Слайд 1Мотивация ученика - основное условие успешного обучения
по материалам
Камаровской Е.В. «Как помочь школьнику.
Развиваем память, усидчивость, внимание.»
подготовила: Пузырева Л.И.
Слайд 2Притча: Король узнаёт, что его сын женится. Он возмущён, топает
ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен,
а гнев не имеет границ. Он кричит своим поданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»
Слайд 3Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни
ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно
бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст – период кризиса в развитии личности ребенка.
Ключевые переживания этого возраста – любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни, а учебная деятельность переходит на второй план. Центральное новообразование этого возраста – личностное
самоопределение!
Слайд 4«Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею».
Данный этап сопровождается
следующими моментами:
1. Есть свое мнение, не всегда верное
2. Считает
именно свое мнение истинно верным
3. Не считается с мнением родителей
4. Поступает так, как хочет
5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)
6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)
Слайд 5
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:
1. аргументировать
запреты;
2. обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут
последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое);
3. считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим);
4. не считать свою позицию на 100% правильной;
5. поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе);
6. не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился;
7. в спорах пытаться договориться
Слайд 7 За уши зайца
Несут к барабану.
Заяц ворчит:
«Барабанить не
стану!
Нет настроенья,
Нет обстановки,
Нет подготовки!
Не вижу морковки!»
Высокая мотивация обучения
У таких детей есть познавательный мотив , стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования
Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Слайд 9Хорошая школьная мотивация
Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.
Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Слайд 10Низкая школьная мотивация .
Эти дети посещают школу неохотно.
Предпочитают пропускать
занятия.
На уроках часто занимаются посторонними делами, играми.
Испытывают серьезные
затруднения в учебной деятельности.
Слайд 11Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
Такие дети
испытывают серьезные трудности в обучении :
Они не справляются с
учебной деятельностью.
Испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда,
пребывание в ней для них невыносимо.
Ученики могут проявлять агрессию.
Отказываться выполнять задания.
Следовать тем или иным нормам и
правилам.
Часто у подобных школьников отмечаются нервно - психические нарушения.
Слайд 12Причина эффективной школьной мотивации:
на самом деле
ОДНА!!!
Слайд 13ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС
Он же Любопытство.
Он же Удовольствие.
Он же Внутренняя
мотивация (самая честная, верная, настоящая!)
Слайд 14Есть и другие, но менее эффективные
Идентифицированная мотивация: занимаюсь, потому что
оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или:
потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.
Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.
Слайд 16Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
Влияние психологического климата в школе
Родительский страх
мешает детям стать самостоятельными
Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
Завышенные требования
не дают детям полноценно учиться
Кто считает себя глупым, таким и будет
Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
Переизбыток медийной информации вредит ребенку
Слайд 17Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Слайд 18Окружающий мир, полный любви
Важен эмоциональный климат в семье. Совместный досуг,
совместные трапезы.
Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка,
свободное пространство для самостоятельности).
Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.
Личный пример и реакция соучастия.
Установка: Ошибки – нормальное явление.
Слайд 19Свободное пространство в разумных пределах. Мотивированные дети – это самостоятельные
дети.
Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.
Не
подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
Использование установки: «Я знаю,
ты можешь всё делать самостоятельно»
Высокие требования, но
соответствующие возможностям
Избегать недооценок. Переоценок.
Слайд 21Упражнения для повышения внутренней мотивации
1. Анализ жизни
(Фопель К., 2000)
2. Сила моих желаний (Фопель К., 2000)
3. Дух
группы (Фопель К., 2000)
4. Недосказанные слова (Фопель К., 2000)
5. Биографическая разминка (Головаха Е. И., Кроник А. А., 1984)
6. Медитаци«Путь к цели» (Фопель я К., 2000)