Слайд 1Сатирическая Комедия «Недоросль»
Д. И. Фонвизин
Слайд 2Денис Иванович Фонвизин
(1745 -1792)
…Сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной.
А.С. Пушкин. «Послание к цензору»
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры
смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
Слайд 3Д. И. Фонвизина
Краткая БИОГРАФИЯ
Слайд 41745 г. - родился в большой обедневшей
дворянской семье
в Москве;
1755 г. – был отдан в гимназию при Мос-
ковском университете;
1759 г. - поступил на философский фа-
(14 лет) культет Московского университета
1761 г. - зарабатывал переводами с не-
(16 лет) мецкого языка басен;
в 18 лет он заканчивает университет и
переезжает в Петербург;
Слайд 51766-69 гг.-написана комедия «Бригадир»
(24 года)
(приносит ему известность);
1769г.–поступил в Коллегию иностранных
дел в качестве секретаря;
1782 г. – написана комедия «Недоросль»;
1783 г. – вынужден выйти в отставку;
1785 г. – тяжело заболел: с трудом пере-
(40 лет) двигался и плохо говорил;
1788 г. – задумал издавать журнал «Старо-
дум», но Екатерина II запретила;
1792 г. – 1 декабря умер, ему было 47 лет.
Слайд 6 первая русская
социально-политическая
комедия.
1782 год
Комедия
«Недоросль» –
Слайд 7 Недоросль –
в России в 18 веке:
молодой дворянин,
не достигший совершеннолетия и
не
поступивший на государственную службу.
Слайд 8 Эта пьеса из пяти действий о недоросле, о его
чудовищном воспитании, превращающем подростка в жестокое и ленивое существо.
Слайд 9Фонвизин изображает пороки того общества:
хозяева, господствующие
не по праву;
дворяне, не достойные быть дворянами;
самозваные
учителя.
Слайд 10Роды литературы
эпос
лирика
драма
отражает процесс речевого общения; предназначена для сцены (слияние лирики
и эпоса)
изображает предметный мир во всём его многообразии
отражает жизнь человека
через чувства, мысли и переживания
Слайд 11Драма – от греч. «действие»
В драматическом произведении движения событий протекают
особенно остро и напряжённо. В то же самое время события
могут быть просты и обыкновенны., но каждое слово и движение раскрывает характер персонажа.
Слайд 12«Недоросль» - комедия классицизма
правило трёх единств:
события происходят в течение
одних суток;
в одном месте;
в основе комедии лежит конфликт.
Слайд 13Основные правила классической комедии:
изображение людских пороков;
комедия должна смехом казнить пороки
говорящие
фамилии;
чёткое деление на положительных и отрицательных героев;
установка на разговорный язык;
счастливый
конец
Слайд 14 Термины
Экспозиция – вступительная часть литературного произведения.
Кульминация – наивысшая
точка развития сюжета, конфликт.
Композиция – пространство произведения.
Слайд 15Отрицательные герои
Ничтожные господа Простакова и Скотинин.
«Злонравные» помещики смотрят на крепостных,
как на скот.
Митрофанушка глупый и ленивый, эгоистичный, жестокий и хитрый: воплощение
дремучего невежества и нравствен-
ной невоспитанности.
Слайд 16Урок Митрофана
Про «экзамен» Митрофана сказано, что в этой сцене происходит
столкновение истинного просвещения и воинствующего невежества.
Слайд 17Положительные герои
Образы Правдина и Милона - примеры исполнения дворянского долга
перед Отечеством.
Стародум осуждает нравы екатериненского двора.
Софья происходит от честных дворян,
образована. Она считает, что почёт и богатство должны доставаться трудами.
Слайд 18Говорящие фамилии
Простакова – простота, необразованность.
Стародум – человек Петровской эпохи.
Скотинин –
любитель свиней.
Правдин – дворянский долг превыше всего.
Софья – с греч.
значит «мудрость», но не ума,
а мудрость души, сердца, чувства.
Митрофанушка – с греч. – «похожий на мать» – маменькин сынок.
Вральман, Цыферкин, Кутейкин –
так называемые учителя.
Слайд 19Образ Простаковой
это главный персонаж комедии;
она в центре всех событий;
на ней
весь «дом держится»;
вызывает острое неприятие: «госпожа бесчеловечная»,
«презлая фурия
с адским нравом», «злая помещица»;
она жестока и невежественна, хитра и лицемерна,
расчётлива и предприимчива;
безумная любовь к сыну делает
её жертвой собственного обмана.
Слайд 20Крылатые выражения
Тришкин кафтан.
Век живи, век учись.
Не хочу учиться,
а
хочу жениться.