в мире перевозят по морю примерно 50 000 танкеров, грузовых кораблей и контейнеровозов. Большинство этих кораблей используют дизельное топливо.
Инженеры планируют разработать поддержку кораблей, используя силу ветра. Их предложение заключается в прикреплении к кораблям кайтов (парящих в воздухе парусов) и использовании силы ветра, чтобы уменьшить расход дизельного топлива и его влияние на окружающую среду.
Результат российских учащихся: 16%
Средний результат учащихся стран ОЭСР: 15%
Максимальный результат: 47%
Через сколько примерно лет экономия на дизельном топливе покроет стоимость установки кайта? Приведите вычисления, подтверждающие ваш ответ.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МИР
РЕАЛЬНЫЙ МИР
Слайд 14Результаты 15-летних учащихся
по математической грамотности
Лидирующие страны и территории: Шанхай
(Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Тайвань, Республика Корея
29 стран,
средний
балл которых статистически значимо выше среднего балла России
26 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России
9 стран, средний балл которых не отличается от балла России
(Норвегия, Португалия, Италия, Испания, Словацкая Республика, США, Литва, Швеция, Венгрия)
Пермский край – 484 балла
Слайд 15Результаты 15-летних учащихся
по читательской грамотности
Лидирующие страны и территории: Шанхай
(Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Япония, Республика Корея
35 стран, средний
балл которых статистически значимо выше среднего балла России
23 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России
6 стран, средний балл которых не отличается от балла России
(Израиль, Швеция, Словения, Литва, Греция, Турция)
Пермский край – 482 балла
Слайд 16Результаты 15-летних учащихся
по естественнонаучной грамотности
Лидирующие страны и территории: Шанхай
(Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Япония
31 страна,
средний балл
которой статистически значимо выше среднего балла России
27 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России
6 стран, средний балл которых не отличается от балла России
(Норвегия, Венгрия, Хорватия, Люксембург, Португалия, Швеция)
Пермский край – 480 баллов
Слайд 17Как изменились результаты
российских учащихся за последнее десятилетие?
Слайд 18Изменение результатов российских учащихся 4-х и 8-х классов
4 класс
8 класс
Слайд 19 Изменение результатов
российских 15-летних учащихся
По сравнению с 2009 годом результаты
улучшились:
на 14 баллов на 16 баллов на 8
баллов
Слайд 20Уровни достижений российских учащихся
4 класса
Низкий
(400 баллов)
Средний
(475 баллов)
Высокий
(550 баллов)
Высший
(625 баллов и выше)
Не достигли низкого уровня 1%
по чтению, 3% по математике и 2% по естествознанию.
Чтение,
568
Математика, 542
Естествознание, 552
Чтение: 19% могут воспринимать текст целостно и понимать отдельные единицы текста в их взаимосвязи; могут опираться на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции;
Математика: 13% могут решать достаточно сложные задачи и обосновывать свое решение;
Естествознание: 16% демонстрируют понимание природных процессов и знания о проведении исследований.
Чтение: 7% могут вычитать из текста информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко найти;
Математика: 16% имеют некоторые элементарные знания;
Естествознание:12% демонстрируют отдельные факты
Слайд 21Процент учащихся 4-го класса с высоким и базовым уровнями достижений
по чтению, математике и естествознанию
Слайд 22Уровни достижений российских учащихся
8 класса
Низкий
(400 баллов)
Средний
(475 баллов)
Высокий
(550 баллов)
Высший
(625 и выше)
Не достигли низкого уровня 5% по
математике и 4% по естествознанию.
Математика, 539
Естествознание, 542
Математика: 14% могут доказывать, формулировать выводы, делать обобщения и решать линейные уравнения;
Естествознание: 14% могут в развернутом письменном ответе продемонстрировать понимание сложных и абстрактных понятий из курса биологии, химии, физики и географии.
Математика: 17% имеют некоторые знания о целых числах, десятичных дробях, действиях с ними, и об основных графиках;
Естествознание: 15% могут узнать некоторые основные факты из курса биологии и физики.
Слайд 23Процент учащихся 8-го класса с высоким и базовым уровнями достижений
по математике и естествознанию
Слайд 24 Математика, 4 класс
Естествознание,
4 класс
Математика, 8 класс Естествознание, 8 класс
В каких группах учащихся произошли основные изменения?
Слайд 25Уровни функциональной
грамотности PISA
Самостоятельно мыслящие и способные функционировать в сложных
условиях
4 уровень – проявляется способность использовать имеющиеся знания и умения
для получения новой информации
2 уровень – пороговый, при достижении которого учащиеся начинают демонстрировать применение знаний и умений в простейших не учебных ситуациях
Слайд 26Процент 15-летних учащихся, достигших 2-го и 4-го уровней функциональной грамотности
Слайд 27Уровни математической
грамотности
Слайд 28Математическое образование в мире: шаг развития (PISA-2012)
1. За последние 10
лет явно изменился запрос на качество математического образования – приоритетной
целью становится формирование математической грамотности в системе общего образования.
2. Основные тенденции в математическом образовании стран:
повышение средних результатов;
стремление к достижению самых высоких результатов;
интенсивная работа с отстающими;
анализ сильных и слабых сторон преподавания математики;
обеспечение равных возможностей для обучения мальчиков и девочек.
Слайд 29Математическое образование в мире: шаг развития (PISA-2012)
3. По двум областям
содержания «Пространство и формы» (геометрия) и «Неопределенность и данные» (вероятность
и статистика) наблюдаются наибольшие различия между странами, в связи с чем высказывается предположение, что страны могут найти резервы повышения качества математического образования, изменяя систему изучения этих областей.
4. Более высокие результаты имеют учащиеся в странах, в преподавании математики у которых преобладает «формальная математика». Страны, имеющие программы, ориентированные в основном на прикладные аспекты математики, в среднем показывают более низкие результаты. Подчеркивается важность для формирования математической грамотности освоения математики (понятий, методов и др.) и ее применение для решения реальных жизненных проблем.
Слайд 30
В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности
выпускников российских школ?
Слайд 311. Повышение качества образования
за счет усиления
компетентностного подхода
Результаты российских
учащихся в международных сравнительных исследованиях качества общего образования
Слайд 32Парадокс компетентности
Компетентность (действенные знания, умения, способы) обнаруживает себя
за пределами
учебных ситуаций,
в задачах, не похожих на те,
где эти знания, умения, способы приобретались.
Слайд 33
2. Повышение уровня
читательской грамотности в основной школе
Резкое снижение уровня
читательской грамотности при переходе из начальной в основную школу (PIRLS-2006
– PISA-2012)
Слайд 34Резкое снижение уровня читательской грамотности при переходе из начальной в
основную школу (PIRLS-2006 – PISA-2012)
Слайд 35Сравнение результатов двух исследований читательской грамотности российских учащихся (PIRLS и
PISA)
Слайд 36«Тяни-толкай» –
измеритель динамики читательской грамотности
PIRLS
+ вопросы
PISA-подобные
PISA
+ вопросы
PIRLS-подобные
Слайд 37Сравнительные результаты учащихся 4 и 6 классов
Слайд 38Что, предположительно, происходит
в основной школе? («Тяни-Толкай», 2010-2011)
Основные потери (по
данному инструменту) в умениях:
интегрировать и интерпретировать сообщения текста
размышлять о сообщениях
текста и оценивать их
Умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста
Комментарий. Данный факт в особенностях распределения учащихся при переходе от начальной школы в основную позво-
ляет выдвинуть гипотезу о том, что предмето-центрированная ориентация учебного процесса , особенно усиливающаяся
в основной школе, является основным фактором, препятствующим развитию учебной самостоятельности, и ведёт к окон-
чательному расслоению учащихся и по мотивации (см. также данные на слайде 15), и по уровням достижений.
Слайд 39Динамика сформированности читательской грамотности (образовательные учреждения ЯНАО, 2012 г.)
Слайд 403. Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся
Профиль познавательной деятельности (по
результатам TIMSS-2011)
РАССУЖДЕНИЕ (REASONING)
Анализировать
Обобщать/уточнять
Интегрировать/
Синтезировать
Обосновывать
Решать нестандартные задачи
За счет активизации учебного процесса, уменьшения
доли репродуктивных домашних заданий, репродуктивного контроля подготовки учащихся, изменения итоговой аттестации.
Слайд 41Результаты учащихся некоторых стран по видам деятельности (TIMSS-2011, 8 класс,
математика)
Слайд 42Результаты анализа учебников биологии, физики и химии
Слайд 43Факторы, связанные с учебным процессом: частота проведения проверочных и контрольных
работ по математике в 8 классах
Слайд 44Результаты учащихся некоторых стран по видам деятельности
( IAEP-II, 1991
г., естествознание)
Отличие от среднего международного балла
Слайд 45Изменение содержания выполняемой работы и необходимых для этого умений на
рынке труда (США)
Годы
Рутинные когнитивные
Рутинные ручные
Не рутинные аналитические
Не рутинные интерактивные
Не рутинные
ручные
Источник: Autor et al., 2003: Levy and Murnane, 2006
Слайд 464. Повышение эффективности работы с одаренными
и успешными учащимися
Самые успешные
учащиеся
(5-6 уровни, PISA-2012)
Всего по мат. 5-6 уровня
2003: 7,0%
2006:
7,4%
2009: 5,2%
2012: 7,8%
Слайд 47Процент успешных учащихся по математике
(5-6 уровни)
Tab I.2.1a
Россия
Слайд 485. Учет факторов, характеризующих эффективную школу, которая обеспечивает дополнительный прирост
в результатах (adds extra value)
Слайд 49Факторы эффективной школы
PISA-2012
Связь между образовательными результатами и …
Ресурсы: финансовые,
педагогический состав, материальные, временные
Управление школой, Оценка образовательных результатов Отчетность
Вертикальная стратификация
Горизонтальная
стратификация (между школами
Горизонтальная стратификация (внутри школы)
Пропуски занятий
Климат школы
Слайд 50Факторы эффективного обучения
PISA-2012
Слайд 51
Улучшение климата в школах
Некоторые данные по результатам PISA-2012
По ответам директоров
школ
Каждый второй директор школы отметил наличие проблем в поведении учащихся.
Каждый
третий посещает школу, в которой директор отметил, что учащиеся не уважают учителей.
По ответам учащихся
80% учащихся 15-летнего возраста посещают школы, в которых есть проблемы взаимодействия между учителями и учащимися.
Каждый второй учащийся посещает школу, в которой не требуется от учащихся демонстрировать высокие достижения.
Каждый третий учащийся не согласился с утверждением, что большинство их учителей интересуются жизнью учащихся.
Слайд 52Повышение вовлеченности
в образовательный процесс
Процент учащихся, обучающихся в ОУ,
в которых за последние две недели до проведения тестирования PISA
…
Слайд 53
Возможные достижения при повышении факторов эффективного обучения
Слайд 54Какие школы в России обеспечивают наивысшие результаты?
Слайд 55Основное средство в руках учителя –
УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ
ЗАДАНИЕ
Ориентация ФГОС
«на новые результаты» и
парадигму деятельностного развития
Основная педагогическая
задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Слайд 56Оценка качества начального образования.
Развитие познавательной активности
12
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ
ЯЗЫК
59
57
12
29
27
2
1
Уровень показателя условий для
формирования
познавательной активности учащихся
Средний балл (в % от выполнения работы) для
разных
показателей уровня условий для формирования
познавательной активности учащихся
Процент
учителей
Русский язык
Математика
59
57
63
62
67
66
74
75
Недостаточный
Низкий
Средний
Высокий
Слайд 57Оценка качества начального образования.
Активность группы при реализации проекта
Слайд 58Оценка качества начального образования.
Интеграция ИКТ в учебный процесс
27
МАТЕМАТИКА
РУССКИЙ ЯЗЫК
17
50
6
13
3
8
30
Уровень показателя
использования
ИКТ учащимися
Средний балл (в % от выполнения работы) для
разных
показателей уровня использования ИКТ учащимися
Процент
учащихся
Русский язык
Математика
59
56
63
67
60
65
Практически не
используют
От случая к случаю,
узкий спектр
От случая к случаю,
широкий спектр
Практически посто-
янно, узкий спектр
2
44%
Практически посто-
янно, широкий спектр
59
63
69
66
Комментарий.
Заметно возрос уровень
интеграции ИКТ в учеб-
ный процесс
Слайд 59Спасибо за внимание!
Ковалева Галина Сергеевна, руководитель Центра оценки
качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования
Тел./факс:
(499)-246-24-21
e-mail: centeroko@mail.ru
сайт: www.centeroko.ru