Слайд 1МОТОРНАЯ АЛАЛИЯ
По материалам книги
Башинская Т.В, Пятница Т.В.
“Как превратить
«неговорящего» ребенка в болтуна
(из опыта преодоления
моторной алалии)”.
Слайд 2 Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического
характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания при
относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций
Слайд 3КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ
АЛАЛИЯ
Сенсорная
поражение речедвигательного
анализатора (центра Брока)
Моторная
поражение речеслухового
анализатора
(центра Вернике)
Афферентная
отмечается кинестетическая
артикуляторная апраксия
(или ее элементы).
Ребенок затрудняется в нахождении
отдельных артикуляций,
для его речи характерны замены
артикуляционно схожих звуков.
Ребенок также не может воспроизвести,
повторить слово, фразу.
Правильная артикуляция в речи
закрепляется с трудом
Сенсомоторная
Эфферентная
наблюдается кинетическая артикуля-
торная апраксия (или ее элементы).
У ребенка страдает переключение от
одной артикуляции к другой, ему трудно
включиться в движение, выполнить
серию движений. В речи детей грубо
искажена слоговая структура слов (при
этом нарушения звукопроизношения
отходят на второй план), могут наблюдаться
персеверации (патологическое
непроизвольное повторение
одних и тех же элементов речи).
Слайд 4Схема обследования ребенка с моторной алалией (3-6 лет)
Слайд 5Система коррекционного воздействия при моторной алалии
Моторная алалия — медико-психолого-педагогическая
проблема.
Коррекционная работа направлена на создание механизмов речевой деятельности:
формируется мотив;
формируется коммуникативное
намерение;
осуществляется внутреннее программирование высказывания;
выполняется его лексическая развертка;
происходит отбор лексико-грамматических средств;
реализуется грамматическое структурирование.
Слайд 7С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЧУДО
Детская психика устроена таким образом, что при
эмоциональном возбуждении у ребенка повышается двигательная активность, а усиление двигательной
активности вызывает у малыша чувство радости.
Основная идея предлагаемой методики заключается в максимальном совмещении момента резкого движения плечевого сустава (размах, бросок) с моментом начала речи (голосовой реакцией)
Слайд 8КАЖДЫЙ «ЗВУК» СОПРОВОЖДАЕТСЯ ДВИЖЕНИЕМ, КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ СОПРОВОЖДАЕТСЯ «ЗВУКОМ»
Предлагаемая
методика разработана с учетом психодинамики детского возраста, предназначена для работы
с детьми, страдающими моторной алалией (имеющими I уровень речевого развития), и неразговаривающими детьми с 2,5 – 3-летнего возраста и соответствует трем основным этапам коррекционной работы.
Слайд 9 Методика представлена в виде 5 последовательных концентров, содержащих
игровые упражнения, пальчиковые игры, ритмодекламации, подвижные речевые игры, графические упражнения
Первый
этап коррекционной работы:
1 концентр «ЗВУК»
2 концентр «СЛОГ»
3 концентр «СЛОВО»
Второй этап коррекционной работы:
4 концентр «ФРАЗА»
5 концентр «СВЯЗНАЯ РЕЧЬ»
Третий этап коррекционной работы предназначен для закрепления полученных навыков на более высоком речевом уровне
Слайд 10Звук или голосовая реакция
Самый важный период в работе. Даже если
ребенок пользуется в речи фразой, состоящей из слов-корней, начинать работу
необходимо с первого этапа и формировать все речедвигательные навыки. В период работы над звуком не стоит требовать от ребенка произнесения слов и фраз, достаточно, чтобы был произнесен один гласный звук в слове.
Слайд 11Слог
Начинаем формировать слоговую структуру слова путем повтора одинаковых звуков и
движений.
Слайд 12Слово
К этому концентру следует переходить, если спонтанная речь ребенка состоит
из развернутой фразы, по слоговой структуре близкой к норме. Знакомим
детей с ритмическим рисунком высказывания, рифмой, мелодикой языка. Каждое высказывание произносится нараспев. В конце желательно сделать перерыв на 1-2 месяца, чтобы «проросло» все то, что «сеяли» в течение длительного времени.
Слайд 13Фраза
Наиболее важный концентр в психологическом плане. Задача: воспитать у ребенка
потребность в правильном звуковом оформлении собственной речи
Слайд 14Связная речь
Закрепляются полученные ранее навыки, развиваются понимание речи, грамматический строй
языка. Основная задача: научить ребенка помогать себе в трудных речевых
ситуациях мимикой жестом, шагами, прыжками, хлопками и другими средствами
Слайд 15 Концентр «Звук», в зависимости от возможностей каждого ребенка,
длится от 1 до 4 месяцев. Все последующие этапы сменяют
друг друга после того как ребенок овладеет предложенным речевым материалом.
В конце каждого концентра рекомендуются небольшие «каникулы» - 1-2 недели. Во время каникул требования педагога к речи ребенка снижаются. Ребенок играет только в те игры, которые полюбил, говорит так, как может. После таких каникул легко заметить успехи ребенка и определить направления дальнейшей работы.
Слайд 16 Если следовать авторским рекомендациям, предполагается, что к концу
пятого концентра речевое развитие ребенка будет соответствовать III уровню.
Далее коррекция речи ведется аналогично работе с детьми с ОНР, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Данная методика разработана специально для помощи детям с моторной алалией, посещающим специальные группы для детей с ТНР. Однако она с успехом может применяться для развития речи детей, не имеющих особенностей речевого развития, начиная с 2 лет.