Разделы презентаций


Мотивация как психологическая категория

Содержание

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ» В. А. Сухомлинский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мотивация как психологическая категория

Мотивация как психологическая категория

Слайд 2 «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ

ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А.

Сухомлинский
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ

Слайд 3План лекции
Мотивация как психологическая категория
Учебная мотивация
Формирование

и изучение учебной мотивации

План лекции Мотивация как психологическая категория Учебная мотивация Формирование и изучение учебной мотивации

Слайд 41. Мотивация как психологическая категория
Концепции и

теории мотивации, относимые только к человеку, начали появляться в психологической

науке начиная с 20-х гг. XX в. Первой была теория мотивации К. Левина (1926). Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии - А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса.

1. Мотивация как психологическая категория    Концепции и теории мотивации, относимые только к человеку, начали

Слайд 5Мотивация
В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотиваций. В связи

с таким положением В.К. Вилюнас высказал сомнение о целесообразности обсуждения

вопроса, что такое "мотив".
Когда ищут ответ на вопрос: "что же такое мотивы?", нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: "зачем?", "для чего?", "почему?", "от чего человек ведет себя именно так, а не иначе"?
МотивацияВ зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотиваций. В связи с таким положением В.К. Вилюнас высказал сомнение

Слайд 6Мотивация учения - основное условие успешного обучения

МОТИВ –(от латинского)

приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с

удовлетворением потребности человека.

МОТИВАЦИЯ – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Совокупность побуждений к деятельности

Мотивация учения - основное условие успешного обученияМОТИВ –(от латинского)  приводить в движение, толкать. Это побуждение к

Слайд 7Психологические феномены мотива
психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов);


предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев);
установки (А. Маслоу);
условия существования

(К. Вилюнас);
побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин);
соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).
намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович) и др.


Психологические феномены мотивапсихические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов); предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев); установки (А.

Слайд 8Мотивация как психическое явление
совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих

поведение (К.Мадсен, Ж.Годфруа);
совокупность мотивов (К.К.Платонов);
побуждение, вызывающее активность организма и определяющее

её направленность;
процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш.Магомед-Эминов);
процесс действия мотива;
механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А.Джидарьян);
совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К.Вилюнас).

Мотивация как психическое явлениесовокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К.Мадсен, Ж.Годфруа);совокупность мотивов (К.К.Платонов);побуждение, вызывающее активность

Слайд 9СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ
Л.С. Выготский
А.Ф. Лазурский
Н.Н. Ланге
А.Н. Леонтьев

С.Л. Рубинштейн
Л.И. Божович
А.К. Маркова

СОВЕТСКИЕ УЧЕНЫЕ Л.С. Выготский А.Ф. Лазурский Н.Н. Ланге А.Н. Леонтьев С.Л. РубинштейнЛ.И. Божович А.К. Маркова

Слайд 10ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ
К. Левин
Д.К. Маккеланд
Г. Олпорт
Э. Даффи
Д.

Берлайн
И. Аткинсон
К. Бëрч
Х. Хекхаузен

ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕК. Левин Д.К. Маккеланд Г. Олпорт Э. Даффи Д. Берлайн И. Аткинсон К. Бëрч Х. Хекхаузен

Слайд 11ЦИКЛ МОТИВАЦИИ
ПОТРЕБ- НОСТИ
УСИЛИЯ
ДЕЙСТВИЕ
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

ЦИКЛ МОТИВАЦИИПОТРЕБ- НОСТИУСИЛИЯДЕЙСТВИЕВОЗНАГРАЖДЕНИЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ

Слайд 12 2. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее

личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.




Это направленность

ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов.
2. УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ	Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в

Слайд 183. Формирование и изучение учебной мотивации

Какую же общую мотивацию

следует формировать у учащихся?
Сначала определим те виды деятельности, которые должны

быть главными, ведущими в учебно-воспитательной самодеятельности учащихся.












3. Формирование и изучение учебной мотивации Какую же общую мотивацию следует формировать у учащихся?Сначала определим те виды

Слайд 19Виды деятельности учащихся
Исходя из цели школы, по мнению Л.М. Фридмана

можно выделить следующие виды деятельности учащихся, определяющие осуществление цели школы:

Учебно-познавательная

деятельность.
Деятельность по саморазвитию своих способностей.
Деятельность по самовоспитанию своих добрых качеств, стиля поведения, положительных черт характера.
Деятельность по профессиональному самоопределению, подготовке к будущей профессии и продолжению образования в избранной области.

Виды деятельности учащихсяИсходя из цели школы, по мнению Л.М. Фридмана можно выделить следующие виды деятельности учащихся, определяющие

Слайд 20
Чтобы учащиеся овладели видами деятельности и чтобы последние были достаточно

эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес к указанным видам

деятельности, а также все виды широких социальных и внутренних мотивов, добиваясь при этом, чтобы они были ясно осознаваемыми, стойкими и смыслообразующими.

Чтобы учащиеся овладели видами деятельности и чтобы последние были достаточно эффективны, необходимо формировать у них стойкий интерес

Слайд 21Развитие внутренней мотивации учения.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как

сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является

сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели учения. Поэтому в мотивационном развитии учащегося следует учитывать, так же как и в процессе обучения, зону ближайшего развития.
Развитие внутренней мотивации учения. 	Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый

Слайд 22Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Гораздо проще

двигаться вниз. Нередко в реальной педагогической практике родителей и учителей

используются такие "педагогические подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрение и использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критика или полное игнорирование, неоправданно заниженные оценки и лишение материальных поощрений и иных стимулов
.
Развитие внутренней мотивации учения - это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз. Нередко в реальной педагогической практике

Слайд 23ХАЙНЦ ХЕКХАУЗЕН
Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной

деятельности достижения.

Использование мотивационного тренинга или курсов развития и

изменения мотивации.
ХАЙНЦ ХЕКХАУЗЕН Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. Использование мотивационного тренинга или курсов

Слайд 24ПРОГРАММА МОТИВАЦИОННОГО ТРЕНИНГА ХЕКХАУЗЕНА
постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;
адекватная

самооценка, знание своих сильных и слабых сторон;
вера в эффективность собственной

деятельности;
получение обратной связи о достижении цели;
переживание ответственности за свои действия и их последствия.

ПРОГРАММА МОТИВАЦИОННОГО ТРЕНИНГА ХЕКХАУЗЕНА постановка реалистичных, но недостаточно трудных целей;адекватная самооценка, знание своих сильных и слабых сторон;вера

Слайд 25Этапы мотива
А.К. Маркова подчеркивает, что мотивы всех видов и уровней

могут проходить в своем становлении следующие этапы:
актуализация привычных мотивов;

постановка на основе этих мотивов новых целей;
положительное подкрепление мотива при реализации этих целей;
появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).
Этапы мотиваА.К. Маркова подчеркивает, что мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы:

Слайд 26Формирование мотивации Л.М. Фридмана
Л.М. Фридман выделяет два основных пути формирования

у учащихся нужной мотивации (Фридман Л.М., 1997)
. Первый путь, иногда называемый

"снизу вверх" состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности учащихся, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости.
Формирование мотивации Л.М. ФридманаЛ.М. Фридман выделяет два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации (Фридман Л.М., 1997).

Слайд 27Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой

"форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу

воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования "сверху вниз". Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует ученик, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде.
Второй путь заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой

Слайд 28Изучение учебной мотивации
Для того, чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную

мотивацию, нужно следить за динамикой развития у мотивов учения и

самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого необходимо периодически проводить обследование всех учащихся с целью выявления характера мотивации их учения, установления доминирующего мотива.

Изучение учебной мотивацииДля того, чтобы сформировать у учащихся стойкую положительную мотивацию, нужно следить за динамикой развития у

Слайд 29Установки и действия педагога:

совместная с детьми работа по осмыслению и

принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
 выбор средств, адекватных

цели;
учет возрастных особенностей школьников;
выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
нестандартная форма проведения уроков;
Установки и действия педагога:совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных

Слайд 30Установки и действия педагога:
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование

групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных

и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся;

Установки и действия педагога:создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;эмоциональная

Слайд 31Пути развития мотивов учения
Через усвоение учащимися общественного смысла учения.
Через саму

деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Пути развития мотивов ученияЧерез усвоение учащимися общественного смысла учения.Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать

Слайд 32Некоторые пути формирования мотивации учения
Подбор информации
Подбор учебного и иллюстративного материала
Содержание

учебного материала должно быть достаточно сложным и трудным

Некоторые пути формирования мотивации ученияПодбор информацииПодбор учебного и иллюстративного материалаСодержание учебного материала должно быть достаточно сложным и

Слайд 33Выводы
Между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют

на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности.
Учебная

мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность.

ВыводыМежду мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись,

Слайд 34Выводы
Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной

деятельности не существуют в изолированном виде.
Чаще

всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие - дополнительное.
Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.

Выводы    Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде.

Слайд 35Можно выделить два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации:

"снизу вверх" и "сверху вниз" (Л.М. Фридман).
Необходимое условие для

создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности - возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Поэтому большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемных ситуаций.
Мотивы всех видов и уровней могут проходить в своем становлении следующие этапы: актуализация привычных мотивов; постановка на основе этих мотивов новых целей; положительное подкрепление мотива при реализации этих целей; появление на этой основе новых мотивов; соподчинение разных мотивов и построение их иерархии; появление у ряда мотивов новых качеств (самостоятельности, устойчивости и др.).
Можно выделить два основных пути формирования у учащихся нужной мотивации:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика