Слайд 1Мотивация обучения, методы и приемы
Основным в педагогическом искусстве учителя есть
умение побуждать, а не принуждать.
Слайд 2Этапы развития мотивации
Начальный этап урока
Этап закрепления и усиления возникшей мотивации;
Этап
завершения урока;
Слайд 3Методы, способствующие развитию положительной мотивации учения у школьников в целом
Эмоциональная
мотивация: поощрение, создание ситуации успеха, удовлетворение желания быть значимым в
коллективе; помощь в адекватном снятии напряжения и негативных эмоций.
Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).
Волевые методы мотивации: предъявление требований, самооценка деятельности.
Социальные методы: развитие желания быть полезным; создание ситуации взаимопомощи; сотрудничество и т. д.
Слайд 4Специальные задания на упрочение отдельных сторон или методов мотивации: упражнения
на сотрудничество со взрослым, на поиск новых подходов к задаче
со скрытыми возможностями.
Задания с использованием ситуации выбора;
Упражнения на закрепление самооценки, на решение задач повышенной трудности;
Упражнения на устойчивость целей;
Упражнения по снятию тревожности и напряженности, на укрепление положительных эмоций.
Методы, способствующие развитию положительной мотивации учения у школьников
Слайд 5Примеры самых распространенных нестандартных занятий
Занятия, основанные на идеях соревнования: викторина,
конкурс, турнир, дидактическая игра, аукцион, познавательная игра (с идеей соревнования
по бальной системе);
Занятие, основанное на межпредметных связях: интегрированное занятие, бинарное занятие, экскурсия;
Занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, устный журнал, газета, философский стол;
Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: презентации, исповедь, мультимедиа;
Занятие, основанное на фантазии педагога и обучающихся: сказка, сюрприз, приключение, путешествие, спектакль, эврика, эссе;
Слайд 6Примеры самых распространенных нестандартных занятий (продолжение)
Занятия, основанные на иммитации общественной
деятельности: суд, следствие, учёный совет, парламент, деловая игра, конференция;
Занятие, основанное
на способности проецировать изменения действительности, предложения новых идей для решения жизненных проблем: защита проекта, ролевая игра, имитационная игра, «деловой театр», психодрама и социодрама;
Занятие, основанное на создании особой психологической атмосферы: встреча, гостиная, чаепитие, посиделки, тренинг;
Занятие, основанное на свободном обмене мнений: диспут, час вопросов и ответов, дискуссия, час общения;
Занятие, основанное на творческом отчёте коллектива: фестиваль, концерт, выпускной ринг, выставка, ярмарка, защита реферата, день открытых дверей, бенефис.
Слайд 7Виды мотивационного стимулирования учащихся
Урок с применением кейс-технологии
Урок с применением технологии
«Аквариум».
Урок с применением игровой технологии.
Урок с применением технологии развития критического
мышления.
Урок с применением ИКТ.
Урок с применением проектной технологии.
Слайд 8Приемы мотивационного стимулирования учащихся
короткий рассказ учителя,
беседа,
проблемный вопрос,
интерактивная технология
эпиграф урока,
его обсуждение,
анекдот,
видеосюжет,
компьютерная презентация,
воображаемое путешествие,
ассоциации, аналогии,
парадокс явлений и событий,
цитата, крылатое выражение,
фольклор,
портрет,
картина,
фотография,
книга,
плакат,
«таинственный
сундучок»,
демонстрация исторической или другой карты
график, схема,
коротенькая статья из периодического издания,
копии оригинальных документов,
разыгрывание ролей,
ребус, кроссворд, головоломка и т.п.
Слайд 9Пути мотивации
Мотивация учебной деятельности путем беседы
Создание проблемной ситуации.
Мотивация учебной
деятельности путем использования технологии « Мозговая атака».
Мотивация учебной деятельности путем
обработки текста периодических изданий.
Мотивация учебной деятельности по технологии « Незаконченное предложение».
Мотивация учебной деятельности путем изготовления самодельных пособий.
Мотивация учебной деятельности путем использования творческих задач (составление кроссвордов, загадок; написание фантастических рассказов, эссе, стихов; художественные задачи, например, « каким я представляю себе…», « Что произойдет, если…?» и др.).
Слайд 10Пути мотивации (продолжение)
Мотивация учебной деятельности путем использования во время урока
художественной и научно – популярной литературы.
Мотивация учебной деятельности путем создания
ситуации успеха.
Мотивация учебной деятельности на основе деятельностного подхода к обучению
Мотивация учебной деятельности с помощью экстраполяции (перенесение объекта в воображаемое будущее, использование приема парадоксов, прогнозирование развития событий, проведение конкурса предлагаемых теорий…).
Мотивация учебной деятельности в процессе познавательных игр и игровых ситуаций.
Мотивация учебной деятельности с помощью приемов работы с текстом.
Слайд 11Основным в педагогическом искусстве учителя есть умение побуждать, а не
принуждать