Слайд 1ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
Тема 2.1 Внутриутробный период и период новорожденности
ФГБПОУ СПБ МТК
ФМБА России
О. В. Шапкина, преподаватель СПб МТК ФМБА
Слайд 2ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Организм ребенка в биологическом отношении не является постоянным,
непрерывно находясь в процессе роста и развития. От момента рождения
и до того, как ребенок станет взрослым человеком, он проходит ряд возрастных стадий, или периодов, каждый из которых имеет свои закономерности.
Слайд 3ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Этап внутриутробного развития (антенатальный период):
Эмбриональная стадия – от
зачатия до 11/12 нед.
Фетальная (плацентарная) стадия – с 12 нед.
до рождения.
Интранатальный этап – период родов; с момента установления регулярных схваток до отделения ребенка от матери.
Слайд 4ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Внеутробный (постнатальный) этап
Период новорожденности (неонатальный) – от рождения
до 28 дня жизни:
Ранний неонатальный период – первые 7 дней
жизни;
Поздний неонатальный период – с 8 по 28 день жизни.
Период грудного возраста (младенчества) – с 29 дня жизни до 1 года.
Слайд 5ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Период молочных зубов – с 1 года до
7 лет:
Преддошкольный период (старший ясельный возраст) – от 1 года
до 3 лет
Дошкольный период – от 3 до 7 лет
Период младшего школьного возраста (период отрочества, препубертатный период) – с 7 до 11(12) лет
Период полового созревания (старший школьный возраст, пубертатный период) – с 11(12) до 18 лет.
Слайд 6КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
В процессе индивидуального развития организма существуют периоды
наибольшей чувствительности к повреждающему действию разнообразных факторов. Эти периоды получили
название критических, а повреждающие факторы - тератогенных.
Слайд 7КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
В онтогенезе человека выделяют следующие критические периоды:
Гаметогенез (образование половых клеток);
Оплодотворение;
Имплантация (6-8 сутки);
Развитие комплекса
основных органов и формирование плаценты (3-8-я недели);
Периоды дифференцировки того или иного органа или системы органов, (20-24-я недели);
Рождение;
Период новорожденности;
Период полового созревания.
Слайд 8КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Слайд 9АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Антенатальный период соответствует промежутку времени внутриутробного развития плода. Начинается
с момента оплодотворения (образование зиготы) и длится до начала процесса
родов. Продолжительность периода составляет в норме 40 недель (270-280 дней, 9 календарных или 10 лунных месяцев).
Слайд 10АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Делится на 2 стадии: эмбриональную (с зачатия до 11/12
нед.) и фетальную (с 12 нед. до рождения).
В эмбриональной стадии
происходит закладка и формирование осевых органов и тканей, внешних частей плода.
Воздействие тератогенных факторов приводит к гибели зародыша или вызывает эмбриопатии – грубые анатомические и диспластические пороки развития.
Слайд 11АНТЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
С созреванием плаценты наступает фетальная стадия, основным отличием которой
является обособление кровообращения плода от кровообращения матери. Происходит рост и
тканевая дифференцировка органов плода.
Воздействия неблагоприятных факторов могут проявляться задержкой роста, задержкой дифференцировки органов (гипоплазией) или нарушением дифференцировки тканей (дисплазией), возможно также рождение недоношенного ребенка. Совокупность изменений плода в этом периоде называются фетопатиями.
Слайд 12ИНТРАНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
По определению ВОЗ, нормальные роды — это роды, которые
начинаются спонтанно у женщин низкого риска в начале родов и
остаются таковыми в течение всех родов: ребенок рождается спонтанно в головном предлежании при сроке беременности от 37 до 42 полных недель, и после родов мать и ребенок находятся в хорошем состоянии.
Слайд 13ИНТРАНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Роды разделяют на три периода: период раскрытия, период изгнания
и последовый период.
Средняя продолжительность нормальных родов у первородящих равна
9—12 часов, у повторнородящих — 7—8 часов.
Слайд 14ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
Начинается с первого вздоха ребенка и перевязки пуповины и
продолжается 4 недели. С этого периода прекращается непосредственная связь ребенка
с организмом матери, его длительность определяется временем адаптации новорожденного к условиям внешней среды.
Слайд 15ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ
За это время отпадает остаток пупочного канатика, заживает пупочная
ранка,
ребенок приспосабливается к новым условиям существования (переходные физиологические состояния),
устанавливается легочное дыхание,
перестраивается система кровообращения (прекращается функционирование пуповины, овального окна, аранциевого и боталового протоков), начинает функционировать пищеварительный аппарат, происходит смена гемотрофного питания на лактотрофное.
Слайд 16ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
Это период – с месяца до 12 месяцев
жизни. Характеризуется высокими темпами физического и психического развития. Меняются пропорции
тела, быстрее растут конечности, медленнее туловище и голова.
Начало прорезывания молочных зубов.
Заметно совершенствуется функциональная деятельность ЦНС, развиваются моторные функции, ребенок начинает узнавать предметы и лица, ориентируется в окружающей среде. К концу этого периода ребенок произносит первые слова.
Слайд 17ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА
В этом возрасте сохраняется относительная функциональная незрелость пищеварительного
аппарата, поэтому самые частые болезни — заболевания желудка, кишечника и
расстройства питания.
Морфологическая и функциональная незрелость ЦНС, повышенная проницаемость гематоэнцефалического барьера способствуют возникновению судорог функционального характера при респираторных вирусных заболеваниях
Слайд 18ПЕРИОД ПРЕДДОШКОЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ПЕРИОД МОЛОЧНЫХ ЗУБОВ)
Период молочных зубов
следует за грудным, охватывает возраст от 1 года до 6
— 7 лет. Подразделяется на старший ясельный (преддошкольный) — от 1 года до 3 лет и дошкольный возраст — от 4 до 7 лет.
Слайд 19ПЕРИОД ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изменяются пропорции тела: рост увеличивается в основном за
счет длины ног, что придает ребенку стройность.
На 2-ом году жизни
улучшается ходьба. После 1,5 лет ребенок учится бегать. Развитие крупной моторики.
Продолжается прорезывание молочных зубов (завершается к 2 годам)
Слайд 20После 1,5 лет, дети начинают понимать разговор взрослых. Быстрыми темпами
развивается речь ребенка. К 2 годам ребенок охотно говорит с
близкими, но речь не становится средством общения детей друг с другом.
К 3 годам могут складываться «детские коллективы», когда ребенок предпочитает играть с каким-то определенным ребенком или даже с 2-3 детьми.
Слайд 21Из заболеваний часто встречаются болезни пищеварительного аппарата, анемии.
Возможна перегрузка
впечатлениями и негативными влияниями окружающей среды.
Увеличивается возможность распространения острых детских
инфекций (корь, ветряная оспа, коклюш, скарлатина),
Характерны острые респираторные заболевания.
Высок риск травматизма.
Слайд 22ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ С 3 ДО 7 ЛЕТ
Значительно замедляются темпы роста.
Продолжается
развитие скелета, но он еще в значительной системе состоит из
хрящевой ткани, поэтому легко деформируется из-за неправильного положения тела, долгого стояния, сиденья. Может появиться нарушение осанки.
К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов на постоянные.
Основной формой развития является игра.
Слайд 23МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7 – 11-13 ЛЕТ)
Характеризуется самыми низкими темпами
роста и массы тела.
Совершенствование мелкой моторики.
Замена молочных зубов на постоянные.
Повышенная
двигательная и игровая активность
В патологии школьного возраста имеют значение острые респираторные инфекции. Остается высоким риск травматизма.
Слайд 24СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (12 – 17 ЛЕТ), ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД
По определению
ВОЗ, подростковый возраст является периодом роста и развития человека, который
следует после детства и длится до достижения зрелого возраста, то есть с 10 до 19 лет. Это один из критических переходных периодов жизненного цикла.
Слайд 25СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (12 – 17 ЛЕТ), ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД
Характеризуется усиленной
деятельностью эндокринной системы, своеобразием нервно-психических процессов.
Половые различия протекания пубертатного периода
приводят к тому, что существенно (до 8%) увеличивается разница в росте между мальчиками и девочками.
Слайд 26СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (12 – 17 ЛЕТ), ПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД
Начальный период
характеризуется резким скачком роста, который стимулируется соответствующим гормоном. Гормон роста,
способствует активной утилизации жира, поэтому в раннем пубертате подростки худеют. На заключительном этапе пубертата наиболее активными становятся стероидные гормоны (андрогены и эстрогены). Они способствуют завершению окостенения, ограничению роста, округлению частей тела.
Слайд 27Моторика подростков может характеризоваться порывистостью движений, повышенной двигательной активностью, склонностью
к преодолению препятствий при отсутствии достаточной осторожности в оценке своих
сил и возможностей.
Психика в подростковом возрасте также имеет ряд особенностей. Для подростков характерны повышенная эмоциональная возбудимость, реактивность, проявляющиеся в психической неуравновешенности, резких сменах настроения, переходах от экзальтации к депрессии и обратно, нарастании всеобщего возбуждения и ослаблении всех видов торможения.
Слайд 28В связи с неустойчивостью вегетативной нервной и эндокринной систем в
этом возрасте нередко наблюдаются функциональные расстройства различных органов, эндокринные нарушения,
нарушения физического и полового развития, неустойчивость терморегуляции, склонность к нарушениям питания и заболеваниям пищеварительной системы
Острые детские инфекции отмечаются значительно реже.
Большинство заболеваний протекает также, как и у взрослых.